Описание профессиональной деятельности педагога-психолога
МБДОУ
Педагогическая деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования.
Свою профессиональную деятельность осуществляю, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах умственно отсталых лиц, Декларацией ООН о правах инвалидов; Конституцией РФ, Законами РФ «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, ФГОС НОО для детей с ОВЗ, ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказами, распоряжениями, инструктивно-методическими, информативными материалами по вопросам обучения и воспитания (в т.ч. лиц с ограниченными возможностями здоровья); Приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", Уставом Учреждения, Положением о Территориальной ПМПК, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты, СанПиН, уставом МБДОУ, основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
Цель моей педагогической деятельности по реализации образовательной программы ДОУ: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, развитие духовно-нравственной культуры дошкольников, формирование ценностных ориентаций средствами культуры родного края.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обогащение представлений детей дошкольного возраста об особенностях национальной культуры народов Красноярского края, формирование интереса к истории, природе своего края.
Также являюсь активным членом группы по разработке и реализации адаптированных образовательных программ ДО (Приказ № 50 от 12.09.2017г.):
- АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи, АОП ДО для детей с задержкой психического развития, АОП для детей с нарушением слуха, АОП ДО для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), АОП ДО для детей с нарушением интеллекта. Данные программы разработаны для детей с ограниченными возможностями здоровья, являются нормативно-управленческими документами, характеризующими специфику содержания образования и особую организацию учебно - воспитательного процесса.
Задачами моей профессиональной деятельности являются: сохранение психологического здоровья детей; дифференциальные диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений в соответствием с запросом, проблемой развитии и определении его резервных возможностей; разработка и реализация рабочих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной помощи родителями и педагогами; повышение психолого-педагогической культуры взрослых; психологическое сопровождение детей в период адаптации; психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
В МБДОУ при моем непосредственном участии были открыты две группы компенсирующей направленности в 2016 году, а также одна группа комбинированной направленности в 2019 году.
Учебный год |
Количество обследованных детей МБДОУ «Радуга» |
2016-2017 |
48 детей |
2017-2018 |
43 ребенка |
2018-2019 |
113 детей |
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляю посредством взаимодействия всех участников образовательного процесса. Свою работу выстраиваю по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, просвещение, психопрофилактическое. Это позволяет добиваться положительных результатов коррекции в работе с детьми.
Психологическую диагностику детей провожу при поступлении в ДОУ, в процессе подготовки детей к школе, по запросу родителей, педагогов, специалистов. С целью получения информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса развития, выявление возможностей, интересов и способностей детей. Результатом является разработка коррекционно-развивающих программ психоло-педагогического сопровождения воспитанников. За основу используется диагностический материал по определению уровня познавательного развития детей: Е. А. Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста; Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. «Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска по отклонениям развития»; Н. Д. Денисова «Психодиагностика в дошкольных учреждениях».
Результаты применения данных методик с целью индивидуального обследования детей средней группы комбинированной направленности (дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития) в 2017-2018г. представлены в таблицах 1,2.
Таблица 1
Качественно-количественные результаты диагностической,
коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности
(дети с тяжёлыми нарушениями речи)
|
2018-2019 учебный год |
|||||
|
начало года |
конец года |
||||
Познавательные процессы |
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
восприятие |
- |
50% (8 детей) |
50% (8 детей) |
50 % (8 детей) |
25% (4 ребенка) |
25% (4 ребенка) |
мышление |
- |
63 % (10 детей) |
37 % (6 детей) |
19 % (3ребенка |
69 % (11 детей) |
12% (2 ребенок) |
внимание |
- |
64 % (10 детей) |
36 % (6 детей) |
43 % (7 детей) |
43 % (7 детей) |
12 % (2 ребенка) |
память |
- |
57 % (9 детей) |
43 % (7 детей) |
14 % (2ребенка |
57 % (9 детей) |
29% (4 ребенка) |
речь |
- |
19 % (3ребенка |
81% (13 детей) |
- |
50% (8 детей) |
50% (8 детей) |
Таблица 2
Качественно-количественные результаты диагностической,
коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности
(дети с задержкой психического развития)
|
2018-2019 учебный год |
|||||
|
начало года |
конец года |
||||
|
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
восприятие |
- |
- |
17 % (2 ребенка) |
- |
8% (1 ребенок) |
16% (2 ребенок ) |
мышление |
- |
- |
17 % (2 ребенка) |
- |
- |
24 % (3 ребенка) |
внимание |
- |
- |
17 % (2 ребенка) |
- |
8% (1 ребенок) |
16% (2 ребенка) |
память |
- |
8% 1ребенок |
17 % (2 ребенка) |
- |
8% 1ребенок |
24% (3 ребенка) |
речь |
- |
- |
17 % (2 ребенка) |
- |
8% (1 ребенок) |
8% (1 ребенок) |
2018 – 2019 учебный год - наблюдалась положительная динамика повышения уровня познавательных процессов детей с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.
