Описание системы работы учителя-логопеда

  • docx
  • 27.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Описание системы работы учителя-логопеда.docx

Описание системы работы

Малаховой Галины Алексеевны, учителя-логопеда Тамбовского областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (высшая категория, 41 год педагогического стажа, в должности учителя-логопеда – 21 год)

Наш педагогический коллектив работает над методической темой «Реализация компетентностного подхода в условиях современной образовательной среды». Являясь автором и исполнителем программы развития школы-интерната, свою работу в должности учителя-логопеда осуществляю в соответствии с должностной инструкцией, Уставом школы-интерната, Программой развития ОУ, стремлюсь развивать свои общепедагогические и профессионально-специализированные компетенции, уделяя особое внимание инструментальной и интегральной компетенциям.

Исходя из этого, я выбрала свою методическую тему «Коррекционно-логопедическая компетентность родителей – часть комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений школьников с ОВЗ». Необходимость работы в данном направлении вызвана заботой об индивидуальном  речевом развитии каждого ребенка с ОВЗ с целью создания единого пространства коррекции и развития.

Имея большой опыт работы с обучающимися, имеющими интеллектуальную недостаточность разной степени, выработала свою методическую систему, направленную на максимальную коррекцию нарушений в развитии и социализацию детей данной категории. Свою профессиональную деятельность реализую в проектировании и развитии индивидуальности ребенка на основе комплексной диагностики, создании и апробации личностно ориентированных коррекционно-развивающих программ, укреплении здоровья, социальной абилитации. Многолетний опыт работы сложился в индивидуальную систему.

Компоненты индивидуальной

методической системы

Характеристика индивидуально-авторской методической системы

1. Модель обучения

1

Формы обучения

Занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка, ролевые игры

2

Формы организации учебной работы детей-логопатов

Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия

3

Педагогические технологии и их элементы

Технологии системно-деятельностного обучения, технология дифференцированного и индивидуального обучения,  коррекционно-развивающие технологии, элементы проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, здоровьесберегающие

4

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, программированный, репродуктивный,проблемно-поисковый, проектный

5

Средства обучения

Информационные (вербальные, наглядные, практические)

Методические (рабочие программы, планы)

Технические (зонды, компьютер и др.)

6

Приемы обучения

Упражнения, имитация, прием сравнения, дидактические игры

2. Методы мотивации и

стимулирования детей-логопатов

Чередование видов учебной деятельности, разноуровневые задания, новизна, актуальность содержания, эффект занятий, создание ситуации успеха, поощрение, эмоции, разрядка, выразительность речи. Организация само-, взаимопроверки и самоконтроля

3.Индивидуальный стиль коррекционно-педагогической деятельности

Рассуждающе-методичный

Свою работу строю на основе нормативно-правовой базы:

-       Программа логопедических занятий в начальных классах школ для детей с последствиями полиомелита и церебральными параличами», разработанная М.В. Ипполитовой и Е.М. Мастюковой (Министерство просвещения СССР, НИИ дефектологии АПН, М., 1979)

-       Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (письмо МО РФ от 20.06.2002г. №29/2194-6).

Для коррекции речевых нарушений, коррекции нарушений чтения и письма использую в качестве рекомендаций методический материал:

№ п/п

Автор

Название

Методические материалы

1.

Л.А.Данилова

«Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ДЦП» Ленинград, 1977

2.

Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова

Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии» СПб., 1994

3.

Е.М.Мастюкова, М.В Ипполитова

Нарушение речи у детей с церебральным параличом» М., 1985

4.

Р.И.Лалаева

Логопедическая работа в коррекционных классах» М., 1999

5.

Р.И.Лалаева

Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» СПб., 1998

6.

Р.И.Лалаева

«Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» М., 2003

7.

П.Д.Лебедева

«Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития» СПб., 2004

8.

Л.О.Пережогин

«Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция» М., 2005

Технические средства

9.

Компьютерное программное обеспечение для формирования правильной речи

15.

Логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи «Дэльфа – 142.1» для учащихся специальных (коррекционных) школ

Версии программного обеспечения 1.3, 1.6 и 2.1

16.

