Описание педагогического опыта учителя биологии "Инновационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"
Оценка 5

Описание педагогического опыта учителя биологии "Инновационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

Оценка 5
docx
21.07.2024
Описание педагогического опыта учителя биологии "Инновационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"
Опыт работы.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(из педагогического опыта учителя биолгии Некрасовой А. В.)

 

Обоснование актуальности опыта, его практическое значение

Вопрос активизации дятельности обучающихся связан с обеспечением обязательного общего образования, повышением качества подготовки выпускников средней школы, формированием их активной жизненной позиции в современных условиях непрерывного ускорения научно - технического и социального прогресса. Это требует поиска новых подходов к содержанию, формам и методам обучения.

Исходя из этого понимания, активизация является базовой основой учебно - воспитательного процеса, когда целью обучающихся в обучении являются заинтересованность, осознание необходимости усваиваемого материала, интеллектуальная удовлетворенность, которую можно получить во время решения поставленных задач. При таких условиях познавательную активность можно рассматривать как качество деятельности обучающегося, позволяющее обнаружить его отношение к содержанию и процессу обучения, стремлению к эффективному усвоению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации морально - волевых усилий, направленных на достижение успеха в учебно - познавательной деятельности. Привлечение учащихся к активному познавательному процессу сопровождается усвоением знаний и четким осознанием ими: где и каким образом, а также, ради каких целей эти знания можна применять в будующей профессиональной деятельности.

Практическое значение опыта заключается в формироваии успешной, компетентной личности, которая умеет оперировать приобретенными знаниями, массивом информации, активно действует, быстро принимает решения, способна развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

 

 

Основная идея педопыта, его значение

Основная идея опыта - оптимальный уровень активности обучающихся достигается при условии, когда комплекс средств активизации обучающихся обеспечивает объединение влияния учителя и внутренних стремлений обучающегося, что соответствует конкретным целям обучения.

 

Научные достижения, концепции и теорий, на которых базируется теоретическая база опыта

Педагогический опыт  базируется на научных достижениях основ активизации учебной деятельности Т. Шамовой, М. Данилова, М. Скаткина; технологий личностно - ориентированного подхода И. Якиманской; принципах педагогики сотрудничества и развивающего обучения В. Шаталова, Ш. Амонашвили; интерактивных технологий А. Пометун.

 

Технология реализации педагогической идеи опыта и ее составляющих

Основной формой познавательной активности является уровень знаний, умений и навыков. Выделяем четыре уровня активности:

I - репродуктивный;

II - частично - исследовательский;

III - исследовательский;

IV - творческий.

Формирование творческой активности - главная цель активизации учебной деятельности обучающихся, но невозможным является игнорирование и более низких степеней активности. В практике педагогической деятельности рядом с традиционными (работа обучающихся с учебниками, использование моделей биологических объектов, наочных пособий, аудивизуальных средств, фронтального и индивидуально опроса) применяю элементы таких инновационных технологий:

- формирование критического мышления;

- групповое обучение;

- проблемное обучение;

 - проектное обучение (информационные мини - проекты (45 минут - продолжительность урока) и индивидуальные долгосрочные проекты);

- интерактивные технологии;

- информационно - комуникативное обучение.

Во время первого знакомства с обучающимися в 7 классе проверяю уровень когнитивной сферы детей. На первых уроках создаю условия для актуализации и диагностирования их знаний по биологии, географии, природоведению, общей эрудиции. Это позволяет определить уровень подготовкки обучающихся  к восприятию новой информации по биологии и соответствующим образом построить и откорректировать тракторию обучения, подобрать соответствующие формы и методы, кооторые целесообразно использовать именно в этом классе.

Обязательной составляющей обучения является мотивация школьников на значимость изучения именно биологии, как науки - источника наний о жизни, человеке и других живых объектах и их месте в природе,  так как в современном мире дети отдают предпочтение изучению информационных технологий.

