Опыт работы по теме: «Алгоритмизация как средство развития логического мышления на уроках русского языка»
Оценка 4.7

Опыт работы по теме: «Алгоритмизация как средство развития логического мышления на уроках русского языка»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
06.02.2022
Опыт работы по теме:  «Алгоритмизация как средство развития логического мышления на уроках русского языка»
Алгоритмизация как средство развития логического мышления на уроках русского языка.
Документ Microsoft Office Word (2).docx

Опыт работы по теме:  «Алгоритмизация как средство развития логического мышления на уроках русского языка»

Подготовила

учитель начальных классов

МОАУ СОШ № 29 г. Орска

Нечаева Ульяна Сергеевна

 

 «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Рене Декарт.

Необходимо создавать такие условия, чтобы дети не испытывали затруднения при усвоении программного материала. Осознавали необходимость не только запоминания материала, но его осмысления, особенно это актуально на уроках русского языка и может выливаться в неграмотное письмо.

Грамматическая ошибка - показатель неумения решить грамматическую задачу. Мне  хорошо  знакома  ситуация,  когда  заучивание  учащимися  орфографических  правил не обеспечивает эффективного применения их на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности школьников.

 Не осознавая общих методов решения грамматических задач, учащиеся не могут дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности надо делать, чтобы распознать данное грамматическое явление.

     Многие учителя проявляют изобретательность, пытаются найти более эффективные

методы преподавания: проводят театрализованные уроки, применяют опорные конспекты  и  обобщающие  таблицы,  по-новому  структурируют  программный  материал.   За несколько лет своей работы пришла к  выводу, что одним из наиболее эффективных приёмов работы над повышением грамотности является составление и использование алгоритмов обучающимися (алгоритмизация).

В своей работе я поставила перед собой задачу организовать использование алгоритмов на уроках русского языка.  В первую очередь меня заинтересовали материалы статей и разработки таких педагогов Заморзаевой Екатерины Михайловны «Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов», Шатова Евгении Григорьевны."О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии: методика и опыт". Также в моей работе очень помогли схемы правил Львовой Светланы Ивановны «Схема на уроке русского языка». Я пришла к выводу, что данная работа очень перспективна.

 

 

Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения?

 Это, прежде всего, точное и легкое описание, выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задач данного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведет к правильному решению.

Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило.

Что значит алгоритм правила?

 Это разбивка правила на несколько этапов, вычленение особенностей правила, составление схемы, по которой легко восстанавливается формулировка правила. Давно замечено, что человек легче запоминает зримое, видимое, нежели услышанное. В данном случае при формулировке правила по схеме работают два вида памяти - зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить.

При составлении алгоритмов необходимо учитывать подготовленность детей, уровень знаний, полученных ими по данной теме в предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводится данное правило на данном этапе изучения.  Использование алгоритмов позволяет средне и слабоуспевающим школьникам воспроизвести ход рассуждения по применению правила, показать путь его сокращения и способствует выработке умения правильно определять орфограммы.

Виды алгоритмов:

 Линейный алгоритм — набор команд (указаний), выполняемых последовательно друг за другом.

Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов.

Циклический алгоритм — алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия (одних и тех же операций) Над новыми исходными данными.

Алгоритм применительно к уроку русского языка можно задать несколькими способами:

— словесным, то есть записью последовательности действий;

— графическим, с помощью специальных графических символов;

— табличным, и виде таблицы, в которой фиксируются этапы исполнения алгоритма и результаты исполнения.

Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова и часть речи. Поэтому особенное внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать олово по составу и опре­делять часть речи, эта работа идет параллельно с работой по созданию схем-алгоритмов.

Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.

Я стараюсь организовать учебный процесс в классе так, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися, т.к. второй способ считаю наиболее продуктивным. При этом, организуя работу по составлению алгоритмов, использую групповую или парную работу ведь, в составлении алгоритма важно, чтобы участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила. Такая работа способствует также и формированию коммуникативных УУД.

В своей работе я применяю разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм. Разрешающие алгоритмы строятся по принципу задач с одним или несколькими альтернативными вопросами. Алгоритмы разрешения разнородны по объему: от 3-4 шагов до 30-40 и более.

Работа с детьми младшего школьного возраста  по применению разрешающих алго-ритмов проходила в 3 этапа:

1. Подготовительный этап - подготовка базы для работы с новым материалом , актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма. На этом этапе используется приём составление элементарных схем.

2. Основной этап.

