Опыт работы
Оценка 4.7

Опыт работы

Оценка 4.7
docx
12.10.2020
Опыт работы
Опыт работы.docx

Надпись: Муниципальное общеобразовательное учреждение
 «Амвросиевскаящкола №6»
Амвросиевского района 
Донецкой Народной Республики
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Инновационные технологии в системе работы учителя-словесника».

Автор опыта
Путря Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы

 

 

Введение.

  Кто  - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение и свое будущее. 

  Обществу нужны нравственные, образованные, активные, предприимчивые люди, имеющие свой взгляд на мир, которые могут:

 • эффективно планировать, осуществлять и анализировать свои действия;

 • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 •  отличаться мобильностью; умением построить коммуникативные связи в любой ситуации общения; умением  донести мысль собеседнику, отстоять свое мнение адекватными для  ситуации общения  коммуникативными способами и приемами;

 •  быть способными к сотрудничеству; толерантности, творчеству;

 • обладать чувством ответственности за свою судьбу, судьбу своих родных, а также судьбу  страны, ее социально-экономическое процветание; с чувством ответственности за существование всего живого, экологически чистой  территории «малой родины», всей нашей планеты.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  и  к  школьному уроку как основной форме организации учебного процесса. 

В основу нашего образования положен  системно-деятельностный подход, и поэтому особую актуальность приобретает использование инновационных технологий. Они способствуют целостному развитию личности ученика за счет активной самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

 

 

 

 


 

І. Инновационная деятельность на уроках словесности.

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят: руководитель, советник, товарищ, наблюдатель.

Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

Моё кредо – «Учитель не тот, кто учит, а тот у которого учатся», поэтому требовательность к обучающимся сочетаю с уважением к их человеческому достоинству, стремлюсь к сотрудничеству со своими учениками. Стараюсь развивать активность учащихся, так как активность есть непременное условие развития их способностей и дарований, достижения успеха.

Самым эффективным средством достижения цели являются инновационные технологии обучения. Инновационный подход обеспечивает положительную мотивацию получения знаний, активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер, способствует развитию творческой личности. Создание ситуации успеха, благоприятных условий для полноценной деятельности каждого ребенка – основная цель, положенная в основу инновационных технологий обучения.
Именно поэтому я остановилась на решении научно – методической проблемы

«Инновационные технологии в системе работы учителя-словесника».

Цель представляемого  материала: обобщить, проанализировать опыт работы по выбранной теме.

Задачи:  - выявить, что может обеспечить нестандартнуюорганизацию современного урока;

                   -показать, какими педагогическими технология пользуюсь;

                   -показать результативность опыта

В   поисках новых  идей я  обратилась  к  нестандартным  формам   урока, т.е. к  современным  технологиям,  которые обеспечивают  активное  участие  в  уроке каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную  ответственность школьника за результаты учебного труда.

Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала  вывод, что именно  такие  уроки   повышают  эффективность  обучения, развивают  активность, самостоятельность,  личную  инициативу  и  творческие способности    учащихся.

Сегодня, чтобы  уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.

 

 

ІІ. Инновационные технологии на уроках словесности.

Технология-это совокупность приемов,

применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве.

(Толковый словарь).

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого векаДж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Нельзя сказать, что такое явление как инновации в системе образования появилось недавно. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно - ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

О принципе наглядности хочется сказать подробнее.

При осуществлении инновационного обучения особую роль играет общедидактический принцип наглядности, оказывая влияние на разработку средств обучения. Назначение новой функции наглядности связано с проблемой системности и заключается в вовлечении субъекта деятельности в творческую работу путем создания положительного эмоционального фона, в преобразовании источника получения знаний в средство организации учебной деятельности на качественно новом уровне, позволяющем усваивать знания одновременно с умениями, усваивать добровольно, увлеченно, достаточно самостоятельно.

Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта.

Так, схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.

Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе.

Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.

Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними.

Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения-лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика.

