Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.
Оценка 4.7

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Оценка 4.7
Семинары
docx
математика
Взрослым
08.05.2018
Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.
Благодаря внедрению в образовательную практику информационных технологий, повышающих наглядность представления знаний, учащиеся получают возможность глубже ознакомиться со спецификой каждой из наук при выборе направления своей будущей деятельности, что особенно важно при организации предпрофильного и профильного образования. Качественных характеристик, выгодно отличающих образовательные электронные ресурсы от других средств обучения, по существу две: мультимедийность и интерактивность.Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.
Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ.docx
Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ­технологий. Совершенно новые уроки, интересные для детей и взрослых… На этих занятиях можно просмотреть художественные и научно­популярные фильмы, прочитать редкие тексты художественных произведений и научных работ,   детально   рассмотреть   произведения   искусства,   увидеть   модели физических процессов, изображения явлений природы, исторических событий и социальных явлений…Эта мечта стала реальностью. ИКТ позволяют наиболее эффективно реализовать возможности современных образовательных технологий, раскрыть их педагогические  и дидактические функции.    Применение компьютерных технологий позволяет:  видоизменить весь процесс обучения;  реализовать модель личностно ориентированного обучения;  предоставляет   возможность   интенсификации   занятий   разных   форм обучения;    имеет большое значение для организации самоподготовки учащихся.   Таким   образом,   компьютерные   технологии   обучения   дают   больше   возможностей в развитии творчества и учеников и учителей.         Обучение   превращается   в  деловое   сотрудничество,  а  это   существенно усиливает мотивацию, повышает индивидуальность и интенсивность обучения, приводит к необходимости поиска новых форм занятий.       Благодаря   внедрению   в   образовательную   практику   информационных технологий,   повышающих   наглядность   представления   знаний,   учащиеся получают возможность глубже ознакомиться со спецификой каждой из наук при выборе направления своей будущей деятельности, что особенно важно при организации предпрофильного и профильного образования. Качественных   характеристик,   выгодно   отличающих   образовательные электронные   ресурсы   от   других   средств   обучения,   по   существу   две: мультимедийность и интерактивность. В «компьютерный» урок можно включить текстовый материал (причем как в «буквенной»,   так   и   в   звуковой,   т.е.   «речевой»   форме);   аудиоэффекты (музыка,   фонодокументы   и   т.д.);   видеоряд   (графика,   схемы,   фотографии, видео) и др. Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм подачи материала. Это, в свою очередь, дает возможность,   «переключая»   уровни   восприятия,   максимально   долго удерживать   внимание   учеников   на   предмете   обучения,   избегая   опасности перенапряжения   их   в   ходе   урока.   Исследования   показывают,   что   в   ходе мультимедийного   урока   объем   поданного   и,   соответственно,   усвоенного материала можно увеличивать без риска перегрузить учеников. Информация, продублированная   через   различные   сенсорные   пути,   через   текст,   видео, графику и звук усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания (суть ее в том, что память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорных раздражителей  ассоциируется с ним у человека). Другая   важная   особенность   урока   с   применением   компьютера   –   его интерактивность, т.е. возможность диалога, обратной связи. Традиционно до сих пор такая возможность существовала лишь в случае непосредственного контакта учителя и ученика. Компьютер – единственное техническое средство обучения,   полноправно   включающееся   в   этот   процесс.   Компьютер   имеет возможность осуществлять обратную связь как с учителем, так и с учеником, являясь не просто партнером по «контакту», но и неисчерпаемым источником учебной информации, поток поступления которой можно легко регулировать.   Благодаря государственной   программе   информатизации   компьютеры появились практически во всех школах. В нашей школе в каждом учебном кабинете   есть   мультимедийный   компьютер,   включенный   в  локальную   сеть, обеспечен   выход   в   Интернет.   