лучшедома
Опубликована лекция на тему: "Спортивные игры для дошкольного учреждения".

Опубликована лекция на тему: "Спортивные игры для дошкольного учреждения".

Игры +1
docx
логика +1
14.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Лекция Спортивные игры.docx

«Спортивные игры для дошкольников» (футбол, баскетбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис).
(Учебник под ред. О.С. Филипповой «Физическое воспитание и развитие дошкольников»)

 

Период дошкольного детства – это важный этап в формировании представлений о здоровом образе жизни. Поэтому образовательной концепцией детского сада предусмотрено всестороннее физическое развитие малышей. А поскольку ведущим видом деятельности у детей является игра, то наиболее эффективным способом достижения поставленной цели является организованная игровая активность, предполагающая физические нагрузки. Целью образования дошкольников в области физической куль­туры является формирование здорового, жизнерадостного, физи­чески развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание за­ниматься физическими упражнениями, Основное  средство  развития  физической  культуры  дошколь­ников – физические упражнения.  Сопутствующими средствами, повышающими эффективность использования физических упраж­ений, выступают гигиенические факторы и  естественные  силы природы.

Физические упражнения

Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и  применяемое  для  физического  совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям. Физические упражнения оказывают на человека многосторон­нее воздействие: они изменяют его физическое состояние, а так­же способствуют  решению  задач  нравственного,  умственного, эстетического и трудового воспитания. Выделение характерных свойств физических упражнений, рас­пределение  их на взаимосвязанные  классы  (классификации)  по­могает  педагогу в  процессе  поиска тех физических упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче. Поскольку наука о физическом воспитании непрерывно обогащается новы­ми данными, классификации не могут оставаться неизменными, с течением времени  они уточняются. Каждое из физических упражнений обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же фи­зическое упражнение может быть представлено в разных класси­фикациях. В настоящее время в теории физической культуры существует несколько классификаций физических упражнений:

–  по историческому признаку сложившихся систем физическо­го воспитания (гимнастика,  игра,  туризм,  спорт);

–  по признаку особенностей мышечной деятельности (скоро­стно-силовые  упражнения;  упражнения,  требующие  проявления выносливости,  и  т. п.);

–  по значению для решения задач  обучения  (основные  уп­ражнения, подводящие упражнения,  подготовительные упраж­нения);

Качество образования  дошкольников  в  области  физической культуры  обеспечивается  созданием  хороших  условий  для  заня­тий детей  физическими  упражнениями,  профессиональной  ком­петентностью педагогов, организующих их двигательную деятель­ность, а также содержанием программ, используемых в дошколь­ном учреждении.

Эффективное функционирование системы  образования  до­школьников в области физической культуры обеспечивается кол­лективом  сотрудников  дошкольного  учреждения  в  тесном  взаи­модействии  с  семьей.

Основное образование  дошкольников  в  области  физической культуры  реализуется  в  соответствии  с  программой,  избранной дошкольным учреждением.  Программа, как правило,  предусмат­ривает ежедневное проведение физкультурно-оздоровительных ме­роприятий (утренняя гимнастика,  физкультминутки  на занятиях, подвижные игры и упражнения  между занятиями  и  на прогулке, упражнения после дневного сна),  2 – 3  физкультурных занятия в неделю,  1 – 2 физкультурных досуга в  месяц и  2 – 3  физкультур­ных праздника в год. Увеличение психоэмоциональной и интеллектуальной нагруз­ки дошкольников,  с одной  стороны,  и  ухудшение  их здоровья,  с другой,  привели  к  необходимости  введения  в  образовательный процесс  традиционно  «школьных»  мероприятий,  направленных на отдых и оздоровление детей: дни здоровья и каникулы. Эффективность реализации задач  образования дошкольников в  области  физической  культуры  во  многом  зависит  от  наличия рациональной предметно-игровой среды в дошкольном учрежде­нии. Важнейшим фактором влияния среды на формирование лич­ности ребенка являются  помещения,  в которых организуется его деятельность.

Помещение для занятий физическими упражнениями должно быть достаточно просторным, чтобы показатели «воздушного куба» приближались к объему вентиляции.  Если  помещение  имеет не­большие размеры, то количество детей,  занимающихся одновре­менно, должно быть ограничено в соответствии  с этими  показа­телями. Однако в дошкольных учреждениях не всегда соблюдаются эти требования.  Это происходит  потому,  что  многие  учреждения  не имеют стандартных физкультурных залов. Для проведения заня­тий физическими упражнениями оборудуются небольшие по раз­мерам  групповые  комнаты  или  подсобные  помещения.  В таких помещениях  проводить занятия  можно  небольшими  подгруппа­ми,  но это  не всегда осуществимо  из-за необходимости согласо­вания работы специалиста по физической культуре с работой дру­гих сотрудников учреждения. Известно, что на эффективность деятельности ребенка, улуч­шение его самочувствия влияет рациональная окраска стен поме­щения. Выбирая цвет, психологи рекомендуют в помещениях для детей использовать гамму цветов от желтовато-зеленого через жел­тый до оранжевого.  В то  же  время  синий  и  зеленый  цвета тоже подходят для детских комнат,  особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.

