Определение родительского отношения к ребенку
Оценка 4.6

Определение родительского отношения к ребенку

Оценка 4.6
docx
22.03.2024
Определение родительского отношения к ребенку
кр44.docx

Содержание

1. Определение родительского отношения к ребенку………

3

2. Классификация типов родительского отношения…………

5

3. Особенности родительского отношения к детям различного возраста…………………………………………….…..

 

9

Список использованных источников…………………………

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Определение родительского отношения к ребенку

Родительское отношение - это «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» [9, с. 704]. Отношение в психологии - это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях, в том числе и в семье, у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение - это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения - это стороны общения. И если в отношении может не быть обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно будет осуществляться обратная связь. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый человек, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен [9, с. 705]: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать - ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе. Понятие «родительское отношение» имеет в основе своей общий характер и указывает на взаимную связь и зависимость между родителем и ребенком. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяющее черты родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Обычно исследователи выделяют в структуре родительского отношения эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция в основном связана с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Классификация типов родительского отношения

Выделяют следующие основные типы родительского отношения к ребенку:

Автократический - когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

Авторитетный, но демократический - решения принимаются родителями совместно с детьми.

Либеральный - когда при принятии решения последнее слово остается за ребенком.

Хаотический - управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально. Основой семейного микроклимата, по мнению исследователя вопросов воспитания А.С. Макаренко [4], являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. Именно по отношению родителей к своему ребенку можно предположить, каким он станет в будущем.

По мнению А.Я. Варга «родительские отношения» - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков [1, с. 22].

Проблемой влияния родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров и др. С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребенку отличаются высокой психологической напряженностью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми такими отношениями являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадеживающее [8, с. 115].

П.Ф. Лесгафт выделил 6 позиций родителей по отношению к детям [3, с. 80]: . Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям. . Родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его. Ребенок растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.

Родители чрезмерно балуют ребенка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к миру. Если не влияют, дети спокойны и искренни. Изучив выделенные М.Г. Ярошевским, А.В. Петровским и др. типы семейных отношений, можно обозначить следующие типы [5, с. 314]: Диктат - систематическое подавление инициативы другого. Невмешательство - предполагает сосуществование двух миров: «взрослые» и «дети». Сотрудничество - предполагает опосредованность межличностных отношений. Паритет - ровные, союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. В литературе по семейной психологии описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения. Среди них мы выделим следующие: Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») [1, с. 56].

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение [2, с. 97]. Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество. Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа [4]. Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения - гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий [7, с. 120]. Л.Г. Саготовская выделяет шесть типов отношений родителей к детям [6, с. 64]:

1.Пристрастное отношение к детям, уверенность, что дети - главное в жизни.  Эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи. .Отношение к ребенку как к помехе в карьере и личных делах.  Безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам.  Отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности.  Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей. В.В. Юстицкис и Э.Г. Эйдемиллер выделяют другие типы семейного воспитания [10, с. 409].

Потворствующая гиперпротекция - ребенок в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей Доминирующая гиперпротекция - ребенок в центре внимания родителей, которые мешают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Эмоциональное отвержение - в крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием их моральных требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей. Безнадзорность - ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Итак, мы рассмотрели основные классификации типов родительского отношения к ребенку. родительский ребенок воспитание автократический Заключение В данной работе были изучены понятия и типы родительского отношения. Под родительским отношением принято понимать систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.

Существуют различные классификации типов родительского отношения. Мы рассмотрели подходы таких ученых как А.С. Макаренко, А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, П.Ф. Лесгафт, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Л.Г. Саготовская, В. Сатир, С. Соловейчик, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Родители, осознавая свое отношение к детям, должны понимать, что они играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт - семья. Воспитание ребенка складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. На характер взаимоотношений детей с родителями в семье оказывает стиль воспитания и семейные традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности родительского отношения к детям различного возраста.

Исследователи отмечают, что, несмотря на относительную устойчивость, родительское отношение постоянно меняется, приобретает те или иные черты либо под воздействием различных событий, либо в связи с изменением возраста ребенка.