Учебный   кабинет   при   этом   обретает   новое измерение (дело в том, что сами эти средства могут воссоздать некоторый учебный кабинет, только виртуальный – зал музея или архива, лабораторный комплекс   или   полигон   под   открытым   небом). В   кабинете   мультимедиа имеется богатая медиатека, электронная копир­доска, интерактивная доска. Созданы   все   необходимые   условия   для   эффективного   использования компьютерных   технологий   обучения.   Использование   же   учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся   получение   адекватного   современным   запросам   школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.  На протяжении многих лет в нашей школе на кафедре математики, физики и информатики   работает   дружный   коллектив   единомышленников,   который активно   включился   в   движение   по   внедрению   медиаресурсов   в   учебный процесс.  Разработаны   единые   требования   к   современному   уроку,  к   оценке знаний   умений   и   навыков.   Происходит   взаимопосещаемость   уроков, взаимообмен созданными мультимедийными продуктами. Создан электронны й методический портфолио  ШМО (школьное   методическое   объединение) учителей математики, физики и информатики, который позволяет фиксироват ь, накапливать и оценивать творческие достижения учителя.   С   2006/2007 учебного   года я возглавляю школьное методическое объединение учителей математики, физики и информатики. У нашего   методического объединения есть цифровое методическое портфолио в виде файловой папки,  в которой содержатся   файловые   папки:   отчет,   работа   с   интерактивной   доской, экспериментальная работа, портфолио каждого члена МО и т.д. Последнее состоит     из   трех   файловых   папок:   «Мероприятия»,   «Методические материалы», «Цифровое учебно­методическое обеспечение». Под   моим   руководством   осуществляется   формирование   базовой   ИКТ­ компетентности, диагностика учителей. Происходит сетевое взаимодействие внутри школы с коллективами других ШМО.  Применение   готовых   цифровых   образовательных   ресурсов   дает возможность   смоделировать   те   процессы,   которые   недоступны   для проведения   демонстраций,   что   повышает   для   ученика   наглядность, «оживляет»   занятие   и   экономит   время   урока.   С   помощью   компьютера   и видеопроектора   намного   эффективнее   можно   использовать   принцип наглядности. Но ЦОРов  не всегда бывает достаточно для подготовки к тому или   иному   уроку.   Поэтому учителя   нашей   школы   широко   используют технологию   мультимедийных   презентаций,   создают   презентации   к определенному   этапу   урока   или   к   уроку   в   целом.  Программа   разработки презентаций   Microsoft   Power   Point   позволяет   подготовить   материалы, комбинируя   различные   средства   наглядности,   максимально   используя достоинства каждого.  Презентация позволяет выбрать только те материалы, которые необходимы для урока, адаптировать их для конкретного класса или ребёнка, выстроить в нужной последовательности. Учителю  легче готовиться к   занятиям,   организовывать   рабочее   место,   экономить   время     урока. Например,   готовые   чертежи   к   задачам   устного   счета   по   геометрии,   после решения каждой можно выполнить проверку правильности ответа. С помощью презентации   можно   провести   математический   диктант   или   небольшую самостоятельную работу и сразу же выполнить проверку. При объяснении нового материала использование презентации повышает интерес,   усиливает   мотивацию,  делает   уроки   яркими   и   увлекательными, информационно   и   эмоционально   насыщенными.   Эффективно   подобранные короткие видеоматериалы оживляют урок и очень нравятся детям. Материал хорошо и легко запоминается, ребёнку интересно и комфортно на уроке.    Презентация   может   быть   создана   и   к   целому   уроку.   Например,   урок геометрии   в   9   классе   по   теме   «Решение   треугольников».   Презентация содержит изученный ранее материал для успешного усвоения нового, готовые чертежи  к   задачам  устного  счета, проверочную  самостоятельную  работу  и таблицу, в которой приведена классификация задач по данной теме и краткий план решения. С появлением в школе электронной копир­доски, последний этап   урока   можно   проводить   иначе.   Заранее   на   скрытой   стороне   доски подготовить   таблицу,   в   которой   заполнена   только   первая   строка   всех колонок.   Далее   учитель   с   помощью   класса   заполняет   таблицу   по   образцу первой строки. В конце урока учитель распечатывает информацию с доски и раздает детям. Таким образом, у каждого ребенка есть опорная таблица, с помощью которой он сможет решить задачу по данной теме. Во   время   изучения   темы   «Решение   неравенств   второй   степени   с   одной переменной» в 9 классе электронную копир­доску можно использовать так. На видимой стороне   доски заранее   к   уроку   подготовить   первый пункт алгоритма  решения неравенств данной   темы.   