Опыт наставника

  • docx
  • 09.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Опыт наставника Никулина Н.В..docx

Опыт наставника

«Решение Президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника еще раз говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их работы. Мы видим, как растет популярность этой профессии, какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звезды.

Также даем возможность каждому специалисту проявить свои способности в профессиональных конкурсах. Уверен, что мероприятия Года педагога и наставника станут еще одним важным шагом для повышения престижа учительской профессии», – прокомментировал Министр просвещения Сергей Кравцов.

В коллективах, где опора на оценку качества воспитания сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий учитель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

Решением педагогического совета школы,  было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника.  Приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста,   Акчуриной Алины Ринатовны, которая пришла работать в МАОУ СОШ № 27 г. Балаково в 2022 году, после успешного окончания Вольского педагогического колледжа по специальности – учитель начальных классов, в этом же году она начала обучение в Саратовском университете им. Чернышевского.  Алина Ринатовна приняла 1 Г класс, работаем мы с ней в одной параллели.

 

 

 

 

 

 

      Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входит не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношение к окружающим, увлечения, наклонности, круг досугового общения. Кроме того, необходимо  проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Алиной Ринатовной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения уроков и  занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

Молодой учитель пришёл в школу. Как бы хорошо он ни был теоретически «подкован», становление его мастерства проходит на практике. Именно в первые годы работы активно формируются те качества, которые впоследствии определят степень его мастерства. Задача наставника - проявляя тактичность, человеческую и профессиональную мудрость, оказать поддержку молодому специалисту в приобретении практического опыта. Для себя я составила план работы с молодым специалистом,  с которым познакомила Алину Ринатовну.

План работы с молодым специалистом на 2022-2023 учебный год

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом;

2.Закрепление наставника;

3.Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса;

4. Изучение нормативной правовой документации;

5.Изучение и помощь в составлении рабочих программ, методических пособий; – 6.Составление плана — конспекта урока;

7.Ознакомление с требованиями оформления электронного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий;

8.Посещение уроков у молодого специалиста.

Октябрь

 

1.Практикум по разработке тематических поурочных планов;

2.Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»;

3.Час психолога «Как быстрее адаптироваться в школе;

4.Учебный час для молодых педагогов: «Педагогическое сотрудничество».

5.Посещение уроков у молодого специалиста.

Ноябрь

1.Современный урок и его анализ;

2.Планирование цели урока. Формы и методы работы на уроке;

3.Практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников»; 4.Посещение уроков у молодого специалиста.

Декабрь

1.Консультация «Современный урок: структура и конструирование»;

2.Как работать с тетрадями, дневниками учащихся. Выполнение единых; требований к ведению дневников и тетрадей учащихся»;

3.Составление аналитических справок.

Январь

1.Самоанализ урока;

2.Консультация «Эффективность урока — результат организации активной деятельности учащихся»;

3.Организация индивидуальной работы с учащимися;

4.ШМО  «Формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся»; 5.Посещение уроков у молодого специалиста.

Февраль

1.Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока»;

2.Посещение уроков у молодого специалиста

Март

1.Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с учащимися» (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков);

2.Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. 3.Мероприятия в рамках достижений молодых педагогов: «Развитие коммуникативных функций педагога»;

4.ШМО «Профилактика эмоционального выгорания учителя».

5.Оформление документации.

Апрель

1.ШМО  «Инновационные процессы в обучении»;

2.Организация повторения;

3.Подготовка к рейтинговым контрольным работам.

4.Организация проверки ЗУН учащихся

Май

Подведение итогов работы молодого учителя, методическая выставка достижений молодого учителя.

 

           С чего же мы начали наше общение с Алиной Ринатовной.

 

 

          Во-первых, мне, как  педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста: на организацию образовательного процесса и ведение школьной документации. Наставник должен обеспечить поддержку молодому педагогу в следующих направлениях:

- подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения;

         - разработка рабочих программ по предметам;

         - ведение электронного журнала;

      - участие в методической работе ОУ;

      - освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе;

      Для работы я подготовила молодому специалисту следующие рекомендации- памятки:

      - требования к современному уроку;

      - обязанности классного руководителя;

      - организация работы с неуспевающими учащимися;

      - организация работы с одаренными учащимися

      - анализ и самоанализ урока;

      - организация работы с родителями;

      - внеурочная деятельность по предмету;

      - методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных 

       мероприятий.

          Второй этап  в работе с начинающим специалистом —  обучение учителя в процессе его работы. В этот период я посещаю уроки и внеклассные мероприятия молодого специалиста. Сначала вместе с Алиной Ринатовной анализируем один урок, а затем и систему уроков, и на основе текущего понимания работы начинающего учителя для неё разработала специальные рекомендации, корректирующие её профессиональную деятельность. Таким образом, осуществляется обеспечение индивидуального роста учителя с учетом его личностных качеств, уровня развития, педагогических данных.
 

         Так же считаю, что эффективной формой организации помощи молодому педагогу является мастер-класс, в котором наставник высшей категории делится опытом работы по внедрению в практику новых технологий. Назначение мастер - класса не только рассказать, но и показать, как это делается. В теоретической части раскрываю основы педагогической технологии. Практическая часть - проведение урока, где отрабатываются наиболее сложные элементы методики, приемы и этапы педагогической технологии. Алина Ринатовна частый гость на моих уроках, на которых она учится не только правильно и грамотно проводить свои уроки, но ещё  получает много полезной информации, что, конечно же, влияет на качество  её  знаний и умений,   на личностные и профессиональные качества.

          Алина Ринатовна с первых дней своей педагогической деятельности  вместе со мной и под моим руководством готовит «Портфолио молодого учителя». Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.

 

         В её портфолио входят:

·         Общие сведения об учителе;

·         Диагностика успешности;

·         Нормативные документы;

·         Уроки, которые посетил наставник;

·         Доклады, публикации, творческие наработки;

·         Памятки начинающему учителю;

·         Работы учащихся;

·         Дидактические материалы;

Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя,  молодой педагог, помечает в нем рост своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.

 
На мой взгляд, наставничество должно стимулировать потребности начинающего специалиста в самосовершенствовании, содействовать его профессиональной и индивидуальной самореализации. О результатах нашей совместной работы говорить ещё рано. Но я считаю, что моя работа поможет молодому педагогу  вырасти профессионально, поэтому   хочу передать ей свой опыт, умения, чтобы она также продолжала развиваться и получать не только удовлетворение от своей работы, но  и будет стремиться  к высоким профессиональным результатам,  а также сможет получить любовь и уважение детей и родителей. Ведь это тоже будет большая награда для меня -  педагога-наставника.