Опыт применения метода системного погружения студентов в научную деятельность
Оценка 4.8

Опыт применения метода системного погружения студентов в научную деятельность

Оценка 4.8
Исследовательские работы
pdf
обществознание
10 кл—11 кл +1
04.06.2023
Опыт применения метода системного погружения студентов в научную деятельность
Студенческая жизнь немыслима без научного исследования студентов и представления ими результатов исследования. Написание различного рода рефератов, эссе, подготовка тематических докладов как результат самостоятельной работы предполагает организацию процесса научного исследования и представления его результатов. Данная статья написана давно (2009 г), и предназначена преподавателям вузов. Время бежит неумолимо, в образовании все меняется, в том числе в образовании школьного уровня. Востребованной становится научная деятельность учеников, активно внедряется наставничество, деятельность тьютора. Поэтому статья вновь актуальна.
Зайцева НОУ ЧИЭП ПОгружение в науку тьютор.pdf

Зайцева Галина Владимировна, учитель экономики МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»  Преподаватель кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ЧИЭП им. М. В. Ладошина

Предисловие. Данная статья написана давно (2009 г), и предназначена преподавателям вузов. Время бежит неумолимо, в образовании все меняется, в том числе в образовании школьного уровня. Востребованной становится научная деятельность учеников, активно внедряется наставничество, деятельность тьютора. Поэтому статья вновь актуальна. 

 

Опыт применения метода системного погружения студентов в научную деятельность

 

Студенческая жизнь немыслима без научного исследования студентов и представления ими результатов исследования. Написание различного рода рефератов, эссе, подготовка тематических докладов как результат самостоятельной работы предполагает организацию процесса научного исследования и представления его результатов. 

Особую ценность научной деятельности студентов для некоторых специальностей определяет форма практической деятельности. Например, для профессиональной бухгалтерской деятельности выпускник должен обладать компетенцией самостоятельного исследования новых рекомендаций и документов, а чтобы представить исследуемые данные, часто должен готовить письменный материал, излагаемый для руководителя доступным и понятным языком. Поэтому научное исследование, представление его результатов в виде письменных работ и статей является закономерным процессом приобретения компетенций будущим бухгалтером.

К сожалению, часто студенты не осознают смысл научной деятельности, а иногда и просто не хотят заниматься наукой. Однако, в группе студентов всегда находятся как минимум 3-4 человека, которые нацелены на научную деятельность и готовы к ней, но не знают как это делать. Организовать тех, кто хочет заниматься наукой, и привлечь тех, кто не осознает значимости научной деятельности, является задачей научного руководителя, чья деятельность в таком случае выходит далеко за рамки деятельности преподавательской.

В процессе организации самостоятельной работы студентов применительно к профессиональным дисциплинам, преподавателю необходимо предусмотреть обработку информации, подготовку материала его и предоставление студентами в виде небольших статей. Сложности, возникающие практически у каждого студента, заключаются в том, что они частенько не знают, как собрать, сформировать и изложить материал. И здесь помощь преподавателя - наставника необходима с первых шагов, как в обучении, так и в научной работе. Помощь студенту в поиске материала, как в библиотеке, так и с применением современных технологий, составление библиографии  - непременное условие быстрого старта, осознания исследования и дальнейшего   продвижения в научной деятельности, которое определит и приобретение исследовательских и коммуникативных компетенций в профессии бухгалтера. Сменяющиеся стандарты учета применительно к развитию экономики в целом, должны быть подробно изучены бухгалтером, представлены для принятия управленческого решения. 

Новое время диктует новые условия и деятельности преподавателя. Если в былые времена лектор был ориентирован на качественную подачу материала, то в современных условиях, основной задачей преподавателя становится организация самостоятельного исследования студентами. Вхождение России в Болонский процесс меняет формы сотрудничества студента и преподавателя. Возможно, одной из причин изменений является разная целевая установка системы обучения в России и за рубежом. «Болонская система ориентирована не на стартовые, а на финишные показатели, студент должен не слышать великолепный материал, а усваивать глубокие знания. Конечный результат самое главное.»[1] Поэтому и сопровождать деятельность студента, нацеленного на конечный результат, должен опекающий его преподаватель, как нельзя правильнее в Болонском процессе таким наставником определен тьютор, сопровождающий группу студентов от начала обучения до момента окончания вуза. И если лектор, преподаватель работает с общей группой студентов в рамках читаемой дисциплины, то наставник проводит, в том числе как групповые, так и индивидуальные занятия с целью формирования компетенций. Поэтому индивидуальное сотрудничество направлено на то, чтобы исследовать  круг интересов обучаемого, определить основное направление обучения, которым хотел бы заняться именно тот или иной студент. В том числе таковое сотрудничество с наставником полезно для тех, кто делает выбор заниматься научной деятельностью. Именно наставник, проведя занятия в своей группе желающих заниматься научной деятельностью студентов, и поможет студентам сформировать направление научной деятельности, предложит список необходимой литературы для студента, научит его корректно применять авторские тексты, на базе которых студент пишет работу, проработает его ошибки в стилистике текста, укажет на неверную орфографию. Организованной совместной работой является выбор темы научного исследования, пошаговое планирование раскрытия научных исследований, представление результатов исследований в виде работ и статей на научно-практических конференциях, планирование использования результатов исследования в практической профессиональной деятельности, оформление результатов научной работы.

