Опыт работы по теме «Природная мастерская – как средство познавательного и творческого развития дошкольников»
Оценка 4.6

Опыт работы по теме «Природная мастерская – как средство познавательного и творческого развития дошкольников»

Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
20.09.2023
Опыт работы по теме  «Природная мастерская – как средство познавательного и творческого развития дошкольников»
Цель природной мастерской: формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитие умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношению к природе. Задачи: 1.Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность. 2.Привлечение внимания родителей, всего населения к проблемам окружающей среды.
опыт работы Садыковой А.С..doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №18»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы по теме

 

«Природная мастерская – как средство познавательного и творческого развития дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:  Садыкова А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     2022г.

Уважаемые коллеги! Представляю вам из опыта работы «Природная мастерская – как средство познавательного и творческого развития дошкольников» (слайд 1).

Мир природы! Это и чарующий взор краски,
это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий
в нас новые силы. Это и несметные богатства,

которые людям надлежит беречь и преумножать

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Несвоевременная очистка русел рек, горы мусора, которые человек оставляет после себя, где бы он не находился, стало экологическими проблемами в г. Бугуруслане: несанкционированные свалки мусора, высыхание р. Турханка, обмеление р. Большой Кинель, недостаточность водных ресурсов - все это губительно сказывается на экосистеме и на ее целостном взаимодействии. Главная причина этого - тотальная экологическая невоспитанность и безответственность людей. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. 

Слайд 2 С целью выявления уровня сформированности положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам природы и определения уровня экологических знаний дошкольников в сентябре 2021 года была проведена диагностика по методике С.В. Николаевой и О. Соломенниковой. По результатам выполнения заданий все дети были распределены на 3 группы по уровням сформированности экологических представлений: высокий, средний, низкий. Высокий уровень – 5 детей (21%), средний уровень – 14 (58%) детей низкий уровень – 5  (21%), детей.

Анализ результатов показал, что большинство детей имеют понятие о нормах и правилах поведения в природе. Однако самостоятельная природоохранная деятельность отражена только в ответах некоторых детей, а с остальной частью требуется проведение специальной работы, которая поможет сформировать этические качества личности дошкольников по отношению к природе. Сопоставляя результаты проведённого диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что у некоторых детей наблюдается отсутствие устойчивого эмоционально выраженного интереса к природе. Это можно объяснить недостаточным уровнем знаний и заинтересованности детей. 

        Исходя из результатов диагностики, изучив методическую  литературу по данному направлению, определила цель работы: формирование экологической культуры дошкольников посредством использования нетрадиционной формы деятельности. Такой новой формой обучения детей творческому процессу познания различных предметов и явлений стала природная мастерская «Эколята-дошколята».

Слайд 3 Цель и задачи вы можете видеть на слайде. Цель природной мастерской: формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитие умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношению к природе.

Задачи:

1.Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.

2.Привлечение внимания родителей, всего населения к проблемам окружающей среды.

Природная мастерская состоит из нескольких секторов, для создания которых была организована соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

Слайд 4 В группе оформлен уголок «Эколята», в котором дети могут наблюдать и экспериментировать, максимально проявить любознательность, активность и самостоятельность. А помогают им в этом сказочные обитатели - герои Азбуки Природолюбия: Шалун, Умница, Елочка и Тихоня. В Уголке расположены авторские пособия и игры (д/и «Азбука природолюбия», Дидактическое дерево «Времена года», лэпбук «Береги природу», макеты «Природные зоны» и другие).

Слайд 5 В секторе экспериментальной деятельности создана мини-лаборатория, занятия в которой способствуют развитию у детей познавательного интереса, повышению интереса к исследовательской деятельности и способствуют формированию основ научного мировоззрения.

Слайд 6 В секторе коллекционирования дети с удовольствием играют с экспонатами коллекций рассматривают их, классифицируют, обогащают свои знания (коллекции пуговиц, камней, ракушек, летающих семян, тканей, бумаги и другие).

Слайд 7 Следующий сектор Эко-вернисаж, на котором располагаются рисунки детей, в соответствии с Экологическим календарем и комплексно-тематическим планированием детского сада, расположен в холле на 1 этаже.

Слайд 8 На лестничном пролете оформлен стенд бук для представления результатов работы природной мастерской. Здесь дошкольники выставляют свои поделки из природного материала в соответствии с временем года «Летние фантазии», «Овощной переполох», «Эко-елочка». Здесь демонстрируются результаты участия дошкольников в акциях и экологических конкурсах.

