Гимаева Марина Владимировна, учитель начальных классов, руководитель НОУ, высшая квалификационная категория, МАОУСОШ №7 г.Туймазы РБ
Опыт работы в Научном обществе школы.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
в МБОУ СОШ №7 г.Туймазы.
В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно заниматься научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы. Работа над исследованием расширяет кругозор, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.
Исследовательская деятельность в школе, в отличие от науки, своей главной задачей ставит не открытие нового, а приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности.
Научно-исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и педагога.
Рассмотрение этапов научно-исследовательской деятельности проведем в рамках презентации опыта МБОУ СОШ №7 г.Туймазы:
1этап организации научно-исследовательской деятельности в нашем ОУ -ознакомление учащихся со значением исследовательской деятельности, ее основными особенностями и выполнение краткосрочных проектно-исследовательских работ. В текущем учебном году у школьников появилась удивительная и доступная возможность: самим открывать, познавать, обсуждать, исследовать и создавать собственные проекты в платформе ГлобалЛаб. Дети в основном работают дома самостоятельно, выбирают тему проекта и работают над ним и демонстрируют свои проекты на уроках по предметам.
Каждый модуль организуется краткосрочный проект «Вопрос модуля» в течение всего учебного года.
На информационном стенде общества ежемесячно вывешиваются задания по классам. За правильный ответ учащиеся набирают определённое количество баллов. Итоги подводятся в конце модуля на линейке. Ответ на «вопрос модуля», а также имена участников и победителей представляются на информационном стенде НОУ. Каждый модуль в интеллектуальной викторине принимает участие около 600 учащихся с 1 по 11 классы.
На 2 этапе учащиеся проявившие интерес к исследовательской деятельности начинают подготовку к написанию среднесрочных проектно-исследовательских работ.
Данная работа осуществляется в рамках деятельности научного общества учащихся «Шонкар».
В наше время актуальной стала проблема работы с одаренными детьми. Ведь речь идет не только о просвещении, но и о наиболее полном удовлетворении всех прав ученика, в том числе о праве на получение глубоких и полных знаний. Одна из форм работы, позволяющая наиболее полно удовлетворить эту потребность, – работа в школьном научном обществе.
Научное общество учащихся «Шонкар» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
НОУ «Шонкар» основано в 2007- 2008 учебном году. В момент основания в состав научного общества входило 16 учащихся. На сегодняшний день в научное общество входит более 120 учащихся школы.
В научное общество учащихся может вступить каждый учащийся, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя – предметника.
Создание НОУ позволяет одаренным обучающимся:
1) попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;
2) раскрыть свои способности;
3) развивать:
– незаурядные человеческие качества, чтобы достойно сотрудничать с другими детьми;
– доброжелательность и чуткость;
– широкий круг интересов и умений;
– живой и активный характер;
– готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
– творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
– компетентность.
Работа НОУ строится на основании поставленной цели и задач:
Цель: Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.
Задачи НОУ:
1. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно- исследовательской деятельности в школе.
2. Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, содействие в профессиональной ориентации.
3. Формирование и развитие навыков исследовательской работы.
4. Развитие исследовательской компетенции учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Структура НОУ «Шонкар»
Организационная структура научного общества учащихся школы выглядит следующим образом: Руководитель НОУ «Шонкар», председатель НОУ, совет руководителей
В структуру НОУ входят предметные секции. Образовано 8 секций по разным направлениям: секция иностранных языков, русского языка и литературы, географии и истории, математики и информатики, естественных наук, технологии, ОБЖ, ИЗО, физической культуры, родных языков, начальных классов. (слайд- структура)
В составе общества планируется деятельность предметных секций учащихся под руководством учителей, руководителей секций, руководителя НОУ.
Основные направления работы НОУ
1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
5. Привлечение научных сил к руководству научных работ учащихся.
6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
7. Подготовка, организация и проведение научных- практических конференций.
8. Редактирование и издание ученических научных сборников.
В начале года составляется план работы научного общества учащихся «Шонкар». Общее собрание НОУ с участием руководителей секций, научных руководителей, учащихся проходит каждый месяц. Руководитель НОУ проводит практические занятия, на которых учащиеся знакомятся с требованиями к научно – исследовательским работам, с этапами работы. Руководители секций проводят индивидуальные консультации в течение всего учебного года.
Работа НОУ « Шонкар» в течение учебного года проводится в несколько этапов. На первом этапе, организационном, учащиеся с помощью своих научных руководителей определяют темы, цели и задачи своих исследовательских работ.
