Описание педагогического опыта работы
Оценка 4.8

Описание педагогического опыта работы

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
2 кл
27.03.2019
Описание педагогического опыта работы
Проблема активизации познавательной деятельности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску.
опыт работы.docx
Описание педагогического опыта работы учителя начальных классов  МБОУ «Cредняя  общеобразовательная   школа № 63, с углубленным изучением английского языка» г.  Новосибирск  Кришкевич Ольги Александровны Тема опыта: Активизация познавательной деятельности младших       школьников. 1. Актуальность и перспективность опыта Ученик – это не сосуд,   который надо заполнить, а  факел, который надо зажечь.  Л.Г. Петерсон               Процесс   модернизации   современного   начального   образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей.   Сегодня   на   первый   план   выдвигается   его   развивающая   функция, становление и развитие личности младшего школьника.  Одним из наиболее важных   качеств   современного   человека   является   активная   мыслительная деятельность,   критичность   мышления,   поиск   нового,   желание   и   умение приобретать   знания   самостоятельно.  Сформировать   у   школьников потребность   и   способность   к   самостоятельному   приобретению   знаний,   к непрерывному   образованию   и   самообразованию   —   одна   из   стратегических задач   современной   российской   школы.   Ее   решение   невозможно   без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного   интереса,   постоянного   стремления   углубляться   в   область познания.   Именно   от   этого   в   дальнейшем   будут   зависеть   успехи подрастающего  поколения не только  в  годы  школьного  обучения, но  и  их возможности   реализовать   свой   внутренний   потенциал   в   дальнейшем профессиональном образовании.  Согласно стандартам второго поколения учитель должен развивать у младших школьников   умение   учиться,   т.   е.   формировать   универсальные   учебные действия, создавать такие условия, которые позволят развивать у учащихся разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.                Современное общество поставило перед образованием ряд проблем. «Активизация познавательной деятельности учащихся» – одна из них. Это закономерно,   так   как   учение   –   ведущий   вид   деятельности   школьников.   И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.  2.Условия формирования опыта На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:  требования ФГОС НОО  изучение методической литературы  изучение опыта коллег  курсы повышения квалификации  участие в работе городских методических объединений        Полученные эмпирические данные последних лет показывают, что у  значительной части учащихся, сегодня, наблюдается преобладание низкого  уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в  класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и  даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной  деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый  класс, включительно, с 81% до 62%, что затрудняет успешное решение  приоритетных задач, стоящих перед школой.        Это наталкивает на поиск путей и средств повышения эффективности  формирования познавательного интереса у младших школьников.         Что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей  стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?  Что можно и нужно  сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как  пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не  погас на протяжении всей его жизни? 3.Теоретическая база опыта        Проблема активизации познавательной деятельности волновала великих  педагогов и психологов в различные времена. Еще Сократ учил своих  слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.­Ж.  Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него  специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал,  но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в  педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной,  книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его  способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают  возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся  ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.          Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на  возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их  совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал  Ш.А.Амонашвили.  Большое внимание проблеме активизации познавательной  деятельности уделяют и современные отечественные педагоги и психологи.      «Школы, писал Ж.Пиаже, должны готовить людей, которые способны  созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие  поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и  гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».      В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших  школьников. Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору  на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для  развития познавательных сил и возможностей учащихся являются  ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска,  догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации  противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых  необходимо разобраться самому, принять решение, встать на  определённую точку зрения. Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной  активности и личности в целом.  Оно  состоит в том, чтобы вести учебный  процесс на оптимальном уровне развития учащихся.         