Описание опыта работы (английский язык)
Оценка 5

Описание опыта работы (английский язык)

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
английский язык
Взрослым
14.02.2018
Описание опыта работы (английский язык)
Представленный опыт работы учителя высшей квалификационной категории Шевчук Э.Ф. посвящен вопросу формированию навыков продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся при изучении английского языка в условиях ФГОС. Учитель – главная фигура, определяющая успешность школьного образования. И от его способности «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его профессиональной компетентности во многом зависит и судьба отдельно взятого выпускника, и судьба страны в целом. В данной статье рассматривается проблема - становление современного постиндустриального общества. Основное внимание в работе автор акцентирует на свою педагогическую миссию, которую видит в подготовке ребят к современной жизни в её сложнейших проявлениях. Обосновывается идея о том, что продуктивное обучение проявляется в органическом соединении таких компонентов образования, как развитие способностей учащихся, формирование у них личностных свойств и качеств, адекватных требованиям рыночной экономики страны, придание процессу обучения функции - овладение навыками различных творческих видов деятельности с учебной информацией. Для автора сегодня наиболее важным является формирование у ребят способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия и тщательно обдумывать принимаемые решения. Автор приходит к выводу, что педагогическая система формирования навыков самостоятельной продуктивной учебной деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности имеет три основных компонента: - проблемная организация учебного процесса; - формирование умений самоорганизации и самоконтроля в ходе самостоятельной учебной деятельности; - деятельностный подход к обучению. Свою деятельность оценивает исходя из того, насколько учителю удалось организовать активную, самостоятельную, сознательную учебную деятельность учащихся. Отклики школьников подтверждают это, ребята говорят, что их больше привлекают такие формы работы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности и высказывать своё мнение. Значительное внимание уделяется тому, что данная система преподавания английского языка стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие речевых форм, а также способствуют прочности формируемых речевых навыков и умений. Автор с удовлетворением замечает, что его ученики становятся более коммуникабельными, умеют обосновать свою точку зрения, находят свой способ выражения мыслей и чувств.Представлен опыт работы учителя высшей квалификационной категории Шевчук Э.Ф. посвящен вопросу формированию навыков продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся при изучении английского языка в условиях ФГОС.
Представление профессионального опытаШевчук Э.Ф..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5» Формирование навыков продуктивной самостоятельной  деятельности обучающихся при изучении английского языка Шевчук Эльвира Фаритовна  учитель иностранных языков г. Нижневартовск, 2018 Содержание Введение……………………………………………………..……………..3 Основная часть………………………….……………………………….…4 Заключение………………………………………………………………....9 Список литературы……………………….………………………….……10 Приложение 1……………………………………………………………...11 Приложение 2……………………………………………………………...12 3 1 2 Введение Работая   учителем   иностранного   языка   в   течение   19   лет,   я   с удовлетворением отмечаю в последнее время значительное повышение статуса иностранного языка в российском обществе. Владение иностранным языком стало   рассматриваться   как   необходимое   личностное   и   профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества,   макрофактор,   объединяющий   государства   и   народы,   средство социализации..   Модернизация   содержания   образования   в   России   на современном   этапе   развития   общества   актуальной   задачей   школьного языкового   образования   ставит   подготовку   инициативного,   способного творчески мыслить выпускника,   социально адаптированного к современным условиям. И.   И.   Калина,   директор   Департамента   государственной   политики   в сфере   образования   Минобрнауки   России,   отмечает:   «В   условиях стремительного   развития   и   расширения   доступности   открытых информационных   сетей   передача   «готовых»   знаний   перестает   быть   главной задачей   учебного   процесса,   и   снижается   привлекательность   традиционной организации   обучения».  