Опыт использования дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
При подборе игр для
работы с детьми ОВЗ, необходимо придерживаться следующих общих правил:
-Игра
должна быть понятной, доступной, добровольной.
-
Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
-Подбор учебного материала должен соответствовать программе и возможностям
детей.
-Легкие
и трудные задания должны чередоваться.
-Не
следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
-Все
дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
-После
игры обязательно должны быть подведены итоги.
Всем этим требованиям отвечает игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр. Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие выгоды или наказания игрокам, чья фишка попала на определённое поле.
В играх с фишками и кубиками ребёнок с нарушением развития приобретает множество полезных умений и знаний.
Немного переработанная мной игра - ходилка является средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В игре ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения, в зависимости от задачи, поставленной взрослым.
Цель игры: развитие мышления и речи детей с ОВЗ.
В игру играем с детьми с 1 по 8 класс. Для игры необходимо картонное игровое поле, фишки и кубик. Фишки и кубик можно смастерить самим, как и поле. Правила группа может придумывать сама. Это и пропуск хода, и возврат назад, дополнительный вопрос, перепрыгивание через несколько ходов. Совместное создание правил способствует сплочению детей, делает их более ответственными и внимательными.
Для каждой игры ведущий готовит вопросы, которые может зачитывать по порядку с листа, а может подготовить карточки с заданиями, которые ребята тянут сами и читают вопрос (оттачиваем навык чтения). Игра может быть посвящена закреплению только одной логической операции, например все задания на обобщение, или может составляться по типу викторины - задания из разных областей.
Вопрос, на который не ответил игрок, переходит к следующему и так по кругу. Если на него не получен ответ, вопрос снимается, и ведущий может на него ответить сам, тогда этот вопрос появляется в следующих играх для закрепления. А может остаться для игроков в качестве домашнего задания и тогда тот, кто правильно ответит на него перед следующей игрой, начинает игру не с клетки №1 а, например, с клетки №5.
Для изготовления такой игры потребуется совсем немногое: плотная бумага, краски, клей. Кубик можно слепить из пластилина или наклеить точки на любой подходящий кубик, фишки можно заменить пуговицами или другим подручным материалом.
Вторая игра, с которой я хочу вас познакомить возникла в тесном сотрудничестве с логопедом. Очень часто ученики начальной школы, а особенно ребята билингвисты затрудняются использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже, а порой даже просто определять род имени существительного. И хотя многие из моих учеников параллельно посещают занятия с логопедом, где этой проблеме уделяется большое внимание, она по-прежнему актуальна из года в год.
Обогащая и активизируя словарь ребят на своих занятиях, я стараюсь помочь им закрепить в деятельности умение определять род имени существительного и умение задавать к нему вопросы. Для этого я использую игру «Лото».
Игра проста в применении, она состоит из 4 карт игрового поля, в клетках которых написаны вопросы: 1 карточка - Какой? 2 карточка - Какая? 3 карточка - Какое? 4 карточка - Какие? А также маленьких карточек со словами (существительные в именительном падеже единственного числа, кроме тех, которые бывают только во множественном числе, например: «ножницы»), которые можно хранить в мешочке. Кроме того в игре мы часто используем также жетоны или фишки, которые получает каждый игрок за неправильный ответ. Все материалы для игры не сложно набрать на компьютере и распечатать, варьируя количество слов в игре.
Правила игры как в обычном лото. Ведущий вынимает слово из мешочка и называет его, тот, на чьей карточке напечатан вопрос, подходящий к этому слову, берет его и закрывает словом этот вопрос. В игре победит тот, кто первым закроет все слова своей карточки. Играть можно небольшими группами или вдвоем с ребенком на индивидуальных занятиях.
На первом этапе, когда мы с ребятами только осваиваем игру, приветствуются устные рассуждения, позволяющие ребенку определить род существительного (например, машина – белая - какая? – ж.р.), если ребенок задает неправильный вопрос, то ребята помогают ему. Когда мы играем с ребенком вдвоем на индивидуальном занятии, я помогаю ребенку, накидывая для слова-задания прилагательные, выделяя интонацией их окончания (машина - белАЯ, большАЯ…).
