Опорный конспект Тема: «Периоды младшего, старшего школьного и юношеского возраста»
Оценка 4.9

Опорный конспект Тема: «Периоды младшего, старшего школьного и юношеского возраста»

Оценка 4.9
docx
10.04.2023
Опорный конспект Тема: «Периоды младшего, старшего школьного и юношеского возраста»
Периоды младшего, старшего школьного.docx

Лекция  

Тема: «Периоды младшего, старшего школьного и юношеского возраста»

Содержание

1.                 Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка старшего школьного возраста и юношеского возраста.

2.                  Стадии и сроки полового созревания.

3.                  Универсальные потребности ребенка, способы их удовлетворения.  

4.                  Возможные проблемы.   

5.                  Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни.

1.     Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка старшего школьного возраста и юношеского возраста.

Период старшего школьного возраста (пубертатный) – с 12 до 17 лет;

Период юношества – с 17 до 24 лет.

Начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением биологической половой зрелости.

Важнейшая особенность этого периода – половое созревание. Начало и окончание периода неодновременно для девочек и мальчиков, детей разных географических зон, города и сельской местности. У девочек период полового развития начинается в 11 лет и заканчивается к 17 годам, у мальчиков – 13-19 лет.

Наступление периода характеризуется ускорением роста (8-10 см и более в год – “пубертатный скачок роста”), неустойчивостью вегетативной регуляции (возникновение расстройств сосудистого тонуса, терморегуляции, питания), затем появляются вторичные половые признаки.

Кожа.   С 12-13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13-14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Поэтому особые требования к гигиене кожи у подростков.

В связи с половым созреванием появляется оволосение мышечных впадин, лобка, а у мальчиков – лица.

Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.

Костно-мышечная система.    К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой. В 12-14 лет устанавливается постоянство поясничной и копчиковой кривизны.

В 11-13 лет отмечается интенсивный рост костей черепа. Дальнейшая замена молочных зубов постоянными и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба “мудрости”).

Идет интенсивное развитие и укрепление мышц, связок, нарастает масса и сила мышц. Для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки – подбор видов спорта.

Дыхательная система.   Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12-13 лет. Грудная клетка окончательно сформирована, увеличивается масса и сила межреберных мышц.

Тип дыхания: у девочек – грудной, у мальчиков – брюшной.

Частота дыхания в 12 лет и старше 16-20 в 1 минуту.

Сердечно-сосудистая система.  К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.

Пульс устойчивый, ритмичный. Частота пульса у детей 12 лет и старше – 70-80 ударов в минуту.

Артериальное давление = 100 + n, где n – число лет ребенка;

АДmax = 120 мм рт.ст.;

АДmin = 80 мм рт.ст.

С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.

Пищеварительная система. Становятся высокоактивными и зрелыми ферментативные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.

Объем желудка в 12-13 лет составляет 1500 мл.

Мочевыделительная система. Мочеиспускательный канал постепенно увеличивается в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров.

Относительная плотность мочи 1015-1025; число мочеиспусканий 5-6 раз в сутки. Объем одной порции мочи – 300 мл.

Эндокринная система

С 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.

В различные периоды детства выявляется относительное преобладание функций одной определенной железы:

1.                  с 6 мес. До 2,5 лет – щитовидной;

2.                  с рождения до 10 лет – тимуса;

3.                  с 6 лет до 7 лет – передней доли гипофиза;

4.                  с 12 до 18 лет – половых желез.

Яичники – женские половые железы. Вырабатывают гормоны – прогестерон и эстроген, участвующие во всех видах обмена веществ и определяют женский фенотип.

Яички – мужские половые железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон, участвующие во всех видах обмена веществ и определяют мужской фенотип.

2.     Стадии и сроки полового созревания

Пол ребенка определяется следующими составляющими:

1.                  Комплексом половых хромосом.

2.                  Внутренними половыми органами.

3.                  Половыми железам (гонадами).

4.                  Наружными половыми органами (гениталиями).

5.                  Фенотипом (вторичными половыми признаками).

6.                  Психосексуальной ориентацией.

При недоразвитии или отсутствии одного из компонентов у ребенка определяется нарушение полового развития.

