Описание системы работы
Малаховой Галины Алексеевны, учителя-логопеда Тамбовского областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (высшая категория, 41 год педагогического стажа, в должности учителя-логопеда – 21 год)
Наш педагогический коллектив работает над методической темой «Реализация компетентностного подхода в условиях современной образовательной среды». Являясь автором и исполнителем программы развития школы-интерната, свою работу в должности учителя-логопеда осуществляю в соответствии с должностной инструкцией, Уставом школы-интерната, Программой развития ОУ, стремлюсь развивать свои общепедагогические и профессионально-специализированные компетенции, уделяя особое внимание инструментальной и интегральной компетенциям.
Исходя из этого, я выбрала свою методическую тему «Коррекционно-логопедическая компетентность родителей – часть комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений школьников с ОВЗ». Необходимость работы в данном направлении вызвана заботой об индивидуальном речевом развитии каждого ребенка с ОВЗ с целью создания единого пространства коррекции и развития.
Имея большой опыт работы с обучающимися, имеющими интеллектуальную недостаточность разной степени, выработала свою методическую систему, направленную на максимальную коррекцию нарушений в развитии и социализацию детей данной категории. Свою профессиональную деятельность реализую в проектировании и развитии индивидуальности ребенка на основе комплексной диагностики, создании и апробации личностно ориентированных коррекционно-развивающих программ, укреплении здоровья, социальной абилитации. Многолетний опыт работы сложился в индивидуальную систему.
№ |
Компоненты индивидуальной методической системы |
Характеристика индивидуально-авторской методической системы |
1. Модель обучения |
||
1 |
Формы обучения |
Занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка, ролевые игры |
2 |
Формы организации учебной работы детей-логопатов |
Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия |
3 |
Педагогические технологии и их элементы |
Технологии системно-деятельностного обучения, технология дифференцированного и индивидуального обучения, коррекционно-развивающие технологии, элементы проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, здоровьесберегающие |
4 |
Методы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, программированный, репродуктивный,проблемно-поисковый, проектный |
5 |
Средства обучения |
Информационные (вербальные, наглядные, практические) Методические (рабочие программы, планы) Технические (зонды, компьютер и др.) |
6 |
Приемы обучения |
Упражнения, имитация, прием сравнения, дидактические игры |
2. Методы мотивации и стимулирования детей-логопатов |
Чередование видов учебной деятельности, разноуровневые задания, новизна, актуальность содержания, эффект занятий, создание ситуации успеха, поощрение, эмоции, разрядка, выразительность речи. Организация само-, взаимопроверки и самоконтроля |
|
3.Индивидуальный стиль коррекционно-педагогической деятельности |
Рассуждающе-методичный |
Свою работу строю на основе нормативно-правовой базы:
- Программа логопедических занятий в начальных классах школ для детей с последствиями полиомелита и церебральными параличами», разработанная М.В. Ипполитовой и Е.М. Мастюковой (Министерство просвещения СССР, НИИ дефектологии АПН, М., 1979)
- Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (письмо МО РФ от 20.06.2002г. №29/2194-6).
Для коррекции речевых нарушений, коррекции нарушений чтения и письма использую в качестве рекомендаций методический материал:
№ п/п |
Автор |
Название |
|
Методические материалы |
|||
1. |
Л.А.Данилова |
«Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ДЦП» Ленинград, 1977 |
|
2. |
Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова |
Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии» СПб., 1994 |
|
3. |
Е.М.Мастюкова, М.В Ипполитова |
Нарушение речи у детей с церебральным параличом» М., 1985 |
|
4. |
Р.И.Лалаева |
Логопедическая работа в коррекционных классах» М., 1999 |
|
5. |
Р.И.Лалаева |
Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» СПб., 1998 |
|
6. |
Р.И.Лалаева |
«Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» М., 2003 |
|
7. |
П.Д.Лебедева |
«Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития» СПб., 2004 |
|
8. |
Л.О.Пережогин |
«Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция» М., 2005 |
|
Технические средства |
|||
9. |
Компьютерное программное обеспечение для формирования правильной речи |
||
15. |
Логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи «Дэльфа – 142.1» для учащихся специальных (коррекционных) школ Версии программного обеспечения 1.3, 1.6 и 2.1 |
||
16. |
Устройство для контроля собственной речи |
||
17. |
«Говорящее» зеркало |
||
Это программно-методическое обеспечение позволяет мне составлять перспективный план коррекционной работы на основе диагностики речевого развития, психофизических особенностей и возможностей детей с ОВЗ. Для проведения обследования применяю средства педагогического инструментария и социологические методы: анкетирование, тестирование участников образовательного процесса, данные анамнеза.