Изучив теоретические источники, пришла к выводу, что процесс  обучения должен быть направлен на успех. Успех – важнейший стимул  активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно  ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще  неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от  своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная  активность на уроке приближается к нулевому уровню.             Данные теоретические положения стали основой моего опыта. 4. Технология опыта        К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать  материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание».     Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения  интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил  богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения:  словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые –  индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа. Изучив ряд источников, я определила следующие цели и задачи. Цель моего опыта: решение проблемы по активизации познавательных  интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность. Задачи: 1) формировать положительную мотивацию учения; 2) обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка;  3) развивать личностный потенциал учащихся; 4) формировать умение самостоятельно добывать знания; 5) создать условия для реализации творческого потенциала учеников. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является  понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для  развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как  приступить к изучению какой­нибудь темы, много времени уделяю поискам  активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок,  по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел  любознательности.        Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать  познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный  характер, делать его живым и интересным.        Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть  скучным».  Я, как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие»  уроки,  привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность,  повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в  классе возрастает.         Я попытаюсь проанализировать то, что дало положительный результат,  насколько эффективными оказались методы и приёмы, используемые мною  для повышения уровня познавательной активности учащихся.   1.                   Анкетирование, наблюдение.         Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного  интереса учащихся.  Для того, чтобы выявить уровень интереса у учащихся я   провожу анкетирование детей и родителей на первом этапе обучения. Кроме  анкет для исследования интересов я использую метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли  процесс учебной работы или содержание учебного материала; какие виды  учебной деятельности наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого  из них в формировании  учебных интересов; при каких условиях учащиеся  проявляют наибольшую активность на уроке; каким предметам отдают  приоритет. Это помогает мне наметить образовательный маршрут для своего  подопечного. Ведь самая главная задача учителя, формирующего  познавательную активность:        •    быть внимательным к каждому ребенку;        •    уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к  какой­либо стороне  учебной работы;        •    создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в  подлинный интерес к науке, к знаниям. 2.                   Игровая деятельность.  Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре,  осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся  адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре  перемещается от игрового действия к умственной задаче. Как показала  многолетняя практика, дидактическая игра является ценным средством  воспитания умственной активности детей, она активизирует психические  процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней  дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы,  развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный  материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение,  создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Создание игровой  атмосферы на уроке развивает познавательный  интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать  внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор,  прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия,  воспитываются нравственные качества. И главное – нет «зевающих» на уроке.  Дидактические игры и другой занимательный материал (загадки,  пословицы, ребусы, кроссворды, головоломки) применяю на разных уроках.  Это даёт положительный результат.  Дети играют и непроизвольно  закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного  навыка знания по предмету. 3.                   Интеграция.          Важным методом активизации познавательной деятельности является  осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук,  происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция помогает  расширить тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более  глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт  других предметов.        Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых  межпредметных  связей конечно же сказывается на его результативности:  знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными,  комплексными, усиливается мировоззренческая направленность  познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их  убежденность и достигается всестороннее развитие личности.         