Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои
Оценка 4.9

Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
история +1
Взрослым
13.12.2018
Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои
В научно-аналитической работе представлен анализ, философских воззрений великого поэта и мыслителя средневекового Востока Алишера Навои, в которых отражены размышления о некоторых социально-перцептивных явлениях (стереотипизации, эффекта новизны и др.). Материал может быть полезен для специалистов, изучающих историю развития психологической и общественной мысли на Востоке.
Эргашев П.С. Научно-аналитическая работа по истории психологии.doc
ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО­ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОЧИНЕНИЯХ АЛИШЕРА НАВОИ Эргашев П.С. доктор психологических наук Международная исламская академия Узбекистана,  доцент кафедры «Психология религии и педагогика» В   истории   формирования   научного   мировоззрения   важное   место занимает творчество великих мыслителей средневекового Востока. При всей энциклопедичности,   характерной   знаниям   мыслителей   Востока,   вполне естественно, что кроме вопросов познания природы и общественных явлений их   также   занимали   проблемы   психологической   сущности   человеческого бытия.   Большинство   философов   средневекового   Востока   изучали   разные виды душевных сил и способностей, искали объяснения различным явлениям психической жизни человека. Безусловно, изучение психологических взглядов мыслителей Востока, отраженных в их произведениях является актуальной задачей отечественной психологии. В связи с чем, в этой научной работе мы попытались   представить   описания   некоторых   социально­перцептивных явлений, в частности, феномена первого впечатления о другом человеке, в сочинениях Алишера Навои. Алишер   Навои   (1441­1501)   гениальный   поэт,   мыслитель,   ученый, художник,   музыкант,   государственный   деятель,   внесший   большой   вклад   в развитие не только узбекской литературы, но и педагогической, социально­   общественно­политической   и   философской   мысли психологической, средневекового Востока. В поэмах А.Навои «Смятение праведных», «Фархад и   Ширин»,   «Лейли   и   Меджнун»,   «Семь   планет»,   «Стена   Искандера», составляющих   его   всемирно   известную   «Пятерицу»,   а   также   в   таких   его произведениях как «Сокровищница мысли», «Возлюбленный сердец», «Язык птиц»   соответственно   особенностям   художественного   познания   отражены многие проблемы межличностных взаимоотношений. В   рассказе   о   Хатаме   Тайском,   включенном   в   поэму   «Смятение праведных»,  А.Навои   обращает   внимание  на  то,  как   первое   впечатление   о человеке   может   в   последующем   измениться.   А.Навои   пишет,   что   Хатам Тайский, известный своей щедростью, устроил для всех людей своей степной округи пир. Во время пира ему стало душно, и он вышел в степь, где встретил старика с вязанкой дров, который всем своим видом вызвал чувство жалости. «Он нес вязанку, ­ говорит устами Хатама поэт, ­ ничего не видя кроме своих ступней, худых как сучья. От худобы он сам сучком казался. Вязанка, как свалившийся шалаш, его к земле клонила, и он вот­вот сломаться должен был. Но шел и шел он, часто отдыхая. Я был взволнован видом этих мук» [4, с.12]. Однако   после   беседы,   услышав   рассуждения   старика   о   достойной   жизни, истинном благородстве Хатам Тайский изменил свое мнение о нем: «Слова его, дороже благ различных, мне показали все его величье» [4, с.13]. А.Навои неоднократно подчеркивал, хотя немного с преувеличением, характерным   художественному   стилю,   вероятность   сильного   воздействия первого   впечатления.   В   поэме   «Фархад   и   Ширин»   он   пишет   следующее: «Фархад распрямился, вытер пот с бледного лица и тут увидел прелестную Ширин. Руки у  него задрожали, тело окаменело. Фархад не мог вымолвить ни слова»   [4,   с.40].   В   художественно­философском   сочинении   «Язык   птиц», насыщенного идеями суфизма, поэт, описывая внешность одного из героев, отмечает, что «Кто ему по пути ни встречался, бывало, Всех краса его сразу же насмерть сражала» [3, с.101]. В сочинениях  А.Навои, кроме  проблемы   первого   впечатления,  также можно   встретить   некоторые   заметки   о   других   явлениях   социальной перцепции.   Например,   в   «Возлюбленном   сердец»   поэт   делает   заметку   о «эффекте новизны», суть которого заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой [2, с.128]. А.Навои пишет следующее: «Если всегда делал все как нужно, но однажды не сумел, прошлые заслуги забываются, возникает негодование, тебя начинают притеснять. Много раз   проявляешь   щедрость,   но   если   однажды   случайно   о   ком­то   забыл, прослывешь скупым и жадным [2, с.214­215]. В данном произведении А.Навои также   описывает   другое   социально­перцептивное   явление,   известное   как стереотипизация, т.е. восприятие другого человека через призму усвоенных социальных стереотипов, которые часто возникают относительно групповой принадлежности   человека     [1,   с.128­129].   По   этому   вопросу   поэт   делает следующую   заметку:   «Если   ты   похож   на   представителей   какого­либо сословия тебя будут воспринимать как других членов этого сословия – если они   плохие,   тебя   тоже   будут   считать   плохим,   нежели   они   хорошие,  и   ты будешь считаться хорошим» [2, с.238]. Итак, вполне очевидно, что А.Навои как   мыслителя,   великого   гуманиста   своей   эпохи   беспокоили   наиболее сложные   вопросы   межличностных   взаимоотношений,   межличностного познания, на которые он не пытался дать исчерпывающие, ответы, а в большей мере, старался обратить внимание на их актуальность.  Литература 1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с. 2.Навои А. Асарлар. 15 томлик. – Т.: Ғ. Ғулом ном. бадиий адабиёт нашриёти, 1963. Т.13: Маҳбубул­қулуб. Муншаот.Вақфия. – 243 б.  3.Навои А. Сочинения. В 10­ти Т. Перевод. – Ташкент: Фан, 1970. Т.8: Язык птиц. – 344 с. 4.Навои А. Хамса («Пятерица»). Прозаическое переложение/ Под общ. ред. А.П.Каюмова. Худож. Б.Джалалов/. – Т.: Ёш гвардия, 1985. –144 с.

Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои

Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои

Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои

Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои

Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои

Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои

Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои

Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018