В целях обеспечения эффективной работы с детьми, с особенностями воспитания и обучения на базе ДОУ создан психолого-педагогический консилиум, в работе которого принимаю непосредственное участие. В начале учебного года проводится психолого-педагогического консилиум ДОУ с целью выявления детей «группы риска».
За 2018 – 2019 учебный год с целью раннего выявления нарушений в развитии мною было обследовано 113 детей, из них 6 детей «группы риска» с отклонениями в познавательном развитии и 18 детей с задержкой речевого развития. Родителям рекомендовано обследование в Территориальной ПМПК для определения дальнейшего сопровождения детей.
Результатом проделанной работы было оказание мною своевременной психолого-педагогической помощи, коррекции высших психических функций детей, нарушений эмоционально волевой сферы и открытие группы комбинированной направленности.
С целью профилактики дизадаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ в 2018-2019 учебном году в младших группах провела исследование уровня адаптированности детей. Подобрала комплекс методик позволяющий определить уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ: анкета для родителей “Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение” (Печора К.Л.); метод для определения степени адаптации ребенка в ДОУ (Печора К.Л.); методика наблюдения за ребенком (А.С. Роньжина). Для реализации поставленной цели по коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ провела следующие мероприятия: диагностический блок – выявление уровня адаптации, коррекционный блок – проведение коррекционной работы с детьми средствами арттерепии, психогимнастики, музыкотерапии (автор Роньжина А.С.), аналитический блок – с целью оценки эффективности проведённой коррекционной работы, проводила повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата, прогностический блок – разработка рекомендаций воспитателям, родителям по коррекции адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. В ходе обследования получила следующие результаты:
Сводная таблица результатов анкетирования родителей
о готовности ребенка к поступлению в детский сад (К.Л.Печора)
2018-2019 |
Начало года |
Конец года |
||
Уровень готовности к детскому саду |
Кол-во человек
|
Кол-во процентов |
Кол-во человек |
Кол-во процентов |
Высокий уровень |
9 |
32 % |
25 |
90% |
Средний уровень |
10 |
36 % |
3 |
10% |
Низкий уровень |
9 |
32% |
- |
- |
Сводная таблица результатов исследования степени адаптации
по методике А.С. Роньжиной
2018-2019. |
Начало года |
Конец года |
||
Уровень готовности к детскому саду |
Кол-во человек |
Кол-во процентов |
Кол-во человек |
Кол-во процентов |
Высокий уровень |
10 |
36% |
25 |
90% |
Средний уровень |
10 |
36% |
3 |
10% |
Низкий уровень |
8 |
28% |
- |
- |
С целью профилактики дизадаптации, на основе полученных мною аналитических данных в момент поступления детей в ДОУ преобладает средний уровень, и имеется низкий уровень адаптации детей, в ходе проведенных мною коррекионно-развивающих мероприятий по повышению уровня адаптации воспитанников, цель была достигнута. Количество детей адаптированных к условиям детского сада составило (25 детей) 90%.
В 2018 году – провела анкетирование педагогического коллектива, с целью изучения психологического климата (автор В. В Бойко «Краткий справочник практического психолога»). В анкетировании приняли участие 20 человек. Результаты анкетирования следующие: 80% обследованных педагогов имеют положительный эмоциональный тон направленный на работоспособность, однако 20 % обследованных педагогов имеют сложившиеся симптомы эмоционального выгорания.
Анализ количественных показателей фаз эмоционального выгорания показывает, что 15% педагогов уже имеет сформировавшиеся фазы, а у 5 % они находятся в стадии формирования. Так, фаза «Напряжение» сложилась у 3 педагогов и также у 1 она в стадии формирования. Фаза «Истощение» сформировалась у 4 педагогов. В результате полученных данных разработала цикл тренингов по профилактике эмоционального выгорания в коллективе. 201г.- провела серию тренингов направленных на профилактику стресса. В результате повысился психологический эмоциональный тон в коллективе.
С целью повышения уровня психологической готовности детей к школе в 2018- 2019 учебном году провела диагностику школьной готовности, количество обследованных детей – 86 человек, использовала методику диагностический материал по определению уровня познавательного развития детей Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста».
Результаты обследования:
|
начало учебного года |
конец учебного года |
|||||
|
высокий |
средний |
низкий |
|
высокий |
средний |
низкий |
2018 -2019 |
15% (13 детей) |
50% (43ребенка) |
35% (32ребенка) |
2019 |
26% (22 ребенка) |
66% (58 детей) |
8% (9 детей) |
2018 – 2019 учебный год - наблюдалась положительная динамика повышения уровня готовности детей к школе: количество детей имеющий низкий уровень готовности снизилось на 27 %, а количество детей имеющих высокий и средний уровень готовности к обучению в школе увеличилось на 11% и 16% соответственно.
