Снижение объёма, концентрации и переключения внимания
Снижение способности к дифференцированному восприятию
Снижение объёма памяти
Нарушения пространственной ориентировки
Нарушения зрительно-моторной координации
перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
могут быть замены букв близкими по конфигурации,
"перескок" через строку и тому подобные нарушения
Трудности обучения чтению при оптической дисграфии
связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием
Оптическая дисграфия
Первично – нарушение зрительнопространственного восприятия
Специфика познавательной деятельности характерная при
оптической дисграфии
Снижение объёма, концентрации и переключения внимания
Снижение способности к дифференцированному восприятию
Снижение объёма памяти
Нарушения пространственной ориентировки
Нарушения зрительномоторной координации
Ошибки на письме при оптической дисграфии:
выраженные нарушения почерка,
неправильное начертание букв (оптические ошибки: пт, лм,
нк, хж и др.), искажение их конфигурации,
искажение соотношения частей, зеркальное письмо.
Трудности обучения чтению при оптической дисграфии
связаны с нарушениями пространственного восприятия или
зеркальным восприятием.
перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
могут быть замены букв близкими по конфигурации,
"перескок" через строку и тому подобные нарушения.
С целью развития зрительного гнозиса следует использовать
следующие задания:
назвать контурные изображения предметов, назвать перечеркнутые контурные изображения,
выделить контурные изображения, наложенные друг на
друга
Задания на узнавание букв
Найти букву среди ряда других букв.
Соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным
шрифтом.
Назвать или написать буквы, перечеркнутые
дополнительными линиями.
Определить буквы, расположенные неправильно.
Обвести контуры букв.
Добавить недостающий элемент.
Выделить буквы, наложенные друг на друга.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве
Определение пространственного расположения предметов
по отношению к ребенку, т.е. к самому себе. Уточняется:
справа – это значит ближе к правой руке, а слева –
ближе к левой руке.
Определение пространственных соотношений предметов,
находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится
справа от тебя, слева», « Положи книгу справа, слева от
тебя» и др.
Уточнение пространственного расположения фигур и букв
Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
Положи (нарисуй) кружок, справа от него квадрат, слева от
квадрата поставь точку и др.
Найди букву в ряду сходных.. Предлагаются ряды
сходных печатных и рукописных букв ( ла, лм, ад, вр, вз).
Срисовать фигуру или букву по образцу или после
кратковременной экспозиции. Сложить из палочек фигуры, буквы ( по образцу, по
памяти).
Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из
предъявленных элементов печатных и рукописных букв. («
Буквенный конструктор»).
Показать правильно изображенную букву среди правильно и
зеркально изображенных.
Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по
Реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д,
представлению.
К – Ж, З – В, Г – Б.
Реконструировать букву, изменяя пространственное
расположение элементов букв: Р – Ь, И – Н, Н – П, Г –
Т.
Определить различие сходных букв, отличающихся лишь
одним элементом: З – В, Р –В.
Определить различие сходных фигур или букв, состоящих
из одинаковых элементов, но различно расположенных в
пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.