Описание опыта работы «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»
Оценка 5

Описание опыта работы «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»

Оценка 5
docx
изобразительное искусство
7 кл
04.12.2021
Описание опыта работы «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»
Развитие творч способностей ОВЗ нетрадиционными техниками.docx

Муниципальное образовательное учреждение

«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Описание опыта работы

«Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

 учитель изобразительного искусства

 Клейман Галина Викторовна

 

 

2020 - 2021  год

Аннотация: Методическая разработка является мини-пособием, в которой собраны нетрадиционные методы рисования, используемые в работе с детьми ОВЗ. Эти методы и приемы помогут сделать занятия по изобразительному искусству более увлекательными, придадут им развивающий характер.

Материалы пособия адресованы педагогам основного и дополнительного образования детей и заинтересованным родителям.

 

 

Творчество – это умственная гимнастика

Творчество – это ключ для развития мышления

Творчество – это свобода деятельности и мысли…

 

Одной из целей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является развитие личности обучающегося, его творческих способностей. У обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) творческая активность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и духовно - нравственного развития.

По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисования, творчества.

Развитие творческих способностей – важная задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность к себе.

 

В процессе формирования личности большая роль принадлежит искусству, которое формирует морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей человека. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию.

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.  Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

Индивидуальная работа с каждым - это одна из главных особенностей занятий с детьми с ОВЗ.

На занятиях по изобразительной деятельности необходимо создавать условия, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность обучающихся, содержание, формы, методы и приемы работы, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей с ОВЗ.

Главная цель педагога:

формирование способностей  к  творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели:

·        развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе  изобразительной деятельности;

·        формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

·        совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

·        стимулирование интереса к прикладному творчеству;

·        воспитание нравственных качеств личности детей.

Осуществляя педагогическую деятельность, я применяю особые ---методы художественно - эстетического воспитания:

·        метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

·        метод диалогичности (позволяет  детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

·        метод сравнений (для  активизации мышления);

·        метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

·        метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

·        метод  привлечения жизненного опыта детей;

·        метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);

·        визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

·        словесный метод;

·        наглядный метод.

Формы работы:

·        индивидуально практическая деятельность на занятиях;

·        коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;

·        проведение тематических, конкурсных  мероприятий;

·        кружковая деятельность.

В нашей школе стало доброй традицией проводить творческие выставки  детских работ.

Принципы построения работы по рисованию:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3.  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в учебный процесс.

4.  Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

 

Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует  интерес детей к  прикладному творчеству и  является необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

В нашей школе учатся ребята с разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные. Но каждый из них уникален – это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детям недостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

 

Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изо в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы, потому что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Вы увидите, какие красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования. Ребенок полюбит ваши занятия — он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками. Дети любят, когда простые действия дают удивительный результат в виде взрослой картины.

Задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во время урока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу.     

В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмов каждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать.

 

Для развития творческих способностей детей с ОВЗ использую следующие нетрадиционные техники, которые не требуют особенной подготовки ребенка:

"Бумажная пластика» и «Обрывная аппликация». Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага - хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция.

"Пластилинография". Понятие "пластилинография" имеет два смысловых корня: первая "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А "графия" - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

"Рукотворное чудо"пластика из соленого теста. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке материала позволяют заняться изготовлением художественных изделий каждому ребенку. К тому же, соленое тесто несет в себе массу положительной энергии.

"Веселая акварель" разнообразные нетрадиционные техники рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография и другие, которые помогают педагогу всесторонне развить личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное "Я" через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

«Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)

Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

 "Граттаж

Техника рисования. На плотную бумагу (картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную  тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.

"Восковые карандаши + акварель"

Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.

Рисование жесткой кистью (щетина).

Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем  жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны (опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект " пушистой шерстки".

 Рисование по сырому.

Техника рисования. Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

Печать винной и пенопластовой  пробкой.

Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.

 Рисование цветными  и белыми мелками.

Техника рисования. Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок(чтобы не рассыпался).

Аппликация из пуговиц;

Коллаж с применением  крупы, семян, пуговиц, скорлупы;

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка.

Заключение

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.

По предварительным результатам своей работы я отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют к ним большой интерес. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль.

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.

 Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Борзова В. А., Борзов А. А. «Развитие творческих способностей у детей». — Самара,1994. Голубева Э. А. «Способности и индивидуальность». — М.,1999.

2.     Волкова В.А. Программа "Веселая акварель".
Давыдова Г.Н. "Бумагопластика. Цветочные мотивы".

3.     Давыдова Г.Н. "Нетрадиционные техники рисования".

4.     Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей".

5.     Казакова Р.Г. "Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".

6.     Петракова, Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. М. Петракова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 71-73. — URL:

7.     Пищикова Н.Г. "Работа с бумагой в нетрадиционной технике" (1,2).

8.     Рузанова Ю.В. "Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности".

9.     Рябко Н.Б. "Занятия по изобразительной деятельности. Бумажная пластика".

10. Скребцова Т.О., Данильченко Л.А. "Соленое тесто. Идеи для интерьера".

 

 

 

 

 


 

Муниципальное образовательное учреждение «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное образовательное учреждение «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация: Методическая разработка является мини-пособием, в которой собраны нетрадиционные методы рисования, используемые в работе с детьми

Аннотация: Методическая разработка является мини-пособием, в которой собраны нетрадиционные методы рисования, используемые в работе с детьми

Развитие творческих способностей, для детей с

Развитие творческих способностей, для детей с

Осуществляя педагогическую деятельность, я применяю особые ---методы художественно - эстетического воспитания: · метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);…

Осуществляя педагогическую деятельность, я применяю особые ---методы художественно - эстетического воспитания: · метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);…

В нашей школе стало доброй традицией проводить творческие выставки детских работ

В нашей школе стало доброй традицией проводить творческие выставки детских работ

Вы увидите, какие красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования

Вы увидите, какие красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования

Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция

Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция

Восковые карандаши + акварель"

Восковые карандаши + акварель"

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Рузанова Ю.В. "Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности"

Рузанова Ю.В. "Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2021