НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА МИТЧЕНКО учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ СОШ №207, г. Новосибирск
Урок литературы 11 класс
Определение роли художественной детали в идейной направленности лирического стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь» через моделирование опорного конспекта.
В своей работе автор рассказывает о том, как опорный конспект помогает создать в сознании ученика зрительный образ темы в целом, который выстраивает цепочку последующих знаний-ассоциаций. Такие схемы могут удовлетворить методические пристрастия любого учителя: и того, кто отдает предпочтение максимально глубокому анализу какой-то одной основной проблемы произведения, и того, кто стремится выявить в нем магистральные идеи.
Ключевые слова: урок литературы, технологическая карта, моделирование, ОК (опорный конспект).
Если хочешь, чтобы скорее расцвел
цветок, не нужно насильно развертывать
лепестки, а нужно создавать условия,
при которых он сам распустится.
Л.Н.Толстой
Технология моделирования опорного конспекта способствует формированию познавательного интереса школьников к предмету и активизации познавательной деятельности в процессе анализа художественного текста, так как нацелена не только на содержание учебного материала, но и на сам процесс обучения, который способствует организации познавательной деятельности учащихся.
Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Значит, главная задача – способствовать развитию творческой мыслящей личности, способной на практике применять свои знания и навыки.
Реализации данной цели и задачи, на мой взгляд, в полном объеме способствует технология анализа художественного произведения на уроках литературы через моделирование опорной схемы- конспекта
Технология моделирования ОСК можно использовать не только на уроках литературы. Она позволяет разобраться в образной природе искусства, рассмотреть способы создания образа, увидеть художественный текст как систему знаков. Приемы работы по этой технологии зависят от того, к какому роду литературы относится текст (эпос, лирика или драма).
Учащиеся овладевают новыми приёмами работы по построению модели художественного произведения. Мысль рождается, оставляя следы своего движения на бумаге. Наверное, не столь важно, проявляются эти следы в форме слов или же стрелок, т.к. и то, и другое – знаки. Дело не в том, как мы записываем результат нашего общения с художественным произведением. Мы изучаем на уроке единый, единственный и неповторимый художественный мир, так или иначе отраженный в тексте романа, пьесы, повести, лирического стихотворения.
При изучении объемных и довольно сложных для понимания учеников произведений (или в слабом классе) предлагаю ОК, разработанный самостоятельно, но не целиком, а поэтапно; по ходу рассуждения, беседы или дискуссии.
Работа, в процессе которой и рождается ОК, превращается в увлекательное занятие, своеобразный игровой момент, который позволит ученикам блеснуть знаниями, умением логически обосновать ту или иную мысль, найти такую «изюминку» в тексте, которую другие не заметили. Тут и радость открытия, и споры, и сотворчество, а учитель, организуя их работу, не довлеет, умело направляя творческий процесс в нужное русло. Учитель всегда готов помочь советом и с уважением относится даже к самым невероятным выводам, подключая к обсуждению всех ребят.
Атмосфера сотрудничества на таких уроках позволяет забыть об отметке (ведь ученики работают в группе, а это дает возможность каждому внести свой вклад в общее дело). Внутри своей группы ребята сами выставляют отметки в зависимости от участия в проекте. Такие положительные впечатления обязательно оставят хороший след в душе ученика и понизят уровень тревожности, а значит сохранят психическое здоровье ребенка. Это не игра в новаторство. Создание схем на уроках помогает стимулировать ученика идти дальше, например, дополнить какую-либо часть или закончить начатое построение в соответствии со своим видением основной проблемы произведения. А это и есть начало исследовательской работы.
Работа над крупным произведением может занять несколько уроков, тогда как для анализа лирического стихотворения и построения опорной схемы достаточно одного. Содержание такого урока затрагивает аспекты духовно-нравственного воспитания и творческого развития учащихся.
Цель урока
Постижение учащимися глубины смысла и красоты лирического произведения в процессе знакомства и работы с текстом стихотворения.