На этапах мотивации использую  исторические факты, легенды, стихи, сказки, притчи, интересные задания или задачи практического значения. Наиболее действенным методом активизации мышления школьников является создание проблемной ситуации. Благодаря этому методу вывожу обучающихся за границы имеющихся у них знаний, тем самым ставлю их перед необходимостью поиска новых аргументов и фактов, новых способов получения научной информации. Таким образом происходи развитие эвристического мышления и  формируется частично - исследоательский уровень активности. Проблемная ситуация обязательно содержит в себе определенный психологический элемент, который заключается в яркости фактов, необычности познавательной задачи.

В 9 - ом классе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся использую метод самонаблюдений за организмом человека как составной частью биосферы. Это обуславливает осознание детьми нового, неожиданного, важного в обычных процессах, происходящих в собственном организме.  Вместе с обучающимися проводим обсуждение индивидульных наблюдений, находим биологические, химические или физические закономерности, объясняющие то, что происходит с их организмом.  Совместно делаем выводы. В конечном результате  понимание процессов и факторов, влияющих на здоровье формирует у обучающихся стойкое убеждение в ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Изучение нового материала является наиболее ответственным этапом современного урока. На этом этапе использую объединение разных элементов инновационных технологий

Работа обучающихся в группах:

- гетерогенных (по уровню знаний) - целесообразна во время изучения нового материала, который содержит большой объем информации, сложной для запоминания темы. Например, урок «Болезни сердечно - сосудистой системы», 9 класс. Группы получают карточки с перечнем симптоматических проявлений незнакомых болезней и заданиями:

1. Проработать текст учебника.

2. Поставить правильный диагноз больному.

3. Составить рекомендации профилактики данного заболевания.

4. Стать участником конференции кардиолого   и выступить с докладом об изученном заболевании.

Эта форма работы опирается на репродуктивный , частично - исследовательский  и исследовательские уровни активности, помогает повысить эффективность усвоения и активизации знаний за счет того, что информация передается от сверстника к сверстнику во время организованного общения.

            Работа в гомогенных группах - предлагается во время изучения нового материала по заданиям, дифференцированным по сложности. Прочитать параграф (1 группа - составить план параграфа; 2 группа - подготовить вопросы для викторины; 3 группа - составить ассоциативный куст к основным понятиям параграфа; 4 группа - написать эссе на заданную тему и т.д.)

            Метод проектов - применяется с целью развития самообразовательной компетентности обучающихся, как подтверждение высокого уровня активности. Наиболее благоприятным для уроков биологии считаю метод информационных мини - проектов. Применение мини - проектов позволяет обучающимся за один урок самостоятельно найти, проанализировать, обобщить информацию на заданную тему и представить ее в виде оформленного результата деятельности. Многие обучающиеся 10 - 11 классов выбирают в качестве своей проектной деятельности изучение именно биологических проблем и явлений.

            Дидактические игры использую в 7 - 9 классах для создания позитивной атмосферы обучения и организации активного усвоения нового материала. Это помогает избегать психологического напряжения обучающихся на уроках, задействовать все уровни познавательной активности, проявить себя каждому ребенку индивидуально и команде вцелом («Я тоже учитель», «Пазлы», «Цепочка»). В старших классах провожу уроки - ролевые игры («Суд над Безсонницей»), игры - иммитации, наиболее эффективные во время изучения раздела «Надорганизменные уровни организации живой материи»,  11 класс, потому что обучающиеся не имеют возможности наблюдать эти процессы  в природе. Они приобретают основы знаний по моделированию, и прогнозируют экологические процессы. В процессе имитационного моделирования берут участие все учащиеся класса. Примерами могут быть иммитации «Структура популяции», «Цепи  питания в природе»

            Элемент тренинга способствует формированию активной жизненной позиции касательно сохранению собственного здоровья, полезных привычек. Наиболее удачными для  школьников являются тренинговые занятия по темам: «Все ли ты знаешь о СПИДе?», «Твой  выбор (о полезных и вредных привычках), «Правила для пешехода»

            Средствами информационных компьютерных технологий излагаю новый материал больших объемов в наиболее доступной для обучающихся форме. Активно использую онлайн - тесты для проверки усвоения полученных знаний.