Тип демонстрируемого родительского отношения несомненно зависит от возраста ребенка. Ребенка двух лет бесполезно дисциплинировать, используя вербальные средства и разъясняя ему причины его поведения. В данном возрасте огромное влияние на ребенка имеют чувства, демонстрируемые родителем. Ребенок пока еще имеет слабую защиту от тревожности, поэтому он будет чувствовать себя беспомощным, если родитель будет выражать гнев. Использование физических наказаний, то есть причинение ребенку боли, может остановить нежелательное поведение, но одновременно ведет к разрушению отношений между взрослым и ребенком. Наилучший способ дисциплинирования ребенка этого возраста - минимум ограничений и такая организация окружения ребенка, чтобы он имел возможность исследовать разные предметы.

Ребенок 5-6 лет более способен контролировать свое поведение. В этом возрасте родительское отношение может включать объяснение причин и последствий различных форм поведения.

В подростковом возрасте от родителей как никогда требуется понимать поведение ребенка, видеть те причины, которые побуждают подростка вести себя подобным образом. Подросток борется за независимость и не терпит, когда его ограничивают. Подросток полон внутренних противоречий, которые родители должны понимать и принимать.

Практически никто из родителей не придерживается какой-то одной линии поведения, они меняются от ситуации к ситуации. Однако у каждого родителя можно выявить доминирующий тип воздействия на ребенка.

В исследовании Е.О.Смировой и М.В.Соколовой [34] была изучена связь демонстрируемого родительского отношения с возрастом ребенка.

Сравнительный анализ в разных группах родителей показал, что во всех возрастах, у всех родителей в их отношении к ребенку присутствуют как предметное, так и личностное начало. В целом в отношении к ребенку у современных родителей преобладает оценочная позиция с ориентацией на конкретные качества ребенка, которые они хотели бы видеть в нем.

Степень  выраженности предметного и личностного начал значительно варьируется как внутри каждой возрастной группы, так и между ними, изменяясь от одного возраста к другому.   Личностное начало в отношении к ребенку имеет не однонаправленную линейную динамику, а сложный, «волнообразный» путь развития. Наиболее выраженным оно является в родительском отношении к детям дошкольного и подросткового возраста.  Самое низкое  его значение (и соответственно самые высокие показатели предметного начала)  - в группе родителей  детей  младшего  школьного возраста.

В процессе изучения ценности различных качеств ребенка в связи с его возрастом было установлено, что ценность интеллектуального развития ребенка имеет самое высокое значение для  родителей дошкольников.  Волевые качества личности наиболее значимы для родителей дошкольников и подростков. Ценность произвольного поведения выходит на первый план для родителей двухлеток (они отмечают ее почти в два раза чаще, чем родители других возрастных групп), также она значима для родителей младших школьников. Формирование моральных качеств личности имеет максимальное значение для родителей младших школьников (здесь оно почти в два раза превосходит выраженность других ценностей).  Общительность ребенка, его положение среди сверстников приобретает значимость только у родителей подростков, в остальных группах она представлена весьма незначительно. И наконец, ценность здоровья  ребенка выражена в меньшей степени, однако достаточно высока в группе родителей двухлетних детей.

Исследования о связи типов родительского отношения в классификации Е.О.Смирновой и М.В.Соколовой с возрастом ребенка показали, что во всех возрастных группах наиболее выражены  объяснительный, содействующий и строгий стили поведения[34]. 

Чаще всего родители детей всех возрастов используют объяснительный стиль, наибольшее распространение он имеет у родителей младших школьников, которые используют объяснение в качестве главного метода воздействия на ребенка. Интересно, что даже родители двухлетних детей достаточно часто прибегают к объяснительной стратегии.

К подростковому возрасту выраженность данного стиля существенно снижается. Родители подростков и дошкольников часто применяют содействующий стиль воспитания.  Наряду с этим достаточно распространен строгий стиль воспитания, он имеет высокие значения во всех возрастах, за исключением дошкольного. Интересно, что родители дошкольников чаще, чем в других группах, прибегают к ситуативной стратегии  поведения. Автономный стиль не имеет выраженных показателей даже в старших возрастных группах. Компромиссный и потакающий стили встречаются значительно реже, их показатели несколько выше в младших возрастных группах.

Таким образом, одним из факторов, которые обуславливает особенности родительского отношения является возраст ребенка. Для каждого возрастного периода существует наиболее оптимальный тип родительского отношения. Ребенка двух лет бесполезно дисциплинировать, используя вербальные средства и разъясняя ему причины его поведения. В данном возрасте огромное влияние на ребенка имеют чувства, демонстрируемые родителем. Ребенок 5-6 лет более способен контролировать свое поведение. В этом возрасте родительское отношение может включать объяснение причин и последствий различных форм поведения. В подростковом возрасте от родителей как никогда требуется понимать поведение ребенка, видеть те причины, которые побуждают подростка вести себя подобным образом.