В  русле   этих  изменений   концепция   перспективного развития   школы   ориентирована   на   переход   от   образования   как   передачи ученику   определенной   суммы   знаний   к   продуктивному   образованию. Продуктивное   образование  направлено   на   развитие   познавательных   и созидательных   способностей   личности,   что   позволяет   учащемуся конструировать   личностные   знания   и   образовательный   опыт, взаимодействовать   с   другими   субъектами   образовательного   процесса   и   с окружающим   миром   как   активная,   самостоятельная,   творческая   личность. Направленность   на   продуктивное   образование   обусловливает   приоритет самостоятельной  учебной   деятельности   учащегося,   которая   является   его стрежнем,   и   перенос   акцента   с   управляющей   роли   учителя   на самостоятельную, активную и ответственную позицию учащегося как субъекта образовательного процесса.  Однако в ходе практического опыта преподавания иностранного языка я выявила   следующие   проблемы:   у   ребят   нет   навыков   поисковой   и исследовательской   деятельности;   не   достаточно   сформированы   умения творческой,   самостоятельной   деятельности,   навыки   работы   с   информацией, самоорганизации.   Поэтому,   одним   из   наиболее   значимых   аспектов   своей профессиональной   деятельности   считаю  организацию   самостоятельной продуктивной учебной деятельности учащегося. Сегодня важным для меня является формирование у ребят  способности самостоятельно   мыслить,   добывать   и   применять   знания,   четко   планировать действия   и   тщательно   обдумывать   принимаемые   решения.     В   течение нескольких лет сложилась система работы как синтез использования элементов современных   образовательных   методов   и   технологий:   исследовательской, 3 проектной,   проблемной,   информационно­коммуникационных   технологий   на основе концепции продуктивного обучения. Формирование   навыков   самостоятельной   продуктивной   учебной Основная часть. деятельности в преподавании английского языка Учитель   –   главная   фигура,   определяющая   успешность   школьного образования.  И от его способности «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его профессиональной компетентности во многом зависит и судьба отдельно взятого  выпускника, и судьба страны в целом. Свою педагогическую миссию вижу в подготовке ребят к современной жизни в её сложнейших проявлениях, в   первую   очередь   к   профессиональному   самоопределению.   Становление современного постиндустриального общества, в которое постепенно вступает Россия,   определяет   растущую   потребность   в   значительном   количестве выпускников   школы   (более   60   %),   способных   к   освоению   сложных интеллектуальных,   информационно   насыщенных   профессий,   реализуемых   в рамках продуктивной деятельности.  Цель  моей   деятельности   –  создание   условий   для  формирования навыков   самостоятельной   продуктивной   учебной   деятельности школьников в процессе изучения английского языка.  Задачи: ­обеспечить высокий уровень усвоения обучающимися основ знаний  английского языка; ­формировать познавательные интересы и мотивы, направленные  на изучение языка; ­формировать метапредметные умения видеть проблему, ставить  вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать  выводы, объяснять, защищать свои идеи, др. ­ формировать умение работать с различными источниками информации: находить   информацию   в   различных   источниках,   анализировать   и   оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; ­   формировать   умение   адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии   и   аргументации   своей   позиции,  сравнивать   разные   точки   зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;  ­ формировать навыки самоорганизации и саморегуляции. В основу моей системы работы положены следующие принципы: принцип продуктивности   обучения;  уважение   авторской   позиции   ученика;  учёт сенситивных   периодов   развития;  субъектная   позиция   ребёнка   в образовательном   процессе;  прерогатива   самостоятельности   учебной деятельности учащихся. 4 Моя   система   формирования   навыков   самостоятельной   продуктивной учебной   деятельности   на   уроках   английского   языка   и   во   внеурочной деятельности имеет три основных компонента: ­ проблемная организация учебного процесса;  ­ формирование   умений   самоорганизации   и   самоконтроля   в   ходе самостоятельной учебной деятельности;  ­ деятельностный подход к обучению. Проблемная организация учебного процесса используется мною как на стадии   введения   учебного   материала,   так   и   на   стадии   его   закрепления   в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников  На   основании   опыта   применения   проблемного   обучения   на   уроках английского языка я определила для себя педагогические условия успешности проблемного обучения:  создание   познавательных   трудностей,   соответствующих интеллектуальным способностям и возрастным интересам учащихся;   обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;  соответствие   индивидуальным   особенностям,   т.