Разработка темы научного исследования должна иметь интеграционный аспект, то есть при ее определении научный руководитель должен знать учебный план студента, чтобы его научная деятельность в процессе интеграции получаемых служила в целях приобретения профессиональных компетенций. Причем научные исследования могут служить базой для написания курсовых, научных работ, как и использование проведенных исследований в курсовых работах могут послужить основой для научной деятельности. Научная деятельность предполагает более глубокие исследования и представление результатов в научных докладах, статьях, эссе, рефератах. Достаточно весомым аргументом в выборе темы научного исследования является будущая карьера подопечного. Поэтому определение темы выходит за рамки научного исследования, тема исследования занимает весомое место и в личном проекте профессионального роста будущего специалиста.

На основании выбранной темы работы, с учетом изучаемых дисциплин, предстоящих курсовых работ, определяется план научного исследования на учебный год, а позже и на весь период обучения. Совместное изучение тематики и целей предстоящих конференций помогает выбрать из предлагаемого материала и представить статьи на те конференции, которым соответствует работа студента в целом. Однако, иногда материал, не прошедший на один конкурс, попадает на другой, где занимает достойное место. Поэтому, как ни странно, но научный руководитель и студент должны готовить материалы, и уже отработанные студентом, в нужный момент представить результаты исследования на конференции с отличительной тематикой и направлением. Общение со сверстниками, защита собственной точки зрения на конференциях разного направления, дает возможность студенту осознать области применения его исследования.

Для постоянного мониторинга работы, студент готовит отчетный материал, который в нашей группе мы объединили в документе «Резюме научной деятельности» - это своеобразный отчет каждого студента, занимающегося научной деятельностью. Приложением к данному документу являются копии подготовленных на конференции и опубликованных статей, награды студентов за участие в конференциях. Постоянная отчетность по научной деятельности помогает студенту планировать дальнейшую научную работу, а его наставник на основании данного резюме своевременно корректирует научную деятельность опекаемого студента. Резюме по научной деятельности входит в портфолио студента, что поможет ему в будущем, как самоопределении, так и в процессе самореализации.

Безусловно, в процессе такой работы важным аспектом являются коммуникативные навыки студентов. Студент всегда хочет быть услышан, а преподаватель должен найти время, чтобы выслушать его, прочитать его материалы, провести беседу. Помощником коммуникативных отношений между студентом и преподавателем будет Интернет. В любой момент студент пишет письмо преподавателю, напоминает о его написании с помощью телефонного звонка, преподаватель, в свою очередь, либо сразу отвечает на заданный вопрос, либо постепенно подводит студента к какому-либо решению в процессе дальнейшей переписки, либо беседы. Очень удобна форма переписки и для контроля уже подготовленных студентом материалов. Правка материала, рекомендации по дополнительному исследованию источников, все это фиксируется письмом, в процессе прочтения студент учится применять рекомендации. И если общие занятия по организации научной деятельности преподаватель проводит в группе студентов, то для научной деятельности необходима форма индивидуального собеседования, которая в части своей возможна с применением новых современных технологий. Наблюдения за студентом, своевременная корректировка его научной деятельности, безусловно, требуют личных собеседований с подопечным, однако, и переписка становится необходимым аспектом сотрудничества.

В процессе организации научной деятельности определяется тема научного исследования, которая должна быть интересна и прогрессивна для студентов, помогать им в будущей деятельности. При этом исследование по теме желательно объединить в единый проект становления профессионала. В таком случае студенты будут не просто участвовать в научной деятельности, но и смогут применять результаты научных исследований для дальнейшей практической деятельности. Основная задача преподавателя - наставника создать актуальный проект, позволяющий студентам в некоторой степени и определить будущее.

