Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"
Оценка 4.9

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"
Определи свою позицию.docx

Матюшина Наталья Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории,

«Старший учитель»

МОУ «ШКОЛА № 138 г. Донецка»

 

6 класс - Социальная составляющая здоровья.  Привычки и здоровье.

Тема занятия 3.  Определи свою позицию. Практическая работа «Моделирование ситуации отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков»

Цель:

·        научить подростков определять жизненные ценности,

·         определить собственную позицию в отношении проблемы с наркотиками, алкоголем и табакокурением, 

·        воспитывать у учащихся ответственное отношение к собственным поступкам.

Ход занятия.

1.     Психологический настрой.

Игра – разминка «Град»

Учитель предлагает учащимся  вспомнить, как идет дождь, а за ним – град, и начать вместе с учителем медленно топать ногами, имитируя  падение градин. Постепенно ритм стука доводится до очень быстрого, потом – тоже постепенно – топот прекращается.

2.     Упражнение «Моя личная позиция»

Учащиеся выражают свои мысли по проблемным ситуациям, предложенным учителем, - а именно, чтобы они в такой ситуации чувствовали, какие у них были бы намерения, желания, чтобы они считали уместным сказать или сделать.

Примеры ситуаций:

·        Вы зашли в помещение, а там, кто-то курит;

·        За праздничным столом взрослые предложили вам попробовать алкоголь;

·        В класс принесли неизвестное вещество – порошок или таблетки.

Внимание: избегайте ответов: «Я сделал бы так …»,  «Я сделаю так …». Уместнее  будут ответы: «Я думаю …»,    «В такой ситуации мне хочется …»

3.     Упражнение «Будь уверенным в себе»

Работа идет в парах, каждой из которых предлагается описание двух подростков. Задание для учащихся: выявить различия между подростками и сообщить их.

Вопросы для обсуждения:

·        Существует ли взаимосвязь между теми или иными чертами личности и возможностью начать употреблять подростками наркотики?

·        Какие черты характера присущи человеку, который может, быстрее, чем другие, начать употреблять наркотики? Почему вы так считаете?

После обсуждения учащиеся получают еще одно задание: найти пути устранения недостатков и развития положительных черт первого подростка. Результаты этой работы тоже презентуются.

 

Описание первого подростка.

Я очень хотел быстрее вырасти, но, став подростком, понял, что быть им не просто; часто приходится принимать решения в ситуациях, которые ставят меня в глухой угол. Все вокруг уже знают, какие решения им принять, как поступить, кем стать, все имеют готовый ответ. А я никогда не знаю, кто прав! В моей жизни сплошные неудачи! Я не написал контрольную, поругался с соседом по парте, нагрубил маме, когда она попыталась помочь мне разобраться с непонятным материалом. Но хуже всего, что мой друг поставил мне условие: если я не буду ходить с ним на футбольные тренировки, он со мной не будет разговаривать.  Вот я и хожу на тот футбол, а это не мое. Я, кстати, не знаю, что в жизни мое. В нашей семье снова скандалы – родители ругают меня, я слушаю и молчу. Я так хочу, чтобы они оставили меня в покое.

 Описание второго подростка.

         Наконец-то я подросток! Есть много вещей, важных для меня: друзья, родные, школа. Хоть это и трудно, я  нахожу для этого время, потому что это для меня важно. Я твердо решил заниматься с репетитором и настойчиво работать самостоятельно, чтобы «подтянуть» математику. Кроме того я дал себе слово не ссориться со своей сестрой; разработал план и продумал аргументы, как уговорить родителей, чтобы они позволили мне гулять дольше. Так, чуть не забыл: я решил (хоть это было мне и нелегко): больше никогда не пойду в ту компанию, хоть там бывает Ленка. Я должен объяснить ей, что у меня совсем другие взгляды на жизнь, чем у ребят из той компании. 

4.     Упражнение «Схема принятия решения»

При помощи схемы учитель рассказывает учащимся содержание этапов, приводит примеры. Рассказ о принятии решения  может быть приблизительно таким.

