Безмен Наталья Петровна
Как включить ребят в субъектную образовательную деятельность?
(из опыта учителя математики)
Природой было суждено нам в Смешанное обучение «прорубить окно».
Когда я начала преподавать математику в основной школе, меня сразу поразило то, что многие ребята на уроке являются «пассивными слушателями», зачастую стремящимися к уединению в онлайн-среде. Передо мной встала задача – сделать их активными участниками образовательного процесса. Я стала думать, что можно изменить в формах организации урока, пространства классной комнаты, искала новые методы и приемы, которые помогли бы вовлечь и замотивировать ребят, а следовательно, повлечь за собой повышение образовательных результатов. Находкой стали публикации в группе «Смешанное обучение» на Facebook и книга Натальи Андреевой «Шаг школы в смешанное обучение».
Я начала рассказывать коллегам о том, что уроки можно проводить с использованием онлайн-ресурсов, вместо того, чтобы вести «борьбу» с ними. Что есть интересные и простые в использовании инструменты (например, Plikers, Quizizz, Kahoot и др.), которые помогают нам проводить опрос и мгновенно получать результат, а ребятам нравится, что прямо на уроке можно использовать собственные гаджеты. Они прислушивались, задавали уточняющие вопросы, предлагали провести семинар-практикум по созданию опросов инструментами web 2.0. Так возникла группа коллег-единомышленников. Мы вместе смотрели и обсуждали вебинары по технологии Смешанного обучения; изучили 4 модели реализации технологии (перевернутый класс, ротация станций, ротация лабораторий и гибкую модель). Приняли решение попробовать разработать и провести несколько уроков в модели перевернутый класс и ротация станций. Вместе с тремя коллегами-математиками разрабатывали технологические карты для ребят 5 и 6го классов в модели перевернутый класс по темам «Координатная плоскость», «Законы умножения» и «Прямая и обратная пропорциональность», затем ходили на уроки друг к другу и делали рефлексивные паузы, где отмечали, что большая часть ребят активно вовлечена в образовательный процесс. А учителя истории и обществознания попросили помощи в разработке маршрутных листов к урокам в модели ротация станций. Во время нашей встречи мы говорили о том, что проектировать урок нужно от результата. Задания на каждой станции для каждой группы должны быть разными, и что, независимо от маршрута движения, все ребята должны прийти к планируемому результату. Мы создали модель движения групп во время урока, но споткнулись, подбирая ресурс для станции Онлайн. Увидели, что не под каждую тему есть готовый качественный контент. Увидели и испугались. Этим маршрутным листам не суждено было родиться. Были в нашей группе и педагоги словесности и учителя начальных классов. В обсуждение кейсов из книги «Шаг школы в смешанное обучение» охотно включались, но собственные пробы не совершали. Чего-то не хватило. Может быть, желания педагогов приложить усилия и что-то поменять в своей практике, может быть, моего временного ресурса, ведь могла оказать помощь в создании собственного контента, может быть, чего то еще.
В тот момент мне хотелось пробовать самой. Так появились уроки в ротации станций «Умножение и деление дробей», «Смешанные дроби произвольного знака» в 6 классе, «Определение подобных треугольников» и «Средняя линия треугольника» в 8 классе. У ребят горели глаза. Они ждали уроков в новом формате. Я приглашала на свои уроки коллег, при рефлексии говорила о преимуществах такой организации образовательной деятельности, а их было не мало. Ребята получали опыт проживания различных ролей, понимали, что успех всей группы зависит от слаженности действий каждого. Учились высказывать свои мысли и быть терпимыми к чужому мнению, принимать решения и планировать свою деятельность и др. То, о чем мы читали в книге Натальи Андреевой и других источниках начали отмечать в своей практике. Ученики действительно берут на себя ответственность за свой образовательный результат, если система оценивания понятна и открыта и для ученика и для его родителей. Если определены сроки дедлайна, то они могут выбирать темп на пути достижения желаемого результата. Онлайн среда дает для этого большие возможности.