На  своих уроках я активно использую межпредметные связи. Так на  уроках математики (при решении задач) обращаю внимание на правописание и лексическое значение тех или иных слов; или же даю интересные сведения из  жизни животных и растений не только на уроках окружающего мира. Часто  интегрирую уроки чтения и изобразительного искусства; применяю  музыкальное сопровождение уроков, при этом ненавязчиво ввожу детей в мир классики и искусства. Всё это развивает познавательную активность, снижает  утомление и напряжение на уроке.  4.                  Создание нестандартных ситуаций. Развитию познавательной активности учащихся способствует  разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами  обучения я провожу и нетрадиционные уроки. Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию  познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности  учащихся и снятию усталости. В своей практике часто использую такие  приёмы, как  урок­сказка, урок­конкурс, урок­путешествие, урок­игра.  Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют  создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и  любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.  5.      Парно­групповая работа.        Создать благоприятные условия для включения каждого ученика в  активную работу на уроке помогают мне групповые формы работы. При  организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает  своё мнение, пусть оно и неверное; в группах рождаются споры, обсуждаются  разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной  дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового  обучения, где у каждого ребенка есть возможность проявить умственную  самостоятельность и инициативность.  Ученики учатся обсуждать задачу,  намечать пути ее решения, реализовать на практике и представлять  найденный совместно результат. 6.                        Проблемное обучение.        Отличительными чертами познавательной активности является  оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на  другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный  характер.           Проблемное обучение–решение поисковых задач, постановки перед  учащимися задач проблемного типа. Проблемное обучение не только  активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную  мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции,  необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на  основе высказывания, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, решение задач  познавательного характера.        Задача учителя ­ учить думать, рассуждать, анализировать, сравнивать,  делать сопоставления и выводы. Я стараюсь придерживаться принципа:  «Плохой учитель тот, который  преподносит истину, хороший — учит её  находить». На каждом уроке создаю какую­то трудность, проблему, которую  дети решают в процессе урока.  7. Использование ИКТ.      Развитие познавательной активности учеников в начальной школе зависит от   множества   факторов,   в   том   числе   и   от   того,   насколько   наглядным   и удобным   для   их   восприятия   является   учебный   материал.   Известно,   что   у младших   школьников   лучше   развито   непроизвольное   внимание,   которое становится   особенно   концентрированным   тогда,   когда   учебный   материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.   Компьютерные   технологии   дают   учителю   такие   возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.  Применение ИКТ позволяет:  повысить уровень мотивации учащихся;  повысить эффективность урока;  вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения;  использовать большое количество наглядного материала;  успешно осуществлять контроль знаний;  развивать поисковую деятельность, инициативность, творчество     В своей практике использую мультимедийные презентации для объяснения  новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.  ИКТ  использую для проведения физминуток, музыкального сопровождения  уроков, широко применяю во внеурочной деятельности. 8.                   Исследовательская и проектная деятельность.          Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к  «тайнам» и открытиям. В современной школе значимость исследовательской и проектной  деятельности возрастает,  а проведение учебных исследований с младшими  школьниками  это  особое направление внеклассной или внешкольной работы,  тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на  развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на  углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.         Основа данного метода – решение какой­либо проблемы при  использовании самых разнообразных информационных средств.  Исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а  не пассивными потребителями готовой информации.        Мои учащиеся с удовольствием включаются в проектную деятельность.  Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам  ребята часто готовят сообщения, добывая информацию из различных  источников (справочников, энциклопедий), подбирают картинки, наблюдают,  расспрашивают родителей, вместе с ними готовят презентации. На уроке  каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё  узнал, а я хочу добавить…».          Со своими исследовательскими работами дети выступают на ШНПК,  принимают участие и на муниципальном уровне.         Такая деятельность формирует  жизненный опыт, стимулирует творчество  и самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации,  выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир,  реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет  обеспечивать рост личности ребенка,  9.                   