Тема урока: «Определение. Согласованное и несогласованное определение» 8 класс
Цель урока:
формирование освоения и целостного осознания определения как второстепенного члена предложения; формирование умений различать согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.
развитие интеллектуальных умений: выделять главное;
развитие познавательных умений: пользоваться предметным языком.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка учебной цели.
- Запишите название темы урока. (Определение)
- Подберите однокоренные слова. (Определить, определенный, определитель, определиться).
Обращаемся к толковому словарю. Слово многозначное:
Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь
Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.
Одна из форм судебного решения. Определение суда.
Решение, постановление суда (устар.).
В грамматике: второстепенный член предложения.
II. Актуализация прежних знаний. Алгоритм действия.
восстановить художественный текст, из которого изъяты определения. Предложения записаны на бумаге разного цвета
впишите в них пропущенные определения и соберите текст из “рассыпанных” предложений.
Поразительно умение белок - грызуний выбирать … орехи, обгрызать шишку … и …
Я не раз находил в лесу … хранилища белок.
Сидя под деревом в … лесу, увидел однажды … белку, скакавшую по… земле, она несла в зубах … …. гроздь … орехов.
Они прячут их в … дуплах и зимою безошибочно находят … запасы.
Представление результата деятельности
Прочитайте восстановленный текст.
1. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. 2. Сидя под деревом в глухом лесу, увидел однажды рыжую белку, скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую тяжелую гроздь лесных орехов. 3. Поразительно умение белок-грызуний выбирать спелые орехи, обгрызать шишку ели и сосны. 4. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.
- Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?
- Какие выводы вы уже можете сделать?
(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи)
Запишите ключевые вопросы, которые позволят полнее представить тему “Определение” и решить задачу урока?
Обменяйтесь в группах своими знаниями, придите к единому мнению, приготовьтесь отвечать от имени группы.
Давайте теперь все вместе оформим кластер.
III. Самостоятельная работа. Изучение нового материала.
Определение – второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак предмета. Отвечает на вопросы какой? чей? и др.
По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
Согласованные определения связываются с существительными согласованием, т.е. стоят в том же падеже, числе в ед. числе также в роде, например: Белеет парус (какой) одинокий… (М. Лермонтов)
Выражается именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными, причастиями. Железная решетка, наш класс, это предложение, вторые сутки, улыбающееся лицо.
Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания, например: Ежедневное чтение (какое?) вслух помогло мне исправить недочеты.
Выражается именами существительными в косвенных падежах, личными местоимениями в притяжательном значении, сравнительной степенью прилагательного, наречием, инфинитивом, цельным словосочетанием. Улицы города, бумага в клеточку, ее карандаш, материал попрочнее, брюки навыпуск, обещание прийти, мальчик лет семи.
Несогласованные определения по сравнению с согласованными выражают признак более конкретный, часто имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства.
Какие определения называются согласованными? Несогласованными?
IV. Обобщение и систематизация знаний.
A) Выпишите верные примеры, обоснуйте свой ответ.
Обсудите свой выбор в группе, приготовьтесь отвечать. Вопросы для обсуждения
- Благодаря чему несогласованные определения могут обозначать признак предмета более точно и полно? (Если существительное выступает в роли главного слова, соотносится по значению с глаголом, то словосочетание является многозначным – зависимое слово обозначает и признак предмета, и место действия, названное существительным).
- От чего зависит значение словосочетания? (Значение словосочетания зависит от того, какой частью речи является и что обозначает главное слово)
Вывод: если главное слово в словосочетании имя существительное, то зависимое слово, обозначая какой-либо признак предмета, названного именем существительным, выступает в роли определения, какой бы частью речи оно ни было выражено.
B) Выполнение теста по теме “Определение”.
V. Тест «Определение» 1. Дополни следующую формулировку.
Определение- это ___________ член предложения, который обозначает ________, отвечает на вопросы ________, __________.
2. По способу выражения определения делятся на а)_______________
б)_______________
3. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.
а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.
4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение.
а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;
б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;
в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.
5. В этом предложении определением является слово (слова):
а б в Засыпала звериные тропинки
г д е Вчерашняя разгульная метель.
6. Укажите словосочетание, где инфинитив является определением.
