Развитие инженерных способностей у детей дошкольного возраста
посредством конструктивной деятельности
в условиях современного образования.
"Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра".
Джон Дьюи
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. По данным статистики, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита современного общества. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. В связи с этим, дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать предпосылки инженерного мышления у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Современный мир ставит перед образованием не простые задачи:
Ø детям учиться должно быть интересно;
Ø знание должно быть применимо детьми на практике;
Ø обучение детей должно проходить в занимательной форме.
Поэтому, в современных условиях реформирования образования радикально меняется и статус педагога, его образовательные функции, меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции, к уровню его профессионализма. В настоящее время востребован педагог творческий, компетентный, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственный за результаты своего труда.
И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка:
ü высокооплачиваемую работу;
ü самореализацию;
ü высокие показатели интеллекта.
Развитие инженерного мышления дошкольников – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники и механизмов.
Наиболее эффективно поможет развить предынженерное мышление у дошкольников конструирование, которое я активно использую в своей работе с 2018 года.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.
Детское конструирование играет важную роль в формировании творческой личности дошкольника, оно соответствует интересам и потребностям ребенка. Под детским конструированием понимается создание конструкций и моделей из строительного материала и деталей различных конструкторов. Сооружение дошкольниками постройки активно используются в игровой деятельности, где решаются конструктивные задачи, которые развивают у детей техническое и инженерное мышление.
Работая с конструктором индивидуально, парами или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате развивается ряд основных качеств, необходимых будущему инженеру, таких как
способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи;
развитость внимания и сосредоточенность;
развитость творческого мышления;
способность к самостоятельным видам работы.
Как же выстроена моя работа по развитию предпосылок инженерного мышления?
На начальном, или подготовительном этапе, обязательно нужно продумать предметно-развивающую среду. Для этого дополнительно в группе были установлены легко трансформируемые столы для свободной деятельности для того, чтобы дети могли работать как индивидуально или в парах, либо же коллективно. Также нужно было решить вопрос с местом для размещения конструкторов, а оно должно быть легкодоступным для детей. Для этого были перемещены полки на доступный уровень, добавлены стеллажи, докуплены корзины и коробки с крышками, оформлены картотеки игр по развитию предынженерного мышления, подобран материал с пошаговой инструкцией по конструированию различных моделей, оформлены карточки-схемы.
Самым главным моментом стал подбор конструкторов, потому что ассортимент конструкторов должен учитывать возрастные характеристики воспитанников: от конструкторов с крупными деталями для младших дошкольников, до конструкторов с мелкими и более сложными схемами – для старших. Другими словами, «конструкторы должны «расти» вместе с детьми». Все они должны быть в доступе всегда, потому что даже в одновозрастной группе уровень развития разный. Именно поэтому, взяв за основу педагогическую диагностику для отслеживания динамики развития интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольников, предложенную Г.А.Репринцевой, был определен уровень развития дошкольников на начальном этапе и выстроен индивидуальный план работы по итогам мониторинга. Диагностика проводилась путем наблюдения за детьми в свободной и организованной учебной деятельности в соответствии с критериями и показателями.
Затем, нужно было определиться, в какое время наиболее эффективно осуществлять работу по данному направлению. Для этого я выбрала свободное время, отведенное для игр как в группе, так и на прогулке, а также эпизодически во время ОУД в соответствии с перспективным планом.
Немаловажную роль в развитии интеллекта и формировании основ технического мышления играют авторские развивающие игры и пособия. На сегодняшний день существует множество разнообразных авторских развивающих игр и пособий. Конкретно я в своей работе использую дары Фрёбеля, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различные головоломки.
Очень важна роль родителей в формировании предпосылок инженерного мышления у детей. В беседах выяснилось, что у родителей отсутствует целостного понимания полезности и целесообразности формирования основ инженерного развития. Поэтому мной были подготовлены беседы, консультации, памятки, мастер-классы на соответствующие темы, что позволило им переоценить цель конструкторской деятельности ребенка и принимать самое активное участие по данному направлению.
В результате всего этого достигается основная цель дошкольного образования, когда все участники педагогического процесса являются его субъектами: дети, родители, педагоги, когда все работают на решение одних задач, приводящих к гармонично развитой личности дошкольника.
Проведенный в конце года сравнительный анализ позволил сделать вывод о том, что у детей наблюдается высокий уровень развития конструктивных способностей, а именно:
дети умеют обследовать образец, выделять в нем детали и процесс их сборки;
дети научились работать с предложенными конструкциями и схемами;
дети проявляют самостоятельность в постановке целей и способах их достижений.
Позитивные результаты работы указывают на то, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. А это и есть составляющие модели «4К», которые выдвигает современное образование.
Из всего этого можно сделать вывод, что работа по развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.
Библиографический список:
1. Закон «Об образовании РК»
2. Закон «О правах ребенка в РК»
3. Модель развития дошкольного воспитания и обучения.
4. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. – М. : Педагогика, 1975. – 304 с
5. Электронная газета «Интерактивное образование». Статья «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста».
6. Растим будущих инженеров в детском саду / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Р. Р. Тарунина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 335-337.
7. Инженерное образование – поколению будущего. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 17 мая 2019 года. Уфа: Издательство ИРО РБ, 2019. – 120 с.
8. Методические рекомендации «Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста». Автор: Данькова Н.И. 2021 год.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.