Название |
Ученые, разрабатывавшие технологию (отечественные и зарубежные) |
Концептуальные основы, основные идеи и принципы |
Методы и приемы |
Технология проблемного обучения |
американский философ, психолог и педагог Д. Дьюи |
Идея: организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей Принципы: принцип проблемности |
Методы: 1.объяснительно иллюстративный 2. репродуктивный 3. проблемное изложение 4. частично-поисковый 5. исследовательский Приемы: 1.Непреднамеренный - ошибка ученика. 2.Преднамеренный - проблемный вопрос «Можно ли...»; ложное умозаключение - учитель говорит: «Я считаю, что …, а вы как думаете?»; аналогии; использование противоречивых сведений |
Технология развивающего обучения |
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов |
Идея: 1.обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель 2. новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу) Принципы: 1. принцип обучения на высоком уровне сложности; 2.принцип обучения быстрым темпом; 3.принцип ведущей роли теоретических знаний; 3.принцип осознания школьниками процесса обучения; 4. принцип целеустремленной и систематической работы по развитию всех учеников |
Методы: поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач Приемы: 1. Наблюдатель 2. провокационный вопрос 3. парадокс 4. вспомни силуэт 5. волшебная буква 6. игра в названия 7. ответ по опорным словам 8. лестница 9. поиск общего 10. американский студент |
Технология развития критического мышления |
американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер |
Идея: создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире Принципы: 1. активность субъектов в образовательном процессе; 2. организация групповой работы в классе; 3. развитие навыков общения; 4. идея ценности личности; 5. подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека; 6. соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реально жизни. |
Приемы: 1.Знаю – хочу узнать – узнал. 2.Продвинутая лекция. 3.Зигзаг 4.Верные – неверные утверждения. 5.Прогнозирование Методы: |
Технология обучения в сотрудничестве |
университет Джона Хопкинса (Р. Славин) университет Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон) группа Дж. Аронсона, Калифорния |
Идея: 1.обучение в коллективе 2. взаимооценка 3. обучение в малых группах Принципы: 1. Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологии совместимости детей 2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы 3. Оценивается работа не одного ученика. а всей группы 4. Учитель сам выбирает учащегося с группы который должен отчитаться за задание. |
Методы: 1. Приемы: 1. «пила» 2. работа по группам 3. «учимся вместе» |
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили |
Амонашвили Шалва Александрович |
Идеи: 1.Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса. 2.Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа. 3.Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе. Принципы: 1. принцип очеловечивания среды вокруг ребенка, 2.принцип уважения личности ребенка, 3.принцип терпения в становлении ребенка |
Методы: 1.объяснительно-иллюстративная, 2. игровая с элементами проблемности, творчества Приемы: |
Коллективный способ обучения |
Педагог А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко |
Принципы: 1. принцип завершенности обучения 2.интернационализация процесса обучения 3.дифференциации 4.всеобщего сотрудничества и взаимопомощи 5.разновозрастности и разноуровневости 6.разнообразия тем 7.педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий 8.непрерывности и безотлагательности Идея: включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар |
Приемы: 1. Взаимные диктанты 2. работа по вопросникам 3. решение задач и примеров Методы: 1. Непрерывная передача знаний |
Технология учебного проектирования |
Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик |
Идея: необходимость преодоления противоречия между личностью и обществом; тем, что учащийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать, посредством «учения через делание» Принципы: 1. В основе учебы школьника лежит практическая деятельность 2. Неотъемлемая часть учебы – рефлексия учащихся, обсуждение его социального, практического и учебного опыта в группе и индивидуально с преподавателем 3. В учебе реально задействованы интересы школьника, он имеет возможность выбирать классы, курсы, тему проекта, определяя содержание, формы, уровень собственной учебной деятельности: отсюда, как следствие, высокий уровень мотивации 4. Учитель – не преподаватель-предметник, а консультант-наставник школьника 5. Оценка в традиционном школьном понимании перестает играть контролирующую роль, перестает быть разовым субъективным актом учителя, а становится сложным публичным процессом, сопровождающим выполнение проектов |
Приемы: 1. |
Технология адаптивного обучения |
|
Принципы: 1.Объяснение нового материала 2. Закрепление и отработка материала |
Методы: репродуктивные и
|
Игровая технология |
К.Гросс, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский |
Принцип: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру Идея: рассматривается как особое отношение личности к окружающему миру, как деятельность ребенка, которая изменяется развертывается в качестве его субъективной деятельности, как социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности, как особое содержание усвоения, как деятельность, в результате которой происходит развитие психики ребенка, как социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества |
Приемы: |
Технология разноуровневого обучения |
|
Идея: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.