"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"
Оценка 4.8

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

Оценка 4.8
Научные работы
doc
физика
7 кл
23.03.2018
"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"
Статья из опыта работы формирования универсальных учебных действий на уроках физики. Личностные универсальные учебные действия делятся на пять крупных разделов. Метод научного познания. Решение экспериментальных задач. Структурно - логические схемы. Коммуникативные универсальные учебные действия. План урока - конференции. Универсальные учебные действия.
Опыт формирования УУД на уроках физики.doc
Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики. Личностные универсальные учебные действия, такие как: убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений   науки   и   технологии   для   дальнейшего   развития   человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры  можно сформировать, изучая физику в 11 классе: она   делится на 5 крупных  разделов. 1. История развития электродинамики (с начала 19 в. до начала 20 в.) рассматривается   развитие   научно­технического   прогресса   через   работы следующих ученых: Эрстед, М. Фарадей, Д. К. Максвелл, Генрих Герц, А.С. Попов и т.д.);  2.   История   развития   теории   о   природе   света   (с   середины   17   в   до середины 20 в) И.Ньютон, Гюйгенс, Ф. Юнг, Макс Планк, Альберт Эйнштейн и т.д.)  3. Сто (специальная теория относительности)  возникла  в начале 20 в, противоречила законам  классической механики и законам электродинамики, теории ядерной физики;  4. История развитии теории о строении атома (с конца 19 в до середины 20 в); 5. История развития ядерной физики (с 1919 г до наших дней). Великий   итальянский   физик   Г.   Галилей   ­   основоположник  научного метода  в   исследовании   явлений   природы,   выделил   4   этапа   в   его развертывании:  ­  Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлении; ­ Выдвижение гипотезы, позволившей объединить наблюдения и факты и связать их в некую модель; ­     Математическое   развитие   гипотезы   или   нахождение   логических следствий; ­   Опытная   проверка   гипотезы   (совершается   открытие   новых   физ. законов и явлений) (см. список литературы  №3).            Следует сказать, что изучение всех этих 5 разделов проходит в тесной связи друг с другом. Эрстед открыл существование магнитного поля вокруг электрического тока, М. Фарадей поставил вопрос  о существовании магнитного поля вокруг электрического, обобщение работ Эрстеда и Фарадея сделал Максвелл теоретически. Эксперимент поставил Герц ,а  применил А.С. Попов, создав радиоприемник.       Поэтому при изучении блока СТО я ставлю перед учениками вопрос: Почему возникла эта теория в начале 20 века? После обсуждения ,подводим итог:   потому   что   возникло   противоречие   между   законами   классической механики   и   законами   электродинамики   Максвелла.   Помог   выйти   из   этого тупика А. Эйнштейн  и его  теория относительности.            Из   вышесказанного   следует,  что   весь   курс  физики   в 11  классе рассматривается в виде цепочки  метода научного познания.  Такое изучение учебного материала не только обеспечивает цикличность обучения в рамках одного учебного года (что способствует формированию прочности знаний), но и позволяет учащимся осмыслить полученные раннее знания на новом уровне.           Решение экспериментальных задач  (формирование регулятивных УУД), формирует умение проводить наблюдения и описывать их. Задавать вопросы   и   находить   ответы   на   них   опытным   путем,   т.е.   планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде   таблиц,   делать   выводы   на   основе   наблюдений,   находить   простейшие закономерности   в   протеканий   явлений   и   осознаний   использовать   их   в повседневной   жизни,   соблюдая   разумные   правила   техники   безопасности   и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий. При изучении темы «Давление» в 7 классе я даю экспериментальное  задание   :   высчитать   давление   своего   собственного     тела   на   пол   при ходьбе в спортивном зале (кроссовки), при беге на лыжах(лыжи) и при танце на   дискотеке(босоножки,   туфли).   Сравнить,   сделать   вывод,   ответить   на вопрос: «От каких величин зависит давление в этих 3­х случаях?»           С   целью   реализации   познавательных   УУД   используются   мною структурно   ­   логических   схем.  Повторение   всего   курса   физики   в   ходе подготовки учащихся к ЕГЭ ­ трудоемкий процесс. Надо видеть все явления и процессы   в   взаимосвязи   друг   с   другом,   уметь   базировать   основными понятиями   и   формулами,   устанавливать   между   ними   связь   и   выстраивать логические   цепочки. систематизировать знания, выделять основное.    