а) просил приехать б) просьба приехать в) приказ наступать г) приказал привезти
д) возможность узнать е) мог узнать
7. укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением.
1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.
2) Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше величия.
3) В прихожую вошел человек в ватнике.
4) Мы, русские, … питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения.
8. Распределите предложения по группам: предложения, в которых выделенное слово является 1) согласованным определением 2) несогласованным определением.
1) А была она…злой души баба.
2) Долго не находил я никакой дичи.
3) Истоки памяти почти всегда скудны.
4) Меня уже не интересует выдуманная жизнь.
5) Публика постарше ругается очень громко.
Ключ
1) второстепенный, признак, какой? чей? 2) а) согласованное б) несогласованное
3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4 8) 1- 1, 2, 4 2 - 3, 5
VIII. Домашнее задание:
V. Рефлексия. Написание синквейна. (Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. )
Правила написания синквейна. Ключевое слово (тема) Два прилагательных, характеризующих тему/понятие.
Три глагола, показывающие действие темы/понятия
Короткое предложение, отношение автора к теме/понятию
Синоним, обобщающий тему
Представление результата
Определение. Согласованное и несогласованное.
Рисует, конкретизирует, характеризует.
Обозначает признак предмета, явления. Эпитет.Тема урока: «Определение. Согласованное и несогласованное определение» 8 класс
Цель урока:
формирование освоения и целостного осознания определения как второстепенного члена предложения; формирование умений различать согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.
развитие интеллектуальных умений: выделять главное;
развитие познавательных умений: пользоваться предметным языком.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка учебной цели.
- Запишите название темы урока. (Определение)
- Подберите однокоренные слова. (Определить, определенный, определитель, определиться).
Обращаемся к толковому словарю. Слово многозначное:
Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь
Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.
Одна из форм судебного решения. Определение суда.
Решение, постановление суда (устар.).
В грамматике: второстепенный член предложения.
II. Актуализация прежних знаний. Алгоритм действия.
восстановить художественный текст, из которого изъяты определения. Предложения записаны на бумаге разного цвета
впишите в них пропущенные определения и соберите текст из “рассыпанных” предложений.
Поразительно умение белок - грызуний выбирать … орехи, обгрызать шишку … и …
Я не раз находил в лесу … хранилища белок.
Сидя под деревом в … лесу, увидел однажды … белку, скакавшую по… земле, она несла в зубах … …. гроздь … орехов.
Они прячут их в … дуплах и зимою безошибочно находят … запасы.
Представление результата деятельности
Прочитайте восстановленный текст.
1. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. 2. Сидя под деревом в глухом лесу, увидел однажды рыжую белку, скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую тяжелую гроздь лесных орехов. 3. Поразительно умение белок-грызуний выбирать спелые орехи, обгрызать шишку ели и сосны. 4. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.
- Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?
- Какие выводы вы уже можете сделать?
(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи)
Запишите ключевые вопросы, которые позволят полнее представить тему “Определение” и решить задачу урока?
Обменяйтесь в группах своими знаниями, придите к единому мнению, приготовьтесь отвечать от имени группы.
Давайте теперь все вместе оформим кластер.
III. Самостоятельная работа. Изучение нового материала.
Определение – второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак предмета. Отвечает на вопросы какой? чей? и др.
По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
Согласованные определения связываются с существительными согласованием, т.е. стоят в том же падеже, числе в ед. числе также в роде, например: Белеет парус (какой) одинокий… (М. Лермонтов)
Выражается именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными, причастиями. Железная решетка, наш класс, это предложение, вторые сутки, улыбающееся лицо.
Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания, например: Ежедневное чтение (какое?) вслух помогло мне исправить недочеты.
Выражается именами существительными в косвенных падежах, личными местоимениями в притяжательном значении, сравнительной степенью прилагательного, наречием, инфинитивом, цельным словосочетанием. Улицы города, бумага в клеточку, ее карандаш, материал попрочнее, брюки навыпуск, обещание прийти, мальчик лет семи.
Несогласованные определения по сравнению с согласованными выражают признак более конкретный, часто имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства.
Какие определения называются согласованными? Несогласованными?
IV. Обобщение и систематизация знаний.
A) Выпишите верные примеры, обоснуйте свой ответ.
