ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
«Танцующий город»
(проведение мастер-классов по современной хореографии с применением дистанционных форм обучения)
выполнила
педагог дополнительного образования
Ю.В. Грачева
Лангепас
2022 г.
1). Наименование практики.
«Танцующий город» (проведение мастер-классов по современной хореографии с применением дистанционных форм обучения)
2). Место реализации практики и целевая аудитория.
Полное наименование организации |
Лангепасское городское муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств». |
Юридический адрес |
628672 ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Лангепас, ул. Ленина д. 58
|
Контактное лицо |
Грачева Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования, тел. +79222515555, e-mail: julia.gracheva@mail.ru |
Целевая аудитория |
Основная целевая аудитория педагогической практики – учащиеся хореографических коллективов многопрофильного отделения «Радуга» ЛГ МАОУ ДО «ДШИ», школ города Лангепаса, педагоги-хореографы. |
3). Актуальность практики.
2020 год стал испытанием для системы образования всего мира. В результате пандемии коронавируса (COVID-19) были закрыты школы в большинстве стран мира, а многие учащиеся переведены на дистанционное обучение. Особенные трудности испытали педагоги дополнительного образования, тренеры спортивных организаций, деятельность которых направлена больше на практико-ориентированный подход и тренировочный процесс. Закрытие образовательных, досуговых и спортивных учреждений и экстренный переход на дистанционное обучение были сопряжены с очевидными проблемами, обусловленными главным образом недостаточным техническим оснащением (неготовность инфраструктуры массового дистанционного образования), отсутствием или слабой подготовкой педагогов к работе в новых условиях. Эти и другие проблемы бросают вызов системе образования в критической ситуации.
Одновременно, наряду с очевидными вызовами и проблемами, новый формат обучения предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.
Все эти предпосылки и явились той возможностью, в которой появились новые формы организации образовательного процесса. Одной из таких форм и является представляемая педагогическая практика «Танцующий город» (проведение мастер-классов по современной хореографии с применением дистанционных форм обучения).
4) Инновационный характер практики.
Дистанционное обучение – это демократичная и свободная система обучения. Сейчас она активно используется в России для получения дополнительного образования.
Инновационный характер практики заключается в новой, не адаптированной форме проведения мастер-классов по современной хореографии в дистанционном режиме. Если раньше мастер-классы по хореографии всегда проходили с непосредственным присутствием участников в зале хореографии, то представленная мною практика дает возможность организовать проведение мастер-класса дистанционно.
Новизна дистанционного обучения – это обучение в удобное время, в удобном месте, в удобном темпе. Цель дистанционного обучения – предоставление ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Нестандартность мастер-классов заключается в том, что принять участие могут все желающие жители города без специальной подготовки, достаточно только желания развиваться и учиться чему-то новому.
5) Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.
Цель практики:
Создать технологию проведения обучающих мастер-классов «Танцующий город» в условиях дистанционного обучения.
Задачи:
· Создать условия для совершенствования хореографической подготовки обучающихся в условиях ограничительных мер.
· Предложить практические рекомендации, по применению информационных технологий по обучению хореографии в формате дистанционного обучения;
· Способствовать реализации культурно-образовательного проекта «Танцующий город».
· Создание эффективного образовательного пространства.
6) Содержание практики.
«Танец – единственный вид искусства, где материалом служит сам человек». Через танец, как один из наиболее доступных инструментов по развитию собственных талантов, в 2020 году в многопрофильном отделении «Радуга» ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» был разработан культурно-образовательный проект «Танцующий город». Цель проекта - объединить жителей города Лангепаса разных возрастов через исполнение массовой танцевальной композицией на одной площадке в честь юбилея города. Данный проект получил финансовую поддержку гранта Губернатора Югры. Основой проекта является проведение мастер-классов по современной хореографии, результатом которых должна стать масштабная танцевальная постановка, посвященная 35-летию города Лангепаса. В связи с распространением короновирусной инфекции и введением с марта 2020 года режима самоизоляции и запрета на проведение массовых мероприятий, реализацию проекта было решено перевести в режим он-лайн. В современном мире интернет-ресурсы очень популярны среди детей и подростков, поэтому дистанционное обучение многие из них восприняли позитивно и с удовольствием откликнулись на предложение включиться в работу. В период май-август 2021 года были проведенный онлайн мастер-классы по современной хореографии.
Онлайн мастер-класс – это возможность проводить занятия в режиме реального времени. Значительным отличием от других видов дистанционного обучения является моментальная (в момент выполнения задания) обратная связь. Таким образом, создается атмосфера урока, максимально приближенная к оригинальной.
Цель мастер-класса по хореографии:
· разучивание хореографической комбинации на основе современного танца для участия в культурно-образовательном проекте «Танцующий город».
