Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Умка»
Взаимодействие с родителями
в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
в дошкольном образовании
(опыт работы МАДОУ «Детский сад №14 «Умка»)
Воспитатель: Моргунова А.Х.
Мегион, 2020
Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Важным, ключевым элементом в реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования является работа с семьёй.
Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на десять лет вперёд – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей». Ребёнок с рождения включается в социокультурное пространство общества. Под руководством взрослых в семье и детском саду закладывается фундамент нравственного воспитания.
До 7 лет дети приобретают установку на положительное отношение к миру, людям, окружающему, самому себе, овладевают умением поступать по чести и совести благородно и бесконфликтно.
От того каким образом будет выстроена работа в этом направлении, зависит формирование личности ребёнка. Успешность этой работы полностью зависит от эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решить следующие задачи:
- объединить усилия дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
- осуществлять руководство взаимодействием родителей и детей;
- обеспечивать родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
- повышать педагогическую культуру родителей.
На сегодняшний день «Социокультурные истоки» это одна из программ, в реализации которой активную роль играют родители.
Семья традиционно является главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. И реализуя с родителями программу «Социокультурные истоки» в нашем детском саду мы формируем ценности семьи и традиции семейного воспитания как единую систему ценностей в семье и в детском саду.
Опыт работы детского сада «Умка» по программе духовно–нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки» включает все формы работы с родителями, которые применяем в своей педагогической деятельности.
Алгоритм работы включает 5 шагов.
Шаг первый «Начни с себя» позволяет нам проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии с темой месяца и запланировать работу с родителями в соответствии с тематикой.
Шаг второй «Вовлеки педагогическое сообщество» помогает спланировать взаимодействие специалистов с нами и родительским сообществом. В работу включаются и представители религиозных организаций.
Шаг третий «Присоедини родителей» позволяет присоединять родителей к совместной реализации программы, объединять усилия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей. Были запланированы беседы, тематические конкурсы и занятия, календарные праздники, инсценировки, благотворительные акции, участие в мастер- классах.
Традиционно, в новых группах первое знакомство родителей с «Социокультурными истоками» происходит во время первой экскурсии по детскому саду в «Русской избе», где можно послушать мудрые пословицы и торжественные былины, поучительные сказы и сказки, отгадывать умные, с хитрецой, загадки, разучивать песенки и потешки, играть в хороводные игры. А еще учатся общаться со своими детьми.
Например, совместная игра «Имя моего ребенка»позволяет вспомнить, почему именно это имя они выбрали для своего ребёнка, знают ли они его значение, какие черты в характере ребёнка соответствуют выбранному имени. Игра «Ласковое слово» помогает узнать множество ласковых форм обращения к ребенку, называя которыми сына или дочку, родители смогут проанализировать как при этом меняется его поведение.
На первых собраниях родителей знакомим с полной информацией о работе по программе «Социокультурные истоки» по возрастным группам, включая цели и задачи работы, представляем краткий обзор книг и альбомов, даем рекомендации по работе с детьми в домашних условиях, подчеркивая важность «Социокультурных истоков», которая формирует у детей систему нравственных ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
В домашнее чтение художественной литературы в подготовительной группе я включаю рассказы из книги «Чудесная дружба». В ней рассказывается о необыкновенной дружбе святых людей с дикими зверями. Самые свирепые хищники кротко повиновались воле смиренных подвижников и преданно им служили, отвечая на их необычайную доброту и любовь ко всему Божьему творению.
Занятия с родителями в активных формах, проводятся в ресурсном круге, в паре, в четвёрке, в микрогруппе.
В ресурсном круге благодаря открытой коммуникации, каждый имеет возможность обменяться своими знаниями. Родители учатся слушать и слышать друг друга, делиться имеющимся опытом в воспитании детей, принимать совместные решения. Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В информационном уголке предоставляется родителям полная информация о работе по программе в течение месяца. Помещаем дополнительную информацию по теме, даем рекомендации и задания для семейного чтения книг для развития, уточняем дату и время проведения итогового занятия с детьми, приглашаем к участию родителей, предлагаем выучить с ребёнком к потешки, стихи, загадки, пословицы, поговорки по теме занятий.
Организовываем выставку книг, семейных фотографий, альбомов, изделий декоративно – прикладного искусства. Вывешиваем репродукции картин отечественных классиков живописи, рисунки детей.
Все родители вместе с детьми оформляют страницы альбомов, где выполняются задания, указанные в книгах для развития.
Успешно реализуются проекты совместно с родителями, «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», «Русские народные куклы», «Семейный альбом».
Знакомим с историей и празднованием народных праздников: «День Покрова Пресвятой Богородицы», когда православные люди ходили в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери.
«Рождество», один из самых главных христианских праздников. В детском саду были проведены следующие мероприятия: беседы о милосердии, добре и зле; совместно с представителями храма Покрова Божией Матери проведены благотворительные акции, выставки рождественских поделок и рисунков, рассказом священника о Рождестве как о событии, несущем в мир добро и о его значении в жизни верующих людей.
«Светлый праздник Пасхи», «Масленица» - проводы Зимы, с песнями, плясками, соревнованиями, блинами, зимними забавами, В эту работу вовлекаем родителей: просим их рассказать своим детям о том, как семья проводит эти праздники, изготовить с детьми поделки к празднику, а также посетить вместе с семьёй городские мероприятия связанные с этими праздниками. Родители активно участвовали в пасхальной благотворительной ярмарке, выставках. Представитель церкви рассказывал родителям и детям о православной традиции: прощении всех обид в последний день Масленицы – Прощёном воскресенье и о начале Великого поста перед большим христианским праздником «Пасхи».
Ничто так не укрепляет детско-родительские отношения, как совместная досуговая деятельность. Для детей 6-7 лет проводились совместные досуги «Дорогою добра», «Народные игры с напевами», Праздники народного календаря, театрализации русских народных сказок.
Шаг четвертый «Организуй образовательную деятельность».
В последнюю неделю месяца проводится активное итоговое занятие с родителями и детьми. За активное участие в благотворительных акциях, конкурсах родители награждаются благодарственными письмами.
Шаг пятый «Проанализируй результат» позволяет нам проследить за динамикой социокультурного развития детей в течении года, увидеть, за счет чего достигнуты положительные результаты. Мониторинг проводится 2 раза в год (январь - май). Результаты показали, что родители заинтересованы новыми формами проведения мероприятий, возросла их активность.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются на примере прежде всего родителей и собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности.
Успехов вам, эффективного взаимодействия с родителями для достижения значимых результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.