Этапы полового созревания девочек:

9-10

рост костей таза, округление ягодиц и бедер, незначительное приподнятие сосков молочных желез;

10-11

куполообразное приподнятие молочных желез (стадия “бутона”), появление волос на лобке;

11-12 лет

увеличение наружных гениталий, перестройка эпителия влагалища;

11-14 лет

наступление первой менструации (menarche) в зависимости от национальности,  места жительства и индивидуальных особенностей;

12-13 лет

пигментация сосков, развитие железистой ткани грудных желез;

13-14 лет

рост волос в подмышечных впадинах;

14-15 лет

окончательное формирование ягодиц и таза по женскому типу;

15-16 лет

регулярные менструации; возможно появление угрей;

16-17 лет

остановка роста скелета.

В условиях детской поликлиники для определения стадии развития вторичных половых признаков и их соответствия возрасту используют следующие показатели:

1.                  развитие грудных (молочных) желез (mamma) – Ma;

2.                  развитие волос на лобке (pubis) – P;

3.                  развитие волос в подмышечной области (axillaris) – ax;

4.                  становление менструальной функции (menarche) – Me.

Определение стадии развития вторичных половых признаков у девочек

Этапы полового созревания мальчиков:

10-11

начало роста яичек и полового члена;

11-12

увеличение простаты, рост гортани;

12-13

значительный рост наружных гениталий; рост волос на лобке по женскому типу;

13-14

быстрый рост гениталий, уплотнение околососковой области, начало голосовой мутации;

14-15

рост волос в подмышечных впадинах, появление волос на лице, дальнейшее изменение голоса, пигментация мошонки, первая эякуляция, начало поллюций;

15-16

созревание сперматозоидов;

16-17

оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по всему телу, появление зрелых сперматозоидов;

18-21

остановка роста скелета.

Для оценки полового развития мальчиков используются следующие критерии:

1.                  оволосение лобка (pubis) – P;

2.                  оволосение подмышечных впадин (axillaris) – ax;

3.                  оволосение лица (facies) – F;

4.                  развитие щитовидного хряща (larinx) – L;

5.                  изменение тембра голоса (voise) – V.

Физическое развитие

Масса тела равна m = n × 5 – 20, где n – возраст ребенка от 12 лет; К = ± 10 кг.

Длина тела ребенка в 8 лет в среднем составляет 130 см, на каждый последующий год прибавляется 5 см.

Физическому развитию характерен процесс акселерации.

Акселерация – процесс ускоренного возрастного развития большинства детей и подростков, основные признаки акселерации:

1.                  превышение показателей массы и роста;

2.                  превышение размеров грудной клетки;

3.                  опережение сроков прорезывания зубов и смены молочных зубов постоянными;

4.                  ускорение окостенения скелета;

5.                  наступление периода полового созревания в более раннем возрасте.

Эти ускоренные сроки развития и роста не всегда благоприятно сказываются на подростке, т.к. некоторые системы организма могут отставать от темпов роста в высоту. Этим объясняется появление у детей (особенно в периоды вытягивания) болей в сердце, ногах, головные боли повышение артериального давления, появление раздражительности, утомляемости, повышение желудочной секреции – это все функциональные изменения. Но на этом фоне высок риск возникновения соматических заболеваний.

3.     Универсальные потребности ребенка, способы их удовлетворения.

Питание

В идеале для подростков сохраняется четырехразовое питание. Но очень часто наши дети бегут в школу, не позавтракав, а придя домой из школы, тут же бегут на занятия в кружки и секции, игнорируя тем самым обед. Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед – 35-40%, полдник – 15%, ужин – 20-25% от суточной потребности детей в пищевых
веществах и энергии.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов), целесообразно в обед предлагать детям свежие фрукты.

Полдник обычно состоит из двух блюд – молочного напитка и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (выпечки), но желательно и третье блюдо – свежие фрукты или ягоды.

Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд – запеканки, пудинги и т.п. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т.п.) или молока с хлебом, булочкой, яблоком и т.п.
Учитывая эти нехитрые грамотные рекомендации, родители смогут помочь своему взрослеющему ребенку сделать правильный выбор в питании

Юношеский возраст

Для этого возрастного периода характерно дальнейшее физическое развитие, его совершенствование. Функции организма становятся более стабильными, т.к. эндокринная перестройка в основном заканчивается.