После того, как правила игры освоены, мы немного усложняем задачу, вводя жетоны за неправильные ответы, это позволяет держать ребят в тонусе, ведь теперь первое место зависит не только от последовательности доставаемых слов, но и от ошибок самих детей. В этом случае побеждает тот, у кого меньше всего штрафных жетонов.
В группах, где детям очень сложно удержаться от подсказки или выкрикивания правильных ответов, введение штрафных жетонов очень дисциплинирует ребят. Они учатся сдерживать свои порывы, иначе даже обладая прекрасными знаниями, выиграть будет очень сложно.
Со временем на месте ведущего оказывается каждый из группы, его задача достаточно сложна: следить за соблюдением правил, за правильностью ответов, за подведением итогов игры. Ребята с удовольствием берут на себя эту роль. На индивидуальном занятии мы с ребенком по очереди выполняем функции ведущего (того, кто достает слова из мешочка и следит за правильностью ответов) закрывая при этом слова на своих карточках.
После того, как игра освоена и количество ошибочных ответов детей снижается мы переводим ее в разряд «бонусных мероприятий». Например, если на занятии дети выполнили все запланированные задания, и осталось немного времени до его окончания, то мы можем совершенно спонтанно организовать игру, быстро выбрав считалкой ведущего. Иногда игра организовывается на перемене, пока на занятие собираются ребята из разных классов, те, кто пришел раньше играют в «Лото».
Поскольку игра не требует сложной материальной подготовки (все карточки к ней можно подготовить и без компьютера) ее можно рекомендовать для проведения дома в кругу семьи, а также в школе, когда у ребят появляется свободное время.
Приложение.
Задания к игре-ходилке.
Угадайте какое слово лишнее? Почему?
Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка. Волк, медведь, корова, белка. Лошадь, заяц, кошка, собака. Бабочка, стрекоза, муха, воробей.
Продолжи….. (Вид - вид)
Красный, ... (желтый, зеленый). Сапоги, ... (тапочки, ботинки). Диван, ... Тарелка, ... Кепка, ... Волга, ...
Я знаю пять названий ….
домашние животные (коза, корова, кошка ...). дикие животные, птицы, рыбы, насекомые, деревья.
Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).
Волк, заяц, лиса (дикие животные). Корова, овца, собака... Воробей, ворона, синица...
Муха, бабочка, жук... Дуб, береза, сосна...
Продолжите (Часть - целое)
Окно, крыша, стена, дверь - это части дома. Лапы, усики, ... Перья, клюв, ... Жабры, плавник, …
Необходимо назвать целое, частью которого являются...
страница это часть книги. Шляпка - это часть …? Нос - это часть …? Сердце - это часть …?
Противоположности.
Днем - светло, ночью -... Сахар - сладкий, соль -...
Перец - горький, конфета - ... Зимой - холодно, летом -...
Аналогии
Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе - к первому.
Ложка: есть, нож: ... (резать). Пила: пилить, топор: ...
Подбери понятие под определение
1.Крупное домашнее животное, которое даст нам молоко.
2.Дерево, на котором растут сливы.
3.Учреждение, где готовят и хранят лекарства.
4.Первый месяц года.
Отвечай быстро.
1.Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов? (Цветов)
2.Что такое книга? (Произведение печати в виде
переплётных листов с текстом)
3.Назови имя самого высокого мальчика, если
известно, что Саша выше Коли, а Коля с Денисом
Примеры игрового поля игры-ходилки:
Карточки игроков в игре «Лото»
Какая
|
Какая |
Какая |
Какая
|
Какая |
Какая |
Какая
|
Какая |
Какая |
Какой
|
Какой |
Какой |
Какой
|
Какой |
Какой |
Какой
|
Какой |
Какой |
Какое
|
Какое |
Какое |
Какое
|
Какое |
Какое |
Какое
|
Какое |
Какое |
Какие
|
Какие |
Какие |
Какие
|
Какие |
Какие |
Какие
|
Какие |
Какие |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.