Задачи
1. Создать эмоциональный фон для глубины восприятия художественного произведения. (Чтение стихотворения, прослушивание записи песни в исполнении Н.Носкова. В это время на экран можно проецировать изображения, созвучные тексту).
2. Определить роль «художественной детали» (работа с таблицей 1).
3. Поэтапно выстроить ОСК в процессе анализа стихотворения.
Методы, приемы и формы работы
1. Поэтапное создание версии опорного конспекта.
2.Система вопросов и ответов.
3. Активизация понятийного аппарата.
4. Работа в группах.
5.Анализ с элементами исследования.
Круг заданий и вопросов, предшествующих прочтению лирического произведения
можно использовать как д/з (мотивация на перспективу)
1. К какому жанру относится это произведение?
2. Ваши впечатления от прочитанного. Насколько соответствует это произведение
вашему кругу чтения?
4. Взволновало ли оно вас или оставило равнодушными? Что вспомнилось? Какие
зрительные образы возникли в вашем воображении?
5. Композиция произведения. Насколько обоснована именно такая последовательность повествования? Как схематично можно изобразить структуру текста?
6. Какова природа конфликта и как он развивается ?
7. Язык стихотворения. Отметить использование художественных приемов, изобразительных средств языка.
8. Лирический герой, его переживания, ощущения, отношение с окружающим миром.
9. Автор и отражение его позиции в тексте.
Лучше, если вопросы будут распечатаны для учащихся, и они будут иметь их во время работы перед собой.
После чтения стихотворения, прослушивания песни на стихи Б.Пастернака «Зимняя ночь» в исполнении Носкова. переходим к анализу стихотворения Пастернака. А ОК поможет нам увидеть структурно значимость художественной детали в раскрытии основной идеи стихотворения.
Прежде всего, определим пространственные рамки повествования ( см. 1-й этап моделирования ОСК). Это мир природы, разбушевавшаяся стихия, и мир человека, жилище, освещенное горящей свечой).
1-й этап ОСК
(Далее нужно продемонстрировать рисунок 1, который отражает композиционное построение стихотворения и продолжить рассуждение о том, как такая структура текста помогает автору выразить своё отношение к происходящему. )
Рисунок 1 Демонстрация с объяснением композиции стихотворения
|
В работе над опорным конспектом можно использовать Таблицу 1, в которой отмечены строфы с указанием на основную художественную деталь «горящая свеча», и строфы, в которых описана стихия . Таблица 1
Художественная деталь |
Строфы |
Художественная деталь, выраженная лексически |
Действия стихии
|
||
|
|
Свеча горела |
Мело, мело по всей земле… |
||
|
Свеча горела |
Метель лепила на стекле кружки и стрелы |
|||
|
Свеча горела
Свеча горела
|
И все терялось в снежной мгле…
Мело весь месяц в феврале… |
|||
Строфы |
Слова, не говорящие конкретно (свеча горела), но дающие понять, что свеча все-таки горит |
Действия стихии (по строфам) |
символы |
№ стр. |
|
|
|||||
|
|
Пламя |
Слетались хлопья
|
|||||
|
Озаренный потолок |
|
||||||
|
Воск капал |
|
||||||
|
На свечку |
дуло |
||||||
|
Воск капал |
|
||||||
|
На свечку |
дуло |
Февральская метель – это еще и буря, вихрь бытия, в котором человеку некогда остановиться: надо «жить, гореть и не угасать», как свеча. Пламя свечи многое хранит в себе. Запишем, какие ассоциации вызывают слова ГОРЯЩАЯ СВЕЧА (тепло, уют, свет).
А теперь подумаем, что обозначают слова «освЕщение» и «освЯщение» (свет, святость).
Действительно, свеча в церкви напоминает нам о святости огня, с помощью свечи мы освящаем, не только освещаем помещение, чтобы уберечь свое жилье от плохого влияния. Возможно, в этом стихотворении свеча является еще и оберегом. Попробуем найти в тексте подтверждение этой гипотезе.