Внеурочная деятельность        Познавательная активность развивается не только в учебной  деятельности, но и во внеклассной работе. Усилить интерес к предмету  помогает внеурочная деятельность, кружковая работа, познавательные  экскурсии, театрализованные представления, праздники, КВНы, викторины,  конкурсы, олимпиады, что способствует развитию интеллекта, словарного  запаса, творческих и художественных способностей каждого ученика, вносит  в процесс обучения радость и удовлетворённость собой.        Все учащихся моего класса занимаются внеурочной и кружковой  деятельностью, являются активными участниками творческих,  интеллектуальных  конкурсов, других внеклассных мероприятий.  5.  Анализ результативности опыта. Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты:  изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и  заметен качественный рост личности ученика.                 Вовлечение учащихся в активную учебно­познавательную деятельность на всех  этапах  урока и внеурочной деятельности, максимальное использование  самостоятельности позволили мне обеспечить положительную динамику роста  учащихся в интеллектуальном, личностном и социальном плане.       Я пришла к выводу, что решением проблемы является создание психолого­ педагогических условий, в которых каждый обучаемый может занять активную  личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной  деятельности, своё индивидуальное «Я» 6.  Трудности и проблемы при использовании данного опыта.        Мне очень нравятся слова И. В. Метельского «Познавательная активность –  это активная направленность, связанная с положительным эмоционально  окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению  трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности»        Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища»,   которыми   он   обладает.   У   него   есть   возможность   развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в   современном   мире.   Для   этого   учителю   необходимо   выражать   детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности. С   целью   развития   у   детей   познавательной   активности   учителю необходимо:  создавать на уроке атмосферу доброжелательности;  использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;  концентрировать внимание на главном в учебном материале;  направлять учебно­познавательный процесс на достижение конечного результата;  осуществлять   индивидуализацию   и   дифференциацию   учебно­ воспитательного процесса;  избегать перегрузки учащихся;  принимать   во   внимание   наследственность   и   особенности психофизического развития детей;  дифференцировать объем домашних заданий;  контролировать   и   корректировать   усвоение   каждого   учебного элемента;  создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими   способов   решения   своих   проблем,   самоуправления   в   учебной деятельности.       А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.  7. Адресные рекомендации по использованию опыта.        Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её  сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы: 1)  Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям,  мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить,  сопереживать, творить. 2)  Вопросы развития познавательной активности младшего школьника  актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба  своих учеников.        В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а  именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и  ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача  состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания,  умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в  себе всё то лучшее, что делает человека человеком.        Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами,  выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую  в работе  семинаров  и секций муниципального уровня,  провожу открытые уроки,  посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий,  уроков выкладываю в сети Интернет.  8. Наглядное приложение: конспект открытого урока (см. ниже)     Урок  литературного чтения  во2  классе.   Тема: Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (Стихотворение С. Есенина  «Поёт зима, аукает…») Цель:  отработка у учащихся функционально­грамотного чтения;  развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и  образного мышления, умения находить в тексте средства художественной  выразительности; формирование внимательного отношения к языку художественного  произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения  представлять картину, нарисованную автором;  воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном  необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.  Задачи:  1. обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах  художественной выразительности;  2. формировать навык самоконтроля и самоанализа;  3. развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные  ситуации удивления и радости;  4. развивать познавательный интерес школьников;  5. формировать потребность в послеучебном познавательном труде;  6. обеспечить здоровье и свободное развитие личности;  7. содействовать в воспитании творческой личности.  Ход урока:  I. Организационный момент:                           Прозвенел, дружок, звонок                               Начинается урок.                                Все красиво дружно встали,                                Улыбнулись, подровнялись.                                Поздоровались прилично;                                Чтоб учиться на "отлично",                                Тихо сели за свой стол,                                Начинаем разговор.  