Диспансеризация

Осуществляется в два этапа: до 15 лет – участковым педиатром; после 15 лет – подростковым кабинетом взрослой поликлиники.

Проводится осмотр и комплексная оценка здоровья, физического развития узкими специалистами: педиатром, лор-врачом, офтальмологом, стоматологом, невропатологом, эндокринологом, гинекологом, хирургом.

В зависимости от состояния здоровья проводят ориентацию на профессию.

В последние годы упраздняют подростковые кабинеты, и подростки находятся под наблюдением детской поликлиники до 18 лет, затем передаются во взрослую сеть.

 

4.     Возможные проблемы

Вредные привычки

Отказ от вредных привычек является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни. Самыми распространенными из вредных привычек среди подростков являются: табакокурение; алкоголизм; наркомания; токсикомания.

Основным звеном любой привычки является пристрастие подростка к тем или иным химическим веществам.

Подростки, имеющие вредные привычки, пополняют растущую армию самоубийц, поскольку, находясь в состоянии «кайфа», испытывают галлюцинации и не осознают реальную действительность.

Курение. Влияние никотина на организм давно изучено, имеются обширные статистические данные о вреде курения. Но до тех пор, пока общество не перестанет терпимо относиться к курильщикам, полностью искоренить его невозможно. Необходимо проводить просветительскую работу среди подростков, объясняя последствия курения. Огромную роль играет пример в семье. Если отец ребенка не курит, то и сын или дочь будут относиться к курению негативно.

Вот некоторые известные данные по воздействию никотина на организм:

1.                  Курение, вызывая спазм сосудов, значительно увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

2.                   Курильщики страдают чаще эмфиземой легких и 8—15 раз, язвенной болезнью желудка в 3—5 раз, атеросклерозом в 3—4 раза, чем некурящие люди.

3.                  Рак легких у курящих развивается в 15—20 раз чаще, чем у некурящих.

4.                  Почти треть всех болезней у мужчин старше 45 лет вызывается или провоцируется пристрастием к курению.

5.                  Смертность среди курящих значительно выше, чем у некурящих.

6.                  У курящих беременных женщин чаще случаются i выкидыши, преждевременные роды, тяжелые токсикозы, наносящие плоду непоправимый вред.

7.                  Дети, родители которых курят, хуже развиваются, чаще болеют.

8.                  У курящих подростков наблюдается торможение физического развития, задержка полового созревания, отмечается низкая работоспособность и повышенная утомляемость.

Алкоголизм. Особенно опасен алкоголь для растущего организма подростков и для женщин, поскольку у них ослаблены либо отсутствуют защитные ферментные механизмы. Именно в состоянии алкогольного опьянения совершается большинство преступлений и происходит большинство дорожных аварий.

Вот некоторые результаты научных исследований влияния алкоголя на организм.

1.                  Даже после однократного приема алкоголь в течение 15—20 дней задерживается в мозгу, печени, сердце и других органах.

2.                  Алкоголь оказывает наиболее существенное влияние на деятельность нервной системы, вызывая постепенную деградацию личности.

3.                  Алкоголь повреждает эпителий желудочно-кишечного тракта, ткани сосудов и сердца.

4.                  Частое применение алкоголя разрушает клетки печени, нарушая ее барьерную функцию.

5.                  Алкоголь нарушает половую функцию, являясь одной из самых частых причин импотенции. Так же негативно влияет на структуру и функции половых желез.

6.                  Зачатие ребенка в состоянии алкогольного опьянения крайне опасно для его здоровья; такие дети часто рождаются с врожденными пороками, ослабленными, с низкой сопротивляемостью инфекциям.

7.                  Если беременная женщина пьет, то у ребенка наблюдаются: отставание в физическом развитии, слабоумие, эпилепсия, неврозы, психопатии и т. д.

Наркомания — общее заболевание организма с преимущественным поражением мозга.

При наркомании развиваются три главных клинических феномена:

1.                  Психическая зависимость, когда человек без приема наркотика чувствует психический дискомфорт, депрессию.

