«Спортивные
игры для дошкольников» (футбол, баскетбол, хоккей, бадминтон, настольный
теннис).
(Учебник под ред. О.С. Филипповой «Физическое воспитание и развитие
дошкольников»)
Период дошкольного детства – это важный этап в формировании представлений о здоровом образе жизни. Поэтому образовательной концепцией детского сада предусмотрено всестороннее физическое развитие малышей. А поскольку ведущим видом деятельности у детей является игра, то наиболее эффективным способом достижения поставленной цели является организованная игровая активность, предполагающая физические нагрузки. Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями, Основное средство развития физической культуры дошкольников – физические упражнения. Сопутствующими средствами, повышающими эффективность использования физических упражений, выступают гигиенические факторы и естественные силы природы.
Физические упражнения
Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, а также способствуют решению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Выделение характерных свойств физических упражнений, распределение их на взаимосвязанные классы (классификации) помогает педагогу в процессе поиска тех физических упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче. Поскольку наука о физическом воспитании непрерывно обогащается новыми данными, классификации не могут оставаться неизменными, с течением времени они уточняются. Каждое из физических упражнений обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же физическое упражнение может быть представлено в разных классификациях. В настоящее время в теории физической культуры существует несколько классификаций физических упражнений:
– по историческому признаку сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт);
– по признаку особенностей мышечной деятельности (скоростно-силовые упражнения; упражнения, требующие проявления выносливости, и т. п.);
– по значению для решения задач обучения (основные упражнения, подводящие упражнения, подготовительные упражнения);
Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в дошкольном учреждении.
Эффективное функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается коллективом сотрудников дошкольного учреждения в тесном взаимодействии с семьей.
Основное образование дошкольников в области физической культуры реализуется в соответствии с программой, избранной дошкольным учреждением. Программа, как правило, предусматривает ежедневное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, упражнения после дневного сна), 2 – 3 физкультурных занятия в неделю, 1 – 2 физкультурных досуга в месяц и 2 – 3 физкультурных праздника в год. Увеличение психоэмоциональной и интеллектуальной нагрузки дошкольников, с одной стороны, и ухудшение их здоровья, с другой, привели к необходимости введения в образовательный процесс традиционно «школьных» мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей: дни здоровья и каникулы. Эффективность реализации задач образования дошкольников в области физической культуры во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды в дошкольном учреждении. Важнейшим фактором влияния среды на формирование личности ребенка являются помещения, в которых организуется его деятельность.
Помещение для занятий физическими упражнениями должно быть достаточно просторным, чтобы показатели «воздушного куба» приближались к объему вентиляции. Если помещение имеет небольшие размеры, то количество детей, занимающихся одновременно, должно быть ограничено в соответствии с этими показателями. Однако в дошкольных учреждениях не всегда соблюдаются эти требования. Это происходит потому, что многие учреждения не имеют стандартных физкультурных залов. Для проведения занятий физическими упражнениями оборудуются небольшие по размерам групповые комнаты или подсобные помещения. В таких помещениях проводить занятия можно небольшими подгруппами, но это не всегда осуществимо из-за необходимости согласования работы специалиста по физической культуре с работой других сотрудников учреждения. Известно, что на эффективность деятельности ребенка, улучшение его самочувствия влияет рациональная окраска стен помещения. Выбирая цвет, психологи рекомендуют в помещениях для детей использовать гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. В то же время синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.
Следует особо отметить, что оборудование, используемое в физическом воспитании дошкольников, обычно окрашено в яркие разнообразные цвета. Таким образом, для того чтобы дети хорошо видели предметы, с которыми они занимаются, целесообразно, чтобы стены и пол в физкультурном зале были однотонными и не яркими.
Игры являются доминирующей деятельностью детей дошкольного возраста. Игры группируются по различным признакам. Игры, используемые в дошкольном учреждении, подразделяются на подвижные и спортивные.
Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра. В игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры
Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах представлена в широко известных пособиях Д.В.Хухлаевой «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» (М., 1984) и Т. И. Осокиной «Физическая культура в детском саду» (М., 1986).
Заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями.
При проведении подвижных игр не всегда нужны специально оборудованные площадки, правила в них варьируются, специальной подготовленности от участников не требуется, число участников точно не устанавливается.
Подвижные игры группируются по следующим признакам:
– по двигательному содержанию, т. е. по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками, с метанием и т.д.);
– по возрасту детей, с учетом возрастных особенностей (игры для детей раннего возраста, игры для детей 4 лет и т.д.);
– по двигательным способностям, преимущественно проявляемым в игре;
– игры, подготовительные к отдельным видам спорта;
– по форме организации занятий;
– по динамическим характеристикам (игры большей, средней и малой подвижности);
– с учетом сезона и места проведения игры (игры летние и зимние, в помещении и на открытом воздухе и т.д.);
– по пособиям и снарядам, используемым в подвижных играх.
Спортивные игры.
В дошкольном учреждении приобщение и обучение спортивным играм начинается в основном с детьми старшего дошкольного возраста, т.е. с детьми шестого года жизни. К спортивным играм, организуемым в дошкольном учреждении, относятся баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, городки и др. Правила в них строго регламентированы. Для проведения спортивных игр нужны специально оборудованные площадки, для них характерна сложная техника движений, тактическая подготовка играющих, организация судейства.