В рамках деятельности природной мастерской дети совместно с родителями активно участвуют в природоохранных акциях.

Слайд 9 Природоохранная акция «Береги природу». Цель: воспитание у детей  бережного отношения к природе. В рамках данной акции были организованы следующие мероприятия:

чтение экологических сказок: И.А. Рыжова «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке»,  И.А. Рыжова «Травинка – путешественница»,

просмотр мультфильма И.А. Рыжова «Чей дом лучше»;

изготовление плаката «Береги животных»,

экологический праздник «Мы - друзья природы».

 Слайд 10 Природоохранная акция «Чистое утро». Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблемам экологии и чистоты окружающей среды в городе, повышение экологической культуры.

Для детей и родителей были предложены агитационные листовки «Сделаем город чистым», проводился конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала «Мама, папа, я – творим чудеса». Результатом стало оформление фотоальбома «Природа и мы» и выставка поделок из утилизированного материала. Акция по сбору макулатуры «Бумаге – вторая жизнь!». К участию в акции с удовольствием присоединились родители, бабушки и дедушки воспитанников, особо активные семьи получили почетные грамоты.

      Слайд 11  Природоохранная акция «Птичья столовая». Цель: расширение знаний о жизни птиц, привлечение внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, формирование доброжелательного отношения к птицам родного края, так как они нуждаются в нашем внимании, заботе и охране.  В результате просветительской работы дошкольники развесили  кормушки и «птичьи столовые» на территории детского сада, подкармливают каждый день  птиц. Для родителей выпустила экологическую листовку «Помоги пернатым»; провела конкурс среди семей на изготовление самой необычной кормушки для птиц. 

Слайд 12  В декабре в нашем детском саду реализуется проект «Сохраним ёлочку – красавицу наших лесов», автором которого являюсь. В рамках реализации проекта с детьми нарисовала рисунки-призывы «Сохраним елочку!», провела беседы «Хвойные деревья родного края»,  «Какую пользу приносит ель», «Искусственная ель хорошо или плохо?», «Можно ли рубить ель?». С родителями организовала экскурсии в зимний лес, акцию  «Сохраним елку- красавицу наших лесов». Работа по проекту продолжается.

Слайд 13 В экологической мастерской применяю:

- игровые обучающие ситуации со сказочными героями«Буратино беседует с детьми о деревьях»«Вини – Пух идет на луг за медом»«Незнайка знакомится с комнатными растениями»«Айболит осматривает комнатные растения», ««Чиполлино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации пробуждают познавательный интерес к природе. Посещая интересные места- леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе;

Слайд 14 - активно использую виртуальные экскурсии «Природные достопримечательности Оренбургского  края»«Красная книга Оренбургской области»«Правила поведения в природе» и др.

Слайд 15   -    Также применяю методы, основанные на применении креативных, ярких решений, интересных визуальных эффектов. Один из таких «Экологический ай - стоппер» ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. В группе  изготовлен экологический ай-стоппер «Земля в опасности». С детьми решали проблемную ситуацию, устанавливали причинно-следственные связи и спасали планету.  

Слайд 16 - для развития ассоциативного мышления применяю друдлы - это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Так круг дети могут превратить в солнышко, цветочек, яблоко, очки. Друдлы понадобятся на любом занятии. Например: помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д. Когда показываю друдл, поворачиваю его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдлов способствует развитию ассоциативного и дивергентного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам.

Слайд 17 По итогу первого года работы по экологическому воспитанию дошкольников по результатам сравнительной диагностики, результаты которой представлены в виде диаграммы на слайде,  пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

Слайд 18 Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе, участие в познавательных играх, выставках, конкурсах. Воспитанники моей группы постоянные участники и призёры конкурсов разного уровня.

     Слайд 19   Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

         

 

 

 

         


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город

Уважаемые коллеги! Представляю вам из опыта работы «

Уважаемые коллеги! Представляю вам из опыта работы «

Исходя из результатов диагностики, изучив методическую литературу по данному направлению , определила цель работы: формирование экологической культуры дошкольников посредством использования нетрадиционной формы деятельности

Исходя из результатов диагностики, изучив методическую литературу по данному направлению , определила цель работы: формирование экологической культуры дошкольников посредством использования нетрадиционной формы деятельности

Летние фантазии», «Овощной переполох», «Эко-елочка»

Летние фантазии», «Овощной переполох», «Эко-елочка»

Сохраним елку- красавицу наших лесов»

Сохраним елку- красавицу наших лесов»

Слайд 18 Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который…

Слайд 18 Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023