И уже на следующий учебный год (2018-2019) наша школа приняла участие в реализации проекта по апробации технологии «Смешанное обучение» в начальной школе с применением платформы «Учи.ру». Я, как учитель-наставник, вместе с командой педагогов начальной школы участвовала в разработках и проведении уроков на обучающем семинаре, проводимом командой преподавателей КК ИПК и ПП РО в данной технологии. Мы, как ученики, прожили уроки в новом формате и почувствовали разные нюансы этих моделей на себе. Увидели, что от четкости и лаконичности инструкций, составленных для станций Онлайн и Группа, зависит результат ребят. Время работы на станциях должно быть в зоне видимости группы и др. Мы отмечали, что некоторые дети во время работы на станции Онлайн быстро успевали выполнить учебную задачу и начинали просто «бродить» по просторам интернета, а значит, при проектировании урока этот факт необходимо обязательно учитывать. Работа на семинаре вдохновила нас, и мы, в составе новой команды, полные энтузиазма, продолжили апробацию технологии на предметах математика и английский язык в третьем и четвертом классах. У нас было по два экспериментальных (4в и 3а) и контрольных (3в и 4а) класса. Два педагога апробировали технологию на уроках математики и один педагог на уроках английского языка в этих же классах. Как куратор, я сопровождала педагогов в этот период. Мы обсуждали проекты будущих уроков и вносили, по - необходимости, коррективы. Педагоги проводили уроки, я присутствовала в качестве тьютора (помогала ребятам войти под своим логином и паролем на станции Онлайн, разобраться с инструкцией на первых уроках), а затем мы вместе обсуждали ситуацию «здесь и сейчас». Эти рефлексивные встречи имеют огромное значение, ведь мы поддерживали друг друга эмоционально, вносили конструктивные предложения по проектированию следующих уроков, и это добавляло нам уверенности в том, что все получится. Все разработки уроков (по 10 от каждого педагога) отправляли в КК ИПК и ПП РО. От института получали КИМы для входной и итоговой диагностики. И промежуточные результаты показали незначительную, но все же динамику по сравнению с контрольной группой. Родители тоже отмечали, что дети рассказывают про такие уроки, как про яркие события их школьной жизни.
Именно поэтому нам нужна была преемственность в основной школе. Мы ждали объявление о конкурсном отборе школ для апробации технологии Смешанного обучения на основе ресурса 01 математика и готовили документы. Радовались, когда его прошли и смогли поехать в команде 4-х учителей математики на обучающий семинар. Уже в рамках семинара мы готовили и защищали два проекта урока: один в ротации станций, другой в модели перевернутый класс, могли экспертно относиться к проектам уроков коллег из других территорий Красноярского края, общались и обогащались за счет этого общения. По возвращении в родную школу я начала апробацию в 5а и 5б классах. Мне хотелось посмотреть насколько «универсален» проект урока в модели «Ротация станций». На первых уроках было очень трудно. Мои пятиклассники не были знакомы с таким форматом работы в начальной школе. На этапе вхождения в апробацию «штормило» и ребят и меня. Ребята, оказываясь на станции «Групповая работа» обсуждали все что угодно, только не задание этапа. Мне все время хотелось вмешаться, пожурить, призвать к серьезности и т.п. Но я сдерживала себя и не напрасно…во время рефлексии урока мы обсуждали, что помешало достичь поставленной цели и ребята сами говорили о том, что они нерационально использовали учебное время, что на других станциях испытывали затруднения. Сами себя оценивали и принимали ответственные решения, и очень скоро я стала слышать: «Сегодня у нас отлично получилось распределить роли в группе, и мы быстро справились с учебной задачей»; «А мы сегодня в группе успели обсудить задания из «Индивидуального листа продвижения», что позволило каждому быстро и правильно его заполнить»... За период учебного года каждый в классе смог побывать в роли капитана своей группы, почувствовал, насколько зависит общий успех от правильной организации процесса, распределения ролей, слаженности действий. То, что не успевали сделать во время урока на станции онлайн можно доделывать дома (в любое удобное время, в удобном темпе, в удобном месте)…Постепенно у ребят формировалась устойчивая учебная мотивация, они открыто обсуждали свои успехи, гордились достижениями, смело говорили про «слабые места» и пути их устранения. Так шаг за шагом шел процесс формирования учебной самостоятельности и передачи ответственности за собственный образовательный результат.