е.   соблюдение принципа   доступной   трудности   (сильным   учащимся   давать   задания повышенной трудности, например роль ведущего) формирование   у   школьников   операционных   умений   решения   проблемных задач. Считаю, что последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является мое личное решение некоторых из проблемных задач по такому алгоритму: 1. анализ ситуации. 2. выявление проблемы. 3. формулировка проблемы. 4. осуществление поиска ее оптимального решения. В   решении   обучающих   и   развивающих   задач   проблемного   обучения центральным   звеном   является  проблемная   ситуация.   От   того,   насколько удачно   она   создана,   во   многом   зависит   успех   учебно­познавательного процесса. Поэтому я всегда      создаю   проблемные   ситуации   как   на   реальном   жизненном материале,   так   и   на   историческом,   описанном   в   литературе,   но   ни   в   коем случае они не становятся произвольной конструкцией ума;  решение проблем строю на знакомом учебном материале либо на основе полученного ранее практического опыта;  формулирую   вопросы   таким   образом,   чтобы   они   исключали всякую   попытку   отделаться   заученным   материалом   и   требовали самостоятельного   мышления,   творческой   мобилизации   ранее   полученных знаний. Учебной мотивации достигаю тем, что проблемные вопросы затрагивают интересы   ученика   (взаимоотношение   в   семье,   увлечения,   проблемы 5 подростков). Например, когда в школе намечается интересное мероприятие, организую   обмен   мнениями,   планами   и   идеями   о   его   проведении.   Для успешного выполнения задания предлагаю заранее подготовленные словарики с новой тематической лексикой. Опыт показывает, что лучше не нарушать хода обсуждения   для   разбора   языковых   ошибок,   а   просто   исправлять   их.   При повторении какой­либо ошибки я беру ее на заметку и на следующем уроке провожу необходимые тренировочные  упражнения.  С целью развития познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение   своего   предмета,   привлекаю   ребят   к   активному   участию   в предметных   неделях   английского   языка.  Выбираю   такие   формы деятельности,   которые   способны   развить   интеллектуальный   и   творческий потенциал   школьников,   дать   им   возможность   получить   признание   путём участия   в   нетрадиционных,   творческих   мероприятиях.   Сложился   круг мероприятий,   который   стал   для   нас   с   ребятами   традиционным:   создание страноведческих информационно­наглядных материалов: стенгазет, постеров, плакатов, афиш, рекламных буклетов и др.; конкурсы кроссвордов, сочинений, проектов, стихов на английском языке. Большой популярностью пользуются англоязычные   вечера   для   старшеклассников   «Театральная   мозаика», «Поэтическая   гостиная».   Учащиеся   узнают   множество   новых   фактов, применяют   свои   знания   в   нестандартной   ситуации,   расширяется   их страноведческий  кругозор, обогащается лексический запас. Выход в активную познавательно­исследовательскую   позицию   стимулирует   самостоятельность, поисковую активность, совершенствует метапредметные умения. Формирование   умений   самоорганизации   и   самоконтроля   в   ходе   что   именно самостоятельной   учебной   деятельности. самостоятельная   деятельность   связывает   обучение   и   развитие. Самостоятельная   работа   учащихся   является   неотъемлемым   элементом продуктивного   обучения.   Стремлюсь   к   тому,   чтобы   моя   функция непосредственной передачи знаний учащимся последовательно уменьшалась, а доля   самостоятельности   учеников   в   овладении   знаниями   –   соответственно росла.   Считаю,   Формирование   навыков   самостоятельной   творческой   деятельности происходит эффективно, если работа ребёнка на каждом уроке организуется схеме: четкая формулировка учителем заданий, указывающих на характер и самостоятельное   планирование цель   предстоящей   деятельности    школьником   предстоящей   деятельности самостоятельный   выбор содержания   и   тематической   лексики    самостоятельное   выполнение задания сопоставление полученного продукта с тем, что планировалось.  Для обучения   навыкам   самостоятельной   деятельности   использую   творческие задания:   сочинения,   составление   диалогов,   монологов,   вопросов   к   тексту, написание письма, разработка проекта, учебное исследование, др.    Деятельностный   подход   к   обучению.  Продуктивность   урока   выше, когда   обучающие   усилия   учителя   совпадают   с   собственными   усилиями 6 школьника. Деятельностный подход реализую, используя такие форм работы, как   исследования,   проекты,   учебная   дискуссия,   «Круглый   стол»,   деловая игра….  