Обсудите свой выбор в группе, приготовьтесь отвечать. Вопросы для обсуждения
- Благодаря чему несогласованные определения могут обозначать признак предмета более точно и полно? (Если существительное выступает в роли главного слова, соотносится по значению с глаголом, то словосочетание является многозначным – зависимое слово обозначает и признак предмета, и место действия, названное существительным).
- От чего зависит значение словосочетания? (Значение словосочетания зависит от того, какой частью речи является и что обозначает главное слово)
Вывод: если главное слово в словосочетании имя существительное, то зависимое слово, обозначая какой-либо признак предмета, названного именем существительным, выступает в роли определения, какой бы частью речи оно ни было выражено.
B) Выполнение теста по теме “Определение”.
V. Тест «Определение» 1. Дополни следующую формулировку.
Определение- это ___________ член предложения, который обозначает ________, отвечает на вопросы ________, __________.
2. По способу выражения определения делятся на а)_______________
б)_______________
3. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.
а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.
4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение.
а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;
б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;
в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.
5. В этом предложении определением является слово (слова):
а б в Засыпала звериные тропинки
г д е Вчерашняя разгульная метель.
6. Укажите словосочетание, где инфинитив является определением.
а) просил приехать б) просьба приехать в) приказ наступать г) приказал привезти
д) возможность узнать е) мог узнать
7. укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением.
1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.
2) Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше величия.
3) В прихожую вошел человек в ватнике.
4) Мы, русские, … питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения.
8. Распределите предложения по группам: предложения, в которых выделенное слово является 1) согласованным определением 2) несогласованным определением.
1) А была она…злой души баба.
2) Долго не находил я никакой дичи.
3) Истоки памяти почти всегда скудны.
4) Меня уже не интересует выдуманная жизнь.
5) Публика постарше ругается очень громко.
Ключ
1) второстепенный, признак, какой? чей? 2) а) согласованное б) несогласованное
3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4 8) 1- 1, 2, 4 2 - 3, 5
VIII. Домашнее задание:
V. Рефлексия. Написание синквейна. (Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. )
Правила написания синквейна. Ключевое слово (тема) Два прилагательных, характеризующих тему/понятие.
Три глагола, показывающие действие темы/понятия
Короткое предложение, отношение автора к теме/понятию
Синоним, обобщающий тему
Представление результата
Определение. Согласованное и несогласованное.
Рисует, конкретизирует, характеризует.
Обозначает признак предмета, явления. Эпитет.
Определение.docx
Тема урока: «Определение. Согласованное и несогласованное определение» 8 класс
Цель урока:
формирование освоения и целостного осознания определения как второстепенного члена
предложения; формирование умений различать согласованные и несогласованные
определения и способы их выражения.
развитие интеллектуальных умений: выделять главное;
развитие познавательных умений: пользоваться предметным языком.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка учебной цели.
Запишите название темы урока. (Определение)
Подберите однокоренные слова. (Определить, определенный, определитель,
определиться).
Обращаемся к толковому словарю. Слово многозначное:
Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь
Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чегон. Дать правильное
определение значению слова.
Одна из форм судебного решения. Определение суда.
Решение, постановление суда (устар.).
В грамматике: второстепенный член предложения.
II. Актуализация прежних знаний. Алгоритм действия.
восстановить художественный текст, из которого изъяты определения. Предложения
записаны на бумаге разного цвета
впишите в них пропущенные определения и соберите текст из “рассыпанных”
предложений.
Поразительно умение белок грызуний выбирать … орехи, обгрызать шишку … и …
Я не раз находил в лесу … хранилища белок.
Сидя под деревом в … лесу, увидел однажды … белку, скакавшую по… земле, она несла в
зубах … …. гроздь … орехов. Они прячут их в … дуплах и зимою безошибочно находят … запасы.
Представление результата деятельности
Прочитайте восстановленный текст.
1. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. 2. Сидя под деревом в глухом лесу,
увидел однажды рыжую белку, скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую
тяжелую гроздь лесных орехов. 3. Поразительно умение белокгрызуний выбирать спелые
орехи, обгрызать шишку ели и сосны. 4. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою
безошибочно находят свои запасы.
Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?
Какие выводы вы уже можете сделать?
(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность,
яркость речи)
Запишите ключевые вопросы, которые позволят полнее представить тему “Определение” и
решить задачу урока?
