Николай Степанович Гумилёв
Основные вехи жизненного пути
1886 г. — родился в Кронштадте в семье морского врача.
1900 г. — учеба в тифлисской гимназии.
1902 г. — первая газетная публикация стихотворения.
1905 г. — первый сборник стихов «Путь конквистадоров»
1906 г.— завершение гимназического образования в Царском Селе. Поездка в Париж в Сорбонну.
1908 г. — путешествие по Египту.
1908—1909 гг. — обучение в Петербургском университете.
1909, 1910, 1913 г. — путешествие по Африке.
1910 г. — брак с Анной Ахматовой.
1911 г. — создание «Цеха поэтов».
1912 г. — поездка в Италию.
1914 г. — в начале Первой мировой войны поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.
1916 г. — Париж.
1917 г. — заготовка сена для армии.
1918 г. — возвращение в Россию. Работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции в институтах, занимается переводами.
1921 г. — издал лучшую свою книгу стихов «Огненный столп», посвятив своей второй жене Анне Николаевне Энгельгардт.
1921 г. — 3 августа был арестован, 24 августа приговорен к расстрелу, на следующий день приговор приведен в исполнение.
Вывод: прожил недолгую (35 лет), но очень наполненную событиями жизнь, много путешествовал. Необычно то, что Гумилев был просто влюблен в Африку. В его жизни довольно резкое чередование черных и белых полос. Власть доверяла ему довольно высокие посты, и, несмотря на это, недолго рассматривала дело о его «виновности».
Темы лирики Н. Гумилева:
1. Тема любви («Много есть людей, что, полюбив.», «Она», «Из логова змиева», «О тебе, о тебе, о тебе!»).
Любовь для Гумилева природная стихия, обладающая огромной силой. Ей подвластен любой. Женский образ-это образ «вечной женственности». Женщина — это ангел, русалка, колдунья.
2. Тема Африки («Жираф», «Озеро Чад»).
Гумилев трижды был в Африке. Эта страна покорила его. Он не просто путешествовал, проводил большую научную работу. В стихах просматривается экзотика Африки, традиции племен
3. Тема войны («Война», «Наступление»).
Поскольку Гумилев сам был на войне, то эта тема была знакома ему. Война-это смерть, это «залитые кровью недели», солдаты — труженики. В стихах часто использует сравнения.
Гумилев не писал политических стихов, он уклонился от прямого диалога с современностью. Он так, во всяком случае, кажется на первый взгляд — промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917–1921 годов. Но действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.
МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА
Отличительной характеристикой от произведений большинства поэтов состоит в том, что в стихах Гумилева практически нет патриотизма и политики.
Основной чертой творчества Гумилева является экзотика. И лирический герой Гумилева, - самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.
Гумилев, в сознании читателей воспринимается великим путешественником, но его любовные стихотворения столь же тонки и полнокровны, хоть и находится немного в тени по сравнению с остальными его произведениями. Анна Ахматова была его первой женой, матерью его детей. Стихотворение "Она" посвящено ей.
Любовная лирика поэта навевает дикой страстью и волей. Некоторые его стихотворения настолько мелодичные, что близки к романсу. А в стихотворении "Из логова змиева", Гумилев использует форму былин и былинные образы.
В отличие от, например, стихотворений Сергея Есенина у Гумилева любовь - это чувство, которое включает в себя стихию природы. И эта стихия недоступна человеческой воле, она всегда грозная. Стихия кого хочет милует, кого хочет казнит. Таким же свойством обладает и любовь. В любовных стихотворениях Гумилева нет грубости, неуважения к женщине, пошлости. Наоборот, полное преклонение перед женщиной. Благородный рыцарь с розой и мечом. Герой доходит до жертвенности и самоуничтожения, как это ярко выражено в стихотворении "Отравленный".
Даже на Венеру, на эту необитаемую планету, Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера - судьба, Венера - богиня любви.
Лирика Гумилева ближе всего к стихотворениям Александра Блока, который любовь боготворил. В поэзии Гумилева образ женщины-это образ "вечной женственности", как это проявляется в стихотворении "Я и Вы". "Земное" и "божественное" - два этих начала тесно переплетены в стихах поэта о любви. В стихотворении "О тебе", Гумилев как будто бы обращается к земной женщине, подруге, жене.
Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:
"Тогда я воскликну: «Где же
Ты, созданная из огня?"
В произведении "Шестое чувство", поэт хочет сказать о том, влюбленность - это "желание", а вот любовь-истинное интимное и глубокое чувство.
Иногда в поэзии Гумилева, герой благородный, смелый, прыткий. Поэт пишет о неразделенной любви, но не очерняет возлюбленную при этом. Он благодарит ее за проведенное вместе время, и в стихотворении "Прощанье" показывает это чувство.
Стихи Гумилева о любви - это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.
Я
конквистадор в панцире железном,
Я весело приветствую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, "то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам". Он готов к смерти ("Я с нею биться буду до конца"), но перед мечтой не отступит ("Я лилию добуду голубую").
Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами – потомками Лаперуза и Колумба, о которых он напишет прекрасные строки в знаменитой балладе "Капитаны". Именно в стихотворении "Капитаны" проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистребимая жажда странствий владела им всю жизнь.
Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.
Военная тема нашла отражение в сборнике "Колчан", изданном в 1916 году. В "Колчане" начинает рождаться новая для Гумилева тема – о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как "Старая усадьба", раскрывается в вышедшем после революции сборнике "Костер". "Золотое сердце России мерно бьется в груди моей" – строки, трогающие до слез, до сердечной боли...
Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил, занимался восточной литературой, работал над драмой "Отравленная туника".
В мае 1918 года Гумилев вернулся в революционный Петроград. Его захватила напряженная литературная атмосфера. Гумилев, вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном Горьким издательстве "Всемирная литература". Под редакцией Гумилева выходят баллады о Робине Гуде. Он читает лекции в литературных студиях, в институте истории искусства и литературы, много занимается с молодыми поэтами.
В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева "Костер" и сборник переводов восточной поэзии "Фарфоровый павильон".
Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался «создать» и свою смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что"смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит", а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: "Меня не убьют, я еще нужен".
Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.