Художественная литература играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации. Она помогает расширить его кругозор, развивает память и внимание. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.
«Формирование интереса к чтению и потребности в чтении книг у
дошкольников»
«Чтениеэто окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя»
В. Сухомлинский
Книгаэто великий учитель и друг, без нее немыслимо
гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только
память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо
каждого из нас.
Дошкольное детствоэто определяющий этап в развитии личности,
до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается
разными впечатлениями, подражает героям книг, усваивает нормы
поведения окружающих. Увидеть весь многоликий мир, удивиться
этому миру и понять его поможет дошкольнику книга. М. Горький
писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый
мир».
Художественная литература играет важную роль в развитии
малыша. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые
слова, содержание и иллюстрации. Она помогает расширить его
кругозор, развивает память и внимание. Поэтому прививать интерес к
книге необходимо с самого раннего детства.
Современные дети все чаще проводят свободное время за
компьютерными играми, просмотрами телепередач ( особенно
мультиков), все реже читают книги. И это объяснимо, чтение это
своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает,
вливается в образ, что касается технических средств – не надо думать,
воображать, просто сиди и смотри. Дети и их родители мало читают
художественную литературу, отсюда незнание детских писателей и их
произведений, отсутствие интереса у детей к чтению книг.
В настоящее время перед нами стоит задача приобщить детей к
книге, воспитывать интерес к книге, формировать будущего читателя.
Для этого мы, педагоги группы, решили помочь детям понять,
почувствовать книгу. Важным моментом в приобщении ребенка к
художественной литературе является создание условий для общения с
книгой. В связи с этим, мы решили в нашей группе создать проект
«Ребенок и книга». Актуальность нашей работы обусловлена поиском
резерва развития интереса детей к книге, процессу чтения, общению с
литературой через сотрудничество с Самарской областной детской
библиотекой.Цель нашей работы состоит в том, чтобы сформировать интерес к
чтению и потребности в чтении книг у дошкольников через решение
следующих задач:
Расширение круга читательских интересов дошкольников
(воспитание разностороннего читателя);
Развивать интерес к художественной литературе, словесное
творчество, формировать навыки устной речи;
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге
во взаимодействии всех участников проекта: педагогов, детей,
родителей, сотрудников библиотеки;
Сформировать у детей интерес к библиотеке;
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать
грамотного читателя;
Активизация и обогащение словарного запаса дошкольника;
Воспитывать бережное отношение к книге.
Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников,
сотрудники детской областной библиотеки.
Сроки реализации: долгосрочный.
Планируемый результат:
Пробудить у детей интерес к общению с книгой;
Бережное отношение к книге;
Повышение интереса детей, родителей к художественной
литературе.
Приобщение детей к чтению художественной литературы
начинается с создания предметноразвивающей среды группы. Поэтому
в группе мы красочно оформили книжный уголок разнообразной
литературой по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и
развивающие книги). В книжном уголке есть разные типы книг
(книжкиигрушки, книжкикартинки, книжкипанорамы, книжки
трафареты); пазлы по сказкам. Также мы создали «Полочку умных
книг», где мы размещаем справочноэнциклопедическую литературу. С
появлением новой книги в книжном уголке мы вместе с детьми
знакомимся с ней, рассматриваем иллюстрации, напоминаем правила
пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).
С большим интересом дети принимают участие в беседах на темы:
«Что мы знаем о книге», «Книга лучший наш друг», «Кто создает
книгу», «Путешествие в страну книг», и в дальнейшем мы планируемпроводить беседы с детьми о книгах.
В нашей группе мы периодически оформляем тематические
выставки, посвященные творчеству писателей: «С. Михалков »,
«А.С.Пушкин», «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о
нашей стране» и т.д. В их организации принимают участие дети ,
родители. Герои книг оживали у нас и в художественнопродуктивной
деятельности. Из лучших детских работ мы составляли альбомы
«Путешествие в сказку», «Мой родной город», готовили выставки
поделок,
прочитанных
произведений
макеты, сделанные по мотивам
( макет «Гусилебеди», «Путешествие в горы»). В вечернее время
периодически организовываем мастерские по ремонту книг
«Книжкина больница». Дети сами подбирают необходимые материалы
– бумагу по цвету и толщине, клей и т.д.