            Исследовательская деятельность (изучение нового материала путем выполнения лабораторных и практических работ, работа на пришкольном участке, уход за школьными комнатными растениями) дает возможность найти объяснения биологическим явлениям, помогает понять основные принципы развития окружающей среды, формировать научные гипотезы, делать выводы, способствует выработке практических умений и навыков, которые дают возможность использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни. Например, во время выполнения практической работы «Вегетативное размножение» (7 класс) на уроке «Способы размножения растений» учащиеся получают ростки, горшки с почвой и имеют возможность осуществить вегетативное размножение на практике.

            Важным этапом урока считаю рефлексию. Именно эффективно организованная учителем рефлексия дает возможность преодолеть недостатки, сделать процесс самопознания осознанным и самонаправленным. На этом этапе пытаюсь отойти от репродуктивных методов проверки полученных знаний  и умений. Использую:

            Творческие задания. Учащимся предлагаю создавать сенканы. Составлять сказки, ассоциативные куты, строить схемы, заполнять таблицы и т.д. Благодаря таким заданиям происходит развитие логического мышления, нахождение причинно - логических связей, осознание зависимости жизни человека от окружающей среды.  Особенно эфективна такая рефлексия для учащихся 7 и 8 классов. Напимер, во время изучения темы «Тип Хордовые. Рыбы» в 8 классе предлагаю нарисовать подводный мир, после знакомства с темой «Покрытосеменные» в 7 классе - цветочную поляну мечты или дерево желаний.

            Тестовые задания. Использую с целью оптимизации психологической и практической подготовки обучающихся к сдаче внутришкольных и внутривузовских экзаменов.

            Задания для развития логического мышления. Использую упражнения на анализ, классификацию. Сравнение, обобщение, синтез.

            Отдельное направление работы - внеурочная деятельность. Главное задание внеурочной деятельности - углубление общенаучных и специальных знаний, развитие мировоззрения обучающихся, выявление разнообразных творческих способностей и способствование их всестороннему развитию, воспитание самостоятельности и инициативы, формирование навыков самообразования, подготовка к будущей практической деятельности.Ежегодно в рамках недели биологии происходят мероприятия и конкурсы для обучающихся: конкурс на самого лучшего знатока биологии «Всезнайка», конкурс «Инсценировка сказок о животных», биологическая викторина «Все ли ты знаешь о птицах?», конкурс стенгазет «Мир вокруг тебя2. Традиционным является проведение природоохранных мероприятий , таких как  операции «Кормушка», «Первоцвет», «День птиц», «Экологический брейн - ринг», выставки  рисунков «Первые цветы Донбасса», «Подводный мир», трудовые дессанты на пришкольной территории.

            Одна из любимейших детьми форм внеурочной деятельности - экскурсии. Много лет осуществлялись ежегодные экскурсии в Великоанадольский лес, в заповедни «Каменные Могилы». Благодаря им дети учатся наблюдать за окружающим миром, развивают научное мышление.

 

Результативность внедрения опыта

У большинства обучающихся, изучающих биологию, как непрофильный предмет, сформировано положительное отношение к предмету, достигнуто сознательное изучение учебного материала. Благодаря этому обеспечена стабильность высокого уровня учебных достижений обучающихся, о чем свидетельствуют данные внутришкольных мониторингов, Всероссийских проверочных работ и итоговых результатов за учебный год.

Выпускники  часто выбирают биологию как предмет по выбору для сдачи ВНО, ЕГЭ  и внутривузового экзамена.

            Выпускники 11 классов выбирали и успешно сдавали биологию как предмет Внешнего  независимого оценивания (ВНО). 100%  выпускников имели рейтинговые оценки в границах 150 - 196 баллов (из 200). Выпускники школы выбирают биологию как отрасль своей будущей практической деятельности.


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Во время первого знакомства с обучающимися в 7 классе проверяю уровень когнитивной сферы детей

Во время первого знакомства с обучающимися в 7 классе проверяю уровень когнитивной сферы детей

Многие обучающиеся 10 - 11 классов выбирают в качестве своей проектной деятельности изучение именно биологических проблем и явлений

Многие обучающиеся 10 - 11 классов выбирают в качестве своей проектной деятельности изучение именно биологических проблем и явлений

Одна из любимейших детьми форм внеурочной деятельности - экскурсии

Одна из любимейших детьми форм внеурочной деятельности - экскурсии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2024