Опыт работы по теме "Краеведение"

  • doc
  • 16.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Опыт работы по теме Краеведение (к презентации).doc

 

«Мой отчий дом, мой край родной – Кузбасс!»

   Добрый день. Я, Былкова Марина Викторовна, работаю в мкс(к)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжёлые нарушения речи».

 Слайд №1

   Хочу поделиться опытом своей работы по теме  «Мой отчий дом, мой край родной – Кузбасс!»

 Слайд №2

Кузнецкий край.
Кому - то снится южный берег Крыма.
Кого - то манят пальмы и моря.
А мне Сибирь, как мать - неповторима.
Здесь отчий дом, здесь родина моя.
Кузнецкий край - жемчужина Сибири.
Кузнецкий край - горняцкая земля.     Слайд №3
Народ Кузбасса - мощь его и сила,
Богатство недр и хлебные поля.
Мне по душе сибирская природа,
Ее просторы, реки и луга,
Напевный говор русского народа,
И летний зной, и зимние снега

И. Елизарьев 

Слайд  №4

   Наша малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузнецкий регион, Земля Кузнецкая… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.

   В нашем уголке России обитают самые разнообразные растения и животные, присущие огромному множеству природных зон. Слайд №5

   На востоке области находятся горы Кузнецкого Алатау. Слайд №6

 Это самые высокие горы нашего края. Здесь можно увидеть остроконечные вершины, отвесные скалы, каменные россыпи (курумы), пещеры, водопады, ледники…

  А на юге Кузбасса находится Липовый остров – единственное место в Западной Сибири, где произрастают липы. Всех чудес не перечесть! Тайга, степь, пойменные луга, лесостепи… Многообразие природных зон поражает. Слайд №7

   Сейчас стало очень модным отправляться на отдых в экзотические страны. Но оглянитесь вокруг, посмотрите, в каком чудесном крае вы проживаете! В нем есть все: простор для творчества, отдыха и  здоровья… Слайд №8

   Не случайно я обратилась к этой теме. В настоящее время краеведение приобретает все большее значение в обучении. Об этом говорит возросший интерес к историко-культурному и природному наследию родного края.

   Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Кузбасса, с его историческими и природными особенностями.

    В прошлом году мною была проведена викторина среди учащихся 3 классов по теме «Мой край родной - Кузбасс», с целью выявления знаний детей о своем родном крае. Результаты обследования показали, что дети недостаточно хорошо знают свой край.  Слайд №9

 

 

 

 

 

 

 

 

 


      Поэтому я решила обратиться к данной проблеме. Тема для изучения  родного края неисчерпаема. В свою работу на уроках и во внеурочное время я стала включать элементы краеведения по изучению многообразия природы Кемеровской области.   Работа по краеведению интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика.   Слайд№10  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов. А также на уроках  окружающего мира и изобразительного искусства.  Слайд №11

Форма организации занятия, которую я использую в своей работе – индивидуально-групповая:

-          Беседы (желательно использовать презентацию); 

-          Экскурсии (посещение музеев: краеведческого, музея Боевой славы и др.; наблюдения в природе);

-          Активное участие в акциях по защите природы;  Слайд №12,13

-          Викторины; 

-          Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, выпуск листовок, конкурсы рисунков)     Слайд №14

-          Консультации (при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);

-          Конференции: участие  в школьных и городских мероприятиях.

   Итог работы: составление задач на материале краеведения; стихи, сочинения о родном крае; беседы с младшими классами о краеведении. Все это благотворно влияет на    включенность в работу детей с различным типом темперамента. Так в моем  классе обучается девочка, которая на протяжении нескольких лет не вступала в контакт ни с педагогом, ни с одноклассниками. В настоящее время она включилась в работу, появилась уверенность в своих силах. Застенчивая по характеру, Марина сегодня с удовольствием готовит сообщения к урокам, читает дополнительную литературу, выступает перед аудиторией. Такая работа дает возможность расширить кругозор детей, обогатить словарный запас, снять эмоциональную напряженность.

    Результаты проведенной работы показали, что уровень знаний о природе родного края повысился. Слайд №15

РЕЗУЛЬТАТЫ (конец учебного года)

 

 

 

 

 

 

 


   Обучающиеся класса с удовольствием участвуют в  проектной деятельности. Нами был разработан  проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Слайд №16, №17

   Участие в проекте включало в себя: наблюдения за птицами, фотоотчеты Слайд №18

изготовление кормушек, заготовка корма для птиц,  Слайд №19, Слайд №20  активное участие в акциях по охране и защите птиц Слайд №21 .

Результаты участия в различных акциях, олимпиадах, конкурсах отмечены многочисленными грамотами,  Слайд  №22 дипломами, Слайд №23 благодарностями. Слайд №24

А сейчас я предлагаю вам принять участие в небольшой викторине. Считаете ли вы себя знатоками Кузбасса?

ВИКТОРИНА

Слайд №25

·        Когда образовалась Кемеровская область? (26 января 1943 года)

·        Назовите реку, на которой находится «кладбище динозавров». (Кия)

·        Назовите «Амазонку» нашей области. (Томь)

·        Какие горы Кузбасса самые древние? (Салаирский кряж)

·        Назовите «райскую» птицу наших лесов. (зимородок)

·        Назовите заповедник Кемеровской области. (Кузнецкий Алатау)

·        Загадки:

   - Представьте, что лесная тропинка привела вас к красивой горной реке Кузнецкого Алатау. Вы решили попытать счастья в рыбацком деле. Через некоторое время вытащили на берег большую рыбину из семейства осетровых. Раньше она обитала по всему течению Томи, а сейчас – только в чистых водах притоков нашей главной реки. Назовите эту вкусную рыбу.(таймень)

           Слайд №26

Всем больным я помогаю,

Их лечить не устаю,

Каждый год свои рога я

На лекарство отдаю. (марал)

          Слайд №27

Если даже буду хворым,

Мне не нужно докторов.

Съем лукошко мухоморов

Окажусь опять здоров. (лось)

         Слайд №28

    Благодарю за участие в викторине!

    Великолепие природы Кемеровской области пробуждает интерес к природному наследию. Эта тема, действительно неисчерпаема. Поэтому и в дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении.

Спасибо за внимание!

        Слайд №29