2.                  Физическая зависимость, когда наркотик, в результате длительного приема, становится частью обмена веществ организма наркомана. При отсутствии привычной дозы наркотика наркоман испытывает так называемую «ломку», или абстиненцию: сильнейшие боли, ломоту, дрожь, обильную потливость (или наоборот, сухость кожи) и т. д. Эти муки можно снять только приемом наркотика, за дозу которого наркоман готов на любое преступление.

3.                  Нарастание выносливости (толерантности) к приему наркотика. В результате наркоман принимает все большую дозу наркотиков, и часто передозировка приводит к смерти.

В конечном итоге происходит деградация личности, истощение организма наркомана и ранняя смерть в возрасте 18—20 лет, а иногда и раньше.

Вылечить наркоманию очень сложно, причем лечение должно быть добровольным. Курс лечения проходит в 3 этапа.

1-й — детоксикация (7 и более дней) и устранение последствий отравления.

2-й — коррекция комплекса психической зависимости (30 дней) с целью вызвать у пациента отрицательное отношение к наркотическому пристрастию.

3-й — социальная реабилитация (1—3 года), чтобы возвратить человека к нормальной общественной жизни. Здесь необходимы усилия не только врача и пациента, но и семьи, друзей, коллег.

Эффективность лечения наркомании в России — 5— 10%, и лишь в отдельных учреждениях — до 30%.

Для борьбы с наркоманией принят ряд специальных законов, создаются консультативные пункты, ведется активная общественная и санитарно-просветительная работа. Однако для получения результатов необходимо еще много времени и усилий.

Краткая характеристика основных наркотических веществ.

1-я группа — марихуана, гашиш — получают из конопли; применяется путем курения в трубках или сигаретах. Обладают множественным действием. Считается слабым наркотиком, но часто после них подростки переходят к более сильным наркотикам.

2-я группа — опиаты — получают из опийного мака или его синтетических заменителей. Представители: опиум, героин, морфин, кодеин и ряд других. Вызывают эйфорию и очень высокую степень формирования физической и психической зависимости.

3-я группа — галлюциногены — натуральные или синтетические вещества, которые изменяют ощущения мышления и эмоции. Представители: ЛСД, мескалин и др. физическая зависимость формируется редко.

4-я группа — психостимуляторы — вещества, применяемые для повышения активности, снятия усталости и снижения аппетита. Самые распространенные из них — табак, кофе, кокаин, амфетамины.

Кофеин — содержится в кофе, чае, кока-кола, является слабым возбуждающим средством.

Никотин — ослабляет активность мозговых клеток и вызывает чувство умиротворения. Затем резко увеличивается выброс норадреналина и значительно повышается активность мозга, которая длится недолго. Формируется психическая и физическая зависимость.

Кокаин — способен вызывать эйфорию высокой интенсивности. Получают из листа южноамериканского кустарника коки. Хотя физическая зависимость наступает лишь спустя долгое время, однако значительная психическая зависимость наступает очень быстро.

Амфетамин — сильные возбуждающие средства, которые способствуют высвобождению норадреналина и замедляют его активацию. Это приводит к кратковременному возбуждению, а затем значительному упадку сил.

5-я группа — нейродепрессанты — вещества, успокаивающие или угнетающие деятельность нервной системы. В результате нарушается координация, речь, мышление; снижается внимание и активность. Могут вызывать как физическую, так и психическую зависимость. Представители: барбитураты, транквилизаторы, алкоголь.

6-я группа — психоактивные вещества токсического характера — бензин, ацетон, лаки, краски, растворители, клей «Момент», «Дихлофос» и др., поскольку являются токсическими, оказывают повреждающее действие на организм, вызывающее быстрое отравление и часто — смерть.

Знания о наркотических веществах и об эффектах, ими вызываемых, необходимы среднему медработнику для квалифицированного проведения борьбы с вредными привычками у подростков.

5.     Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни

Подростковый период самый сложный, т.к. формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, закладываются основы нравственности и происходит становление личности. В этом же возрасте стабилизируются черты характера и формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возраста связаны со стремлением к личностному самосовершенствованию – самопознание, самовыражение, самоуважение.

