Опыт работы по созданию предметно – развивающей среды с учетом ФГОС в МДОУ№ 5
Оценка 4.8

Опыт работы по созданию предметно – развивающей среды с учетом ФГОС в МДОУ№ 5

Оценка 4.8
docx
20.10.2021
Опыт работы по созданию предметно – развивающей среды с учетом ФГОС в МДОУ№ 5
Опыт работы по созданию предметно- равивающей среды в ДУ в соответствии с ФГОС.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5  «Дюймовочка» Курского муниципального района Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы по созданию предметно – развивающей среды с учетом ФГОС в МДОУ№ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы воспитателя МДОУ№5

Зайцевой Людмилы Михайловны.

Предметно – развивающая среда, как известно, - эффективное средство формирования личности ребенка. С учетом этого первостепенной задачей в условиях обновления содержания дошкольного образования является создание среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально – личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Моя задача, как педагога, состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность.

 В целях предотвращения негативных эмоций и агрессии необходимо постараться свести к минимуму наличие в игровой среде игрушек, издающих неприятные для слуха звуки и превращающие игру в «боевые действия» (пистолеты, роботы-захватчики).

 Помимо игровой зоны важную роль в формировании эстетического вкуса и положительных эмоций играет столовая: красиво и правильно сервированные столы, чистые скатерти, доброжелательная обстановка во время приёма пищи.

Стараюсь создать такую творческую предметно – пространственную развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.

Средняя группа, где я работаю, оформлена таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В группе имеются различные центры:  искусства, строительства, театра, мини - библиотеки, естествознания, науки, песка и воды.

Работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. На каждом шкафчике фотография ребенка. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества. В раздевалке группы помещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей.

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы,  мини - библиотека, уголок сенсо-моторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

 

Центр искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Мини-библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини -библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по ознакомлению с художественной литературой.

  Уголок патриотического воспитания,  способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, края, посёлка. Я веду поиск и разработку инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания детей. Одним из них стала работа по созданию мини – музеев. В средней группе создала мини – музей « Народные промыслы жителей нашего села», привлекла родителей, детей, а также мини – музей «Интересных вещей»

В центе строительства дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В центре драматизации имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире. Здесь размещена сцена для показа кукольного театра и разные виды театров.

Плоскостной театр на фланелеграфе («Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»).

 Игрушки из конусов («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).

Игрушки-дергунчики (А. Барто «Игрушки»).

Театр игрушек из ложек («Жихарка»).

Игрушки из коробок («Три поросёнка»).

Пальчиковый театр ( для показа различных сказок)

В центре науки  подбираю материалы, которые дети собирают и разбирают, такие как головоломки, ребусы, занимательные задачки, различные мозаики, конструкторы. Такие материалы развивают речь, интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. В уголке природы имеется календарь природы, где дети отмечают состояние погоды. В зимний период организуем огород на окне, где выращиваем зеленый лук, зелень

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в 'ученых', которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.

 В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляем в специальные рамки. Уголок дежурного эстетически оформлен

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Для девочек имеются  швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей данной возрастной группы, включаются некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития».

 В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также уголок уединения и релаксации.

Огромную роль имеет оформление группы, что способствует эстетическому развитию детей.

Развивающая среда с группы переходит на площадку. Игровое оборудование соответствует возрасту детей, соблюдаются правила по охране жизни и здоровья детей.

Имеются архитектурные сооружения: дельфин, слон, божья коровка. Очень привлекает детей уголок сказки, где сидит «царевна – лягушка», «Баба – Яга» рядом со своим домиком на курьих ножках. Украшают участок цветники, огород для трудовой деятельности, деревья и кустарники.

Развивающая предметная среда постоянно обновляется, пополняется, ведь к ней также предъявляются все новые требования. В проекте ФГОСТ есть также определенные требования к развивающей предметно – пространственной среде, которые, я учитываю при оформлении  предметной среды в данное время.

Так, например, начали с учетом национально – культурных условий оформлять иллюстрированные альбомы « Одежда и быт турецкой национальности», помогают родители.

Максимально используем пространство группы для совместной деятельности детей и взрослых, для этого используем ширмы. Образовательное пространство группы оснащаем техническими средствами: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Я считаю, что главная задача педагога – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, формирования основ базовой культуры личности, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Дюймовочка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Дюймовочка»

Предметно – развивающая среда, как известно, - эффективное средство формирования личности ребенка

Предметно – развивающая среда, как известно, - эффективное средство формирования личности ребенка

Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в…

Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в…

Такие материалы развивают речь, интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию

Такие материалы развивают речь, интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию

Имеются архитектурные сооружения: дельфин, слон, божья коровка

Имеются архитектурные сооружения: дельфин, слон, божья коровка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021