описание технологий обучения - таблица

  • docx
  • 04.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Nazvanie.docx

Название

Ученые, разрабатывавшие технологию (отечественные и зарубежные)

Концептуальные основы,

 основные идеи и принципы

Методы и приемы

Технология проблемного обучения

американский философ, психолог и педагог Д. Дьюи

Идея: организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей

Принципы: принцип проблемности

Методы: 1.объяснительно иллюстративный

2. репродуктивный

3. проблемное изложение

4. частично-поисковый

5. исследовательский

Приемы: 1.Непреднамеренный - ошибка ученика.

2.Преднамеренный - проблемный вопрос «Можно ли...»; ложное умозаключение - учитель говорит: «Я считаю, что …, а вы как думаете?»; аналогии; использование противоречивых сведений

Технология развивающего обучения

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов

Идея: 1.обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель

2. новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)

Принципы: 1. принцип обучения на высоком уровне сложности;

2.принцип обучения быстрым темпом; 3.принцип ведущей роли теоретических знаний;

3.принцип осознания школьниками процесса обучения;

4. принцип целеустремленной и систематической работы по развитию всех учеников

Методы: поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач

Приемы: 1. Наблюдатель

2. провокационный вопрос

3. парадокс

4. вспомни силуэт

5. волшебная буква

6. игра в названия

7. ответ по опорным словам

8. лестница

9. поиск общего

10. американский студент

Технология развития критического мышления

американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер

Идея: создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире

Принципы:

1. активность субъектов в образовательном процессе;

2. организация групповой работы в классе;

3. развитие навыков общения;

4. идея ценности личности;

5. подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;

6. соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реально жизни.

Приемы:

1.Знаю – хочу узнать – узнал.

2.Продвинутая лекция.

3.Зигзаг

4.Верные – неверные утверждения.

5.Прогнозирование

Методы:

Технология обучения в сотрудничестве

университет Джона Хопкинса (Р. Славин)

университет Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон)

группа Дж. Аронсона, Калифорния

Идея: 1.обучение в коллективе

2. взаимооценка

3. обучение в малых группах

Принципы:  1. Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологии совместимости детей

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы

3. Оценивается работа не одного ученика. а всей группы

4. Учитель сам выбирает учащегося с группы который должен отчитаться за задание.

Методы: 1.

Приемы: 1. «пила»

2. работа по группам

3. «учимся вместе»

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович

Идеи: 1.Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

2.Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

3.Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

Принципы: 1. принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,

2.принцип уважения личности ребенка,

3.принцип терпения в становлении ребенка

Методы: 1.объяснительно-иллюстративная,

2. игровая с элементами проблемности, творчества

Приемы:

Коллективный способ обучения

Педагог А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко

Принципы: 1. принцип завершенности обучения

2.интернационализация процесса обучения

3.дифференциации

4.всеобщего сотрудничества и взаимопомощи

5.разновозрастности и разноуровневости

6.разнообразия тем

7.педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий

8.непрерывности и безотлагательности

Идея: включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар

Приемы: 1. Взаимные диктанты

2. работа по вопросникам

3. решение задач и примеров

Методы: 1. Непрерывная передача знаний

Технология учебного проектирования

Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик

Идея: необходимость преодоления противоречия между личностью и обществом; тем, что учащийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать, посредством «учения через делание»

Принципы: 1. В основе учебы школьника лежит практическая деятельность

2. Неотъемлемая часть учебы – рефлексия учащихся, обсуждение его социального, практического и учебного опыта в группе и индивидуально с преподавателем

3. В учебе реально задействованы интересы школьника, он имеет возможность выбирать классы, курсы, тему проекта, определяя содержание, формы,

уровень собственной учебной деятельности: отсюда, как следствие, высокий

уровень мотивации

4. Учитель – не преподаватель-предметник, а консультант-наставник школьника

5. Оценка в традиционном школьном понимании перестает играть контролирующую роль, перестает быть разовым субъективным актом учителя, а становится сложным публичным процессом, сопровождающим выполнение проектов

Приемы: 1.

Технология адаптивного обучения

 

Принципы:

1.Объяснение нового материала

2. Закрепление и отработка материала

Методы: репродуктивные и
иллюстративные

 

Игровая технология

К.Гросс, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский

Принцип: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру

Идея: рассматривается как особое отношение личности к окружающему миру, как деятельность ребенка, которая изменяется развертывается в качестве его субъективной деятельности, как социально заданный  ребенку и усвоенный им вид деятельности, как особое содержание усвоения, как деятельность, в результате которой происходит развитие психики ребенка, как социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества

Приемы:

Технология разноуровневого обучения

 

Идея: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.