Коррекционно – развивающее направление. С целью создания условий для реализации потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, помощи в преодолении и компенсации отклонений развития разработаны АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи, АОП ДО для детей с задержкой психического развития, АОП для детей с нарушением слуха, АОП ДО для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), АОП ДО для детей с нарушением интеллекта. На каждого ребенка с ОВЗ разработана рабочая программа согласно выделенным низаологиям. (для составления рабочих программ использовала: программы Е.А. Ежкановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», методических пособия Шарохина Л.В. «Коррекционно-развивающие занятия», Куражева Н.Ю., Варяева Н.В. «Психологические занятия с дошкольниками» Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Земцова О.Н. «Серия умные книжки. Грамотейка», Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. «Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска по отклонениям развития». Результатом является наличие положительной динамики и устойчивости психических процессов воспитанников: повышения уровня познавательных процессов детей с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития в количественно – качественных показателях, предоставленных выше в таблицах 1,2.
С целью создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей в 2018-2019 учебном году адаптировала и реализовала «Программу психолого-педагогического сопровождения детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи». За основу были отобраны следующие программы: «Занятия психолога с детьми 4-7 лет» А. С. Роньжина; «Азбука общения» Л. М. Шипицына; «Давайте жить дружно» С. В. Крюкова.
В своей работе применяю различные формы работы: групповые, индивидуальные. На индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми использую световой стол для песочной терапии, расширяя знания об окружающем, мы параллельно развиваем и укрепляем мелкую моторику.
В целях осуществления контроля за ходом психического развития детей, повышения уровня психологической грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка систематически осуществляю консультативную деятельность с родителями (законными представителями), педагогами, специалистами, администрацией ДОУ согласно графику консультаций. Провожу консультации для родителей, неорганизованных детей в консультационном центре на базе ДОУ.
С целью формирования навыков сотрудничества родителя с ребенком и приёмов коррекционно - воспитательной работы с ним использую индивидуальную форму работы; для формирования психолого-педагогических знаний об основах воспитания ребенка в семье, педагогических технологий взаимодействия родителя с ребенком – групповые. По результатам диагностических обследований провожу групповые консультации для родителей и воспитателей: ежегодно «Адаптация детей к ДОУ», «Психологическая готовность к школе», «Умственное развитие детей»,»Детские страхи», «Психологические проблемы детей дошкольного возраста». «Скоро в школу» и др. Использую следующие методические пособия: «Психологическая подготовка детей к школе» В. Л. Шарохина; «Психологический тренинг для будущих первоклассников» И. Л. Арцишевская.
Для оказания психолого-педагогической помощи педагогам и родителям использую Internet ресурсы, применяю информационные буклеты, рекомендую психологическую литературу. Практические рекомендации использую из пособия Е. В. Шитова «Работа с родителями», активно сотрудничаю с Центром диагностики и консультирования Емельяновского района
В целях формирования у участников образовательного процесса психологической культуры. Основными задачами данного направления выделяю формирование у родителей, педагогов, технического персонала ДОУ толерантное поведение ко всем участникам образовательного процесса, потребностей в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; организую информационно-просветительскую деятельность. В процессе реализации поставленной цели и задач использую следующие формы работы: провожу беседы, индивидуальные консультации: «Адаптация к ДОУ»; «Кризис 3-х лет». Особенности поведения родителей в кризисные периоды»; «Гиперактивность – проблема или особенность»; «Кризис семи лет», распечатываю памятки для родителей и педагогов. В групповых уголках для родителей регулярно размещаю психолого-педагогическую информацию. Налажена обратная связь с родителями через консультативную работу.
Принимаю участие в общих и групповых родительских собраниях на темы: 2017г. «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ», «Детский сад для всех», «Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста», «Готовность ребенка к обучению в школе»; 2018г. «Безусловная любовь к ребенку», «Адаптация детей 3 – 4 лет к условиям ДОУ», «Скоро в школу».
Способствую повышению уровня информационной компетентности педагогов: провожу индивидуальные и групповые консультации: 2016г. - «Профилактика эмоционального выгорания педагогов», 2017 г.- «Группа риска», «Детский коллектив», 2018г. - «Психологические особенности дошкольников с ОВЗ».
В целях профилактики деизадаптации вновь прибывших детей, организую совместные игры, которые сближают и объединяют детей, и повышают настроение. Провожу профилактические мероприятия 2016г.- психологические акции «Аптечка для души», «Сердце группы», психологическая игра «Радуга настроения», 2016г. выставка рисунков «Наше настроение», 2016г – тренинги «профилактика стресса», «Тропинка к психологическому комфорту», 2017г. психологическая акция «Цветы для мамы», игра-путешествие «Счастье рядом с нами», 2018г – «Тропинка к своему Я», «Радость есть, её не сожет не быть». Использую элементы арт-терапии, сказкотерапии (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). С детьми которые испытывают трудности в общении провожу тренинги на мышечное расслабление (авт. Чижова С.Ю.).