Для всестороннего обследования применяю целостную систему диагностики. В нее входят следующие методики: нейропсихологические методики, позволяющие оценить состояние ВПФ и речи, методика комплексной медико-педагогической диагностики детей с нетяжелыми анатомическими деформациями зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки, методика обследования речи и функционального состояния школьника с использованием принципа биологической обратной связи (БОС). Система диагностических материалов представлена в таблице :
№ п/п |
Автор |
Название |
1. |
С.Д.Забрамная |
Методика диагностики психологической базы речи |
2. |
Т.П Бессонова., О.Е. Грибова |
Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: 1994 |
3. |
Л.Г.Козарева, Т.И.Кузьмина |
Методика диагностики нарушения чтения |
4. |
В.М.Акименко |
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Методическое пособие. СПб., 2013 |
5. |
В.М.Акименко, В.Ю.Ледина, А.А.Перегуд |
Компьютерное программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» СПб., 2013
|
6. |
Л.О.Пережогин |
«Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция» М., 2005 |
Коррекционно-логопедическую работу строю с опорой на сохранные анализаторы, с учетом предпочтительных каналов восприятия информации, компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.
Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей школьников с ОВЗ использую индивидуальный подход. Мониторинг уровня готовности первоклассников к школьному обучению показывает положительные результаты моей коррекционно-развивающей работы.
Образовательные потребности детей-логопатов, в первую очередь, заключаются в развитии коммуникативной функции речи. Обучающихся, которые проявляют повышенный интерес к речи, включаю в проектную деятельность, привлекаю к участию в различных конкурсах, во внеурочных мероприятиях. Достигнутые результаты доставляют радость детям и удовлетворение от проделанной работы мне.
С обучающимися, имеющими низкий уровень сформированности всех средств языка и познавательных возможностей, работаю индивидуально, например, упрощаю вопросы, уменьшаю объем материала, снижаю темп занятия, увеличиваю вариативность закрепления и повторения, увеличиваю объем различной помощи и т. д.
Взаимодействие с детьми на занятиях реализую через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (познавательные, развивающие, коммуникативные, сюжетные, ролевые и др.), интегрированные занятия в содружестве с другими специалистами.
В своей практической деятельности применяю следующие методы:
-методы развития фонематического слуха по Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
-дыхательные упражнения по А.А. Сметанкину;
-коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций по методике Е.Д. Худенко;
-дидактические игры А.Н. Аксеновой;
-упражнения на развитие мелкой моторики по методике М.М. Кольцовой;
-метод ритмизованного чтения по методике Т.Г. Визель;
-элементы методики В.К. Воробьевой по развитию связной речи;
-методику коррекционной работы Р.И.Лалаевой по устранению нарушений чения и письма и др.
В результате комплексного обследования, реализации плана коррекционно-развивающей работы, использования новых технологий обучения наблюдается положительная динамика результативности логопедической работы. Достигнутые результаты по улучшению всех сторон речи способствуют положительной динамике успеваемости обучающихся по русскому языку и чтению. Кроме того, улучшается психологический профиль, наблюдается положительная динамика сформированности навыков коммуникативного общения у детей-логопатов.
Эффективность коррекционного воздействия, на мой взгляд, зависит как от правильно организованной педагогической системы, так и от стратегии общения, взаимодействия с родителями по следующим направлениям:
- диагностическое
- консультативно-информационное
- лекционно-просветительское
- досуговое.
Анализируя это направление своей педагогической деятельности, с радостью отмечаю, что все больше родителей стремятся к сотрудничеству, занимают активную позицию в совместной работе, значит наши труды не напрасны и мы вместе: «ребенок-родитель-специалист».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.