На   обычной   доске учитель решает   несколько неравенств, выбранных в качестве примеров для объяснения.   Учащиеся   записывают   решения   в   тетрадь,   оказывая   устную помощь   учителю   на   известных   им   этапах   решения.   После   рассмотренных примеров   учащиеся   с   помощью   учителя   формулируют   алгоритм   решения данных   неравенств,   учитель   дописывает   его   на   электронной   доске.   На скрытой стороне доски заранее подготовлено решение неравенства, которое будет предложено детям в качестве первичного закрепления. После проверки, весь материал с электронной доски учитель распечатывает и раздает детям в качестве   опоры.   Опыт   показывает,   что   лучше   усваивается   тот   алгоритм, который   был   составлен   вместе   с   классом,   как   итог   решенных   заданий. Значительную   экономию   времени   дает   рассмотрение   уже   решенного     математикой, неравенства.   Одним из важных моментов урока является исторический материал.   Он   может   быть использован   на   любом   этапе   урока.   Для исторических   сообщений   привлекаются учащиеся.   Как   показывает   практика,   даже учащиеся, особо   не увлекающиеся с удовольствием   берутся   за   сообщения   на исторические темы. Здесь важно правильно организовать   подготовку.   Учащемуся необходимо   предложить   план   сообщения, источники информации, в том числе и сайты Интернет, при этом текст он должен   написать   сам.   Затем   сообщение   надо   проверить,   сделать   анализ   и только потом включать в урок. Во время выступления информация, обычно, сопровождается   слайдами   презентации,   музыкой,   видеофильмами,   что способствует   развитию   у   учащихся   прочного   и   устойчивого   интереса   к предмету,   более   глубокому   и   сознательному   усвоению   математики, формированию мировоззрения.                   Одним из этапов урока является проверка ранее усвоенных знаний и умений в целях актуализации, промежуточного и итогового контроля. Организовать эту работу можно различными способами. Один из таких способов – это проверка знаний с помощью тестов. Тест – одно из средств индивидуализации в учебном процессе,   так   как   учитывает   психологические   особенности   учащихся. Тестовый   контроль   знаний   позволяет   проверить   значительный   объем изученного материала. Систематическое использование тестов формирует у учащихся   организованность,   стремление   к   самостоятельности   в   усвоении программного  материала, положительное  отношение  к  учебе.  Каждый  тест состоит из большого числа заданий, направленных на проверку тех или иных знаний и умений учащегося. Применение   различных   тестов   и   заданий,   выполняемых   на   компьютере   и оцениваемых   при   его   помощи,   дает   возможность   учащемуся   получить наиболее   объективную   оценку. Для   создания   тестов   в   нашей   школе   есть сетевая  тестовая оболочка, которая  дает возможность пользования с любого школьного   компьютера.   Администратор   и   учитель   (автор   теста)   может просмотреть список тестов и отчет (класс; фамилия, имя выполнявшего тест; Исходя   из   данных   оценки;   время   и   место   выполнения).   психолого­ педагогического мониторинга (ППМ), создаём тесты   для правополушарных детей с ограниченным сроком выполнения, для левополушарных детей – с неограниченным сроком выполнения. Тестовая   технология   применяется   с   учетом   темперамента   учащихся. Холерикам  предлагается   тест для промежуточного, итогового контроля за разумно   короткое   время,   так   как   для   них   неприемлем   замедленный   темп работы. Флегматикам предлагается тест для самопроверки без ограничения времени   выполнения.  Сангвиникам  предлагаются   сложные   задания, требующие   сосредоточения   и   напряжения,   включающие   их   в   активную деятельность. Использование тестовых технологий  для определения качественной оценки знаний   учащихся  делает   механизм   определения   оценки   более     понятным, позволяет   ученику   при   контроле   реально   оценивать   свои   возможности   на текущий момент. Это отразилось на результатах мониторинга степени обученности и качества знаний   учащихся.   