Оптимизация процесса адаптации студентов 1 курса
Каждый год колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ Ростовской области и не только, и становятся первокурсниками. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить. Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль педагогический коллектив колледжа и, в первую очередь, классные руководители групп. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса.
При этом целью работы классного руководителя первокурсников является:
‒ создание условий для успешной адаптации студентов;
‒ выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже;
‒ дать соответствующие рекомендации преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации;
Для создания условий успешной адаптации студентов необходимо решить задачи:
‒ исследование психологического состояния студентов в процессе адаптации;
‒ создание благоприятных условий для развития личности студента, свободного и полного раскрытия его способностей в условиях учебного процесса и дополнительного пространства для самореализации во внеурочное время;
‒ на основе сделанных выводов предложить рекомендации преподавателям и родителям;
‒ проведение тренингов, игр, способствующих развитию сплоченности в группе, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышению самооценки студентов, снижению уровня тревожности;
‒ развитие навыков межличностного взаимодействия в новых условиях, повышение уверенности в себе;
‒ помощь в установлении и поддержании социального статуса студента в новом коллективе;
‒ быстрое включение в учебно-воспитательный процесс;
‒ провести повторное исследование.
Для успешной оптимизации процесса обучения студентов–первокурсников необходима тесная работа классного руководителя с преподавателями-предметниками,социально-психологической службой и родителями.
Надо всегда помнить, что процесс адаптации первокурсника идет ступенчато:
При этом выявляются следующие трудности в адаптации к обучению в колледже:
‒ недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
‒ выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
‒ боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;
‒ социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких;
- девиантные формы поведения (агрессивность, грубость, недисциплинированность).
Более сложно проходит процесс адаптации у студентов-первокурсников, проживающих в общежитии, поскольку они меньше интегрированы в учебную группу, чем другие студенты (проживающие в городе – «дома», с родителями), они больше включены в иные круги общения (соседи по комнате, «земляки» и др.). Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать личное время и уже в первые месяцы обучения показывают снижение уровня обученности и дисциплины, поэтому необходим систематический контроль.
Как же протекает адаптация первокурсников в нашем колледже? В качестве параметра, по которому можно судить о характере и продолжительности адаптации, были приняты самооценки студентов о трудностях их привыкания к студенческой жизни (подчеркну - опрос проводился среди студентов 1-х курсов в конце 2 семестра). В целом по колледжу эти оценки выглядят следующим образом.
Таблица 1
Значения |
% |
Да, процесс адаптации был трудным и долгим |
29% |
Нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим |
27% |
Никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя студентом |
29% |
Затрудняюсь ответить |
15% |
Как видим, для каждого седьмого затруднительной оказалась сама самооценка. И это свидетельствует, что какая-то часть первокурсников вообще не задумывается об этой достаточно важной жизненной проблеме. Наиболее информативным является соотношение ответов тех, для кого адаптация к студенческой жизни (по их ощущениям) "шла трудно и долго" и для кого она проходила "нетрудно и недолго". Таким образом, представление об определенной легкости и относительной быстроте адаптации преобладает. И это один из важнейших моментов проведенного исследования.
Но за общей, сравнительно благополучной картиной нужно видеть и существенное разнообразие, действие различных (в том числе и негативных!) факторов. Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и психическим самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже психическое самочувствие студентов. И отмеченная выше благоприятная картина в основном определяется мнением тех студентов, кто свое психическое самочувствие оценивает достаточно высоко. Да, доля таких студентов в общем массиве достаточно велика: тревожность низкая – 65%, достаточно устойчивы к неудачам, не боятся трудностей – 73%, в меру агрессивны – 54%. Но именно поэтому особое внимание должно быть уделено тому небольшому числу студентов-первокурсников, чей процесс адаптации был трудным и долгим, а потому и свое психическое самочувствие они оценили крайне низко - очень тревожны 3%; избегают трудностей, боятся неудач, т.е. фрустрированы - 2%; не выдержанны и агрессивны – 5%; не способны корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации, т.е. ригидны – 6%.
Для успешной адаптации первокурсника необходима во-первых оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям колледжа; во-вторых оптимизация учебной деятельности студентов, и наконец, в-третьих- развитие личности студента, раскрытие его интеллектуального и личностного потенциала. Работа педагогического коллектива по адаптации первокурсников продолжается весь первый год обучения, при этом проводится ряд мероприятий, которых условно можно разделить на 2 этапа по семестрам: 1 этап(профилактический) -1 семестр, 2 этап (закрепляющий) -2 семестр.Уже1 сентября во всех группах 1 курса проводитьсяклассный час «Наш колледж: традиции и нормы», на котором ребята получают первую информацию об условиях, организации и содержании учебной деятельности и воспитательной работы в колледже. На первом, профилактическом, этапе многие мероприятия направлены на скорейшее формирование сплочения учебных групп, определение лидеров и раскрытие интересов и способностей студентов. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей первокурсника. Большую роль в адаптации первокурсников играет подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий. Это помогает студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность. Они на деле поймут, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. К таким мероприятиям можно отнести проведенные: декада «Будь готов к труду и обороне», смотр спортивной формы, смотр художественной самодеятельности «Студенческий формат- 2022». Приобщение студентов к будущей профессии происходит на мероприятиях, проводимых в рамках Недели специальности. Выполнение несложных заданий, общение со старшекурсниками в ходе подготовки и проведения мероприятий, встреча с интересными людьми, знакомство с преподавателями-предметниками способствуют повышению мотивации выбора профессии и учебного заведения.
Социализация - социальное включение студентов в различные клубы, объединения, организации создаёт условия для реальных социальных проб, готовности к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
Во 2 семестре необходимо провести повторное анкетирование с целью определения уровня удовлетворенности обучающихся образовательной средой, и осознания правильности профессионального выбора, что включает в себя:
‒ особенности взаимоотношения с преподавателями,
‒ удовлетворенность работой учебных кабинетов, библиотеки, столовой;
‒ удовлетворенность организацией досуга;
‒ удовлетворенность отношениями с группой,
а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.
Главным в адаптации является процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже. И здесь немаловажную роль играют педагоги, задача которых не только дать профессиональные знания и сформировать умения и профессиональные навыки, но и научит «влиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «вжиться» в реальные условия новой его жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.