Если Концепцией развития 2020 поставлены задачи развития малого бизнеса, то, выпускник обязательно столкнется с проблемой определения деятельности – работать по специальности или создать собственный бизнес. Актуальный проект, в который вовлечена группа студентов, позволяет им в процессе научной деятельности определить будущие планы, сформировать как необходимые профессиональные компетенции, так и компетенции, определяющие современного предпринимателя, разработать собственный карьерный проект, сформировать пакет документов для открытия собственного дела.

Для формирования специалиста современного уровня, в образовании необходимо применять современные формы, как обучения, так и сопровождения учебного процесса. Применяемая в Болонской системе должность тьютора, вольно или невольно находит свое отражение и в современной российской системе обучения. Преподаватель, который интуитивно поставил задачи взрастить специалиста, обладающего глубокими знаниями, находится в поиске  новых форм сотрудничества со студентом, управления его образовательной деятельностью. Вольно или невольно, но осуществляемое руководство научной работой, в том числе написание курсовых и дипломных работ студента, определяется именно наставничеством, в некотором роде опекой над студентом, научным руководителем которого является преподаватель. Система вуза, которая предполагает разработку научной работы на раннем этапе и до окончания вуза под руководством одного преподавателя, может быть названа тьюторской. Например, часто студентам и очной, и заочной форм обучения, нужны общие дополнительные консультации для написания курсовых и дипломных работ. Проводимые семинары подобного рода, как и занятия в группе по научной работе весьма напоминают тьюториал - практическое групповое занятие, чаще всего проводимое в форме активного учебного взаимодействия участников небольшой учебной группы. [2]

Научный руководитель является не только наставником, но и менеджером образовательной и в том числе научной, деятельности студента. Выстраивание отношений между руководителем и подчиненным – всегда достаточно сложный, многогранный процесс. Но сложившиеся отношения между наставником и опекаемым дают возможность погружения в науку студенту, который проходит подготовленный, выстроенный путь, имея возможность постоянно находиться на связи с руководителем, основное время посвящает занятию научной деятельностью как таковой. И если такой научный альянс сложился, то студент стремится расширить круг своих интересов, находит новые направления исследований, с удовольствием принимает участие в конференциях разного направления. Постепенно он накапливает материал, который в дальнейшем может быть применен и в написании дипломной работы, а опыт, приобретенный в процессе исследований, пригодиться в проектировании не только профессиональной, но и послевузовской научной деятельности.

Направление исследования, корректируемое научным руководителем, позволит каждому студенту находиться в процессе научной деятельности непрерывно. Планирование участия в научных конференциях даст возможность обобщения исследуемого и накопленного материала в статьях. А составление резюме научной деятельности, его анализ, обсуждение достижений и неудач в группе и индивидуально с каждым с определением результативности участия, позволяет студенту самостоятельно учитывать и исправлять допущенные в процессе научного исследования неточности, ошибки.

Постоянное сопровождение студента наставником в процессе обучения с целью планирования и корректировки научной работы, с учетом получаемых данных на современном этапе в целях формирования необходимых компетенций, является формой индивидуальной, непрерывной работы наставника и подопечного. И здесь нельзя не сказать о том, что совместная постоянная работа позволяет студенту проводить исследования в процессе изучения различных дисциплин, добиваясь приобретения необходимых компетенций, а научные исследования, в свою очередь, позволят студентам приобретать необходимые компетенции для дальнейшей как профессиональной, так и столь необходимой в современном мире предпринимательской деятельности. Так погружением в научную деятельность под опекой наставника, готовится база для карьерного самоопределения, самореализации будущего члена общества. А научная работа на этапе студенчества будет успешна и результативна в случае успешного взаимодействия научного руководителя и его подопечного, если она организована в лучших традициях наставничества и сопровождения. 13996 = 0,35 = 35 часов

Источники

1.                  Лектор или тьютор, материал Кравченко А.И. / [Электронный ресурс] - Московский госуниверситет социологический факультет// http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=08

2.                  Тьюторинг словарная статья, / [Электронный ресурс] // МАРХИ © 2006 Режим доступа http://www.marhi.ru/sciense/test.php?PHPSESSID=

18f2231b049c2ac9683c22b16a76b4d9

Зайцева Галина Владимировна, учитель экономики

Зайцева Галина Владимировна, учитель экономики

Конечный результат самое главное

Конечный результат самое главное

Резюме по научной деятельности входит в портфолио студента, что поможет ему в будущем, как самоопределении, так и в процессе самореализации

Резюме по научной деятельности входит в портфолио студента, что поможет ему в будущем, как самоопределении, так и в процессе самореализации

Научный руководитель является не только наставником, но и менеджером образовательной и в том числе научной, деятельности студента

Научный руководитель является не только наставником, но и менеджером образовательной и в том числе научной, деятельности студента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2023