опыт работы Формирование УУД на уроках истории и обществознания..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
«Формирование универсальных учебных действий на
уроках истории и обществознания с помощью карт
учебных действий»
учитель истории
и обществознания:
высшей категории
Одинцова
Елена Анатольевна Еманжелинск,2018
В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в
экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не
может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире
современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров,
содержания и технологий образовательного процесса.
Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания,
полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в
коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения
учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный
государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на
первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а
личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
В разделе: “ Требования к результатам освоения основной образовательной
ФГОС сформулированы основные
программы общего образования”,
требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории и
обществознанию, а именно:
1)формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им
опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых
современного российского общества:
национальных ценностей
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур;
2)овладение базовыми историческими знаниями, а также
представлениями о закономерностях развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной
и культурной сферах;
приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных
глобальных процессов;
3)формирование умений применения исторических знаний для осмысления
жизни в современном
сущности современных общественных явлений,
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурноисторических ориентиров для
гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
личности, миропонимания и познания современного общества на основе
изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё
отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение
развития универсальных учебных действий (УУД) как составляющей
фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным
изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование
совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию
“научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Сформированность универсальных учебных действий является также и
залогом профилактики школьных трудностей. Приоритетным направлением
новых образовательных стандартов является реализация развивающего
потенциала образования. Современное информационное общество требует от нас подготовить
человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно
готового к
переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни,
самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности
человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то
внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность
использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные,
деятельностный качества. Школа должна «научить учиться». Именно поэтому
перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных
учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов
образования второго поколения определяют не только предметные, но
метапредметные
результаты.
и
личностные
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения
является их ориентация на достижение не только предметных образовательных
результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение
ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими
успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего
образования.
Педагоги сегодня вынуждены отказаться от традиционных технологий и
перейти на системнодеятельностный подход, когда цель образования
определяется как развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию
универсальных учебных действий на уроках истории способствует
познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его
адаптации
в
обществе.
Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного умений и
успешного усвоения обучающимися новых знаний,
компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого
предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
Личностный
Регулятивный
Познавательный
Коммуникативный
Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и
«обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать
вывод о возможности формирования всех 4х видов УУД
Главная проблема – как сформировать эти умения?
Учитель должен использовать такие
задания, которые требуют умений
находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую
информацию. Хорошим подспорьем в развитии УУД являются рабочие тетради.
Они включают в себя целый ряд таких типов заданий, которые затруднительно
включить в сам учебник.
Это, например:
1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько
понимание какихто характерных черт, признаков, тенденций развития
исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем
основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать
представления учащихся);
2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;
3) задания на анализ цифровой информации;
4) задания, требующие использования информации одновременно из
нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников(аудио, видео);
5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д. Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все
выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры
урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго
поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов
передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и
построение урока должно быть соответствующим.
Урокдебаты, дискуссии это наиболее интересная форма работы на
современном этапе. На таком уроке можно проследить не только за уровнем
самостоятельной научнопоисковой работы учащихся, но и за умением
использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая
свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую
тему, где нет однозначной оценки событий, что предполагает поиск
доказательств, правоты своего мнения.
Удачными могут получиться урокидебаты при изучении темы «Вера Засулич
героиня или преступница?», «Н. С. Хрущев «Оттепель»: миф или
реальность», «Л.П. Берия: кровавый палач или жертва режима?», «П.А.
Столыпин: спаситель русской деревни?» и т. д. Даная форма работы
стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь
коммуникативных УУД, так как направленна на развитие способностей к
согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжить
на уроках с элементами ролевых игр.
Формированию универсальных учебных действий в значительной степени
способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная
идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие
фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии,
затем повторно проводится через различные виды практической
самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного
характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).
Этапы работы с блоком
I. Введение в тему (составление блоксхемы).
Самый сложный этап для учителя, так как нужно изложить большой объем
материала с привлечением различных средств обучения: историческая карта,
наглядные пособия, электронные пособия; мультимедиалекции; презентации;
видеофильмы.
