Добрый день, уважаемые коллеги. Я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по реализации педагогического проекта «Мы играем в экономику»
Тема моего проекта «Мы играем в экономику»
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе. В последнее время, наблюдая игровую деятельность дошкольников, анализируя задаваемые вопросы, мы сталкиваемся с тем, что их интересуют очень серьезные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Самыми распространенными среди них являются: «Почему цены на одни и те же товары различные?», «Почему все получают разную зарплату?», «Все ли можно купить за деньги?», «Что делать, когда нет денег?», «Почему мама не покупает игрушки как у других детей?» и т.д. Очень часто в речи детей мы слышим слова: «реклама», «обмен», «бизнесмен», «банк» и др., значение которых многие не знают. Чем можно объяснить такую «экономическую» любознательность дошкольников? Причина кроется в проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей и, прежде всего, в быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами своей семьи.
Всегда ли мы удовлетворяем детскую любознательность такого рода? Способен ли ребенок дошкольного возраста усвоить сложные экономические категории и понятия? Можно ли сформировать у дошкольников элементы экономического мышления? Смогут ли они понять сущность профессии предпринимателя, маркетолога, менеджера, брокера и др.? Проникнутся ли уважением к этим профессиям? Решение этих проблем возможно и необходимо.
Чтобы дать экономические представления своим дошколятам мной был разработан проект «Мы играем в экономику»
Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Слайд
Задачи:
1. Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата…).
2. Знакомить детей с профессиями связанными с экономикой.
3.Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
4. Формировать экономическое мышление.
5. Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства.
6. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
7. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Основные идеи проекта:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Сроки реализации проекта: в течение 1 месяца
Слайд
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».
― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»
Организуя работу по данному направлению, опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности:
- игровую,
- продуктивную,
- театрализованную.
СЛАЙД
В ходе реализации проекта я использовала разнообразные формы работы: сюжетно-ролевые и дидактические игры, развлечения, вечера досуга, викторины с привлечением родителей, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, логических арифметических задач-шутки и т. д.
В сюжетно-ролевых играх моделировались реальные жизненные ситуации купли продажи. Мы проигрывали такие игры как «кондитерская фабрика», супермаркет, строительство дома, ателье для маленьких красавиц.
В дидактических играх учили детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов. Играли с детьми в такие игры как «Какие бывают доходы», «Кем быть», «Маленькие покупки», «У тебя есть копилка», «Гастроном», «Детский мир».
Во время проведения развлечений, вечеров досуга, викторин с участием родителей, разыгрывали экономические ситуации русских народных сказок.
Сегодня я хочу рассказать о наиболее удачных моментах реализации данного проекта. Мы с детьми проигрывали игру «У тебя есть копилка».
СЛАЙД фото
В течение недели мои воспитанники должны были заработать монеты. Монетами выступали фишки. Фишки выдавались в том случае, если ребенок активно работал на занятии, качественно выполнял какие – то поручения. Например: почистил дорожки на участке, дежурство в уголке природы, аккуратно сложил одежду после прогулки. В конце недели ребята тратили заработанные деньги на приобретение чего-то полезного для мамы, папы, бабушки, себя или другу на мини-ярмарке, организованной самими детьми. Подарки были изготовлены руками самих же дошкольников в течение недели. Поначалу не всегда получалось грамотно потратить «заработанные деньги». В ходе обсуждения различных ситуаций мы учились грамотно распределять «свои заработанные деньги».
Следующим интересным мероприятием стала игра «Туристическое агентство». Ребята накопленные деньги могли потратить на покупку экскурсионного тура в Зимний сад, компьютерный класс, сенсорную комнату, игротеку. Дети сначала не умели распределить свой бюджет и торопились потратить все деньги сразу. Но со временем они поняли, что можно купить несколько туров или накопить денег на покупку более дорогого тура.
Таким образом, данные игры помогли детям узнать такие понятия как деньги, товарообмен, бюджет, и получить первый свой опыт по ведению личного бюджета.
Сегодня на примере проекта «Мы играем в экономику» я постаралась показать вам, как можно с дошкольного возраста способствовать экономическому развитию ребёнка.
Такие понятия как «дошкольник» и «экономика» я бы сравнила с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.