В тексте присутствуют символы святости: ангел, крестообразно, скрещенья. Символ троекратного креста тоже не случаен, тремя перстами христиане крестятся, трижды накладывают на себя крест во время молитвы. Два упоминания, где символ креста выражен лексически нашли, попытаемся отыскать еще и третье ( оконная рама с отблеском пламени свечи, защищающая от холода и метели, тоже напоминает крест).
Таким образом, возвращаясь к опорному конспекту, мы видим, что свеча словно ограждает от воздействия извне жилище человека.
А теперь посмотрим, в каких строфах упоминается зимняя стихия, которая стремится нарушить тепло и уют жилища (1,2,3,6,7,8). В 4-5 строфах поэт говорит о тайне единства мужского и женского начал, они не подвержены вмешательству извне. Это борьба страсти не только с холодом, но и с бурей бытия «мело весь месяц в феврале» - мы знаем о февральских событиях 1917 года. Обратим внимание на то, что композиция стихотворения тоже работает на его главную идею. Главы 4-5 стоят в середине, и только в них нет упоминания о стихии. В первых и последних 3 строфах зима стремится нарушить покой влюбленных, но на пути стоит препятствие в виде свечи, таким образом, 4 и 5 строфы заключены в кольцо. А теперь вернемся к нашей опорной схеме и отобразим эти главы на схеме. (1-2-3-6-7-8). См. 4 этап моделирования.
|
Дрожит, плывет, мерцая, пламя свечи, а за окном стонет непогода. Ночной холод сменяется уютным светом горящей свечи. Ее пламя помогает жить вопреки метели и всем трудностям.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно создать версию ОК одного из стихотворений Б. Пастернака в компьютерном варианте (презентация) и подготовить его защиту.
Для работы с опорными конспектами необходимо:
1. Определить подходы в обучении, создающие оптимальные условия для успешного применения опорной схемы-конспекта на уроке.
2. Разработать этапы моделирования для изучаемого произведения.
3. Составить технологическую карту, предусматривающую:
а) количество уроков по изучаемому произведению (если произведение
объемное);
б) цели и задачи каждого урока;
в) методы и приемы, позволяющие достичь прогнозируемого результата;
г) разноуровневый подход в выборе проблемных вопросов и творческих заданий;
д) виды контроля и домашние задания разной степени сложности;
е) итоговый контроль в конце изучаемой темы.
Технологическая карта по анализу лирического стихотворения в рамках одного урока может выглядеть следующим образом (см. технологическая карта). Каждый учитель может выстроить её по- своему, в соответствии со своим видением урока, а предложенный мной ОК, возможно, послужит основой.
Применение в методике преподавания литературы разнообразных видов ОСК способствует нахождению новых структурно-функциональных особенностей моделирования, т.к. именно этот процесс позволяет совершать операцию условного замещения развернутой во времени деятельности объекта исследования его моделью.
Для работы по данной технологии необходимо:
1. Определить подходы в обучении, создающие оптимальные условия для успешной работы по моделированию ОК на уроках литературы.
2. Разработать этапы моделирования для эпического, драматического и лирического произведений.
3. Составить технологическую карту, предусматривающую:
а) количество уроков по изучаемому произведению;
б) цели и задачи каждого урока;
в) методы и приемы, позволяющие достичь прогнозируемого результата;
г) поэтапное моделирование ОК на каждом уроке;
д) разноуровневый подход в выборе проблемных вопросов и творческих заданий;
е) виды контроля и домашние задания разной степени сложности;
ё) итоговый контроль в конце изучаемой темы.
Работа, сопровождаемая моделированием над крупным произведением, может занять несколько уроков, тогда как для анализа лирического стихотворения и построения опорной схемы достаточно одного. Содержание такого урока затрагивает аспекты духовно-нравственного воспитания и творческого развития учащихся.
А созданию эмоционального фона для глубины восприятия художественного произведения помогает чтение стихотворения «Зимняя ночь» и прослушивание записи песни в исполнении Н, Носкова на стихи Б. Пастернака.
Каждый учитель может выстроить урок по- своему, в соответствии со своим видением урока, а предложенный мной Опорный Конспект послужит хорошей основой. Технологическая карта построения ОК прилагается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.