Действенным средством познания мира, развития творчества, научного мышления   подрастающего   поколения   рассматриваю  исследовательскую   и проектную   деятельность,  которую   организую   как   на   уроках,   так   и   во внеурочной   работе.   Овладение   навыками   научно­исследовательского   труда, проектной деятельности формирует многие ключевые компетенции учащихся: предметную,  информационную,   продуктивную,     и   другие.  Обычно   на   уроках английского   языка   ребята   7­11   классов   выполняют   групповые   и индивидуальные   творческие   мини­проекты.   В   начале   изучения   новой   темы нацеливаю детей на проект, на выполнение которого отводится 1­2 недели. В течение прохождения темы ребята знакомятся с нововведенным вокабуляром, новыми грамматическими правилами, конструкциями. На уроках даю задания, развивающие   все   виды   речевой   деятельности   (говорение,   чтение,   письмо, аудирование).   Учащиеся   составляют   диалоги,   монологи,   полилоги,   которые потом используют в своих проектах. Ребята выполняют проект во внеурочное время. На последнем уроке изучения темы проходит презентация проектов. Продуктом   обычно   является   брошюра,   например,   «Русские   зимние праздники», «Мой идеальный день» «Наша семья». Для   достижения   наилучших   результатов   по   формированию метапредметных   умений   вовлекаю   учащихся   во   внеурочную исследовательскую и проектную деятельность. Активно участвую в   работе школьного   научного   общества   обучающихся   «Эрудит».   Под   моим руководством с 2007  года  было проделаны  исследовательские  и проектные работ (приложение 1). При   обсуждении   с   ребятами   любого   возраста   теоретических   и практических   проблем   мною   обычно   используется  метод   дискуссии  для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников   дискуссии,   для   выработки   единого   подхода   к   анализу определенного явления и др. Опыт показывает, что метод учебных дискуссий закрепляет   языковые   знания,   формирует   умение   адекватно   использовать речевые   средства,     вырабатывает   умение   спорить,   доказывать,   защищать   и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других. Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаю одним из эффективных способов на старшем этапе обучения для реализации самостоятельной деятельности.   Как правило, использую его при встречах с носителями языка, с людьми, побывавшими в туристических поездках   в   разных   странах.   Привлекаю   учащихся   к   подготовке   вопросов “круглого стола”. Учащиеся предлагают проблему для обсуждения, о которой заранее   знают   приглашенные.   Сама   тщательно   готовлюсь   в   рамках   данной темы, учитывая   все пожелания для того, чтобы занятие прошло активно, и учащиеся не только задавали вопросы, но и высказывали свои точки зрения. 7 С целью развития поисковой активности, информационной и предметной компетентности   учащихся   я   использую  информационные   ресурсы   сети Интернет, интегрируя работу в сети  в учебный процесс.  Интернет создает уникальную   возможность   создания   естественной   языковой   среды. Аутентичные   материалы,   найденные   учащимися,   становятся   основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и   диалогической   речи.   Учащиеся   сталкиваются   с   необходимостью использования Интернет в учебных целях, когда самостоятельно работают над проектами, рефератами, сочинениями по английскому языку и др. В процессе работы   в   Интернет   обогащается   словарный   запас,   применяются   в   речевой практике правила грамматики, формируется отношение к сети как к средству обучения.  8 Результаты реализуемой системы преподавания английского языка Свою   деятельность   оцениваю   исходя   из   того,   насколько   мне   удалось организовать активную, самостоятельную, сознательную учебную деятельность учащихся. Для оценивания результативности работы использую когнитивные, креативные   критерии,   критерии   самоопределения   выпускников   (таблица   2). Помимо   усвоения   учащимися   объема   знаний,   качества   сформированных учебных умений, значимыми показателями считаю повышение способности и готовности   школьников   к   творческой   языковой   деятельности   (проекты, исследования).  Также   важным   для   меня   является   то,  что   для   большинства учащихся занятия английским языком  не кажутся скучными и непосильными. Отклики   школьников   подтверждают   это,   ребята   говорят,   что   их   больше привлекают такие формы работы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично   разбираться   в   фактах,   событиях,   явлениях   действительности   и высказывать своё мнение. (приложение 2) 9 Заключение. Опыт   моей   работы   свидетельствует   о   том,   что   данная   система преподавания   английского   языка   стимулирует   речевую   деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие речевых форм, а также способствуют прочности   формируемых   речевых   навыков   и   умений.   