Учитель.  Каждый из нас знает, как важно принять правильное решение. Но можем ли мы это делать? А учились ли мы этому? Мы учимся принимать решения постепенно, с течением жизни, методом попыток и ошибок. Но эффективно ли это? Оказывается, что  принимать именно свои, правильные для себя решения можно научиться, и для этого есть несколько методов, один из которых мы рассмотрим.

Метод состоит в выполнении пяти определенных шагов.

Шаг первый:  до того как принять решение необходимо осознать, что ситуация, в которой ты оказался, требует этого от тебя. А ситуаций, которые требуют решения, масса; например: чистить зубы именно сейчас или нет, начать подготовку к экзаменам сегодня или отложить на потом.

Шаг второй состоит в том, чтобы собрать информацию обо всем, что касается ситуации: данные о том, как действовал кто-то из известных тебе людей в подобных обстоятельствах, и что из этого вышло, определенные факты, связанные с данной ситуацией или тому подобное. Если твое решение не должно быть срочным, ты можешь расспросить других людей, где-то найти необходимую информацию, положиться на свой внутренний «голос».

Шаг третий – на основании осознанной информации необходимо сформулировать минимум три варианта решений. Если остановиться на двух – это глухой угол (вспомните Гамлета с его «Быть или не быть?»). Поэтому проявите свои творческие способности.

Шаг четвертый требует большого старания:  необходимо, не ленясь (работаем же для себя), разобраться, какие последствия того ли другого варианта решения будут для нас положительными, а какие – отрицательными. И это для каждого из вариантов.  Обратите внимание на то, что каждое последствие может  иметь для кого-то тот или иной вес, но важнее всего то, какой вес он  будет иметь для вас…

Только после этого мы сможем сделать свой  пятый шаг – принять взвешенное решение, сделать выбор.

 

Следует подчеркнуть, что сложная на первый взгляд процедура обучения технологии принятия решения является оправданной, кроме того, сформированные навыки принятия решения со временем закрепляются (сравните для сравнения, сколько усилий вы тратили для письма или чтения в первом классе).

Каждый ученик получает ленточку, чтобы воспользоваться «бабушкиным средством» На такой же ленточке, только большего размера учитель демонстрирует, как  можно помочь себе запомнить все этапы принятия решения. Для этого необходимо повторять содержание каждого этапа, действия, которые необходимо на нем сделать и при этом на ленточке завязывать «узелок на память». И так – на каждом  этапе. Перебирая узелки, можно легко вспомнить все этапы. Ленточки остаются у учащихся.

5.     Упражнение  «Сделай выбор»

Ход упражнения.

Участники объединяются в группы и получают карточку с заданиями. Задание для групп: проанализировать ситуацию по схеме принятия решения и сделать собственный выбор

Примеры карточек с заданиями:

·        Ты вместе со своей подругой (другом) – на дне рождения приятеля. Все разговаривают, веселятся.  Один из товарищей говорит, что для поднятия настроения необходимо выпить, и достает бутылку с водкой. Тебе налили стакан. Твоя подруга (друг) просит тебя не пить, а все остальные предлагают выпить, мол, «Тебе что, слабо?».  Твое решение?

·        Ты собираешься на дискотеку. Раньше на дискотеках ты чувствовал себя неловко, когда приглашал девушку (или приглашали тебя) потанцевать.  На этот раз друзья предлагают тебе «сильный рецепт» - выпить 100 грамм «для храбрости». Ты знаешь, что будет после этих 100 грамм. Твое решение?

·         Как-то в школьном туалете старший (-ая) по возрасту ученик (-ца) предложил (- а) тебе сигарету. Ты отказался. Тогда он (она) начал ( -а) насмехаться над тобой, говоря, что «что ты еще маленький, не дорос» и так далее. Ты очень оскорблен еще и потому что рядом стоят и все слышат  небезразличные тебе люди, одногодки. Твое решение?

6.     Подведение итогов.  Учитель обращает внимание учащихся на основные вопросы, которые касаются ответственного отношения к поступкам, принятия правильного решения.

7.     Домашнее задание: обсудить данную проблему с родителями.

 

 

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"

Определи свою позицию. Практическая работа "Моделирование отказа от сигарет, употребления алкогольных напитков, наркотиков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020