Следует особо отметить, что оборудование, используемое в физическом воспитании дошкольников, обычно окрашено в яр­кие  разнообразные  цвета.  Таким образом, для того чтобы дети хорошо видели предметы,  с  которыми  они  занимаются,  целесо­образно, чтобы стены и пол в физкультурном зале были однотон­ными  и  не яркими.

 

Игры являются доминирующей деятельностью детей дошколь­ного возраста. Игры группируются по различным признакам. Игры, используемые в дошкольном учреждении, подразделяются на по­движные и спортивные.

Для ребенка нет ничего более увлекательно­го,  чем  игра.  В игре он может удовлетворить свою потребность в движении,  в деятельности.  Важная особенность подвижной игры

 Методика обучения  строевым  упражнениям  в  разных  возрастных  группах представлена  в  широко  известных  пособиях Д.В.Хухлаевой  «Методика физиче­ского воспитания в дошкольных учреждениях» (М.,  1984)  и Т. И. Осокиной  «Фи­зическая  культура  в детском  саду»  (М.,  1986).

Заключается в большой  свободе действий,  меньшей регламента­ции движений, чем это принято при традиционных занятиях фи­зическими упражнениями.

При проведении  подвижных игр не всегда нужны специально оборудованные площадки, правила в них варьируются, специаль­ной  подготовленности  от участников  не требуется,  число  участ­ников точно не устанавливается.

Подвижные игры группируются по следующим признакам:

  по двигательному содержанию, т. е. по доминирующему в каж­дой  игре  основному  движению  (игры  с  бегом,  с  прыжками,  с метанием  и т.д.);

по возрасту детей, с учетом возрастных особенностей  (игры для детей раннего возраста,  игры для детей 4 лет и т.д.);

  по двигательным способностям, преимущественно проявля­емым  в игре;

  игры, подготовительные к отдельным  видам спорта;

  по форме организации занятий;

по динамическим  характеристикам  (игры  большей,  средней и малой  подвижности);

с учетом  сезона  и  места  проведения  игры  (игры  летние  и зимние,  в помещении  и  на открытом  воздухе и т.д.);

  по пособиям и снарядам,  используемым в подвижных играх.

Спортивные  игры.

 В дошкольном  учреждении  приобщение  и обучение спортивным играм начинается в основном с детьми стар­шего дошкольного возраста, т.е.  с детьми  шестого года жизни. К спортивным  играм,  организуемым  в дошкольном  учрежде­нии,  относятся  баскетбол,  футбол,  хоккей,  бадминтон,  городки и  др.  Правила  в  них  строго  регламентированы.  Для  проведения спортивных игр нужны специально оборудованные площадки, для них  характерна  сложная  техника  движений,  тактическая  подго­товка играющих,  организация судейства.

При использовании спортивных игр  в дошкольном  учрежде­нии у детей формируется интерес к физической культуре и спорту. С детского футбола, баскетбола, хоккея, тенниса начинается во­влечение ребенка в спортивную жизнь. Однако заниматься спортом в прямом смысле слова (что подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях в целях достижения  высоких спортивных  результатов)  детям  дошкольного  возраста  не  реко­мендуется.  Но элементарные действия в  спортивных  играх,  от­дельные элементы соревнования не только возможны, но и целе­сообразны. Освоение ребенком элементов спортивных игр состав­ляет основу для дальнейших занятий спортом.

Закрепление и  совершенствование  разученных  элементов спортивных игр осуществляется  в основном в  подвижных  играх, игровых упражнениях,  эстафетах.

Баскетбол.

 Это  командная  игра.  На площадке  играют две ко­манды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель игры забросить максимальное количество мячей в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину.

Техника игры в баскетбол для дошкольников включает в себя действия игрока  без  мяча  и действия  игрока  с  мячом.  Действия игрока без мяча    бег,  ходьба,  прыжки,  остановки,  повороты, стойки. Действия игрока с мячом держание мяча, ловля, пере­дачи, броски, ведение мяча,  стойки.  Почти каждый перечислен­ный технический прием имеет несколько способов выполнения.

Вначале обучение ведется  по каждому приему в отдельности, изолированно от игры.  Параллельно изучаются  несколько  при­емов вначале порознь, а затем в сочетании между собой. В этот период необязательно доводить каждый прием до навыка.

Футбол.