Я считаю допустимым называть опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанных учителем.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

ассоциативный ряд; опорный конспект;  ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и    размышления);  мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейн;  эссе;

ключевые термины; дидактическая игра; лингвистические карты; исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.

Готовясь к каждому уроку, я продумываю ход занятия,
так, новый материал по языку я подаю детям в виде блок-схем, таблиц, рисунков, пирамид и т.п. Начиная изучение темы, мы с учениками индивидуально, в группах или фронтально обсуждаем и анализируем учебный материал.

 

Эффективным я считаю прием « чтение с остановками».

Этот прием требует подготовительной работы:

1. Учитель выбирает текст для чтения.

Критерии отбора текста:

- он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- динамичный, событийный сюжет;

- неожиданная развязка, проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). Поможет в этом составление кластера.

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 5 классе. Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». Учащимся предлагалось вспомнить, что им известно о прилагательном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно.

Уделяю большое внимание созданию у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности мотиваций к сохранению своего психического и физического здоровья целях сохранения здоровья. С этой целью использую здоровьесберегающие технологии:

§  групповая дискуссия

§  интерактивные методы

§  ролевая игра

§  упражнения-энергизаторы

§  интеллект-карты

Применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:

§  создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха

§  стимулирование обучающихся  к использованию разнообразных способов

§   выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ

§  использование карточек-тренажёров для достижения обучающимися уровня обязательной подготовки, разноуровневых контрольных работ

§  развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления

§  поощрение высказывания оригинальных идей

§  использование личного примера творческого подхода к решению проблемы

§  высокое качество организации образовательного процесса

§  формирование устойчивой мотивации школьников к обучению

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

   В процессе обучения языку и литературы добиваюсь, чтобы учащиеся усвоили учебный материал на теоретическом уровне, умели анализировать и оценивать языковые явления и факты, овладевали основными нормами литературного языка, основами культуры речи, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. При планировании и организации учебного процесса стараюсь предусмотреть   различные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли.

   На уроках литературы стараюсь разнообразить формы и методы работы, использую такие, чтобы сохранить у учащихся интерес непосредственного общения с искусством слова и в то же время донести до них идейно-смысловую глубину и эстетические достоинства художественного текста.

     На моих уроках дети свободно рассуждают, делают предположения, устанавливают их очевидность или нелепость. Действенным является использование разнообразных форм и методов работы на уроке: кроссворды, ребусы, загадки, лингвистические игры, написание сочинений-миниатюр. Эти приемы воспитывают личность, способную к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.


Заключение.

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.

Организация исследовательской деятельности на уроках  языка и литературы позволяет развить:
- навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора
необходимых материалов,
- ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового
учебного материала с ранее изученным,
- логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы,
- умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик,
опираться на ранее изученный материал.

Разработка новых технологий – процесс непрерывный.

Однако успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя, грамотной направленности его педагогической деятельности. Задача моя как учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость Уверена, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.

Мне доставляет несказанную радость идти на урок с мыслью, что работаю в образовании, которое обеспечивает смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности и, опираясь на ее способность к самомнению и культурному саморазвитию, помогает ей самостоятельно решать свои жизненные проблемы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Опыт работы

Опыт работы

Введение. Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб

Введение. Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб

Инновационная деятельность на уроках словесности

Инновационная деятельность на уроках словесности

Инновационные технологии на уроках словесности

Инновационные технологии на уроках словесности

Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок,…

Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок,…

Эффективным я считаю прием « чтение с остановками»

Эффективным я считаю прием « чтение с остановками»

С этой целью использую здоровьесберегающие технологии: § групповая дискуссия § интерактивные методы § ролевая игра § упражнения-энергизаторы § интеллект-карты

С этой целью использую здоровьесберегающие технологии: § групповая дискуссия § интерактивные методы § ролевая игра § упражнения-энергизаторы § интеллект-карты

Заключение. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше

Заключение. Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2020