В существующих исследованиях о связи родительского отношения с возрастом ребенка доказано, что во всех возрастных группах наиболее выражены  объяснительный, содействующий и строгий стили поведения.  Чаще всего родители детей всех возрастов используют объяснительный стиль, наибольшее распространение он имеет у родителей младших школьников, которые используют объяснение в качестве главного метода воздействия на ребенка. Родители подростков и дошкольников часто применяют содействующий стиль воспитания.  Наряду с этим достаточно распространен строгий стиль воспитания. Родители дошкольников чаще, чем в других группах, прибегают к ситуативной стратегии  поведения.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.                 Галасюк, И. Н.  Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluation of Child-parent Interaction (ecpi-2. 0) : практическое пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 223 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-09636-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517254 (дата обращения: 19.01.2023).

2.                 Колесникова, Г. И.  Социология и психология семьи : учебник для вузов / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 263 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12133-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512964 (дата обращения: 19.01.2023).

3.                 Краснощекова, И. В.  Психологическая структура материнского отношения к детям : монография / И. В. Краснощекова, В. А. Дереча, О. С. Ковшова ; под редакцией В. А. Деречи. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 141 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-14012-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519867 (дата обращения: 19.01.2023).

4.                 Овчарова, Р. В.  Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка : монография / Р. В. Овчарова, И. А. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-14807-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510134 (дата обращения: 19.01.2023).

5.                 Прохорова, О. Г.  Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08301-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514227 (дата обращения: 19.01.2023).

6.                 Прохорова, О. Г.  Семьеведение : учебник для среднего профессионального образования / О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова ; под редакцией О. Г. Прохоровой, Е. И. Холостовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 379 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08730-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/502865 (дата обращения: 19.01.2023).

7.                 Семьеведение: теория и практика : учебник для вузов / О. Г. Прохорова [и др.] ; ответственные редакторы О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 379 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15897-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510217 (дата обращения: 19.01.2023).

8.                 Соловьева, Е. А.  Психология семьи и семейное воспитание : учебное пособие для вузов / Е. А. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01631-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01010-1 (Тюменский государственный университет). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492383 (дата обращения: 19.01.2023).

9.                 Шнейдер, Л. Б.  Семейная психология : учебник для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 503 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08017-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515755 (дата обращения: 19.01.2023).


 

10.            Скачано с www.znanio.ru

Содержание 1. Определение родительского отношения к ребенку……… 3 2

Содержание 1. Определение родительского отношения к ребенку……… 3 2

Родительское отношение - это «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» [9, с

Родительское отношение - это «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» [9, с

Родительская позиция в основном связана с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна

Родительская позиция в основном связана с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна

Выделяют следующие основные типы родительского отношения к ребенку:

Выделяют следующие основные типы родительского отношения к ребенку:

Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства

Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства

Позитивная модель поведения - гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий [7, с

Позитивная модель поведения - гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий [7, с

Существуют различные классификации типов родительского отношения

Существуют различные классификации типов родительского отношения

Исследователи отмечают, что, несмотря на относительную устойчивость, родительское отношение постоянно меняется, приобретает те или иные черты либо под воздействием различных событий, либо в связи с…

Исследователи отмечают, что, несмотря на относительную устойчивость, родительское отношение постоянно меняется, приобретает те или иные черты либо под воздействием различных событий, либо в связи с…

Сравнительный анализ в разных группах родителей показал, что во всех возрастах, у всех родителей в их отношении к ребенку присутствуют как предметное, так и личностное…

Сравнительный анализ в разных группах родителей показал, что во всех возрастах, у всех родителей в их отношении к ребенку присутствуют как предметное, так и личностное…

Исследования о связи типов родительского отношения в классификации

Исследования о связи типов родительского отношения в классификации

В существующих исследованиях о связи родительского отношения с возрастом ребенка доказано, что во всех возрастных группах наиболее выражены объяснительный, содействующий и строгий стили поведения

В существующих исследованиях о связи родительского отношения с возрастом ребенка доказано, что во всех возрастных группах наиболее выражены объяснительный, содействующий и строгий стили поведения

Галасюк, И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия»

Галасюк, И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия»

Прохорова, О. Г. Семьеведение : учебник для среднего профессионального образования /

Прохорова, О. Г. Семьеведение : учебник для среднего профессионального образования /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024