Оптимальность средств активизации творческого потенциала обучающихся на уроках музыки
Оценка 4.6

Оптимальность средств активизации творческого потенциала обучающихся на уроках музыки

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
музыка
05.09.2021
Оптимальность средств активизации творческого потенциала обучающихся на уроках музыки
Для активизации творческого потенциала обучающихся и более глубокого усвоения необходимых знаний о взаимосвязи музыки, литературы и живописи на уроках музыки необходимо использовать творческие задания.
Оптимальность средств активизации творческого потенциала обучающихся на уроках музыки.docx

Оптимальность средств активизации творческого потенциала обучающихся на уроках музыки

   Для активизации творческого потенциала обучающихся и более глубокого усвоения необходимых знаний о взаимосвязи музыки, литературы и живописи на уроках музыки необходимо использовать творческие задания.

     Творческая деятельность на уроках музыки представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.

      Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:

 -    от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;

 -    от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;

 -    от сотворчества к самостоятельному творчеству.

Каждое из заданий предполагает:

-  углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;

-   выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства;

-  активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.

     Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.

      Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.

           Вот типы заданий, обусловленные определенными творческими установками.

           Первая установка связана с познанием целостности предложенной темы, в многообразии ее художественных решений. Она реализуется через несколько видов заданий на выявление образно-поэтического единства различных произведений, объединенных по каким- либо общим признакам (стилистическое родство, жанр, сюжет и т.

 Задание 1.

Объединение различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофьева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского».

Задание 2.

Сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и тот же текст, в один период времени.

Задание 3.

Сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту.

     Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

Задание 4.

Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.

Задание 5.

Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например, А.Айвазовского, А.Матисса, И.Левитана и др.

Задание 6.

Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление музыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением.

Задание 7.

Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А.Пушкина и М.Глинки», а также его исполнительских интерпретаций.

 Задание 8.

Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну

    Вторая установка ориентированна на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Существует несколько вариантов ее реализации.

1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой.

2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.

3. Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию ее художественной целостности и многомерности, т.е. от частного к общему.

Задание 1.

Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа ( например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»).

Задание 2.      

Передать изменяющийся несколько раз на протяжении одного задания темпоритм музыки – игра «ускоряет – замедляет».

Задание 3.

Найти цветовое выражение эмоциональной программы данного музыкального произведения, создать пластический образ человека.

Задание 4.

Подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц, злого дракона, гудка паровоза и придумать соответствующую мелодию.

 Задание 5.

 Варианты цветового моделирования музыки:

-         составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;

-         стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;

-         создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;

-         зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, т.е. смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек.

                Задание 6.

Варианты графического моделирования музыки.

-         оформление индивидуальных впечатлений в целостную художественную форму-конструкцию;

-         особое положение линий, отражающих регистр звучания;

-         преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;

-         нажим карандаша, обусловленный  динамикой, ритмической  пульсацией, акцентами и т.д.

Задание 7.

Словесное рисование (например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?»). Поэтическое моделирование пейзажей, портретов героев, интерьеров места действия. Сочинение литературных портретов к изучаемым музыкальным произведениям. Описание природы и внешнего облика персонажей в программных музыкальных произведениях.

Задание 8.

Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовывать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.

Варианты заданий:

-         изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные и др.) движение поезда, топот коня, падение тяжелого предмета, полет и жужжание пчелы, чирикание птиц, падающие капли дождя;

-         мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;

-         придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфом к литературному произведению;

-         подобрать звуки, пропущенные в мелодии;

-         сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-поэтическим содержанием.

 Задание 9.

    Импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная интонация к произведениям изобразительного искусства).

    Эти задания развивают воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение художественного образа. Словесное и музыкальное рисование должно опираться на воображение, лишь при этом условии наиболее полно развивается художественное и его творческая, дорисовывающая функция. Для развития воображения полезно также сравнивать иллюстрации одного и того же эпизода, и портрета какого-либо литературного героя, выполненного школьниками и известными художниками. Выявленные сходства позволяют более отчетливо увидеть и уточнить свои зрительские представления о том или ином эпизоде, персонаже, его характер.

      Постановка творческих заданий на уроках музыки имеет определенные закономерности. На первичном уровне важно показать, как действует человек при решении конкретной творческой задачи. Затем он должен научиться находить собственные средства и способы решения продуктивных проблем и, наконец, учиться самому их ставить и воплощать в развернутой художественной форме. Естественно, что выбор того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития их эмоциональной культуры, воображения, от художественных умений и навыков.

      Важно, чтобы ребенок получал на занятиях образно-эмоциональный импульс. Вначале «перевод» чувств, психического состояния, в частности, на язык музыки происходит как правило, интуитивно. Дети бессознательно воспроизводят свой музыкальный опыт. Со временем появляется возможность более конкретного осознания школьниками интонационных особенностей мелодий, их ритмического построения.

     Основополагающим психологическим фактором, стимулирующим процесс художественного поиска, является соответствующая установка учителя и ученика на творчество во всех видах деятельности. Способность к творчеству может развиваться только в обстановке, нацеленной на выявление свободной инициативы, самостоятельности в поиске, на создание нового и оригинального, а не на повторение и копирование.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Оптимальность средств активизации творческого потенциала обучающихся на уроках музыки

Оптимальность средств активизации творческого потенциала обучающихся на уроках музыки

Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного…

Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного…

Сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту

Сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту

Существует несколько вариантов ее реализации

Существует несколько вариантов ее реализации

Задание 6. Варианты графического моделирования музыки

Задание 6. Варианты графического моделирования музыки

Задание 9. Импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная интонация к произведениям изобразительного искусства)

Задание 9. Импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная интонация к произведениям изобразительного искусства)

Естественно, что выбор того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития их эмоциональной культуры, воображения, от художественных умений и навыков

Естественно, что выбор того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития их эмоциональной культуры, воображения, от художественных умений и навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2021