Так же мы широко используем такую форму работы, как конкурс.
Наши воспитанники стали активными участниками Международного
конкурса «Розовый жираф», конкурс чтецов к дню рождения
А.С.Пушкина,
была организована
фотовыставка «Мама, папа, я читающая семья», «Мой любимый
сказочный герой».
«Страничка из книжки»,
Особенностью нашей работы является тесное сотрудничество с
детской областной библиотекой. Работники детской областной
библиотеки разрабатывают и проводят разнообразные по форме
массовые мероприятия с детьми нашей группы. Наиболее интересные
мероприятия, которые нашли отклик в сердцах детей : «Добрая,
добрая сказка» театрализованное представление, проведённое
сотрудниками библиотеки в нашей группе; экскурсия в детскую
областную библиотеку, где дети познакомились с библиотекой и
узнали где живут книги и журналы. Ребята нашей группы приняли
активное участие в акции «Читаем детям о войне». Была проведена
предварительная работа по ознакомлению детей с произведениями о
войне.
Сотрудники библиотеки предложили свою подборку
художественных произведений о жизни, поступках и подвигах юных
героев. Дети слушали книги, где на доступном языке излагались факты
героизма детей войны. Они не просто слушали, но и беседовали о
запомнившихся моментах.
Тесно ведется работа с родителями. В уголок для родителей мы
выставляем советы, пожелания по поводу того, как организовать
чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личнаябиблиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как
беседовать с детьми после чтения». Проводятся консультации на темы:
«Книга в жизни ребенка», «Место книги в режиме дня».
Особая роль принадлежит родительским собраниям наиболее
емкой форме педагогического
просвещения родителей. На
родительских собраниях выступали с темами: «Книга начинается с
детства», «Книга воспитывает», «Как научить ребенка любить книгу»,
«Через книги к добру». На собрание были приглашены работники
библиотеки. Они рассказали родителям о роли книг в жизни детей,
о важности чтения , заинтересовали родителей. После собрания была
организована совместная экскурсия , где все присутствующие
родители записали своих детей в библиотеку и с удовольствием
посещают ее. Кроме этого мы вместе с родителями оформляли фото
выставку на тему: «Мама папа я –читающая семья». Проводили
совместные конкурсы посвященные прочитанным книгам и творчеству
писателей. Благодаря этим мероприятиям дети узнавали и открывали
своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и
взгляды.
Проводимая работа нашего проекта дает ощутимые результаты:
пополняется литературный багаж, дети знают и выполняют правила
обращения с книгами, проявляется интерес к книгам. Мы надеемся,
что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и
силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить
и чувствовать.
Главная наша задача не только воспитывать самих детей, но ещё
и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей,
заложенных в нашем проекте, на изменение своих представлений о
детской литературе и детском чтении, установления эмоционального
контакта с детьми посредством чтения. Работа над этим проектом у
нас будет продолжаться. Мы планируем теснее сотрудничать с
детской областной библиотекой; оформлять выставки; проводить
беседы с детьми о книгах, произведениях; изготовить книжки
малышки; проводить конкурсы стихов; пополнять информацией о
книгах родительский уголок; проводить родительские собрания,
круглые столы с родителями. Новый учебный 20132014 год у нас
начался с увлекательной экскурсии в библиотеку. Детям было
предложено путешествие по сказочному городу, где живут буквы.
Ребята с удовольствием соревновались на лучшие знания произведений,
отгадывали загадки и играли. На протяжении всего времени
сопутствовало состояние веселости, сообразительности, дружбы,
фантазии, творчества.В нашем проекте сотрудничество родителей, библиотеки повысил
интерес детей к книге. Мы надеемся, что этот интерес к книгам и
чтению будет только расти, и мы приложим к этому все свои знания и
силы.
.
Литература
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика
приобщения детей к чтению. – М.: ЛинкаПресс, 2003.
Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для
детей 36 лет. Издво МозаикаСинтез, Москва 2006.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации для детей 27 лет. Издво
МозаикаСинтез, Москва 2006.
Дунаева Н.О значении художественной литературы в
формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. –
№ 6. – С. 3540.
Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. –
1.
2.
3.
4.
5.
2007. – № 5. – С. 3341.