На данном заседании рассматриваются и утверждаются темы предлагаемых исследований. Начало любого исследования — это выбор темы работы. Тема должна отражать научную проблему в ее характерных чертах – это то, что предстоит доказать, открыть. Очень часто название работы рождается не сразу. Выбор темы исследования –не простой момент, бывает так, что ученики предлагают темы им явно не по силам; зачастую темы реферативного характера.
Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Например «Шаг в мечту», «Тропики на подоконнике» «Самолеты строим сами», «Чемпионами не рождаются, чемпионами становятся», «Близнецы. Одинаковые или уникальные?», «Счастливое детство- мой двор», «Маленькая батарейка- большая экологическая угроза», «Батик – новая жизнь старым вещам », «Чем богата территория Туймазинского водохранилища?», «Имена земляков на карте мира », «Недоступная «Доступная среда»», «Каким ты был, любимый город?», «Школьный омбудсмен :если в нём необходимость», «Роль открытия Туймазинской девонской нефти в победе ВОВ », «Забытый полк: история 170-й стрелковой дивизии 1-го формирования», «По следам Салавата Юлаева».
Так же на первом заседании руководитель НОУ знакомит учащихся с оформлением введения. Начало введения начинается с обоснования почему я решил писать исследовательскую работу? И почему другим эта тема тоже должна быть интересна, полезна! Более подробно рассматриваются такие понятия как: цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования. Цель исследования характеризуется кратко и точно, выражая то основное, что намеривается сделать исследователь. Определить цель — значит ответить себе и другим на вопрос зачем ты его проводишь. Задачи исследовательской работы уточняют цель. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Необходимо различать Объект исследования и Предмет исследования. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, которое может подтвердиться или не подтвердиться в процессе работы. Следующий этап — это методы исследования, они формулируются исходя из задач!
Примеры:
• наблюдение
• опрос
• тестирование
• анализ документов
• метод математической обработки полученных эмпирических данных
• сопоставительный системный анализ
• изучение и анализ результатов
• эксперимент (естественный/лабораторный)
• интервью
• анкетирование
• измерение
• сравнение
Выбрав метод определяется база исследования. Базой исследования может быть городской музей , архивы, учащиеся школы или класса. Каждая работа должна нести теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
На втором заседании в мае учащиеся знакомятся с принципами написания теоретической части исследования. Проводится проверка правильности составления раздела «Введение», рассматриваются требования к оформлению теоретической главы исследования.
Структура теоретической части :
1.История вопроса
2.Выявление сущности изучаемых понятий
3.Исследование самой проблемы
4.Выводы по главе
В летний период учащиеся дорабатывают введение, теоретическую часть исследовательской работы.
В сентябре месяце проводится 3 заседание НОУ "Шонкар" по теме : "Принципы написания экспериментальной части исследования". На данном заседании учащиеся знакомятся с требованиями к оформлению экспериментальной части исследования, с различными методами исследования, с оформлениями таблиц, графиков, диаграмм. Более подробно рассматривается процесс проведения эмпирической части на примере лучших исследовательских работ предыдущего года.
Структура практической части:
1 . Описание методов и методик исследования
2.Ход исследования
3. Анализ полученных результатов
4. Выводы по главе
5. Заключение
Четвертое заседание НОУ "Шонкар" проходит в октябре месяце по теме "Оформление списка литературы и приложений к исследовательской работе." Руководитель НОУ совместно с руководителями секций и научными руководителями проводят консультации: знакомят с требованиями оформления научно-исследовательской работы, совместно с учащимися определяют форму защиты. Следующие заседания НОУ проходят на темы "Написание тезисов " и " Подготовка выступления и презентации ".
Заключительным этапом в работе НОУ "Шонкар", является защита исследовательских проектов и работ на научно-практических конференциях различного уровня. До защиты научно- исследовательские работы и проекты, проходят три этапа проверки: 1этап- проверка научными руководителями, 2 этап - проверка руководителями секций, 3 этап- проверка администрацией школы. После этого оформляется рецензия на проектно-исследовательскую работу и только потом работы допускается к защите.
После защиты и представления работ на конференциях различного уровня, многие среднесрочные проекно-исследовательские работы «Музейное дело-вчера и сегодня», «Арттерапия», «Бизнес инкубатор», "170 стрелковая дивизия" и другие переросли в долгосрочные проекты, реализуемые на протяжении двух-пяти лет. В результате был создан школьный музей, комната арттерапии, создан школьный бизнес инкубатор и т.д. Сейчас реализуется долгосрочный проект «Забытый полк»», результатом которого станет открытие музея 170 стрелковой дивизии. На протяжении последних трех лет учащиеся, родители, учителя нашей школы ведут поисковую работу, собирая материалы, сведения, фотографии о бойцах 170-й стрелковой дивизии, участвуют в работе поисковых отрядов. На данный момент найдено у родственников 68 сохранившихся фотографий. Также в ходе работы, определили, что 16 человек вернулись с войны, хотя в Книге памяти они числятся пропавшими без вести.