1. Определение темы урока. ­ Определить тему нашего разговора поможет загадка:                            Тройка, тройка прилетела,                                  Скакуны в той тройке белы,                                  А в санях сидит царица                                  Белокоса, белолица,                                  Как махнула рукавом,                                  Все покрылось серебром.                                                                                  (Зима)       ­ Открываем страничку в новый литературный раздел.  ­ Прочтите его название («Поёт зима, аукает…») ­ Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе? ( О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём­то  сказочном…) ­ Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, познакомимся с произведением С.А. Есенина «Поет зима, аукает…» и  попробуем нарисовать образ зимы. ­  А помогут нам мастера кисти, музыки и слова. 2. Эмоциональный настрой. ­ А сейчас я приглашаю вас в гости в «Зимнюю сказку» (видеоролик) ­ Какую зиму вы увидели? (волшебную, сказочную) ­ Какое волшебство творит зима? (очаровывает, околдовывает мир,  преображает природу, убаюкивает её, окутывает сказочным сном) ­ Какими красками художники рисуют зиму? ­ По­разному называют зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима­ царица, кружевница, мастерица, матушка­Зима. ­ А как называли зиму великие поэты? Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово.  «______ зимою  Околдован, лес стоит» (Ф. И. Тютчев)  «… И вот сама  Идёт _________ зима» (А. С. Пушкин)  ­ Можно ли сказать, что это слова близкие по значению?  ­ Как называются такие слова? (синонимы) ­ Какое общее значение они имеют? (преображают мир)   ­ Кто желает прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина?                          А. Пушкин Вот север, тучи нагоняя,  Дохнул, завыл – и вот сама  Идёт волшебница – зима. Пришла, рассыпалась; клоками  Повисла на суках дубов,  Легла волнистыми коврами  Среди полей вокруг холмов.  Брега с недвижною рекою  Сравняла пухлой пеленою;  Блеснул мороз, и рады мы  Проказам матушки ­ зимы. ­ Какое чувство передаёт поет? (восторг, радость) ­ Какую картину  вы бы нарисовали к этому стихотворению?  (дети рисуют словесную картину) ­ Кто желает прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева? Ф Тютчев                                                 Околдован, лес стоит —                                                 И под снежной бахромою,                                                 Неподвижною, немою,                                                 Чудной жизнью он блестит.                                                 И стоит он, околдован,—                                                 Не мертвец и не живой —                                                 Сном волшебным очарован,                                                 Весь опутан, весь окован                                                 Легкой цепью пуховой. . .                                                  Солнце зимнее ли мещет                                                  На него свой луч косой —                                                  В нем ничто не затрепещет,                                                  Он весь вспыхнет и заблещет                                                  Ослепительной красой. ­ Что удивило Ф. Тютчева в зимнем лесу? За что он назвал её волшебницей? ­ Какую бы музыку вы написали к этому стихотворению? ­ Какую картину рисует итальянский композитор Антонио Вивальди? (падают снежинки…)                         Физминутка (звучит музыка А.Вивальди)                           Рифмованный стишок с движениями ­ Проведем речевую разминку. Представьте, что снежинки упали на ваши  ладошки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.  Наберите воздух. Сдуньте снежинки с правой руки, с левой руки.  ­ Произнесите предложение, делая ударение каждый раз на другом слове:  С неба падают снежинки.  II. Основная часть  1. Рассказ об авторе. ­ Зима ­ удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит,  пробуждает людей творить. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков.  Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью  слов, используя разнообразные художественные приёмы. ­ Понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы. ­ Знакомы ли вы с творчеством поэта? ­ Какие стихи читали? ­ О чём писал С.Есенин? (о Родине, о природе) ­ С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём  творчестве. Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. В стихах С.Есенина все  естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает  рассвет ­ и в то же время таинственно и загадочно...  ­ Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы. 2. Первичное чтение. (звукозапись: шум метели. Учитель читает стихотворение «Поёт зима…») ­ Какое настроение автора почувствовали? (грустное) ­ Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение?  Чтобы мы грустили или он хотел показать что­то другое? (хотел показать  картины зимы) ­ Какие картины зимы вы увидели? ­ Какие звуки услышали? 3. Самостоятельное чтение. ­ Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова. 4. Словарная работа.  Поет – сильно дует   Аукает – перекликается   Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)  Сосняк – собирательное, сосновый лес.  Ковром шелковым – мягким ковром   Сиротливые – без родителей   Озябли – сильно замерзли   Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол   Вихри – порывистые круговые движения ветра   5. Постановка проблемного вопроса. ­ Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению в учебнике. Что необычного заметили? О чём хочется спросить художника? Какой вопрос хочется  задать? (Почему зима изображена в образе живого существа?) Работа над выразительностью. ­ Сколько строф в стихотворении? (4) ­ В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части,  4 картины. В каждой свои герои,  свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать  стихотворение выразительно. 