Обменяйтесь в группах своими знаниями, придите к единому мнению, приготовьтесь
отвечать от имени группы.
Давайте теперь все вместе оформим кластер.
III. Самостоятельная работа. Изучение нового материала.
Определение – второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным
значением и обозначающий признак предмета. Отвечает на вопросы какой? чей? и др.
По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
Согласованные определения связываются с существительными согласованием, т.е. стоят в
том же падеже, числе в ед. числе также в роде, например: Белеет парус (какой) одинокий…
(М. Лермонтов)
Выражается именами прилагательными, местоимениями, порядковыми
числительными, причастиями. Железная решетка, наш класс, это предложение, вторые
сутки, улыбающееся лицо.
Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления
или, реже, по способу примыкания, например: Ежедневное чтение (какое?) вслух помогло
мне исправить недочеты.
Выражается именами существительными в косвенных падежах, личными
местоимениями в притяжательном значении, сравнительной степенью прилагательного,
наречием, инфинитивом, цельным словосочетанием. Улицы города, бумага в клеточку, ее
карандаш, материал попрочнее, брюки навыпуск, обещание прийти, мальчик лет семи. Несогласованные определения по сравнению с согласованными выражают признак
более конкретный, часто имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства.
Какие определения называются согласованными? Несогласованными?
IV. Обобщение и систематизация знаний.
A) Выпишите верные примеры, обоснуйте свой ответ.
Обсудите свой выбор в группе, приготовьтесь отвечать. Вопросы для обсуждения
Благодаря чему несогласованные определения могут обозначать признак предмета более
точно и полно? (Если существительное выступает в роли главного слова, соотносится по
значению с глаголом, то словосочетание является многозначным – зависимое слово
обозначает и признак предмета, и место действия, названное существительным).
От чего зависит значение словосочетания? (Значение словосочетания зависит от того,
какой частью речи является и что обозначает главное слово)
Вывод: если главное слово в словосочетании имя существительное, то зависимое слово,
обозначая какойлибо признак предмета, названного именем существительным, выступает в
роли определения, какой бы частью речи оно ни было выражено.
B) Выполнение теста по теме “Определение”.
V. Тест «Определение» 1. Дополни следующую формулировку.
Определение это ___________ член предложения, который обозначает ________, отвечает
на вопросы ________, __________.
2. По способу выражения определения делятся на а)_______________
б)_______________
3. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются
согласованные определения.
а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.
4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно
выражается несогласованное определение.
а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;
б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;
в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным. 5. В этом предложении определением является слово (слова):
а б в Засыпала звериные тропинки
г д е Вчерашняя разгульная метель.
6. Укажите словосочетание, где инфинитив является определением.
а) просил приехать б) просьба приехать в) приказ наступать г) приказал привезти
д) возможность узнать е) мог узнать
7. укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является
определением.
1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.
2) Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше величия.
3) В прихожую вошел человек в ватнике.
4) Мы, русские, … питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения.
8. Распределите предложения по группам: предложения, в которых выделенное слово
является 1) согласованным определением 2) несогласованным определением.
1) А была она…злой души баба.
2) Долго не находил я никакой дичи.
3) Истоки памяти почти всегда скудны.
4) Меня уже не интересует выдуманная жизнь.
5) Публика постарше ругается очень громко.
Ключ
1) второстепенный, признак, какой? чей? 2) а) согласованное б) несогласованное
3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4 8) 1 1, 2, 4 2 3, 5
VIII. Домашнее задание:
V. Рефлексия. Написание синквейна. (Стихотворение из пяти строк позволяет в
художественной форме оценить изученное понятие. )
Правила написания синквейна. Ключевое слово (тема) Два прилагательных,
характеризующих тему/понятие.
Три глагола, показывающие действие темы/понятия Короткое предложение, отношение автора к теме/понятию
Синоним, обобщающий тему
Представление результата
Определение. Согласованное и несогласованное.
Рисует, конкретизирует, характеризует.
Обозначает признак предмета, явления. Эпитет.
Определение. Согласованное и несогласованное.
Определение. Согласованное и несогласованное.
Определение. Согласованное и несогласованное.
Определение. Согласованное и несогласованное.
Определение. Согласованное и несогласованное.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.