Опоры мостов
Опора моста – конструкция, поддерживающая в заданном положении пролетное строение моста и передающая нагрузки на основание.
Опоры мостов подразделяются на концевые (устои) и промежуточные (быки)
Опоры и опорные части мостов
Материалом для капитальных опор служит бетон, железобетон, камень и редко металл
Для экономии цемента и снижения стоимости в бетон при возведении опор нередко добавляют бутовый камень в количестве до 20 % общего объема такой бутобетонной кладки
Опоры мостов
Конструкция опор определяется системой моста, положением опоры в мостовом переходе и другими местными условиями, в частности существенно зависит высотой насыпи и размерами моста.
По конструкции опоры могут быть классифицированы следующим образом: массивные опоры - каменные, бутобетонные, бетонные (монолитные, сборно-монолитные или сборные)
Опоры мостов
свайные опоры - конструкции, состоящие из одного или нескольких рядов свай, объединенных поверху насадкой (ригелем), на которую устанавливаются пролетные строения.
Опоры мостов
устои подразделяются на:
необсыпные, длина которых не менее длины конуса, причем подошва конуса не выходит за переднюю грань устоя. Необсыпные устои в настоящее время применяются, преимущественно, в городских условиях, часто в сочетании с продольными подпорными стенками, ограничивающими размеры насыпи в плане;
Опоры мостов
обсыпные - расположенные в теле конуса. Такие устои являются сейчас основным типом конструкций, позволяют использовать наиболее эффективные технические решения - свайные и стоечные опоры. Недостатком обсыпных устоев является увеличение длины моста на перекрываемую пролетными строениями часть конуса.
Опоры мостов
15
1 — тело устоя;
2 — подферменная плита;
3 — опорная часть;
4 — пролетное строение;
5 — фундамент;
6 — передняя
стенка устоя;
БН — бровка насыпи;
ПР — отметка
уровня подошвы рельса
а — необсыпной устой б—обсыпной устой
Основными конструктивными элементами устоя являются: подферменная плита, шкафная стенка, передняя стенка, конструкция, сопрягающая устой с насыпью подхода, фундамент.
БЕРЕГОВЫЕ ОПОРЫ
Предназначены для сопряжения моста с насыпью и опирания на них крайнего пролетного строения.
1 – подферменная плита;
2 – шкафная стенка устоя;
3 – передняя стенка устоя;
4 – фундамент устоя.
Опоры мостов
оголовок - верхняя часть опоры, на которой размещены подферменные площадки, предназначенные для установки и крепления опорных частей. Функциональная задача оголовка - распределение нагрузки от опорных частей на нижележащие элементы опоры. В свайных и стоечных опорах в качестве оголовка используется насадка (ригель)
стенка шкафная : Элемент верхней части устоя, защищающий торец пролетного строения и зону расположения опорных частей от грунта насыпи подхода
тело опоры - средняя по высоте часть опоры, конструкция которой и определяет ее тип
Опоры мостов
фундамент - нижняя часть опоры, размещенная или заделанная в грунте основания.
В свайных опорах и их разновидностях сваи являются элементами и тела опоры, и фундамента одновременно.
В устое с обратными стенками последние расположены позади передней стенки под прямым углом к ее лицевой поверхности. Длину их у подобных устоев назначают с таким расчетом, чтобы удерживаемый грунт не попадал на подферменную площадку.
ВИДЫ УСТОЕВ
Массивный устой обсыпного типа представляет собой переднюю стенку, лишенную крыльев; применяется обычно на малых водотоках при относительно небольшой высоте насыпи.
ВИДЫ УСТОЕВ
Сборно-монолитные опоры состоят из железобетонных контурных блоков заводского изготовления различной конфигурации и монолитного бетона, составляющего ядро сечения. При сооружении опор контурные облицовочные блоки выполняют функцию опалубки. Швы между блоками заделывают цементным раствором.
а – вид вдоль оси;
б – вид поперек оси
моста;
в – прямоугольное
очертание в
плане;
г – с закруглением
боковых граней
в зоне
переменного
уровня воды
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПОРАХ
Опоры мостов промежуточные (быки)
Назначение промежуточных опор – воспринимать давление от пролетного строения и подвижного состава и равномерно передавать на грунт основания. Береговые опоры кроме вертикальных воспринимают еще и значительные горизонтальные нагрузки о давления грунтов насыпей подхода.
В плане тело опоры может иметь разное очертание: прямоугольного или круглого сечения на суходоле, с закругленными или заостренными боковыми гранями в русловой части.
Размеры подферменной плиты в плане зависят от условий размещения опорных частей, которые определяются типом и длиной пролетных строений. Высоту подферменной плиты принимают 0,4-0,5 м. Подферменная плита имеет свесы не менее 10 см для предотвращения образования подтеков при стоке воды.