 Со старшими дошкольниками проводится упрощен­ный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах). Правила игры имеют неко­торые особенности: не применяются трудные и недоступные де­тям элементы, например  одиннадцатиметровый,  угловые удары и др.  В зависимости от подготовленности детей и для поддержа­ния интереса к игре правила игры можно изменять.  Играют две команды, каждая из которых  состоит  из  пяти восьми  детей  и нескольких запасных. Цель игры забить как можно больше мя­чей в ворота соперника.  Игра состоит из двух таймов по 15 мин, перерыв между ними 5 мин.

Основными приемами техники  игры являются  передвижения, удары  по  мячу,  остановки  мяча,  ведение,  отбор  мяча,  действия вратаря.Освоив  необходимые технические  приемы,  дошкольники  мо­гут играть в футбол.

Хоккей.

Это командная игра. Она проводится на ледяной пло­щадке, которую  оборудуют  на  детской  площадке  дошкольного учреждения.  Играющие, передвигаясь  по  площадке  на  коньках, стараются клюшками забить шайбу в ворота противника и не про­пустить бросков в свои ворота. Согласно правилам игры единовре­менно  может участвовать  в  игре  шестеро детей  (вратарь, два за­щитника,  три  нападающих).

Техника игры хоккея  включает в себя передвижения  на конь­ках, держание  клюшки,  ведение  шайбы,  броски  и  удары  шайбы, прием  и остановки шайбы.

Хоккей детей значительно отличается от игры в хоккей взрос­лых.  На начальном этапе обучения дети  получают лишь элемен­тарные представления о хоккее.  Игры с клюшкой и шайбой мож­но проводить на снегу; шайбу можно заменить мячом малого диа­метра; играющие не обязательно должны надевать коньки, подго­товительные и подводящие упражнения можно выполнять, скользя ботинками fro льду.  В теплый  период времени  можно проводить

игру «Хоккей  на траве».  Играть можно без вратаря, так как дей­ствия детей еще не точные, а специальной экипировки для врата­ря в дошкольных учреждениях практически  нет.

Бадминтон.

 В бадминтон играют на небольшой прямоугольной площадке, которую разделяет пополам сетка.  Цель игры не до­пустить падения волана на своей площадке, а стараться, чтобы он опустился на площадку противника.

Сначала детей необходимо  ознакомить  с  воланом:  его  каче­ствами,  весом,  размером.  Затем их учат действовать с воланом и ракеткой (жонглирование),  учат  держанию  ракетки,  стойкам, передвижениям,  подачам  и ударам  по волану.

К обучению ударам приступают после того, как дети научатся легко  передвигаться  по  площадке  и  правильно держать ракетку.

Упражнения  выполняются  правой  и  левой  рукой  поочередно. К началу обучения игре в бадминтон через сетку дети уже должны уметь действовать ракеткой и воланом.

Настольный теннис.

  Это спортивная  игра,  в  которой  могут участвовать два (одиночная игра) или четыре (парная игра) чело­века. Для игры необходим прямоугольный стол, разделенной сет­кой на две равные части, специальные ракетки и маленький цел­лулоидный мяч. Игра состоит в следующем: после удара ракеткой мяч должен сделать отскок от стола на стороне подающего, пере­лететь над сеткой, не  задев ее,  и  коснуться  стола  на стороне соперника.  Мяч, посланный на  сторону  соперника,  должен  быть отражен принимающим ракеткой между первым и вторым отско­ком мяча на своей стороне поля. Проигравшим считается тот, кто первым  пошлет мяч за пределы стола или  в сетку.

Сначала детей  знакомят с мячом  и  ракеткой раздельно.  Боль­шое значение придается упражнениям типа жонглирования. Затем учат детей держать ракетку,  исходному положению й  передвиже­ниям,  ударам,  подачам.

Городки.

Игра в городки проводится на открытом воздухе. Про­стота этой  игры  в том,  что она  не требует длительной  специаль­ной  подготовки, легко и быстро организовывается. Для игры не­обходимы палки-биты (длина 50 см) и городки (12 20 см).  Каж­дый  игрок бросает две  биты  подряд.  Когда  будет  выбит хотя  бы один городок, ребенок подходит ближе и оставшиеся городки вы­бивает  с  линии  полукона,  которая  располагается  на  расстоянии 2 м от «города».  Когда будут выбиты все городки фигуры, строится новая.  Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур партии за меньшее  количество  бросков  биты.  Количество  фигур  в  партии произвольное  (2 4  шт.).  Играть можно командами  (по  пять го­родков).  Когда дети научатся  выбивать  городки  с  этого расстоя­ния, линии  кона и  полукона переносятся  на расстояние 6 и  3  м. Обучение игре в городки начинается в старшей группе. Снача­ла  дают  упражнения,  направленные  на  формирование  умения правильно держать биту,  знать свойства биты  (вес,  размеры,  за­висимость скорости полета от приложенной силы).  Затем знако­мят детей  с  исходным  положением  и  бросками.  Когда дети на­учатся выполнять изученные двигательные действия,  можно уве­ренно переходить к игре в городки.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)