В практической деятельности с детьми использую следующие здоровьесберегающие средства: психогимнастику, зрительную гимнастику, физминутки, подвижные игры, элементы музыкально и сказкотерапии.
С целью создания условий для развития высших психических функций воспитанников, мною продолжает накапливаться и систематизироваться методический материал. Организую предметно-развивающую среду кабинета. Наглядный материал систематизирован и классифицирован.
Систематически обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт и мастерство. Принимаю активное участие в информационно-просветительской работе с педагогами и специалистами образовательных учреждений района в рамках межсетевого взаимодействия по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, предупреждения, коррекции недостатков в развитии, коррекционно-развивающей помощи, инклюзии, социализации детей с психофизическим нарушениями в социум. Изучаю и содействую внедрению в работу ФГОС НОО для детей с ОВЗ, ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), новые формы, методы, приемы коррекции, диагностики в работе с детьми с ОВЗ.
Принимаю активное участие в Педагогическом совете ДОУ: 2016г. участие в педсовете: «Планирование тематической недели в соответствии с ФГОС ДО»; 2017г. – подготовила презентацию к педсовету на тему: «Ребенок – объект педагогики»; 2018г.-«Инновационные формы работы с семьей».
В 2018-2019 учебном году в целях сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников организовала и провожу кружок по изодеятельности в технике правополушарного рисования для детей старшего дошкольного возраста «Найди себя в творчестве».
Систематически повышаю свой профессиональный уровень. Изучаю специальную литературу в области специальной психологии, дефектологии, нормативно-правовые документы по работе с обучающимися с ОВЗ, полученные знания применяю в работе. Обучаюсь на курсах повышения квалификации, применяю в практический деятельности положительный опыт коллег. Участвую в районных и краевых семинарах-практикумах, круглых столах, форумах, вебинарах:
Ø Участие в Фестивале дошкольного образования Красноярского края, ноябрь 2016г.
Ø Участие в семинаре-практикуме МКУ ЦДК по теме: «Профессиональное обучение детей с ОВЗ», февраль, 2016г.
Ø Участие в семинаре-практикуме МКУ ЦДК по теме: «Реализация ФГОС НОО для детей с ОВЗ, ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); в ноябре 2017г.
Ø Участие в организационно-методическом семинаре педагогов-психологов МКУ ЦДК «Организация и деятельность Емельяновского района по сопровождению обучающихся раннего возрасти, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ», октябрь 2018г.
Ø Организовала и приняла активное участие в семинаре-практикуме на базе МБДОУ «Радуга» «Реализация АОП ДО для детей с ТНР (коррекционно-развивающаяся работа с детьми с ТНР», ноябрь, 2018г.
Ø Участие в обучающем семинаре педагогов-психологов МКУ ЦДК Емельяновского района по теме: «Психологическое обследование обучающихся при направлении на ПМПК. Диагностический инструментарий» январь,2019г.
Являюсь членом региональной общественной организации Красноярского края «Творческий союз учителей». Принимаю активное участие в работе «ТСУ» В рамках слета творческих объединений молодых педагогов края «Золотая молодежь образования на золотом берегу» на фестивале творческих и общественных объединений работников образования провела консультативную площадку для педагогов дошкольников края на тему «Качественное дошкольное образование, вопросы и ответы», июль 2017г. Награждена Благодарственным письмом Дома работников просвещения за проявление творческой активности, общественной инициативы и реализации новой практики работы с педагогическим сообществом.
С 2017 года по настоящее время являюсь экспертом на межрайонном игровом Чемпионате Babiskills среди дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска. Награждена Сертификатами Регионального чемпионата «Молодые профессионалы Красноярского края», февраль 2017, 2018, 2019 г.
Сведения о повышении квалификации:
-2017 году прошла курсы повышения квалификации в «Красноярском педагогическом колледже № 2» по дополнительной профессиональной программе «Теоретические и практические основы реализации ФГОС ДО» в объеме 80 часов.
- 2019 году по очно-заочной форме приняла участие в краевом семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС ДО» (автор методик по семейному воспитанию, кандидат педагогических наук Н.М. Метенова) в объеме 22 часов..
- 2019 году приняла участие в обучающем семинаре по теме: «Особенности развития детей с синдромом Дауна» КРООР «Сердце в наших сердцах» (Фонд президентских грантов) в объеме 18 часов.
С порядком аттестации педагогических работников государственных муниципальных образовательных учреждений ознакомлена.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.