Опыт работы по теме "Краеведение"
Оценка 4.9

Опыт работы по теме "Краеведение"

Оценка 4.9
doc
16.01.2020
Опыт работы по теме "Краеведение"
Опыт работы по теме Краеведение (к презентации).doc

 

«Мой отчий дом, мой край родной – Кузбасс!»

   Добрый день. Я, Былкова Марина Викторовна, работаю в мкс(к)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжёлые нарушения речи».

 Слайд №1

   Хочу поделиться опытом своей работы по теме  «Мой отчий дом, мой край родной – Кузбасс!»

 Слайд №2

Кузнецкий край.
Кому - то снится южный берег Крыма.
Кого - то манят пальмы и моря.
А мне Сибирь, как мать - неповторима.
Здесь отчий дом, здесь родина моя.
Кузнецкий край - жемчужина Сибири.
Кузнецкий край - горняцкая земля.     Слайд №3
Народ Кузбасса - мощь его и сила,
Богатство недр и хлебные поля.
Мне по душе сибирская природа,
Ее просторы, реки и луга,
Напевный говор русского народа,
И летний зной, и зимние снега

И. Елизарьев 

Слайд  №4

   Наша малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузнецкий регион, Земля Кузнецкая… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.

   В нашем уголке России обитают самые разнообразные растения и животные, присущие огромному множеству природных зон. Слайд №5

   На востоке области находятся горы Кузнецкого Алатау. Слайд №6

 Это самые высокие горы нашего края. Здесь можно увидеть остроконечные вершины, отвесные скалы, каменные россыпи (курумы), пещеры, водопады, ледники…

  А на юге Кузбасса находится Липовый остров – единственное место в Западной Сибири, где произрастают липы. Всех чудес не перечесть! Тайга, степь, пойменные луга, лесостепи… Многообразие природных зон поражает. Слайд №7

   Сейчас стало очень модным отправляться на отдых в экзотические страны. Но оглянитесь вокруг, посмотрите, в каком чудесном крае вы проживаете! В нем есть все: простор для творчества, отдыха и  здоровья… Слайд №8

   Не случайно я обратилась к этой теме. В настоящее время краеведение приобретает все большее значение в обучении. Об этом говорит возросший интерес к историко-культурному и природному наследию родного края.

   Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Кузбасса, с его историческими и природными особенностями.

    В прошлом году мною была проведена викторина среди учащихся 3 классов по теме «Мой край родной - Кузбасс», с целью выявления знаний детей о своем родном крае. Результаты обследования показали, что дети недостаточно хорошо знают свой край.  Слайд №9

 

 

 

 

 

 

 

 

 


      Поэтому я решила обратиться к данной проблеме. Тема для изучения  родного края неисчерпаема. В свою работу на уроках и во внеурочное время я стала включать элементы краеведения по изучению многообразия природы Кемеровской области.   Работа по краеведению интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика.   Слайд№10  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов. А также на уроках  окружающего мира и изобразительного искусства.  Слайд №11

Форма организации занятия, которую я использую в своей работе – индивидуально-групповая:

-          Беседы (желательно использовать презентацию); 

-          Экскурсии (посещение музеев: краеведческого, музея Боевой славы и др.; наблюдения в природе);

-          Активное участие в акциях по защите природы;  Слайд №12,13

-          Викторины; 

-          Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, выпуск листовок, конкурсы рисунков)     Слайд №14

-          Консультации (при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);

-          Конференции: участие  в школьных и городских мероприятиях.

   Итог работы: составление задач на материале краеведения; стихи, сочинения о родном крае; беседы с младшими классами о краеведении. Все это благотворно влияет на    включенность в работу детей с различным типом темперамента. Так в моем  классе обучается девочка, которая на протяжении нескольких лет не вступала в контакт ни с педагогом, ни с одноклассниками. В настоящее время она включилась в работу, появилась уверенность в своих силах. Застенчивая по характеру, Марина сегодня с удовольствием готовит сообщения к урокам, читает дополнительную литературу, выступает перед аудиторией. Такая работа дает возможность расширить кругозор детей, обогатить словарный запас, снять эмоциональную напряженность.

    Результаты проведенной работы показали, что уровень знаний о природе родного края повысился. Слайд №15

РЕЗУЛЬТАТЫ (конец учебного года)

 

 

 

 

 

 

 


   Обучающиеся класса с удовольствием участвуют в  проектной деятельности. Нами был разработан  проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Слайд №16, №17

   Участие в проекте включало в себя: наблюдения за птицами, фотоотчеты Слайд №18

изготовление кормушек, заготовка корма для птиц,  Слайд №19, Слайд №20  активное участие в акциях по охране и защите птиц Слайд №21 .

Результаты участия в различных акциях, олимпиадах, конкурсах отмечены многочисленными грамотами,  Слайд  №22 дипломами, Слайд №23 благодарностями. Слайд №24

А сейчас я предлагаю вам принять участие в небольшой викторине. Считаете ли вы себя знатоками Кузбасса?

ВИКТОРИНА

Слайд №25

·        Когда образовалась Кемеровская область? (26 января 1943 года)

·        Назовите реку, на которой находится «кладбище динозавров». (Кия)

·        Назовите «Амазонку» нашей области. (Томь)

·        Какие горы Кузбасса самые древние? (Салаирский кряж)

·        Назовите «райскую» птицу наших лесов. (зимородок)

·        Назовите заповедник Кемеровской области. (Кузнецкий Алатау)

·        Загадки:

   - Представьте, что лесная тропинка привела вас к красивой горной реке Кузнецкого Алатау. Вы решили попытать счастья в рыбацком деле. Через некоторое время вытащили на берег большую рыбину из семейства осетровых. Раньше она обитала по всему течению Томи, а сейчас – только в чистых водах притоков нашей главной реки. Назовите эту вкусную рыбу.(таймень)

           Слайд №26

Всем больным я помогаю,

Их лечить не устаю,

Каждый год свои рога я

На лекарство отдаю. (марал)

          Слайд №27

Если даже буду хворым,

Мне не нужно докторов.

Съем лукошко мухоморов

Окажусь опять здоров. (лось)

         Слайд №28

    Благодарю за участие в викторине!

    Великолепие природы Кемеровской области пробуждает интерес к природному наследию. Эта тема, действительно неисчерпаема. Поэтому и в дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении.

Спасибо за внимание!

        Слайд №29

 

 

 

 

Опыт работы по теме "Краеведение"

Опыт работы по теме "Краеведение"

Опыт работы по теме "Краеведение"

Опыт работы по теме "Краеведение"

Опыт работы по теме "Краеведение"

Опыт работы по теме "Краеведение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020