Высота опоры зависит от требований подмостового габарита
и рельефа местности.
Опоры применяются монолитные, сборно-монолитные и сборные, состоящие из монолитной плиты – насадки и столбов или свай оболочек. б
а а – монолитная с
каменной облицовкой;
б – сборно-монолитная
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ОПОРЫ
Подферменная плита — часть опоры моста, предназначенная для передачи и равномерного распределения давления от пролётных строений моста и подвижного состава тело опоры. Подферменная плита представляет собой конструкцию из бетона, армированного стержневой арматурой. На верхней поверхности подферменной плиты располагаются армированные площадки (подферменники) для установки опорных частей и устраиваются сливы для стока воды.
35
а — каменный (бетонный) бык с водорезом;
б — каменный (бетонный) бык с ледорезом;
в — трубчато-телескопическая промежуточная опора (бык);
1 — тело опоры;
2 — ледорез;
3 — водорез;
4 — фундамент;
5 — подферменная плита.
Промежуточные опоры (быки)
Опоры раскрывающихся мостов, помимо обычных функций мостовых опор, дополнительно должны обеспечить:
- установку механического оборудования, требуемого для приведения пролетного строения в движение;
- устройство противовесных колодцев;
- размещение пультов управления, помещений для обслуживающего персонала, хранения инструментов, инвентаря и оборудования, необходимых для выполнения ремонтных работ;
- удобный доступ к элементам конструкции, а также к механическому оборудованию.
Опоры разводных мостов
Наплавной мост состоит из плавучих опор и опирающихся на них пролетных строений. Для закрепления наплавного моста в реке плавучие опоры закрепляют ко дну реки тяжами или тросами, соединенными с анкерами, заглубленными в грунт дна. Такими анкерами могут быть тяжелые металлические или бетонные якоря
Наплавной мост
При большой высоте опор в виадуках, используют сквозные сборные опоры. Опоры виадуков в условиях отсутствия водотоков могут выполняться с использованием коробчатых и цилиндрических пустотелых сборных конструкций, пространственных или плоских рам, а также в виде одиночных стоек или многостоечных конструкций из сборного железобетона.
Опоры виадуков
Высокие опоры виадуков иногда делают «гибкими» (уменьшенного поперечного сечения), способными деформироваться от сейсмических воздействий без разрушения.
Опоры виадуков
Опорами для вантового моста служат пилоны - высокие опоры, берущие на себя нагрузку от веса пролета посредством тросов. Для максимальной надежности пилоны закрепляются в грунте путем бурения и последующей заливки буронабивных свай.
Пилоны
По материальному исполнению пилоны проектируются железобетонными или металлическими
Пилоны
Полугибкие пилоны выполняются железобетонными или металлическими. Горизонтальное перемещение вершины пилона в продольном направлении осуществляется за счет изгиба и поворота пилона. Применяются эти пилоны при пролетах менее 250…300 м.
Опорная часть моста-
элемент моста, передающий опорные давления
пролетного строения на опоры и обеспечивающий угловые или линейные перемещения
пролетного строения.
Опорные части делятся на подвижные и неподвижные.
Опорные части размещаются под концами пролетных строений и выполняют сложную роль.
1. Передают давление на опору.
2. Обеспечивают поворот (наклон).
3. Обеспечивают перемещение конца пролетного строения (продольное направление).
Неподвижные опорные части обеспечивают закрепление конца пролётного строения против смещения в плане пролетного строения и обеспечивают лишь ее поворот при изгибе.
Под другим концом пролетного строения ставят подвижные опорные части
Опорные части
Неподвижные опорные части должны:
● обеспечивать беспрепятственный поворот опорного сечения, возникающий от изгиба пролетного строения;
● препятствовать смещению пролетного строения поперек оси моста;
● передавать сосредоточенные опорные давления с пролетного строения на опору, распределяя его на опорную площадку.
● фиксировать пролетное строение на опоре.
Опорные части выполняют из различных материалов:
стали, железобетона, резины, фторопласта и других синтетических материалов.
◄ Резиновые опорные
части (плоские) –
для небольших пролетных строений (до 9 м)
1 – стальные листы; 2 – резиновые прокладки; 3 – стальная обойма
Для пролетных строений пролетами 9 – 18 м используются пролетные части тангенциального типа
Нижний лист обрабатывается по
круговой кривой. Фиксация верхнего
балансира, как и в плоских опорных частях,
обеспечивается с помощью стального
штыря, запрессованного в нижний балансир.
Для пролетных строений длиной более 18 м используются
катковые опорные части или секторные
а – неподвижная с шарниром; б – подвижная катковая;
в – подвижная со срезными катками; г – подвижная секторная
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.