Когда весной 2020 года началась пандемия и мои коллеги-апробаторы стали отказываться от организации учебного процесса в технологии смешанного обучения, мы с детьми уже не могли потерять динамику, мы не хотели работать по-старому! Мне самой нравятся уроки в модели ротация станций, поэтому я организовывала наши уроки через Zoom, а рассылку информации осуществляла через Элжур и Viber. Ребята выходили из конференции для работы на станциях Онлайн и Группа и возвращались (не всегда самостоятельно, что было местом напряжения) для работы на станции Учитель и общей рефлексии урока. «Было бы здорово, если бы они оставались в рамках конференции, видели общий чат», думала тогда я, думала и искала возможность. И нашла! Сессионные залы в ZOOM. Cначала я проверила данную опцию на членах своей семьи. Мы легко и быстро разошлись по сессионным и залам и по истечении времени вернулись в общую конференцию. Я попробовала перемещаться между залами. Мои домашние удивлялись, как я смогла так быстро заходить в «гости» то к одному, то к другому. Это была находка! И уже утром этот инструмент был использован в работе с детьми! На первом уроке я умышленно заканчивала работу на станции «Учитель» на две минуты раньше дедлайна и перемещалась в другой зал (хотелось посмотреть, что делают дети в пространстве онлайн, когда думают, что за ними никто не наблюдает). А они были увлечены решением учебной задачи! Так мы и продолжали работать в zoom и его сессионных залах. Когда мои коллеги спрашивали: «А разве ты не боишься их оставлять одних пусть даже на 10-15 минут без своего присутствия?», я улыбалась и отвечала: «Нет. Они умеют ценить время. Осознают, для чего находятся здесь в данный момент».
Не все уроки можно организовать в модели ротации станций. На этапе знакомства с новым материалом рациональнее применять модель Перевернутого класса. И в рамках самоизоляции это было особенно актуальным. Отличным инструментом стала платформа Coreapp.ai. Я проектировала там уроки таким образом, что пока ребята не выполнят проверочное задание по просмотренному видео (по теме урока), им не открывались практические задания урока. Так появились уроки «Умножение и деление смешанных дробей», «Решение примеров на умножение, используя распределительный закон», «Представление дробей на координатном луче». Платформа позволяет реализовывать поддерживающее оценивание, давать развернутую обратную связь. Не ограниченное рамками урока время работы с учебным материалом в режиме самоизоляции позволяло ребятам возвращаться к учебному материалу столько раз, сколько было необходимо для достижения планируемого результата.
Своими успехами я делилась с коллегами и они, преодолев свои страхи, тоже продолжили апробацию в режиме самоизоляции. Теперь я абсолютно уверена в том, что деятельность, организованная в моделях ротация станций и перевернутый класс способствует повышению образовательных результатов ребят. Что построить образовательный процесс в рамках технологии можно на разных онлайн-ресурсах, в том числе, на собственном образовательном контенте. Теперь мне хочется попробовать другие модели, особенно гибкую. Мне кажется, что это даст еще больше свободы детям, позволит двигаться по собственному образовательному маршруту, добиваться больших результатов. Меня теперь не пугает возможная «вторая волна» самоизоляции. В моих руках есть надежный инструмент, благодаря которому у нас с ребятами все получится!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.