Структурно­логические   схемы   позволяют      С помощью логических схем ­ таблиц (ЛСТ)  можно рассматривать несколько   тем   или   разделов   в   целом   при   изучении   колебательных   , механических   и   электромагнитных   систем.   Делаем   выводы,   что   все величины,   характеризующие   свободные   колебания,   описываются   по   закону синуса и косинуса; выражаются уравнением гармонических колебаний х(t)=Хо cos  sin t, где Хо  =  мах.  ω ω ω υ t;  (t)=x'(t)= Хо  ω ω υ ω i(t)= Iмах sin t; U(t)=Uмах cos (t)=  мах sin t; q(t)=qо cos υ ω υ t; i(t)=q'(t)= qо  ω t. ω ω  sin t, где qо  =Iмах ; ω Я  показала межпредметную связь математики и физики. Учащиеся 11 класса из курса алгебры знают уравнение гармонических колебаний, первую производную, вторую производную. Учитель физики в разделе «Механика» применяет это так : х'(t)= (t);  υ '(t)=а(t); а(t)= х''(t) υ          Между вращательным и колебательным движениями существует тесная связь. Если рассмотреть движение точки по окружности, то проекция радиуса на ось х будет изменяться по формуле x=Хо cos t. ω α α ω Х=Хо sin ;   = t ω Х=Хо sin  радиуса на ось х) t;  х ­ смещение шарика от положения равновесия; (проекция х'(t)= Хоcos ω υ υ t; х'(t)= ;  (t)=  оcos υ ω ω υ t; где  о= Хо ;  υ '(t)= Хо ²; а= ω Хо ²; ω t+ о); ­ это уравнение гармонического колебания т.к. ω φ х(t)= Хоcos( cos(x)= sin(х+ /2).π          На основе этих формул учащиеся без затруднений рассматривают процессы,   происходящие   в   колебательном   контуре,   где   создаются электромагнитные колебания.  На одном чертеже строят графики U(t), i(t), q(t), предварительно зная уравнение   зависимости   этих   величин.   (Элективный   курс   «Подготовка   по физике к ЕГЭ»)           Таким   образом,   при   составлении   таких   таблиц   универсальные   учащихся   направлены   на   анализ   и   управление учебные   действия   познавательной  деятельностью.   В   данном   случае   овладение   УУД   ведет   к формированию   способности  самостоятельно  усваивать   новые   знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.      При  формировании логических УУД  выполняем задания типа В и  С из вариантов   ЕГЭ. Они   требуют от ученика высокой степени понимания физических процессов. Эти задания проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний из разных разделов курса физики т.е высокого уровня подготовки выпускников.           Например,  задача: В вакууме находятся два покрытых кальцием электрода,   к   которым   подключен   конденсатор   емкостью   С   =8000пФ.   При длительном   освещении   катода   светом   с  частотой   √=  10    в  15  степени   Гц фототок,   возникший   вначале,   прекращается.   Работа   выхода   электронов   из кальция А= 4,42 * 10   в «минус» 19 степени Дж. Какой заряд  q  при этом оказывается на обкладках конденсатора?           Из условия  задачи видно,  что ученик должен  знать физические термины  «электроемкость»,   «фототок»,   «обкладки   конденсатора»,   «работа выхода», «красная граница», «вакуум», «электрод»; знать формулы уравнения Эйнштейна   для   фотоэффекта,   выражение   для   запирающего   напряжения, формулу разности потенциалов на обкладках конденсатора; математически грамотно   связать   все   формулы   для   нахождения   искомой   физической величины.                       Коммуникативные   действия   обеспечивают   социальную компетентность   и   сознательную   ориентацию   учащихся   на   позиции   других людей,   умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном обсуждении проблем.                  При изучении  в 10 классе темы «Теория близкодействия  и действия   на   расстоянии»   провожу   урок   ­   конференцию.   Этот   материал интересный   и   несложный,   может   быть   изучен   самостоятельно   учащимися. Тема, выходит далеко за пределы учебника физики и для  раскрытия требует поиска   разных   материалов   в   Интернете.   Учащиеся   хорошо   представляют материал   по   каждой   теории,   готовят   аргументы   в   защиту   своей   теории   и антиаргументы   теории   противника.   Заранее   зная   справедливость   теории близкодействия, оппоненты находят такие доводы в защиту своей «неверной» теории, что ставишь под сомнение   верность первой.           На   уроке­конференции   ученики   с   одной   стороны   являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, проводят самооценку своей работы.  План урока­конференции: Цели:   Образовательная:   Обеспечить   усвоение   учащимися   знаний   о теориях  близкодействия и действия на расстоянии; Развивающая:   развитие   коммуникативных способностей, совершенствование умений самообразования, развитие умение   информационно­ использовать   ИКТ   в   учебном   процессе   для   поиска   информации   и представление ее в заданной форме (работа в программах  Word, Power Point)  Воспитательные:   формирование     познавательной     самостоятельности учащихся, воспитание эстетических чувств в процессе   дискуссии и подачи материала.  