По   итогам   года   наблюдается   положительная   динамика качества знаний учащихся по математике (6 «А» класс был взят в параллели в качестве экспериментального). Iчетверть – 64 %; IIчетверть – 67%; IIIчетверть – 67%; IVчетверть – 70%. Мониторинг   качества   знаний     позволяет   сделать   вывод,   что   отслеживание результатов обучения с помощью тестовых технологий  позволяет  получать объективную информацию о качестве обученности каждого ребенка. Сравнительный   анализ   показывает,   что   целесообразность   использования тестовых   технологий   выражается   в   качестве   итоговых   оценок, а, следовательно, росте уровня развития мыслительных операций. Благодаря   средствам   новых   информационных   и   коммуникационных технологий появилась новая технология обучения посредством Интернет, а именно – дистанционное обучение (ДО).  Дистанционное обучение – это та среда,   в   которой   личностно­ориентированное   образование   позволяет максимально раскрыть свой гуманистический потенциал. Школа имеет следующую структуру дистанционного образования. Дистанционное  образование на базе школьных  дистанционных курсов на базе курсов других  образовательных  учреждений участие в  телекоммуникационных проектах дистанционные элективные  курсы обучение на дистанционных  курсах дистанционные элементы  базового обучения дистанционные элементы  профильного обучения Школьная система дистанционного образования строится на следующих принципах: ­ доступность обучения; ­ использование   современных   форм   представления   и   организации информации, обеспечивающих максимальную степень ее восприятия; ­ достоверность оценки знаний.   наличию   постоянного Благодаря   развитой   аппаратной   среде, высокоскоростного доступа в Интернет, высокому уровню информационной культуры педагогов, а также наличию компьютеров и доступа в Интернет у большинства   учащихся,   школа   обеспечивает     высокую   эффективность дистанционного образования.   Система   школьного   дистанционного   образования   включает   два   основных компонента: использование существующих дистанционных ресурсов, размещенных в Интернете;  организация школьных дистанционных курсов. Реализуя первый компонент школьного дистанционного образования, ученики и   преподаватели   нашей   школы   участвуют     в   различных телекоммуникационных   проектах,   конкурсах,   («Летописи.RU»,   «Вам,   дети, про   все   на   свете!»),   обучаются   на   дистанционных   курсах,   предлагаемых различными образовательными учреждениями. Учащиеся   нашей   школы   в   этом   году   приняли   активное   участие   в   1­ой региональной дистанционной олимпиаде по информатике (7человек), которая проходила   в   2   тура:   теоретический   и   практический.   По   результатам олимпиады наши ученики вошли в первую десятку (всего 300). Двадцать   учащихся   профильных   классов   нашей   школы   вовлечены   в региональный эксперимент на базе системы дистанционного обучения Moodle, в рамках которого готовятся к ЕГЭ, расширяя и углубляя знания по русскому языку и математике.  Собственные   дистанционные   курсы   находят   широкое   применение     в рамках внедрения информационно­технологического профиля, что позволяет сделать доступными элективные курсы, разработанные учителями школы, не только для учащихся нашего образовательного учреждения, но и для всего ученического сообщества. Такая модель  используется  для реализации личностно ориентированного подхода   в   обучении,   имея   в   виду   реализацию   индивидуальных   планов   по отдельным   курсам.   В   связи   с   этим,   четко   разграничиваются   виды деятельности,   которые   оставлены   для   аудиторных   занятий,   и   те,   которые переносятся   на   самостоятельную   работу   в   дистанционной   форме   с консультациями   учителя.   Например,   в   рамках   занятий   курса   по   выбору «Избранные   вопросы   математики»   учитель   дистанционно   работает   с учащимися   по   отдельным   темам   этого   курса.   Учащиеся   тестируются   и отправляют учителю выполненные задания, согласно выполненным заданиям идет дальнейшая работа. Виды деятельности, имеющие дистанционную форму обучения,   направлены   на   формирование   необходимых   математических навыков, ликвидацию пробелов в знаниях по индивидуальным планам, поиск дополнительной   информации   по   обсуждаемым   проблемам,   задания   по проектной   деятельности.   В   школе   разработан   сайт,   на   котором     учителя размещают   необходимые   учебные   и   информационные   материалы,   тесты, лабораторные и практические работы, ссылки на информационные ресурсы, предусматриваются   личные   странички   учащихся   для   выполнения индивидуальных заданий.   Не менее важное значение эти курсы имеют для обучения на дому, а также для учащихся, временно не посещающих занятия в школе (например, по болезни).                    В рамках сотрудничества с КГПУ им. К.