     1) Применение готовых алгоритмов. Начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма;

- Далее по схеме разбираются 2-3 примера;

- Раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице;

- Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала -коллективно, затем - самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий.

    2) Совместное составление алгоритма и его применение.

На данном этапе используют такие приемы работы:

- продолжи алгоритм;

- составление алгоритма учащимися из предложенных этапов;

-  восполнение недостающего звена;

- определение ошибки в составленном алгоритме;

3) Полностью самостоятельное составление алгоритма учащимися и его применение  (проводиться как индивидуально, так и по группам или по парам)

 3. Заключительный этап- свертывание алгоритма.

1  ступень - полное рассуждение;

2  ступень - частичное сжатие:

3  ступень - максимальное сжатие.

С понятием алгоритма (памятка) в программе «Школа России» дети знакомятся на уроке русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударными гласным звуком в корне слова». И детям он объясняется как указанные действия и их порядок.

Итак, уважаемые коллеги, я приглашаю Вас  побывать учениками 2 класса по системе Школа России на серии уроков русского языка по теме «Правописание слов с безударными гласным звуком в корне слова».

 

1 урок.

Тема: "Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями."

алгоритма в разных ситуациях.

Цель: организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия “алгоритм” и применению  алгоритма в разных ситуациях.

Задачи урока:

обучающие:

         открытие понятия “алгоритм”;

         формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);

развивающие:

         составление способов действий  по алгоритму и их  применению в разных  ситуациях;

         способствовать развитию логического мышления;

воспитательные:

         эстетическое воспитание детей;

3. Объяснение новой темы. (фрагмент)

Папа объяснил Маше, как сеять редис: «Сделай бороздку глубиной 2 см, полей ее. Разложи семена, засыпь их землей и прижми». Чтобы ничего не забыть, Маша составила план.

 

Начало

1.     Сделать бороздку глубиной 2 см.

2.     Полить бороздку.

3.     Разложить в бороздке семена.

4.     Засыпать бороздку землей.

5.     Прижать землю над бороздкой.

Конец

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/22/k_59c4f730de4c9/429270_1.pngа) Пронумеруй рисунки в соответствии с планом.

 

 

б) План составила Маша.  Можно ли использовать этот план для посева других растений? 

Какой вывод вы можете сформулировать?

 

Вывод 1: необходимо выполнять строгий порядок действий, приводящих к конкретному результату.

Вывод 2: необходимо проверить последовательность действий, нет ли пропусков или лишних действий.

 

Мы сделали вывод. Действия и порядок действий нужны для того, чтобы, следуя им, получить желаемый результат.

- Как можно назвать эти памятки, одним словом?  (План; Правила)

- А как по-другому мы можем назвать эти записи? (Ответы детей)

Вступительное слово: Слово АЛГОРИТМ происходит от имени арабського математика Мухамеда Ибн Мусы аль Хорезми, который жил с 783г. по 850г. и сформировал правила выполнения четырех арифметических действий.

АЛГОРИТМ – это последовательность действий (КОМАНД) , выполнение которых приводит к ожидаемому результату

 

 

- Где мы встречаемся с алгоритмами.

- Подумайте, а как называется человек, который выполняет все эти действия? (исполнитель-это тот, кто может исполнить данный алгоритм. )

- Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.

Каждая группа получает задание: составить алгоритм по своей теме.

Организуется работа в группах. Работают три группы.

Задание для первой группы: Проверить правильность записи действий при уборке квартиры пылесосом.

УБОРКА КВАРТИРЫ С ПОМОЩЬЮ ПЫЛЕСОСА.

1.     Принести пылесос в комнату.

2.     Подключить к сети.

3.     Нажать ВКЛ на корпусе.

4.     Нажать ВЫКЛ на корпусе.

5.     Пропылесосить.

6.     Отключить от сети.

7.     Поставить на место.

Задание для второй группы: Проверить правильность записи действий при мытье посуды.

ВЫМОЙ ТАРЕЛКУ.

1.     Открой кран.

2.     Возьми тарелку.

3.     Надень шапку.

4.     Вымой тарелку.

5.     Вытри её.

6.     Поставь в шкаф.

7.     Закрой кран.

Задание для третьей группы: Проверить правильность записи действий при поливе цветов.

ПОЛЕЙ ЦВЕТОК.

1.     Возьми лейку.

2.     Открой кран.

3.     Наполни лейку водой.

4.     Полей цветок.

5.     Поставь лейку на место.

Заслушиваются выступления групп.