Устройство для контроля собственной речи

17.

«Говорящее» зеркало

             Это программно-методическое обеспечение позволяет мне составлять перспективный план коррекционной работы на основе диагностики речевого развития, психофизических особенностей и возможностей детей с ОВЗ. Для проведения обследования применяю средства педагогического инструментария и социологические методы: анкетирование, тестирование участников образовательного процесса, данные анамнеза.

Для всестороннего обследования применяю целостную систему диагностики. В нее входят следующие методики: нейропсихологические методики, позволяющие оценить состояние ВПФ и речи, методика комплексной медико-педагогической диагностики детей с нетяжелыми анатомическими деформациями зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки, методика обследования речи и функционального состояния школьника с использованием принципа биологической обратной связи (БОС). Система диагностических материалов представлена в таблице :

№ п/п

Автор

Название

1.

С.Д.Забрамная

Методика диагностики психологической базы речи

2.

Т.П Бессонова., О.Е. Грибова

Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: 1994

3.

Л.Г.Козарева, Т.И.Кузьмина

Методика диагностики нарушения чтения 

4.

В.М.Акименко

Логопедическое обследование  детей с речевыми нарушениями. Методическое пособие. СПб., 2013

5.

В.М.Акименко, В.Ю.Ледина, А.А.Перегуд

Компьютерное программное обеспечение  «Логопедическое обследование детей» СПб., 2013

 

6.

Л.О.Пережогин

«Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция» М., 2005

Коррекционно-логопедическую работу строю с опорой на сохранные анализаторы, с учетом предпочтительных каналов восприятия информации, компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.

Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей школьников с ОВЗ использую индивидуальный подход. Мониторинг уровня готовности первоклассников к школьному обучению показывает положительные результаты моей коррекционно-развивающей работы.

Образовательные потребности детей-логопатов, в первую очередь, заключаются в развитии коммуникативной функции речи. Обучающихся, которые проявляют повышенный интерес к речи, включаю в проектную деятельность, привлекаю к участию в различных конкурсах, во внеурочных мероприятиях. Достигнутые результаты доставляют радость детям и удовлетворение от проделанной работы мне.

С обучающимися, имеющими низкий уровень сформированности всех средств языка и познавательных возможностей, работаю индивидуально, например, упрощаю вопросы, уменьшаю объем материала, снижаю темп занятия, увеличиваю вариативность закрепления и повторения, увеличиваю объем различной помощи и т. д.

Взаимодействие с детьми на занятиях реализую через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (познавательные, развивающие, коммуникативные, сюжетные, ролевые и др.), интегрированные занятия в содружестве с другими специалистами.

В своей практической деятельности применяю следующие методы:

-методы развития фонематического слуха по Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;

-дыхательные упражнения по А.А. Сметанкину;

-коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций по методике Е.Д. Худенко;

-дидактические игры А.Н. Аксеновой;

-упражнения на развитие мелкой моторики по методике М.М. Кольцовой;

-метод ритмизованного чтения по методике Т.Г. Визель;

-элементы методики В.К. Воробьевой по развитию связной речи;

-методику коррекционной работы Р.И.Лалаевой по устранению нарушений чения и письма и др.

В результате комплексного обследования, реализации плана коррекционно-развивающей работы, использования новых технологий обучения наблюдается положительная динамика результативности логопедической работы. Достигнутые результаты по улучшению всех сторон речи способствуют положительной динамике успеваемости обучающихся по русскому языку и чтению.  Кроме того, улучшается психологический профиль, наблюдается положительная динамика сформированности навыков коммуникативного общения у детей-логопатов.

Эффективность коррекционного воздействия, на мой взгляд, зависит как от правильно организованной педагогической системы, так и от стратегии общения, взаимодействия с родителями по следующим направлениям:

-       диагностическое

-       консультативно-информационное

-       лекционно-просветительское

-       досуговое.

Анализируя это направление своей педагогической деятельности, с радостью отмечаю, что все больше родителей стремятся к сотрудничеству, занимают активную позицию в совместной работе, значит наши труды не напрасны и мы вместе: «ребенок-родитель-специалист».