Задачи урока:  ­   развивать     коммуникабельность,   коммуникативность,   талерантность при   ведении спора; ­ сделать учащихся активными участниками занятия; ­     вовлечь   как   можно   больше   ребят   в   самостоятельную,   активную, познавательную и творческую деятельность. За 1 неделю до конференции учащиеся выбирают, какую теорию они будут   защищать.   Готовят   аргументы   и   антиаргументы   ,   группируются, выбирают лидера.  В конференции принимают  участие   все обучающиеся 10 класса.   Возрос   интерес   к   предмету,   мотивация   и   познавательная самостоятельность   учащихся.   Использование   ИКТ   позволяет   удачно реализовать   личностно­ориентированный   подход   в   преподавании   через самостоятельный   выбор   каждым   учащимся   темы     дискуссии,   источника информации, содержания работы, темпа ее выполнения.  На   этом   уроке   ­   конференции   мы     формируем   коммуникативные универсальные учебные действия: участие в дискуссии, умение кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу, Интернет­ресурсы и   другие   источники   информации,   умение   планировать   сотрудничество   со сверстниками , умение выражать мысль, аргументировать.  Как  формирую коммуникативные универсальные учебные действия на внеклассных мероприятиях можно посмотреть в  Приложении 1   (школьная газета   на   тему   «Транспорт,   улица   и   мы»   см.ниже).   Литературно­ исследовательская   работа,   выполненная   на   тему   «Соблюдение   правил дорожного движения» вызвала большой интерес. Была проведена огромная работа   по   сбору   материала,   анкетированию,   опросу   и   написанию   статей   , оформление  газеты . Эту работу ученики представили на окружном конкурсе школьных газет «Улица, транспорт и мы» и получили 2 место среди школ Юго­Западного округа.  Приложении 2 (Разработка «Недели физики» см. ниже) Заключение  Говоря о формировании у обучающихся универсальных учебных  действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят  им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыках самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся  зависит от степени сформированности  универсальных учебных действий. А  степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся  и  руководство остаётся за учителем.       Таким образом, основная цель, которая стоит передо мной, как  учителя: научить детей самостоятельно добывать знания.  Задачи, которые я должна решить:  ­  создание условий, пробуждающих познавательную самостоятельность   обучающихся;  ­  переконструирование прежних знаний обучающихся; ­ проблематизация учебного материала (другими словами, при  деятельностном обучении происходит расширение и углубление знаний при  помощи ранее усвоенного и нового применения прежних знаний в условиях  проблемной ситуации);  ­  направление учебного материала не только на поиск знаний в «чистом  виде», но и на овладение способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;   ­  обеспечение эмоциональной поддержки, которая необходима, чтобы  взяться за рисковое дело, т.е. высказывать свои мысли о чем­то неизвестном,  эта задача выполняется за счет организации групповой работы.      Задачи для обучающихся воспитанников:  1. Образовательная:  ­  изучение понятий и свойств физических величин, явлений, законов;  ­  изучение практической направленности полученных знаний;  ­ формирование умений в их применении в исследовательской работе;  ­  формирование мотивации и опыта учебно­познавательной и практической  деятельности.  2. Развивающая:  ­  способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы,  предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;  ­  способствовать развитию логического мышления;  ­ развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной  деятельности.  3. Воспитательная:  ­  способствовать формированию научного мировоззрения;  ­ способствовать воспитанию ответственного отношения к труду, культуры  мышления и речи;  ­ пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;  ­  развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;  ­ формировать умению критически, но объективно оценивать предметы,  явления, поступки и действия (свои и чужие).   Я     использую,   и   буду   использовать   в   дальнейшей   работе   методы мотивации   и   стимулирования   обучающихся   к   изучению   моего   предмета (создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично­поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи); методы контроля (фронтальный опрос, физические диктанты, написание ОК и их восстановление по памяти).  Хочется   завершить     изложение   своих     мыслей   словами     Ш.А. Амонашвили: «Учитель,   воспитывай   в   своих   учениках   умение   сомневаться,   ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает  для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность».

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"

"Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018