Опорный конспект по теме "Н.С. Гумилёв" (11 класс)
Оценка 4.6

Опорный конспект по теме "Н.С. Гумилёв" (11 класс)

Оценка 4.6
docx
09.06.2021
Опорный конспект по теме "Н.С. Гумилёв" (11 класс)
опорный конспект по теме Н.С. Гумилёв.docx

Николай Степанович Гумилёв

Основные вехи жизненного пути

1886 г. — родился в Кронштадте в семье морского врача.

1900 г. — учеба в тифлисской гимназии.

1902 г. — первая газетная публикация стихотворения.

1905 г. — первый сборник стихов «Путь конквистадоров»

1906 г.— завершение гимназического образования в Царском Селе. Поездка в Париж в Сорбонну.

1908 г. — путешествие по Египту.

1908—1909 гг. — обучение в Петербургском университете.

1909, 1910, 1913 г. — путешествие по Африке.

1910 г. — брак с Анной Ахматовой.

1911 г. — создание «Цеха поэтов».

1912 г. — поездка в Италию.

1914 г. — в начале Первой мировой войны поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.

1916 г. — Париж.

1917 г. — заготовка сена для армии.

1918 г. — возвращение в Россию. Работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции в институтах, занимается переводами.

1921 г. — издал лучшую свою книгу стихов «Огненный столп», посвятив своей второй жене Анне Николаевне Энгельгардт.

1921 г. — 3 августа был арестован, 24 августа приговорен к расстрелу, на следующий день приговор приведен в исполнение.

Вывод: прожил недолгую (35 лет), но очень наполненную событиями жизнь, много путешествовал. Необычно то, что Гумилев был просто влюблен в Африку. В его жизни довольно резкое чередование черных и белых полос. Власть доверяла ему довольно высокие посты, и, несмотря на это, недолго рассматривала дело о его «виновности».

Темы лирики Н. Гумилева:

1.   Тема любви («Много есть людей, что, полюбив.»,  «Она», «Из логова змиева», «О тебе, о тебе, о тебе!»).

Любовь для Гумилева природная стихия, обладающая огромной силой. Ей подвластен любой. Женский образ-это образ «вечной женственности». Женщина — это ангел, русалка, колдунья.

2.   Тема Африки («Жираф», «Озеро Чад»).

Гумилев трижды был в Африке. Эта страна покорила его. Он не просто путешествовал, проводил большую научную работу. В стихах просматривается экзотика Африки, традиции племен

3.   Тема войны («Война», «Наступление»).

Поскольку Гумилев сам был на войне, то эта тема была знакома ему. Война-это смерть, это «залитые кровью недели», солдаты — труженики. В стихах часто использует сравнения.

Гумилев не писал политических стихов, он уклонился от прямого диалога с современностью. Он так, во всяком случае, кажется на первый взгляд — промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917–1921 годов. Но действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.

МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА

Отличительной характеристикой от произведений большинства поэтов состоит в том, что в стихах Гумилева практически нет патриотизма и политики.

Основной чертой творчества Гумилева является экзотика. И лирический герой Гумилева, - самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Гумилев, в сознании читателей воспринимается великим путешественником, но его любовные стихотворения столь же тонки и полнокровны, хоть и находится немного в тени по сравнению с остальными его произведениями. Анна Ахматова была его первой женой, матерью его детей. Стихотворение "Она" посвящено ей.

Любовная лирика поэта навевает дикой страстью и волей. Некоторые его стихотворения настолько мелодичные, что близки к романсу. А в стихотворении "Из логова змиева", Гумилев использует форму былин и былинные образы.

В отличие от, например, стихотворений Сергея Есенина у Гумилева любовь - это чувство, которое включает в себя стихию природы. И эта стихия недоступна человеческой воле, она всегда грозная. Стихия кого хочет милует, кого хочет казнит. Таким же свойством обладает и любовь. В любовных стихотворениях Гумилева нет грубости, неуважения к женщине, пошлости. Наоборот, полное преклонение перед женщиной. Благородный рыцарь с розой и мечом. Герой доходит до жертвенности и самоуничтожения, как это ярко выражено в стихотворении "Отравленный".

Даже на Венеру, на эту необитаемую планету,  Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера - судьба, Венера - богиня любви.

Лирика Гумилева ближе всего к стихотворениям Александра Блока, который любовь боготворил. В поэзии Гумилева образ женщины-это образ "вечной женственности", как это проявляется в стихотворении "Я и Вы". "Земное" и "божественное" - два этих начала тесно переплетены в стихах поэта о любви. В стихотворении "О тебе", Гумилев как будто бы обращается к земной женщине, подруге, жене.

Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:

                                          "Тогда я воскликну: «Где же

                                              Ты, созданная из огня?"

В произведении "Шестое чувство", поэт хочет сказать о том, влюбленность - это "желание", а вот любовь-истинное интимное и глубокое чувство.

Иногда в поэзии Гумилева, герой благородный, смелый, прыткий. Поэт пишет о неразделенной любви, но не очерняет возлюбленную при этом. Он благодарит ее за проведенное вместе время, и в стихотворении "Прощанье" показывает это чувство.

Стихи Гумилева о любви - это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.

 

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело приветствую звезду, 
Я прохожу по пропастям и безднам 
И отдыхаю в радостном саду.

Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, "то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам". Он готов к смерти ("Я с нею биться буду до конца"), но перед мечтой не отступит ("Я лилию добуду голубую").

Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами – потомками Лаперуза и Колумба, о которых он напишет прекрасные строки в знаменитой балладе "Капитаны". Именно в стихотворении "Капитаны" проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистребимая жажда странствий владела им всю жизнь.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

Военная тема нашла отражение в сборнике "Колчан", изданном в 1916 году. В "Колчане" начинает рождаться новая для Гумилева тема – о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как "Старая усадьба", раскрывается в вышедшем после революции сборнике "Костер". "Золотое сердце России мерно бьется в груди моей" – строки, трогающие до слез, до сердечной боли...

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил, занимался восточной литературой, работал над драмой "Отравленная туника".

В мае 1918 года Гумилев вернулся в революционный Петроград. Его захватила напряженная литературная атмосфера. Гумилев, вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном Горьким издательстве "Всемирная литература". Под редакцией Гумилева выходят баллады о Робине Гуде. Он читает лекции в литературных студиях, в институте истории искусства и литературы, много занимается с молодыми поэтами.

В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева "Костер" и сборник переводов восточной поэзии "Фарфоровый павильон".

Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался «создать» и свою смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что"смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит", а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: "Меня не убьют, я еще нужен".

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели, 
При нотариусе и враче, 
А в какой-нибудь дикой щели, 
Потонувшей в густом плюще.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Николай Степанович Гумилёв Основные вехи жизненного пути 1886 г

Николай Степанович Гумилёв Основные вехи жизненного пути 1886 г

МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА

МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА

Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия

Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2021