В этом возрасте появляется стремление быть похожим на старших и иногда подросток преждевременно начинает считать себя взрослым, требуя отношения к себе как к взрослому человеку.

Самый легкий путь достижения взрослости – подражать внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом: лексикон, манеру поведения, одеваться, отдыха, украшений и т.д.

Изменяются взаимоотношения подростков. Подросток предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, сопротивляется и протестует против общения с ним как с подростком:

Формы протеста:

1.                  открытое неповиновение;

2.                  негативизм;

3.                  неподчинение;

4.                  непослушание.

Если взрослый понимает причину конфликта и берет инициативу перестройки взаимоотношений, то эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает внешний и внутренний конфликт, называемый “кризисом подросткового возраста”, в который вовлекается и подросток, и взрослый.

Результатом конфликта, или его разрешением, может быть – изменение отношения к подростку и переход на новый стиль общения, или максимально полная отдача подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы действия. Промедление со стороны взрослого всегда вызывает сопротивление со стороны подростка и, при неблагоприятных условиях, может перерасти в стойкий межличностный конфликт, который в конечном итоге приводит к задержке в личностном развитии подростка. У подростка появляется безразличие, апатия, отчуждение, чего не понимает взрослый и утрачивает, тем самым, способность влиять на подростка.

Существуют три вида взаимоотношений между подростками:

1.                  эпизодические – “деловые” контакты – служат удовлетворению сиюминутных интересов;

2.                  общение на уровне товарищеских взаимоотношений – обмен знаниями, умениями, навыками;

3.                  дружеские – позволяют решать вопросы эмоционально-личностного характера.

Для того чтобы завоевать себе друзей, товарищей подростки делают все возможное, часто идут на социальные конфликты, тем самым, способствуя появлению трудных подростков.

В воспитании необходима особая чуткость, деликатность и такт. Подростки чрезвычайно чувствительны и обидчивы, эгоистичны и равнодушны к окружающим, в том числе и к самым близким, иногда агрессивны и даже жестоки. Очень важно быть терпимым к этим негативным чертам характера, т.к. они обычно временны.

У подростков чрезвычайно высока потребность в самоутверждении. Если эта потребность не удовлетворяется, то подросток может найти выход в курении, алкоголизме, наркотиках, может вступать в ранние половые связи, что может привести к самым тяжелым последствиям.

В этой связи в последние годы остро стоит вопрос ранней нежелательной беременности у девочек 12-16 лет. Такую беременность девочке обычно прерывают абортом, а поскольку эта беременность первая, то часто развиваются осложнения и, как следствие, бесплодие.

Для предотвращения этого, необходимо проводить беседы о безопасном сексе, о методах подростковой контрацепции, о возможных негативных последствиях аборта и т.д.

Подростков необходимо ориентировать на то, что, если у них возникают личные затруднения и проблемы, они должны обращаться за советом к родителям, психологам, к специалистам-медикам. Чем раньше состоится такое общение, тем меньше пострадает здоровье подростка и тем легче исправить возникшее отклонение.

 

 

 

 

Вопросы для самоподготовки

1.                  Назовите продолжительность и основную особенность периода старшего школьного и юношеского возраста

2.                  Какие анатомо-физиологические особенности кожи и опорно-двигательного аппарата характерны для старшего школьного и юношеского возраста?  

3.                  Какие анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы характерны для пубертатного возраста?  

4.                  Перечислите стадии и сроки полового созревания мальчиков.

5.                  Перечислите стадии и сроки полового созревания девочек.

6.                  Назовите формулы нарастания массы и роста в старшем школьном возрасте.

7.                  Охарактеризуйте понятие «акселерация».

8.                  Как изменяются универсальные потребности подростка?

9.                  Перечислите психологические проблемы перехода к взрослой жизни  

10.              Перечислите и охарактеризуйте «вредные привычки» подростков.

 

Основные источники литературы:

1.                  В. Кучма, О. Сивочалова Здоровый человек и его окружение:

2.                 Учебник. - Издательство «ГЭОТАР - Медиа», 2016.

3.                  Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.

4.                  Крюкова Д.А., Лысак Л.А. Здоровый человек и его окружение. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2015.