Э. Циолковского ведется работа по апробации и использованию обучающей системы, разработанной в этом вузе. При научно­методической поддержке сотрудников КГПУ учителя математики, физики и информатики осуществляют разработку и внедрение дистанционных курсов и тестов по различным учебным предметам.           Педагоги школы активно вовлечены в дистанционные курсы повышения квалификации.  Три педагога нашего ШМО участвуют в экспериментальной деятельности по организации дистанционного обучения, являясь сетевыми преподавателями и организаторами   обучения   учащихся   Калужской   области   по   математике   и информатике. Четыре   преподавателя   обучались   и   прошли   итоговое тестирование в рамках дистанционных курсов повышения квалификации по программе   «Расширенные   возможности   системы   дистанционного   обучения Moodle»,   организованных   кафедрой   компьютерных   образовательных государственного   университета технологий   Санкт­Петербургского   информационных технологий, механики и оптики. Таким   образом,   школа   всесторонне   вовлечена   в   активно   развивающуюся систему   дистанционного   образования,   что   способствует   формированию медиакомпетентности как учащихся, так и педагогов школы. Использование  проектной деятельности,  признано  наиболее  эффективным средством для формирования предметных и коммуникативных способностей учащихся.   Проектная   деятельность   учащихся   способствует   овладению учащимися   опытом   успешных   коммуникативных   действий,   развитию рефлексии. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.   В   процессе   проектной   деятельности   учитель   консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Осуществлять проектную деятельность позволяет наличие свободного доступа школьников к образовательным ресурсам Интернет. Этапы выполнения проекта:  1) 2) 3) 4) 5) 6) Microsoft Excel); 7) 8) 9) Неоценимую,   помощь   оказывают ИКТ   классному руководителю в работе с классным коллективом. Воспитательная работа в классе   начинается   с   изучения   учеников   и   постановки   конкретных   задач воспитания. Все полученные сведения о ребенке, его родителях вносятся в автоматизированную базу данных «1С:Хроно­ГрафШкола 2,5». Психолого­педагогический мониторинг. координация действий участников; разработка плана реализации; поиск источников информации (в том числе и в Интернет); математические расчёты; предоставление необходимых материалов; оформление   результатов   (создание   диаграмм   с   помощью   программы подготовка презентации (с помощью программы Power Point); составление отчёта о выполнение проекта; выступление на защите проекта.   на   мой   взгляд, Мониторинг здоровья. По   договоренности   с   родителями,   классный   руководитель   использует телекоммуникационные средства связи, чтобы сообщить о проблемах детей.  Систематически заполняет электронный журнал, что позволяет отслеживать изменения в обучении, своевременно корректировать свою деятельность. Электронный журнал. Реализуемая в нашей школе система психолого­педагогического мониторинга позволяет  не только отслеживать  процесс  развития каждого ребенка, но и дает материал, необходимый учителю для анализа, сравнения и коррекции. ППМ позволяет решать задачу развития личности, создания условий для её самореализации в современном информационном обществе. Моё   рабочее   место   оборудовано   персональным   компьютером, подключённым к локальной школьной сети с выходом в  ИНТЕРНЕТ,  поэтому   у   меня   и   у   учащихся   есть возможность использования Интернет на любом уроке и   во   внеурочной   деятельности.   Сначала   мне приходилось оказывать   помощь   ученикам   в   поиске информации,   но   очень   быстро   сами   дети   на   уроке стали моими помощниками и консультантами. Если на уроке дети услышали непонятные слова, то они могут быстро найти их   значение   в  электронных   энциклопедиях,   словарях.   Поиск   занимает немного времени, при этом значительно увеличивается эффективность урока, повышается любознательность и мотивация к предмету у учащихся. С   компьютеризацией   обучения   связаны   надежды   на   повышение эффективности   учебного   процесса.   Следует   ясно   понимать   и   объективно оценивать   как   положительные,   так   и   отрицательные   стороны   применения компьютерных технологий в обучении школьников математике. Не следует забывать, что компьютер и ИКТ не заменят преподавателя. Выбор  приемов, методов и средств обучения остается за учителем. Делая этот выбор нужно руководствоваться необходимостью и оправданностью применения ИКТ на уроке и стараться не применять компьютер ради компьютера.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.

Опыт изменения  образовательного процесса в связи с использованием ИТ-технологий.
Скачать файл