Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово»
ОПЫТ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ
ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ
«Чтение – лучшее учение»
Сеферова Зубайдат Агамирзаевна
Учитель начальных классов
2021
«Чтение – лучшее учение»
Воспитание любви к чтению в начальной школе
С виду книга – это просто пачка бумаги;
пока ты её не откроешь, ты не знаешь,
что там…шедевр огромной мощи или
трогательное повествование,
берущее за душу…
Сасукэ Нацукава
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Однако в России, да и во многих других странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимание чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. И они отняли время и желание читать. Но интересен тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге.
Да, книга входит в нашу жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как к воздуху, которым дышим, как к солнцу, которое освещает все вокруг. Ребёнок ещё не научился, как следует, говорить, а его слух уже ловит мамины, бабушкины сказки или прибаутки. А сказки и прибаутки – из книг. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и по дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует в будущее и в далекую – далекую историю.
Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, и целое море знаний, которое мы черпаем из книг, подхватывает нас. Через книги мы узнаём о том, чего еще никогда не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через книги мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Через книги мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря книгам.
“Эта книга перевернула всю мою жизнь” – говорят, прочитав книгу, меняется характер человека, отношение к жизни, к окружающему миру и т.д. Вот, например, великий советский физик Лев Ландау рассказывает, что он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля “Красное и черное”. Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.
- Я ликовал, - вспоминал ученый, - мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии. Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой. Тринадцатилетний подросток стал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Этот изматывающий труд - искоренение собственных недостатков и воспитание воли - вошел у него в привычку и продолжался всю жизнь. Один из ученых так скажет потом о Льве Ландау: “Да, он умел держать себя в узде. Ни в чем не давал спуску. И он сумел сделать себя счастливым, это несомненно”.
О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают, насколько чтение обогащает духовный мир человека. В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.
«Кто много читает, тот много знает» или, например, «Книга мала, а ума придала» - эти пословицы говорят о важности книг и чтения. Значит, о важности чтения задумывались даже древние жители нашей земли. Они говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Совершенно очевидно, что читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий. Они намного грамотнее пишут, более мягко и доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе интереснее и приятней.
Книги играют очень важную роль в жизни человека. Книга – это ключ к знаниям. Книги развивают кругозор, мышление и фантазию, Они помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать. Читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Итак, невероятно важно – прививать любовь к чтению с самого раннего детства. Можно начать с чтения сказки на ночь. В свои первые годы жизни, слушая, как родители читают ему, малыш укрепляет свои речевые навыки, позже учится распознавать слова в письменном варианте. Опыт, полученный при чтении, несомненно, пригодится и во взрослой жизни. Исследования подтверждают тот факт, что чтение перед сном создаёт своеобразную оболочку – защиту ребенка от негативных воздействий, от беспокойства, создаётся также благоприятный эмоциональный фон!
В современном мире, где все быстро меняется, человек вынужден учиться в течение всей своей жизни. Но современные дети не любят читать. Многие учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.
Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Проблема в чтении у детей вызывают трудности при восприятии текста, отсюда и возникает в детстве нелюбовь к чтению и, как правило, сопровождает потом человека всю жизнь.
Педагогу приходится преодолевать противоречие между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес; между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка.
Нужно формировать у младшего школьника качество сознательного читателя, позволяющее владеть прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и книгой, а также проявляющего интерес к чтению.
Для этого нужно:
Совершенствование техники чтения.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения. Очень важен темп оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино.
Многие обучающиеся не могут учиться успешно в среднем звене, так как при переходе в пятый класс увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.
Основными причинами замедленного темпа чтения являются:
· низкий уровень внимания и памяти;
· пониженный объем оперативного поля зрения;
· маленький словарный запас;
· регрессия – возвратные движения глаз;
· не развитый артикуляционный аппарат.
Для того, чтобы совершенствовать технику чтения я использую различные приёмы:
1. Прием «Жужжащее чтение»
2. Приём «Молния»
3. Приём «Губы»
4. Приём «спрятанные буквы»
5. Работа с таблицами
6. Расширение угла зрения
7. Приём «День – ночь»
8. Приём «Повторное чтение»
9. Приём «Буксир»
10. Приём «Скороговорка»
Формирование умений работы с текстом.
Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель овладел осознанным чтением. Необходимо научить ребенка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события, положительные и отрицательные поступки героев, определять авторскую позицию и высказывать собственное суждение. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключенное в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.
Осознанность чтения – это понимание прочитанного текста. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – ребенок мгновенно вспоминает полученные ранее знания (осознает известное значение слов) и связывает их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста применение знаний и установление новых логических связей представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами.
Для формирования умений работы с текстом на разных уроках (литературное чтение, русский язык, родной язык, окружающий мир, технология, изобразительное искусство) применяю различные виды упражнений:
· Работа с деформированными предложениями, неоконченными предложениями, текстами, чтение текста с пропущенными словами. Эти упражнения основаны на приеме антиципации или предвосхищения, т.е. смысловой догадки. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, знанием логики развития событий, усвоением результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением.
· «Прочти, спроси, ответь!». Дети читают строчки из стихотворения, затем каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске: «Кто…? Как…? Что…? Что делает…? Какой…?»
· «Чтение – разведка». Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания – развитие умения ориентироваться в представленном материале и находить главное.
· «Финиш». Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос.
· Многократное обращение к тексту, перечитывание с различными заданиями
Формирование интереса к чтению.
Задача каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. Процесс формирования читательской компетентности будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.
Развивать интерес к чтению учащихся можно не только на уроках, но и через внеурочную деятельность.
Можно провести разнообразные конкурсы: «По страницам литературных произведений», литературный брейн-ринг (между классами), общешкольная конференция «Современный школьник и литература», конкурс собственного стихотворения, конкурс на самый интересный рассказ, конкурс сочинений «Я - необыкновенный герой», конкурс «Читатель месяца».
Для формирования интереса к чтению использую сказкотерапия – метод воздействия на учащихся при помощи сказки. Данная технология помогает детям справиться со своими проблемами, устранить имеющиеся нарушения поведения, способствовать интеллектуальному развитию.
Дети легко воспринимают сказки, истории, притчи, они наиболее доступны для восприятия учениками. Это и делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.
Сказкотерапия сближает взрослых и детей. Дети очень любят сочинять сказки. Это позволяет учащимся проявить эмоции, сдерживаемые в общении с другими людьми.
На уроках я предлагаю детям рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, также учащийся может изменить ее конец или ввести в повествование других персонажей и инсценировать сказки. Это помогает ребенку проявить творчество, развивает самостоятельность, позволяет избавиться от напряженного отношения к отдельным ситуациям в жизни. Детям очень нравится работать в парах и вместе нарисовать сказочный рисунок, а потом рассказать по рисунку сказку.
Эффективность сказкотерапии заключается в следующем:
1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно – следственные связи, существующие в мире.
2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом.
3. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: что бы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
4. Отсутствие заданности в имени героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев – все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.
Вообще, каждого ребенка надо научить учиться. Для этого использую различные задания, упражнения, вызывающие интерес к чтению. Ребенка нужно заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Оценивать нужно только успехи ребенка. Игры и задания «Найди лишнее слово», «Объедини слова по смыслу», «Вставь недостающее слово», «Шифровальщик», «Аналогия», «Выбери два главных слова» вызывают у детей интерес к учебе, к чтению, развивают, память, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.
МКОУ СОШ с.Бабстово
ЕАО, Ленинский район,
с.Бабстово, ул.Оборонная,20
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.