 

3 урок.

Тема: «Правописание слов с безударными гласным звуком в корне слова».

Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Первый был посвящён знакомству с данной орфограммой. На втором уроке и последующих идёт отработка умения правильно писать слова с данной орфограммой.

 

– Посмотрите на картинки, что на них изображено? (Коза, лиса, пчела, кошка, котёнок, овца)

- Что общего? Какое слово лишнее? (кошка) Почему? (Гласная под ударением)

- А в остальных словах гласная вызвала сомнение. Почему? (безударная)

- К какому выводу мы пришли на прошлом уроке, если буква гласного вызвала сомнение? (Ты её немедленно поставь под ударение.)

- Что для этого надо сделать? (Подобрать проверочное слово) Как это сделать? (Изменить форму слово или подобрать однокоренное слово)

- Запишите эти слова. (Коза, лиса, пчела, котёнок, овца)

- Проверим. Кто справился без ошибок?

- Не все. Почему? Правило правописания безударных гласных знаем? Тогда чему надо научиться? (Его применять.)

- И в этом нам поможет – алгоритм- порядок работы со словом, в котором есть безударная гласная.

- Ваша задача в паре составить алгоритм.

Деформированный алгоритм.

- Начнём вместе.

1 шаг – произнесём или прочитаем слово.

2 шаг – поставим ударение.

3 – выделим корень

4 - если в корне есть безударный гласный звук, подберём проверочное слово

5 – вставим букву

6 - обозначим орфограмму

- Дальше выполняются упражнения с использованием алгоритма.

 

4 урок.

Когда учитель понимает, что навык работы с алгоритмом стал безошибочным и умения доведены до  автоматизма, можно предложить детям попробовать определять орфограмму быстрее, а для этого необходимо лишь упростить рассуждение по алгоритму. Т.е. детей подводят к стадии частичного сжатия – ко 2-ой ступени.

Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

 

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

 

- Я вам предлагаю ответить на вопросы:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

hello_html_72dcda53.jpg

 

-Сейчас вас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным.

 

 

На этом этапе видно, что учащиеся пока еще выстраивают план работы над орфографической задачей, но он уже стал сокращенным. Дальше идет отработка этого способа проверки слов.

Если навык применения данного правила отработан до автоматизма полностью,  то  можно  переходить к стадии максимального сжатия (3-я ступень). И здесь определение порядка решения орфографической задачи сокращается настолько, что он совмещается с проверкой. Но это возможно, если стадия частичного сжатия учащимися усвоена полностью.

 

 

 

 

 

5 урок.

 


Гр_бы

- Проверочное слово гриб, значит, пишем в корне и.

   После этого снова идет отработка нового способа проверки слов.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное преимущество работы с алгоритмами состоит в том, что они помогают  с  самого  начала изучения материала формировать правильные и полные рассуждения и обобщения,  учат школьников тому,  как наиболее быстро, экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач.

В ходе своей деятельности пришла к выводу, что использование на уроках алгоритмов очень удобно и оправданно, потому что на одном уроке можно рассмотреть правило, запомнить и научить практически применять его. Более того, это даёт очень хороший результат: у учеников появляется уверенность в своих способностях, школьники овладевают творческими умениями, формируется личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию. В результате освоения принципов алгоритма учащиеся легче запоминают трудные правила русского языка, глубже постигают внутриязыковые законы, более осознанно работают над изучаемым материалом.

Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют их кругозор, пробуждают интерес к предмету. Думаю, что эта работа может быть полезна учителям.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Опыт работы по теме: «Алгоритмизация как средство развития логического мышления на уроках русского языка»

Опыт работы по теме: «Алгоритмизация как средство развития логического мышления на уроках русского языка»

Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения?

Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения?

Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений

Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений

Полностью самостоятельное составление алгоритма учащимися и его применение (проводиться как индивидуально, так и по группам или по парам) 3

Полностью самостоятельное составление алгоритма учащимися и его применение (проводиться как индивидуально, так и по группам или по парам) 3

Разложить в бороздке семена. 2

Разложить в бороздке семена. 2

Задание для первой группы :

Задание для первой группы :

Не все. Почему? Правило правописания безударных гласных знаем?

Не все. Почему? Правило правописания безударных гласных знаем?

Чтоб развеять все сомненья! -

Чтоб развеять все сомненья! -

Гр_бы - Проверочное слово гриб, значит, пишем в корне и

Гр_бы - Проверочное слово гриб, значит, пишем в корне и

Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют…

Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022