Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций
Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Разнообразие подростковых конфликтов. Причины возникновения и способы решения
Конфликт в учебном заведении явление многоплановое. При общении с участниками студенческой жизни, мастеру п/о приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для мастера п/о «шпаргалкой» для работы.
Конфликт «Студент— студент»
Разногласия между студентами — обычное явление, в том числе и в жизни колледжа. В данном случае мастер п/о не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между студентами порой необходимо.
Причины конфликтов между студентами
Способы решения конфликтов между студентами
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны мастера п/о все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на студента, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если студент сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта студента социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог мастера п/о со студентом. Студента хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Студент часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае мастер п/о может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями студента, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Конфликт «Мастер п/о — родитель студента»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как мастера п/о, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между мастером п/о и родителями
Способы решения конфликта с родителями студента
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в колледже важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, мастеру п/о проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог мастера п/о и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет мастеру п/о выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример:
Антон — самоуверенный первокурсник, не имеющий незаурядных
способностей. Отношения с ребятами в группе прохладные, друзей в группе нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их
недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство педагогами,
отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения
мальчика с одногруппниками, вызывает негатив к педагогам.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в колледж с
претензиями к педагогам и администрации колледжа. Никакие убеждения и уговоры
не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока
ребенок не заканчивает колледж. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей
проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что мастер п/о
Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери
с педагогами колледжа спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней
неудовлетворенности юноши своими отношениями с ребятами в группе. Мать подлила
масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие
сына к окружающим его в колледже людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась
прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и мастера п/о могло бы стать желание сплотить отношения Антона с группой.
Хороший результат может дать диалог мастера п/о с Антоном и его мамой, который показал бы желание мастера п/о помочь юноше. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в группе, чтобы они пересмотрели свое отношение к юноше, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.
Конфликт «Мастер п/о —студент»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь студенты и мастера
п/о проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между мастером п/о и студентами
Решение конфликта мастера п/о и студента
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны мастера п/о будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию студента. Скоро и студент «заразится» спокойствием мастера п/о.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих студентов, недобросовестно выполняющих обязанности. Вдохновить студента на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между мастером п/о и студентом важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют мастера п/о, упреки и угрозы — лучше забыть.
Нужно уметь слушать и слышать студента.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить
унижение студента, изменение отношения к нему.
Пример:
Студент первого курса, Максим, плохо успевает в учебе, раздражителен и
груб в общении с преподавателем. На одном из уроков юноша мешал другим
студентам выполнять задания, бросал в ребят бумажки, не реагировал на
преподавателя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу
преподавателя выйти из класса, Максим так же не отреагировал, оставаясь сидеть
на месте. Раздражение преподавателя привело его к решению прекратить вести
занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно,
привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании студента и преподавателя.
Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.
После того, как Максим проигнорировал просьбу преподавателя прекратить мешать
ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с
ироничной улыбкой в адрес юноши, например: «Максим сегодня мало каши съел,
дальность и точность броска у него страдает, последняя бумажка так и не
долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с юношей, показать ему свое
доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с
родителями юноши, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять
парню больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при
выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы
нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Единый алгоритм решения любого подросткового конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в колледже, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в колледже— явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в группе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.