Подготовка к этому этапу должна быть тщательно продумана: нужно
выделить главное из огромного количества деталей и постараться изложить
разделы темы единым целым. В то же время материал должен быть
достаточно компактным. Главная задача учителя на данном этапе – заложить
основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой,
моторной, дискретной.
Блоксхема составляется в виде опорного конспекта (ОК). ОК требует от
составителя не только глубокого знания предмета, но и межпредметных
связей и дидактических задач. Используется первичное закрепление и
обобщение знаний на первом уроке, задается воспроизведение блоксхемы на
дом. Повышается осознанность и активность домашней работы. Ученик
правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме,
если усвоил самый смысл исторического явления, отраженного в схеме.
II. Урок (уроки) практических занятий.
Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу. Именно на
знаний,
данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного
поиска научных
его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята
составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы,
заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста.
работы с историческим материалом, Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы,
совершают
сочинения,
выступают в роли экскурсовода,
рисуют,
воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д.
Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу
в парах, группах.
Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими,
требующими волевых проявлений ученика.
С целью повышения
познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития
самооценки, волевых усилий, применяется рейтинговая система оценивания
составляю рейтинговую карту по теме, знакомлю с нею учащихся на вводном
занятии. Ведется учет рейтинга ученика в сравнении с одноклассниками и
относительно самого себя в предыдущей теме (темах). В некоторых классах
при изучении определенных тем использую модульную программу, что
позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе. Объем домашнего
задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На
данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как
информационноконсультативная, организующая.
III. Урок обобщения и контроля.
Его цель: определить уровень усвоения материала. Достигается это
индивидуальной
сочетанием самостоятельной
групповой
работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные
задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др.
Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени
и
подготовленности детей и т.д.
Мне хотелось остановиться на работе учеников с картами учебных действий.
Я попробовала разработать и апробировать комплект карт учебных действий
к урокам истории и обществознания 57 классов, обеспечивающих достижение
метапредметных результатов образовательной программы и формирования УУД. Они позволяют сформировать широкий спектр УУД. Впервые карты
учебных действий я начала использовать в 2015 году, когда взяла
пятиклассников и столкнулась с проблемой, отсутствия умения осознанного
чтения, составление плана по прочитанному материалу. Кроме того, я
включаю в карты формы заданий, которые часто используются составителями
контрольно измерительных материалом, а также сборников по ГИА и ЕГЭ.
Это и карты, и иллюстрации, и таблицы, и задания на соотнесение дат и
событий, что позволяет уже с 5 класса начать работу по подготовке к
аттестации, как промежуточной, так и итоговой.
Карты я создаю сама, используя все возможные ресурсы учебник, печатные
рабочие тетради, ресурсы из сети Интернет. Каждое из заданий предполагает
направленный на формирование
определенный вид деятельности,
универсальных учебных действий:
• познавательных (смысловое чтение, поиск информации, логические
операции);
• коммуникативных (постановка вопросов,
умение выражать и
аргументировать свои мысли);
• регулятивных (планирование, оценка, коррекция);
• личностных (смыслообразование, личностный моральный выбор).
Рекомендуемое количество блоков заданий: 5. Первые три выполняются с
проверкой на уроке, четвертое и пятое самостоятельно. Таким образом, в
первой части урока (примерно 20 минут) учитель организует работу с
классом. Вторую часть урока (примерно 20 минут) учащиеся работают
самостоятельно. В конце урока ученики сдают карты учебных действий.
Каждый получает оценку за работу на уроке. Оценивание происходит по
уровневому подходу: каждое задание дает определенную сумму баллов (можно в пятибалльной, а можно и в другой системе). Конечно, это требует
времени, средств на краску, бумагу, но ученикам нравиться работать с
картами, а меня устраивает результат. Возможность дальнейшего
продолжения опыта связана с разработкой и апробацией комплектов карт
учебных действий к курсам истории и обществознания в 8 и 9 классах. Кроме
того, возможно применение данной методики и для преподавания других
предметов учебного плана: биологии, географии, музыки, изобразительного
искусства, физики, химии. Также возможна разработка карт учебных
действий для одаренных детей и детей с особенностями в развитии. В
приложении я привела примеры некоторых карт.
Список литературы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Описание опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.