При использовании спортивных игр в дошкольном учреждении у детей формируется интерес к физической культуре и спорту. С детского футбола, баскетбола, хоккея, тенниса начинается вовлечение ребенка в спортивную жизнь. Однако заниматься спортом в прямом смысле слова (что подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов) детям дошкольного возраста не рекомендуется. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Освоение ребенком элементов спортивных игр составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Закрепление и совершенствование разученных элементов спортивных игр осуществляется в основном в подвижных играх, игровых упражнениях, эстафетах.
Баскетбол.
Это командная игра. На площадке играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель игры – забросить максимальное количество мячей в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину.
Техника игры в баскетбол для дошкольников включает в себя действия игрока без мяча и действия игрока с мячом. Действия игрока без мяча – бег, ходьба, прыжки, остановки, повороты, стойки. Действия игрока с мячом – держание мяча, ловля, передачи, броски, ведение мяча, стойки. Почти каждый перечисленный технический прием имеет несколько способов выполнения.
Вначале обучение ведется по каждому приему в отдельности, изолированно от игры. Параллельно изучаются несколько приемов – вначале порознь, а затем в сочетании между собой. В этот период необязательно доводить каждый прием до навыка.
Футбол.
Со старшими дошкольниками проводится упрощенный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах). Правила игры имеют некоторые особенности: не применяются трудные и недоступные детям элементы, например одиннадцатиметровый, угловые удары и др. В зависимости от подготовленности детей и для поддержания интереса к игре правила игры можно изменять. Играют две команды, каждая из которых состоит из пяти – восьми детей и нескольких запасных. Цель игры – забить как можно больше мячей в ворота соперника. Игра состоит из двух таймов по 15 мин, перерыв между ними 5 мин.
Основными приемами техники игры являются передвижения, удары по мячу, остановки мяча, ведение, отбор мяча, действия вратаря.Освоив необходимые технические приемы, дошкольники могут играть в футбол.
Хоккей.
Это командная игра. Она проводится на ледяной площадке, которую оборудуют на детской площадке дошкольного учреждения. Играющие, передвигаясь по площадке на коньках, стараются клюшками забить шайбу в ворота противника и не пропустить бросков в свои ворота. Согласно правилам игры единовременно может участвовать в игре шестеро детей (вратарь, два защитника, три нападающих).
Техника игры хоккея включает в себя передвижения на коньках, держание клюшки, ведение шайбы, броски и удары шайбы, прием и остановки шайбы.
Хоккей детей значительно отличается от игры в хоккей взрослых. На начальном этапе обучения дети получают лишь элементарные представления о хоккее. Игры с клюшкой и шайбой можно проводить на снегу; шайбу можно заменить мячом малого диаметра; играющие не обязательно должны надевать коньки, подготовительные и подводящие упражнения можно выполнять, скользя ботинками fro льду. В теплый период времени можно проводить
игру «Хоккей на траве». Играть можно без вратаря, так как действия детей еще не точные, а специальной экипировки для вратаря в дошкольных учреждениях практически нет.
Бадминтон.
В бадминтон играют на небольшой прямоугольной площадке, которую разделяет пополам сетка. Цель игры – не допустить падения волана на своей площадке, а стараться, чтобы он опустился на площадку противника.
Сначала детей необходимо ознакомить с воланом: его качествами, весом, размером. Затем их учат действовать с воланом и ракеткой (жонглирование), учат держанию ракетки, стойкам, передвижениям, подачам и ударам по волану.
К обучению ударам приступают после того, как дети научатся легко передвигаться по площадке и правильно держать ракетку.
Упражнения выполняются правой и левой рукой поочередно. К началу обучения игре в бадминтон через сетку дети уже должны уметь действовать ракеткой и воланом.
Настольный теннис.
Это спортивная игра, в которой могут участвовать два (одиночная игра) или четыре (парная игра) человека. Для игры необходим прямоугольный стол, разделенной сеткой на две равные части, специальные ракетки и маленький целлулоидный мяч. Игра состоит в следующем: после удара ракеткой мяч должен сделать отскок от стола на стороне подающего, перелететь над сеткой, не задев ее, и коснуться стола на стороне соперника. Мяч, посланный на сторону соперника, должен быть отражен принимающим ракеткой между первым и вторым отскоком мяча на своей стороне поля. Проигравшим считается тот, кто первым пошлет мяч за пределы стола или в сетку.
Сначала детей знакомят с мячом и ракеткой раздельно. Большое значение придается упражнениям типа жонглирования. Затем учат детей держать ракетку, исходному положению й передвижениям, ударам, подачам.
Городки.
Игра в городки проводится на открытом воздухе. Простота этой игры в том, что она не требует длительной специальной подготовки, легко и быстро организовывается. Для игры необходимы палки-биты (длина 50 см) и городки (12 – 20 см). Каждый игрок бросает две биты подряд. Когда будет выбит хотя бы один городок, ребенок подходит ближе и оставшиеся городки выбивает с линии полукона, которая располагается на расстоянии 2 м от «города». Когда будут выбиты все городки фигуры, строится новая. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур партии за меньшее количество бросков биты. Количество фигур в партии произвольное (2 – 4 шт.). Играть можно командами (по пять городков). Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона переносятся на расстояние 6 и 3 м. Обучение игре в городки начинается в старшей группе. Сначала дают упражнения, направленные на формирование умения правильно держать биту, знать свойства биты (вес, размеры, зависимость скорости полета от приложенной силы). Затем знакомят детей с исходным положением и бросками. Когда дети научатся выполнять изученные двигательные действия, можно уверенно переходить к игре в городки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.