Опыт наставника
«Решение Президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника еще раз говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их работы. Мы видим, как растет популярность этой профессии, какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звезды.
Также даем возможность каждому специалисту проявить свои способности в профессиональных конкурсах. Уверен, что мероприятия Года педагога и наставника станут еще одним важным шагом для повышения престижа учительской профессии», – прокомментировал Министр просвещения Сергей Кравцов.
В коллективах, где опора на оценку качества воспитания сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий учитель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Решением педагогического совета школы, было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника. Приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста, Акчуриной Алины Ринатовны, которая пришла работать в МАОУ СОШ № 27 г. Балаково в 2022 году, после успешного окончания Вольского педагогического колледжа по специальности – учитель начальных классов, в этом же году она начала обучение в Саратовском университете им. Чернышевского. Алина Ринатовна приняла 1 Г класс, работаем мы с ней в одной параллели.
Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входит не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношение к окружающим, увлечения, наклонности, круг досугового общения. Кроме того, необходимо проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Алиной Ринатовной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения уроков и занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
Молодой учитель пришёл в школу. Как бы хорошо он ни был теоретически «подкован», становление его мастерства проходит на практике. Именно в первые годы работы активно формируются те качества, которые впоследствии определят степень его мастерства. Задача наставника - проявляя тактичность, человеческую и профессиональную мудрость, оказать поддержку молодому специалисту в приобретении практического опыта. Для себя я составила план работы с молодым специалистом, с которым познакомила Алину Ринатовну.
План работы с молодым специалистом на 2022-2023 учебный год
Сроки |
Содержание работы |
Сентябрь
|
1.Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом; 2.Закрепление наставника; 3.Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса; 4. Изучение нормативной правовой документации; 5.Изучение и помощь в составлении рабочих программ, методических пособий; – 6.Составление плана — конспекта урока; 7.Ознакомление с требованиями оформления электронного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий; 8.Посещение уроков у молодого специалиста. |
Октябрь
|
1.Практикум по разработке тематических поурочных планов; 2.Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»; 3.Час психолога «Как быстрее адаптироваться в школе; 4.Учебный час для молодых педагогов: «Педагогическое сотрудничество». 5.Посещение уроков у молодого специалиста. |
Ноябрь |
1.Современный урок и его анализ; 2.Планирование цели урока. Формы и методы работы на уроке; 3.Практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников»; 4.Посещение уроков у молодого специалиста. |
Декабрь |
1.Консультация «Современный урок: структура и конструирование»; 2.Как работать с тетрадями, дневниками учащихся. Выполнение единых; требований к ведению дневников и тетрадей учащихся»; 3.Составление аналитических справок. |
Январь |
1.Самоанализ урока; 2.Консультация «Эффективность урока — результат организации активной деятельности учащихся»; 3.Организация индивидуальной работы с учащимися; 4.ШМО «Формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся»; 5.Посещение уроков у молодого специалиста. |
Февраль |
1.Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока»; 2.Посещение уроков у молодого специалиста |
Март |
1.Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с учащимися» (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков); 2.Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. 3.Мероприятия в рамках достижений молодых педагогов: «Развитие коммуникативных функций педагога»; 4.ШМО «Профилактика эмоционального выгорания учителя». 5.Оформление документации. |
Апрель |
1.ШМО «Инновационные процессы в обучении»; 2.Организация повторения; 3.Подготовка к рейтинговым контрольным работам. 4.Организация проверки ЗУН учащихся |
Май |
Подведение итогов работы молодого учителя, методическая
выставка достижений молодого учителя. |
С чего же мы начали наше общение с Алиной Ринатовной.
Во-первых, мне, как педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого
специалиста: на организацию образовательного процесса и ведение школьной
документации. Наставник должен обеспечить поддержку молодому педагогу в
следующих направлениях:
- подготовка современного урока, осуществление индивидуального и
дифференцированного подхода в процессе обучения;
- разработка рабочих программ по предметам;
- ведение электронного журнала;
- участие в методической работе ОУ;
- освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе;
Для работы я подготовила молодому специалисту следующие рекомендации- памятки:
- требования к современному уроку;
- обязанности классного руководителя;
- организация работы с неуспевающими учащимися;
- организация работы с одаренными учащимися
- анализ и самоанализ урока;
- организация работы с родителями;
- внеурочная деятельность по предмету;
- методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных
мероприятий.
Второй
этап в работе с начинающим специалистом — обучение учителя в процессе его
работы. В этот период я посещаю уроки и внеклассные мероприятия молодого
специалиста. Сначала вместе с Алиной Ринатовной анализируем один урок, а затем
и систему уроков, и на основе текущего понимания работы начинающего учителя для
неё разработала специальные рекомендации, корректирующие её профессиональную
деятельность. Таким образом, осуществляется обеспечение индивидуального роста
учителя с учетом его личностных качеств, уровня развития, педагогических данных.
Так же считаю, что эффективной формой организации помощи молодому педагогу является мастер-класс, в котором наставник высшей категории делится опытом работы по внедрению в практику новых технологий. Назначение мастер - класса не только рассказать, но и показать, как это делается. В теоретической части раскрываю основы педагогической технологии. Практическая часть - проведение урока, где отрабатываются наиболее сложные элементы методики, приемы и этапы педагогической технологии. Алина Ринатовна частый гость на моих уроках, на которых она учится не только правильно и грамотно проводить свои уроки, но ещё получает много полезной информации, что, конечно же, влияет на качество её знаний и умений, на личностные и профессиональные качества.
Алина Ринатовна с первых дней своей педагогической деятельности вместе со мной и под моим руководством готовит «Портфолио молодого учителя». Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.
В её портфолио входят:
· Общие сведения об учителе;
· Диагностика успешности;
· Нормативные документы;
· Уроки, которые посетил наставник;
· Доклады, публикации, творческие наработки;
· Памятки начинающему учителю;
· Работы учащихся;
· Дидактические материалы;
Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это
становится «центром самообразования» учителя, молодой педагог, помечает в нем
рост своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.
На мой взгляд, наставничество должно
стимулировать потребности начинающего специалиста в самосовершенствовании,
содействовать его профессиональной и индивидуальной самореализации. О
результатах нашей совместной работы говорить ещё рано. Но я считаю, что моя работа поможет молодому педагогу
вырасти профессионально, поэтому хочу передать ей свой опыт,
умения, чтобы она также продолжала развиваться и получать не только удовлетворение от своей
работы, но и будет стремиться к высоким профессиональным
результатам, а также сможет получить любовь и уважение детей и
родителей. Ведь это тоже будет большая награда для меня - педагога-наставника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.