С   удовлетворением замечаю,   что   мои   ученики   становятся   более   коммуникабельными,   умеют обосновать   свою   точку   зрения,   находят   свой   способ   выражения   мыслей   и чувств;   характер   задаваемых   вопросов   меняется:   от   репродуктивных   к продуктивным. При выполнении практических заданий проявляются умения самоорганизации   и   самоконтроля.   Ребята   активно   используют информационные возможности Интернет в учебном процессе.  10 Список литературы 1. Азимов,     Э.   Г.,   Щукин   А.   Н.   Словарь   методических   терминов. [Текст] –  Э. Г. Азимов,  А. Н. Щукин.  СПб., 1999. 2. Бураева,  М. К. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Проблемное обучение  [Текст] –  М. К. Бураева.   Oxford University Press , 1997. 3. Колкер,   Я.   М.,   Устинова,   Е.   С.   [Текст]   /     Как   достигается сотрудничество   преподавателя   и   обучаемого.   Самостоятельная   работа обучающихся. Я. М. Колкер,  Е. С. Устинова / Иностранные языки в школе  №1 , 2000. 4. Леднев, В. С., Дик, Ю. С.   и др.,. Современные методы обучения иностранным языкам. Проблемное обучение. [Текст] /     В. С. Леднев, Ю. С Дик, и др.  5. Махмутов, М. И. [Текст] / Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М. И. Махмутов. ­  М., Просвещение, 1977,  238 с. 6. Пассов,   Е.   И.   [Текст]   /     Основы   коммуникативной   методики обучения иноязычному общению. – Е. И. Пассов. ­  М., 1990. 7. Пассов,   Е.   И.   [Текст]   /   Коммуникативный   метод   обучению иноязычному говорению. Изд. 2­е. – Е. И. Пассов. ­  М., 1991. 8. Полат, Е. С. [Текст] / Новые педагогические и информационные технологии. – Е. С. Полат. ­ М, 1999.  9. Рогова, Г. В., Рабинович, Ф. М., Сахарова, Т. Е. [Текст] / Методика обучения   иностранным   языкам   в   средней   школе.   ­   Г.   В.   Рогова,   Ф.   М. Рабинович, Т. Е.  Сахарова. ­ М.,1991. 10. Скалкин   В.   Л.   Деятельностный   подход.   Коммуникативные упражнения   на   английском   языке.   [Текст]   /     Методическое   пособие   :   В. Л.Скалкин.  ­  М., 1983. 11. Спиркин, А. Г. В мире мудрых мыслей [Текст]     : методическое пособие / А. Г.Спиркин ­ М., 1985. 12. Титова, И. М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.   Модернизация   общего   образования     [Текст]     ­   И.   М.Титова.   ­ СПб.,2005. 13. Хуторский   А.В.   Методы   эвристического   обучения.   /   Школьные технологии. ­ 1999. ­ № 1­2. ­ с.233­243. 14. Цетлин В. С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ [Текст]  №3, 2000. 15. Дьюи Дж. Демократия и образование [Текст] / Дж. Дьюи / Пер. с англ. – М.: Педагогика. – 2000. 11 Приложение 1 Результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся Тема Исследовательские работы Праздники США   Заимствования   английского   языка   в   условиях двуязычия Характеристики   процесса заимствования английских   слов,   используемых   в   сфере   услуг города Новокузнецка Проектные работы Сказки для самых маленьких Каталог профессий города Новокузнецк Хозяйство   и   быт   жителей   села   Костенково   во время ВОВ Уровень  Место Муниципальн ый  Муниципальн ый, городской Муниципальн ый, региональный  Школьный  Школьный  Школьный 3 2,1 1, 3 3 4 1 12 Оценка результативности системы работы по формированию умений  самостоятельной продуктивной учебной деятельности школьников  (2009­2015 гг.) Приложение 2 Критерий Показатели критерия     Общая   успеваемость   по учебным предметам Качественная   успеваемость по учебным предметам Наличие обучающихся­ призёров   муниципального этапа олимпиады   по английскому языку Уровень подготовки к ЕГЭ Количество уроков, спроектированных в системе работы   по   формированию самостоятельной умений   продуктивной учебной деятельности школьников   Количество   учащихся   5­11 классов,   имеющих   опыт проектной   деятельности   с использованием   всех   видов речевой деятельности учащихся­ Количество участников предметных недель по английскому языку обучающихся­ Наличие призёров   научно­ практических   конференций школьников   муниципального уровня и выше обучающихся­ Наличие призёров творческих конкурсов   муниципального уровня и выше Наличие     выпускников, продолжающих   изучение   ин. языков в вузах                Когнитивный  Креативный Самоопределен ие выпускников Значение   показателя идеале в 100% 80% Значение   показателя данном этапе 100% на 64%  Имеются  Имеются   обучающихся) (9+3 100 баллов 80% 72 балла 40% 100% 90% 100% 90% Имеются Имеются   обучающихся) Имеются Имеются Лауреаты участники обучающихся)     Имеются выпускника)   (5 и (5 (2 13 Нравственный  Количество   учащихся, считающих занятия английским языком   и интересными  полезными   100% 60% 14

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)

Описание опыта работы (английский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018