Участвуя в мастер-классах по хореографии, участники проекта получат возможность для дальнейшего совершенствования хореографической подготовки, примут участие в большом городском мероприятия и получат сертификат о прохождении мастер-класса по хореографии и участии в проекте «Танцующий город».
В проведении мастер-класса в режиме он-лайн есть свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсы:
· программу можно установить на компьютер, планшет и смартфон;
· возможность поправлять ошибки у воспитанников на уроке;
· возможность видеть и общаться с группой учеников в режиме реального времени;
· занятия по расписанию.
Минусы:
· необходима установка приложения и регистрация;
· изучение программы для конференций;
· возможно зависание видео-трансляции, отставание звука;
· возможно плохое качество видео или аудио передачи;
· прерывание урока из-за программных или сетевых ошибок.
7) Средства и способы реализации практики.
Материально-техническое обеспечение для проведения мастер-класса.
Удаленный педагог-хореограф: Помещение площадью не менее 10м2, ноутбук со встроенной веб-камерой, Wi-Fi со средней скоростью передачи данных 10 Мбит/с, музыкальный центр, приложение ZOOM.
Участники мастер-класса: Помещение площадью 16м2, оборудованное для безопасного движения в пространстве для занятий хореографией, ноутбук, веб-камера, Wi-Fi со средней скоростью передачи данных 10 Мбит/с, приложение ZOOM, акустические колонки.
Участники практики: Грачева Юлия Владимировна – педагог-хореограф дополнительного образования «Детской школы искусств» города Лангепаса; Михеенко Ирина Васильевна – заведующая хореографическим отделом ЛГ МАОУ ДО «ДШИ»; все желающие жители города Лангепаса.
Этапы проведения мастер-класса.
Организация и проведения онлайн мастер-класса по хореографии состоит из нескольких этапов.
1 этап. Подготовительный этап.
Цель - проведение основных мероприятий по подготовке к мастер-классу.
· определение целей мастер-класса и целевой аудитории;
· создание страницы в социальной сети (в нашем случае «ВКонтакте») по реализации культурно-образовательного проекта «Танцующий город»;
· привлечение жителей города Лангепаса к активной творческой деятельности через размещение объявления на страничке в социальной сети о проведении цикла мастер-классов по современной хореографии;
· выбор онлайн-платформы для проведения мастер-класс (iSpring Learn, skype, zoom);
· размещение оборудования в помещениях, установка и регистрация программного обеспечения, проверка связи; помещение, должно быть приведено в безопасное состояние для движения в пространстве;
· предварительная работа с участниками мастер-класса по установление онлайн-платформ и присоединению к мастер-классу;
· организация пробного сеанса видеосвязи;
· составление конспекта проведения мастер-класса и подбор материала.
· определение даты и времени проведения мастер-класса и рассылка ссылки для входа на платформу.
2 этап. Основной этап.
Цель – проведение мастер-класса. Приложение 1.
За 5-10 минут до определенного времени открывается педагогом запланированная конференция на платформе ZOOM и начинают присоединяться участники. Педагог проверяет состояние связи с участниками. Если все готово – можно проводить мастер-класс согласно составленного конспекта.
Краткое описание проведения мастер-класса. (приложение 1. Конспект онлайн мастер-класса по хореографии для детей 10-12 лет).
2.1. Организационный момент.
Педагог-хореограф приветствует участников и мотивирует (мобилизирует) для включения в процесс сотрудничества по изучению танцевальной комбинации на основе современной хореографии.
Задачи:
· сообщить тему мастер-класса;
· определить его цель и задачи;
· вызвать соответствующий эмоциональный настрой у участников.
2.2. Разминка - участники размещены в центре помещения в зависимости от обзора веб-камеры и повторяют все движения за педагогом-хореографом.
2.3. Изучение нового материала — проучивание танцевальной комбинации в стиле hip-hop. Ввиду того, что по техническим причинам полноценный показ (а показ является одним из основных методов хореографической педагогики) комбинации будет не качественным, педагог демонстрирует комбинацию, выводя ее на экран в видеозаписи для ознакомления участников с материалом. Благодаря ранее записанной на видео в приемлемом качестве разучиваемой комбинации, было сокращено время на просмотр и показ педагогом. Далее совместно идет разбор комбинации на части и проучивание ее. Для получения и закрепления навыка исполнения того или иного движения участник мастер-класса должен неоднократно исполнить это движение «в полную ногу», т.е. максимально выполняя все данные методические рекомендации и достигая наибольшей амплитуды движения. И, самое главное, обязателен контроль педагога за выполнением его методических рекомендаций.
3 этап. Домашнее задание.