5.                 Фефилова И. Антивозрастная медицина. Современная энциклопедия: «Издательство «Эксмо»,2015 год.

6.                 Руководство по геронтологии и гериатрии. В 4 томах. Том 1. Основы    геронтологии. Общая гериатрия. /Под редакцией акад. РАМН проф. В.Н Ярыгина, проф.А.С Мелентьева - Издательство «ГЭОТАР - Медиа», 2010.

7.                 Двойников С.И., Тарасова Ю.А. Проведение профилактических мероприятий. Учебное пособие. - «ГЭОТАР - Медиа», 2016.

8.                 Рубан Э.Д. Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2018.

9.                 Книга о питании «Секреты стройности». О.А.Огулова – М. Предтеча. 2016 год.

Дополнительные источники:

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья

граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (ред. от 07.12.2011 г)

2. Организация профилактической деятельности амбулаторно-

поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И.

Вялкова. М.:  ГЭОТАР-Медиа, 2015.

3. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред.

А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

4.  Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ.

М. ГЭОТАР-Медиа, 2017.

5. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П.

Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2017.

6. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо,

2013 год. Серия: Библиотека медсестры.

 

 

 


 

Лекция Тема: «Периоды младшего, старшего школьного и юношеского возраста»

Лекция Тема: «Периоды младшего, старшего школьного и юношеского возраста»

Поэтому особые требования к гигиене кожи у подростков

Поэтому особые требования к гигиене кожи у подростков

Пищеварительная система. Становятся высокоактивными и зрелыми ферментативные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта

Пищеварительная система. Становятся высокоактивными и зрелыми ферментативные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта

Комплексом половых хромосом. 2

Комплексом половых хромосом. 2

В условиях детской поликлиники для определения стадии развития вторичных половых признаков и их соответствия возрасту используют следующие показатели: 1

В условиях детской поликлиники для определения стадии развития вторичных половых признаков и их соответствия возрасту используют следующие показатели: 1

F ; 3. развитие щитовидного хряща ( larinx ) –

F ; 3. развитие щитовидного хряща ( larinx ) –

В идеале для подростков сохраняется четырехразовое питание

В идеале для подростков сохраняется четырехразовое питание

В зависимости от состояния здоровья проводят ориентацию на профессию

В зависимости от состояния здоровья проводят ориентацию на профессию

Курильщики страдают чаще эмфиземой легких и 8—15 раз, язвенной болезнью желудка в 3—5 раз, атеросклерозом в 3—4 раза, чем некурящие люди

Курильщики страдают чаще эмфиземой легких и 8—15 раз, язвенной болезнью желудка в 3—5 раз, атеросклерозом в 3—4 раза, чем некурящие люди

Алкоголь нарушает половую функцию, являясь одной из самых частых причин импотенции

Алкоголь нарушает половую функцию, являясь одной из самых частых причин импотенции

Здесь необходимы усилия не только врача и пациента, но и семьи, друзей, коллег

Здесь необходимы усилия не только врача и пациента, но и семьи, друзей, коллег

Кофеин — содержится в кофе, чае, кока-кола, является слабым возбуждающим средством

Кофеин — содержится в кофе, чае, кока-кола, является слабым возбуждающим средством

Главные мотивационные линии этого возраста связаны со стремлением к личностному самосовершенствованию – самопознание, самовыражение, самоуважение

Главные мотивационные линии этого возраста связаны со стремлением к личностному самосовершенствованию – самопознание, самовыражение, самоуважение

У подростка появляется безразличие, апатия, отчуждение, чего не понимает взрослый и утрачивает, тем самым, способность влиять на подростка

У подростка появляется безразличие, апатия, отчуждение, чего не понимает взрослый и утрачивает, тем самым, способность влиять на подростка

Подростков необходимо ориентировать на то, что, если у них возникают личные затруднения и проблемы, они должны обращаться за советом к родителям, психологам, к специалистам-медикам

Подростков необходимо ориентировать на то, что, если у них возникают личные затруднения и проблемы, они должны обращаться за советом к родителям, психологам, к специалистам-медикам

Учебник. - Издательство «ГЭОТАР -

Учебник. - Издательство «ГЭОТАР -

Серия: Библиотека медсестры.

Серия: Библиотека медсестры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023