Определение понятий «управление» и «менеджмент»

  • docx
  • 06.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002106.docx

Определение понятий «управление» и «менеджмент»

 

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляе- мой деятельности, направленной на достижение поставленных целей путем ра- ционального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов научного управления. Многие считают, что это просто синоним понятия «управления» и не больше, аргументируя дословным переводом английского термина на русский язык. Общеизвестно, что в основе термина «менеджер» лежит английский глагол to manage – управлять, проис- ходящий от латинского manus – рука, хотя есть мнение, что глагол первона- чально означал «искусство объезжать лошадей». Однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятель- ности (например, управление автомобилем, подачей теплоэнергии, управление движением поездов и самолетов и т.д.); к разным сферам деятельности (управ- ление в неживой природе, в биологических системах, управление государст- вом); к органам управления (подразделениям в государственных и обществен- ных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Обобщая все эти виды управленческой деятельности, можно сделать вы- вод, что управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. Управление – это процесс, ориентированный на достижение определенных целей.

В русском лексиконе слово «менеджмент» появилось в конце ХХ века в период построения в России рыночной экономики и является необходимым уточнением более широкого понятия «управление». Термин «менеджмент» применяется для обозначения управления социально-экономическими процес- сами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организа- ций. Учитывая вышеизложенное, мы в дальнейшем будем применять термин

«управление» в том же значении, что и «менеджмент».

Содержание управления можно раскрыть по-разному, в том числе и как за- дачу создания среды, способствующей организации усилий для достижения це- лей группы. Координируя действия группы, управляющий планирует и органи- зует работы, подбирает кадры, распределяет задания и контролирует их испол- нение. Работа (функции) руководителя имеют универсальный характер и не за- висят от назначения организации, будь она воинской, религиозной или произ- водственной. Все менеджеры независимо от их положения в организации вы- полняют некоторые общие функции, направленные на достижение поставлен- ных им целей. Надлежащее исполнение этих функций – это одновременно и наука и искусство. Искусство, потому что требует от руководителя творческо- го использования навыков, приобретенных практикой, и наука, потому что тре-


бует использования сформулированных и систематизированных знаний. Поня- тие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять на- копленный опыт на практике, сложилось еще в древности. Оно накапливалось в течение всей истории развития менеджмента. Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Науч- ную основу этой дисциплины составляет сумма знаний об управлении, накоп- ленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Она разрабатывает свою тео- рию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управле- ния.

Основываясь на вышеизложенном следует отметить, что в процессе управ- ления идет целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Под субъектом управления следует понимать – подразделение си- стемы управления, источник воздействия, менеджера (руководителя). Объект управления это социально-экономическая система (организация в целом, подразделение, сотрудники и т.п.).

Менеджер это наемный работник, занятый профессиональной организа- торской деятельностью в органах управления, наделенный субъектом собст- венности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся ли- нейные и функциональные руководители организации или ее структурных под- разделений. Менеджер это наемный работник, организующий достижение результатов в интересах субъекта собственности силами других людей.

Как и в любой области деятельности, в менеджменте реализуется принцип разделения труда. Горизонтальное разделение труда в управлении приводит к выделению менеджеров по специализациям, и тогда это будут менеджеры по продажам, менеджеры по закупкам, по управлению персоналом, по логистике, финансовые и пр.

Вертикальное разделение труда проводит к образованию уровней управ- ление (иерархии) (рис.1), и тогда появляются менеджеры верхнего звена (топ- менеджеры), среднего звена (мидл-менеджеры) и менеджеры низшего звена (лоу-менеджеры).

Сочетание этих двух подходов позволяет выделить группу менеджеров, различающихся по уровню иерархии, но находящихся внутри одной специали- зации. Например, для проектных команд в консалтинге: ассистент – младший консультант – заместитель менеджера проекта – менеджер проекта – старший менеджер проекта.

Менеджеры, выделенные по слоям иерархии, обладают общим свойством – все они решают комплексные задачи, касающиеся работы всего предприятия. Отличие же между ними в том, что уровень их полномочий и размер задач – разный для каждой группы, повышающийся по мере движения вверх по слоям иерархии. Менеджеры низшего звена обеспечивают решение оперативных, ежедневных задач той функциональной группы, в которую они включены. Та- кое управление называется оперативным. Руководители среднего звена отвеча-


ют за работу отдельного функционала и решают задачи тактического масштаба, связанные с деятельностью подразделения в течение коротких плановых

 


 

Рис. 1. Уровни управления

 

периодов – до одного года. Задачей менеджеров этого уровня является разра- ботка конкретных действий и мероприятий, необходимых для реализации стра- тегии развития фирмы, т.е. они реализуют тактическое управление. Менеджеры верхнего звена видят весь бизнес сверху и отвечают за эффективную работу всей системы в течение длительных, стратегических плановых периодов и главной задачей топ-менеджеров является обеспечение успешного функциони- рования (деятельности) организации в долгосрочном аспекте. Ее успешное выполнение зависит во многом от состояния внешней среды. Поэтому наи- большее внимание высшего руководства организации направлено во внешнюю среду с целью своевременной адаптации деятельности вследствие выявления изменений потребительского спроса к производимым товарам и услугам и уг- роз успешной деятельности со стороны конкурентов и других организаций. Без грамотного стратегического управления с учетом выше рассмотренных аспек- тов и состояния предприятия на момент разработки стратегии невозможна дол- госрочная эффективная работа любой организации. Груз ответственности ме- неджеров возрастает в соответствии с ростом их статуса в организации.

В реальности зоны ответственности и полномочий зачастую перепутаны. Работодатель склонен поручать задачи разного масштаба одному и тому же ме- неджеру, который пользуется у него наибольшим доверием, наиболее высокой


экспертной властью – независимо от его профессиональной специализации. Ес- ли менеджер находится на достаточно высоком уровне управления и имеет дос- таточно полномочий, а также является эффективным менеджером, то он умело делегирует более мелкие задачи нижестоящим сотрудникам или в параллель- ные подразделения, и просто проконтролирует их выполнение, оставив себе тот уровень решений, который соответствует его положению в иерархии организа- ции.

Также необходимо разделять менеджеров на эффективных и неэффектив- ных. Неэффективный менеджер начнет все делать сам, совмещая задачи разно- го масштаба в своей деятельности, и, с высокой вероятностью, сосредоточится на рутинных операциях, текучке, вместо того чтобы озадачиться наиболее важ- ными стратегическими проблемами. Крайнее проявление неэффективной рабо- ты менеджера – это имитация бурной деятельности.

Характеристики эффективного менеджера:

1.     Эффективный менеджер может отличить важное дело от срочного.

2.     Эффективный менеджер выращивает команду хороших управленцев.

3.     Эффективный менеджер не приносит профессионализм в жертву лояль- ности – даже ценой должности.

4.     Эффективный менеджер берет на себя ответственность при данных ему полномочиях.

5.     Эффективный менеджер мыслит масштабами всей компании, а не от- дельного участка.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также