Педагог рассказывает участникам мастер-класса алгоритм действий для самостоятельного достижения более качественного исполнения комбинации. Разученную комбинацию и аудио материал был размещен на странице «ВКонтакте» в группе «Танцующий город», что дало возможность участникам, получив домашнее задание от педагога тщательнее ее отработать.
4 этап. Рефлексия.
Для отслеживания результатов участникам было предложено записать себя на видео и выложить в группе, на что был дан положительный отклик. По результатам освоения материала можно сделать вывод, что большинство участников справились с данной работой и усвоили материал с помощью онлайн мастер-классов через программу ZOOM. Все необходимые методические замечания были высказаны и восприняты участниками. На протяжении всего мастер-класса у участников было приподнятое настроение и целеустремленный настрой на работу. Так как программой ZOOM бесплатно можно воспользоваться 30-40 минут, педагог-хореограф заранее подготовил материал и разработал этапы с планированием времени, что дало возможность достигнуть поставленной цели. Оценка участниками проведенного мастер-класса была зафиксирована путем жестикуляции, то есть, кому понравилось – показывал большой палец вверх, кто остался не до конца удовлетворенным – палец в горизонтальном положении, кому не понравилось – большой палец вниз.
5.этап. Подведение итогов.
Мастер класс прошел отлично, и все участники были довольны проделанной работой. Поставленные педагогические задачи мастер-класса были выполнены. Участники с небольшими недочетами, но смогли выполнить разученную комбинацию самостоятельно. Однако занятие могло пройти продуктивнее, если бы не возникавшие технические проблемы в программе ZOOM у участников, так как некоторые вышли в эфир через телефон. Для дальнейшего эффективного использования данной формы работы необходимы: - видеокамеры, способные снимать в HD-качестве, и охватывать всю используемую для занятия площадку; - более мощное звуковое оборудование; - подключение к интернету со скоростью передачи данных не менее 5 Мбит/с; - монитор или экран с диагональю не менее 52 см.
8) Данные о результативности.
В результате проведения онлайн-мастер-классов проекта «Танцующий город» получены следующие результаты:
1. Проведено 6 мастер-классов по современной хореографии в которых приняли участие жители города Лангепаса в возрасте от 7-18 лет.
2. Всего в мастер-классах приняли участие около 150 человек, каждому выдан сертификат участника.
3. Организованна обратная связь с педагогом-хореографом. Участники мастер-классов присылали запись своих видео и выполняли домашнее задание.
4. Был создан фильм ко Дню рождения города, видео зарисовка танцевального челленджа ко Дню молодежи и выложено на страничке «ВКонтакте». https://vk.com/wall-195326831_60
5. Судя по многочисленным просмотрам видеозаписи той или иной танцевальной комбинации на странице «ВКонтакте» проекта «Танцующий город», а именно 493 просмотра, можно сделать вывод, что заинтересованность в качественном изучении и исполнении велика. https://vk.com/wall-195326831_53
6. Аналитические данные посещения странички «ВКонтакте» проекта «Танцующий город» позволяет нам говорить о заинтересованности мастер-классами. География посетителей странички довольно широка, о чем говорит анализ. Таблица 1.
Таблица 1. География посещения страницы «ВКонтакте» проекта «Танцующий город».
Судя по многочисленным просмотрам материалов на странице «ВКонтакте» проекта «Танцующий город» можно сделать вывод, что материал, представленный нами пользуется спросом среди участников проекта и других посетителей странички.
9) Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей.
Дистанционные мастер-классы – очень сложный, увлекательный процесс, таящий в себе много нового. Поле для исследований в сфере дистанционного обучения огромно. Мы только начинаем этот путь.
Нужно отметить, что проведение дистанционных уроков может отнимать больше времени, сил и энергии у педагогов. Плюс ко всему отдача от учеников намного меньше, чем на обычных занятиях.
Таким образом, продолжать занятия по хореографии в дистанционной форме возможно, но не на постоянной основе, а только в каких то определенных ситуациях. Заменить обычные занятия не получится в полной мере, но использовать такие методы обучения при форс-мажорных обстоятельствах вполне уместно, тем более это приносит свои результаты.
В данной работе представлена технология проведения онлайн мастер-класса. Представленный материал можно использовать не только для проведения дистанционного обучения по хореографии, но и по другим направлениям деятельности.
10) Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях.
1. Тиражирование практики происходит через социальную сеть «ВКонтакте» страничка «Танцующий город» https://vk.com/club195326831
Статистические данные посещения странички дают возможность увидеть активность посещения странички.
Таблица 2. Статистические данные посещения странички.
2. Проект «Танцующий город», методику управления проектом, проведения онлайн мастер-классов был представлен на городском конкурсе «Менеджер в образовании-2021» в городе Лангепасе, где Грачева Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования стала Лауреатом 2 степени.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.