Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №18»
Опыт работы по теме
«Природная мастерская – как средство познавательного и творческого развития дошкольников»
Подготовила воспитатель: Садыкова А.С.
2022г.
Уважаемые коллеги! Представляю вам из опыта работы «Природная мастерская – как средство познавательного и творческого развития дошкольников» (слайд 1).
Мир природы! Это и чарующий взор краски,
это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий
в нас новые силы. Это и несметные богатства,
которые людям надлежит беречь и преумножать
В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Несвоевременная очистка русел рек, горы мусора, которые человек оставляет после себя, где бы он не находился, стало экологическими проблемами в г. Бугуруслане: несанкционированные свалки мусора, высыхание р. Турханка, обмеление р. Большой Кинель, недостаточность водных ресурсов - все это губительно сказывается на экосистеме и на ее целостном взаимодействии. Главная причина этого - тотальная экологическая невоспитанность и безответственность людей. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.
Слайд 2 С целью выявления уровня сформированности положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к объектам природы и определения уровня экологических знаний дошкольников в сентябре 2021 года была проведена диагностика по методике С.В. Николаевой и О. Соломенниковой. По результатам выполнения заданий все дети были распределены на 3 группы по уровням сформированности экологических представлений: высокий, средний, низкий. Высокий уровень – 5 детей (21%), средний уровень – 14 (58%) детей низкий уровень – 5 (21%), детей.
Анализ результатов показал, что большинство детей имеют понятие о нормах и правилах поведения в природе. Однако самостоятельная природоохранная деятельность отражена только в ответах некоторых детей, а с остальной частью требуется проведение специальной работы, которая поможет сформировать этические качества личности дошкольников по отношению к природе. Сопоставляя результаты проведённого диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что у некоторых детей наблюдается отсутствие устойчивого эмоционально выраженного интереса к природе. Это можно объяснить недостаточным уровнем знаний и заинтересованности детей.
Исходя из результатов диагностики, изучив методическую литературу по данному направлению, определила цель работы: формирование экологической культуры дошкольников посредством использования нетрадиционной формы деятельности. Такой новой формой обучения детей творческому процессу познания различных предметов и явлений стала природная мастерская «Эколята-дошколята».
Слайд 3 Цель и задачи вы можете видеть на слайде. Цель природной мастерской: формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитие умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношению к природе.
Задачи:
1.Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.
2.Привлечение внимания родителей, всего населения к проблемам окружающей среды.
Природная мастерская состоит из нескольких секторов, для создания которых была организована соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
Слайд 4 В группе оформлен уголок «Эколята», в котором дети могут наблюдать и экспериментировать, максимально проявить любознательность, активность и самостоятельность. А помогают им в этом сказочные обитатели - герои Азбуки Природолюбия: Шалун, Умница, Елочка и Тихоня. В Уголке расположены авторские пособия и игры (д/и «Азбука природолюбия», Дидактическое дерево «Времена года», лэпбук «Береги природу», макеты «Природные зоны» и другие).
Слайд 5 В секторе экспериментальной деятельности создана мини-лаборатория, занятия в которой способствуют развитию у детей познавательного интереса, повышению интереса к исследовательской деятельности и способствуют формированию основ научного мировоззрения.
Слайд 6 В секторе коллекционирования дети с удовольствием играют с экспонатами коллекций рассматривают их, классифицируют, обогащают свои знания (коллекции пуговиц, камней, ракушек, летающих семян, тканей, бумаги и другие).
Слайд 7 Следующий сектор Эко-вернисаж, на котором располагаются рисунки детей, в соответствии с Экологическим календарем и комплексно-тематическим планированием детского сада, расположен в холле на 1 этаже.
Слайд 8 На лестничном пролете оформлен стенд бук для представления результатов работы природной мастерской. Здесь дошкольники выставляют свои поделки из природного материала в соответствии с временем года «Летние фантазии», «Овощной переполох», «Эко-елочка». Здесь демонстрируются результаты участия дошкольников в акциях и экологических конкурсах.
В рамках деятельности природной мастерской дети совместно с родителями активно участвуют в природоохранных акциях.
Слайд 9 Природоохранная акция «Береги природу». Цель: воспитание у детей бережного отношения к природе. В рамках данной акции были организованы следующие мероприятия:
чтение экологических сказок: И.А. Рыжова «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке», И.А. Рыжова «Травинка – путешественница»,
просмотр мультфильма И.А. Рыжова «Чей дом лучше»;
изготовление плаката «Береги животных»,
экологический праздник «Мы - друзья природы».
Слайд 10 Природоохранная акция «Чистое утро». Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблемам экологии и чистоты окружающей среды в городе, повышение экологической культуры.
Для детей и родителей были предложены агитационные листовки «Сделаем город чистым», проводился конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала «Мама, папа, я – творим чудеса». Результатом стало оформление фотоальбома «Природа и мы» и выставка поделок из утилизированного материала. Акция по сбору макулатуры «Бумаге – вторая жизнь!». К участию в акции с удовольствием присоединились родители, бабушки и дедушки воспитанников, особо активные семьи получили почетные грамоты.
Слайд 11 Природоохранная акция «Птичья столовая». Цель: расширение знаний о жизни птиц, привлечение внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, формирование доброжелательного отношения к птицам родного края, так как они нуждаются в нашем внимании, заботе и охране. В результате просветительской работы дошкольники развесили кормушки и «птичьи столовые» на территории детского сада, подкармливают каждый день птиц. Для родителей выпустила экологическую листовку «Помоги пернатым»; провела конкурс среди семей на изготовление самой необычной кормушки для птиц.
Слайд 12 В декабре в нашем детском саду реализуется проект «Сохраним ёлочку – красавицу наших лесов», автором которого являюсь. В рамках реализации проекта с детьми нарисовала рисунки-призывы «Сохраним елочку!», провела беседы «Хвойные деревья родного края», «Какую пользу приносит ель», «Искусственная ель хорошо или плохо?», «Можно ли рубить ель?». С родителями организовала экскурсии в зимний лес, акцию «Сохраним елку- красавицу наших лесов». Работа по проекту продолжается.
Слайд 13 В экологической мастерской применяю:
- игровые обучающие ситуации со сказочными героями: «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Незнайка знакомится с комнатными растениями», «Айболит осматривает комнатные растения», ««Чиполлино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации пробуждают познавательный интерес к природе. Посещая интересные места- леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе;
Слайд 14 - активно использую виртуальные экскурсии «Природные достопримечательности Оренбургского края», «Красная книга Оренбургской области», «Правила поведения в природе» и др.
Слайд 15 - Также применяю методы, основанные на применении креативных, ярких решений, интересных визуальных эффектов. Один из таких «Экологический ай - стоппер» ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. В группе изготовлен экологический ай-стоппер «Земля в опасности». С детьми решали проблемную ситуацию, устанавливали причинно-следственные связи и спасали планету.
Слайд 16 - для развития ассоциативного мышления применяю друдлы - это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Так круг дети могут превратить в солнышко, цветочек, яблоко, очки. Друдлы понадобятся на любом занятии. Например: помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д. Когда показываю друдл, поворачиваю его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдлов способствует развитию ассоциативного и дивергентного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам.
Слайд 17 По итогу первого года работы по экологическому воспитанию дошкольников по результатам сравнительной диагностики, результаты которой представлены в виде диаграммы на слайде, пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.
Слайд 18 Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе, участие в познавательных играх, выставках, конкурсах. Воспитанники моей группы постоянные участники и призёры конкурсов разного уровня.
Слайд 19 Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.