6. Комментированное чтение.     1 строфа: Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает       Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую       Седые облака. ­ В каком лесу оказался поэт?  ( в сосновом, мохнатом)  ­ Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт  нашёл удивительное слово «стозвон». ­ Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)  ­ Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень  много)  ­ Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима) ­ Похожа ли она на человека? Чем? ­ Какие слова помогают оживить зиму? ­ Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) ­ Кого олицетворяет зима? (заботливую мать) ­ Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная) ­ Откуда видно, что автор грустит? ­ О чём тоскуют облака? Какие они? ­ С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)   2 строфа: А по двору метелица Ковром шелковым стелется,       Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые,       Прижались у окна. ­ Кто главный герой? (метелица) ­ Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется) ­ Как понимаете это выражение? ­ Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в  прямом, а в переносном значении? (метафора) ­ Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время  побаивается­больно холодна) ­ Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр  шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но  прохладная. ­ Какая зима во 2­й части? (красивая, но холодная) ­ А по отношению к воробышкам? (равнодушная) ­ Кого напоминает зима? (Снежную королеву) ­ Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их) ­ Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые) ­ Такой приём называется сравнение. ­ С каким чувством будем читать 2­ю часть? (с чувством жалости)    3 строфа: Озябли пташки малые, Голодные, усталые,       И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным       И злится все сильней. ­ Какие нежные слова нашёл автор для птичек? ( игривые, малые, голодные,  усталые) ­ Как называются такие слова в литературе? (эпитеты) ­ Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные) ­ Что страшнее для птиц зимою ­ голод или холод? ­ Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они  надеются на наше сочувствие) ­Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и  пением. ­ С каким чувством будем читать 3­ю часть? ( с чувством тревоги)  ­ Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу) ­ Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу,   могущество) ­ В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)   4 строфа: И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные       У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная       Красавица весна. ­ Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть) ­ Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья) ­ Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна) ­ Зачем автор вводит образ весны? ­ Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и  грусть сменится на радость. ­ С каким чувством будем читать 4­ю часть? (с чувством надежды) Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим  он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной,  суровой).  ­ Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её  красотой и величием.                                                             Величава зима Называть её хочется Не по имени просто  А по имени отчеству    . . . . . . . . . . . . . . .   ­ Мы наблюдали как менялось настроение автора (от грусти до надежды) ­ Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение  автора, но и свои чувства. 7. Выразительное чтение. ­ Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение? ­ Давайте украсим стихотворение иллюстрациями, а затем прочтём. 8. Групповая работа. (Дети подбирают к данным учителем иллюстрациям строки из  стихотворения, объясняют свой выбор и коллективно читают  стихотворение) 9. Беседа после чтения. ­ В каком образе вы представляете себе весну? (молодая, красивая…) ­ Автор, изображая весну, снова использует олицетворение, т.к. это есть  любимое художественное средство поэта, потому что во всём, что его  окружало, он видел жизнь: и в пшеничном колоске, и в русской берёзке, и в  перламутровой крапиве… ­ Теперь, наверное, вы сможете ответить на проблемный вопрос: Почему  художник изобразил зиму как живое существо? ­ Какая зима у художника на картинке? (добрая, мягкая, снежная) ­ Кто любит такую зиму? Чем нравится? (можно поиграть в снежки, слепить снеговика…) ­ Я предлагаю вам слепить снеговика зрительно                      (физминутка для глаз) 10. Рефлексия. ­ Удалось ли нам увидеть и услышать зиму? ­ Какие песни у зимы? (шум метели, рёв вьюги, скрип снега…) ­ Какие краски?  ­ Удалось ли нам увидеть образ зимы? ­ Пригодятся ли вам эти знания? ­ Что нового вы узнали о творчестве С. Есенина? (В своих стихах поэт воспел красоту русской природы. Любовь к России он  воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят стихи С.Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Его поэзия мелодична,  музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы  полюбите поэзию, стихи С.А. Есенина.) 11. Домашнее задание. 1.Выучить стихотворение наизусть 2.Нарисовать портрет зимы (по желанию) 12. Самооценка. ­ Оцените свою работу на уроке. Сделайте это при помощи снежинок. ­ Если вы довольны своей работой, пусть ваша снежинка будет весёлой,  если нет – грустной. 13. Итог после самооценки.

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019