В рамках усиления практической направленности исследовательских работ в ОУ создан инкубатор для научно-исследовательских стартапов, позволяющий учащимся в сотрудничестве с научными руководителями превращать научно-исследовательские работы в бизнес-проекты. В рамках данной работы была разработана система индивидуального сопровождения учащихся, обучение в школе «Юного предпринимателя», в результате которой вырабатывается практическое применение научно-исследовательской работы. За два года существования инкубатора научно-исследовательских стартапов были реализованы проекты: «Бумаге вторую жизнь», «Квислинг», «Скраббуккинг» и др. В результате удалось заработать свыше 30 тысяч рублей.
В рамках реализации ускорения темпа развития учащихся на территории заповедника «Кандры-куль» проводится 2 лагеря, который охватывает свыше 120 учащихся: в марте месяце проходит лагерь «Одармол» на тему «Организация научно-исследовательской, проектной деятельности», в ходе которого учащиеся работают над своими проблемными темами, проводятся мастер-классы руководителем НОУ "Шонкар" и преподавателями туймазинского филиала УГАТУ. На летних каникулах проходит лагерь дневного пребывания "ИНТЕЛ", который проходит с целью создания благоприятных условий для развития способных и одаренных учащихся через оптимальную структуру основного и дополнительного образования в каникулярное время, с использованием нестандартных форм работы.
Ежегодно в марте проходит «Фестиваль науки и творчества», где учащиеся представляют свои исследовательские и творческие проекты.
По итогам конференций и конкурсов издаётся сборник "АЛЬМАНАХ", в который входят лучшие исследовательские работы учащихся.
Большую роль в рамках повышения мотивация имеет поощрение учащихся. В связи с этим по итогам участия в конференциях различного уровня, учащиеся поощряются на «Слёте достижений» Создана система грантов, где лучшие учащиеся получают именные стипендии в размере от 3 до 10 тысяч рублей. Информация о лучших учащихся и педагогах размещается на сайте ОУ, публикуется в районной газете «Туймазинский Вестник». Одаренные учащиеся направляются в санатории Краснодарского края, республики Крым. Более 30 одаренным учащимся с 2013 по 2015 годы была предоставлена возможность побывать с экскурсией в г.Казани, Санкт-Петербурга, Москвы за счет спонсорских средств.
В рамках участия в различных НПК ежегодно учащиеся ОУ принимают активное участие в конференциях районного, республиканского и всероссийского значения.
Республиканские конференции:
Всероссийские и международные конференции:
Уже пятый год школа участвует в очной конференции Общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего" «Шаги в науку» и «Юные интеллектуалы -юг». Особенность этих конференций в том, что они включают в себя не только выступления учащихся с докладами на секциях, но и мастер-классы, лекции учёных и творческие встречи с известными людьми.
Благодаря четкой выстроенной системы научно-исследовательской деятельности, повышения заинтересованности учащихся: по итогам пяти лет участия в научно-практической деятельности победителями и призерами стали: районные НПК-178 учащихся: республиканские НПК-48, НПК Всероссийского уровня-590 учащихся.
По итогам организации научно-исследовательской деятельности ОУ на протяжении трех лет входит в сотню лучших школ России Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». 8 учащихся школы по итогам 3 лет входят в сотню лучших учащихся России среди школьников и студентов в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». ОУ на протяжении 5-х лет является лучшей школой Туймазинского района по итогам НПК.
В 2015 учебном году открытие на базе МБОУ СОШ №7 г.Туймазы Клуба друзей ЮНЕСКО. Школа имеет статус «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». В рамках реализации данного проекта проводятся конференции, посвященные научно-исследовательской деятельности со школами Челябинской области, Самарской, Республики Татарстан, сопредельных стран: Казахстан, Белоруссии, Германии, что позволяет реализовать ведущий принцип образования XXI века провозглашенный ЮНЕСКО «образование для всех» и «образование через всю жизнь».
Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов, которые работают в отраслях науки, в вузах, органах внутренних дел. Но сегодня общество и экономика настолько изменились, что практически каждому молодому человеку, продолжившему свое обучение в вузе или колледже, а затем приступившему к профессиональной деятельности, быть грамотным исследователем – жизненная необходимость. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую (поисковую) активность. Трудно назвать образованным взрослого человека, если он в школе не научился работать с различной информацией, не умеет думать, выделять проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, не имеет опыта защиты идей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.