Опыт работы "Формирование интереса к чтению"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Художественная литература играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации. Она помогает расширить его кругозор, развивает память и внимание. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.
Иконка файла материала Копия «Формирование интереса и потребности в чтении 2.docx
«Формирование интереса к чтению  и потребности в чтении книг  у дошкольников» «Чтение­это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В. Сухомлинский                 Книга­это   великий   учитель   и   друг,   без   нее   немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.          Дошкольное детство­это определяющий этап в развитии личности, до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается разными   впечатлениями,   подражает   героям   книг,   усваивает   нормы поведения   окружающих.   Увидеть   весь   многоликий   мир,   удивиться этому миру и понять его поможет   дошкольнику книга. М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир».                Художественная   литература   играет   важную   роль   в   развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые слова,   содержание   и   иллюстрации.   Она   помогает   расширить   его кругозор, развивает память и внимание. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.              Современные   дети   все   чаще   проводят   свободное   время   за компьютерными   играми,   просмотрами   телепередач   (   особенно мультиков),   все реже читают  книги. И это объяснимо, чтение­ это своего   рода   труд,   при   котором   ребенок   размышляет,   воображает, вливается в образ, что касается технических средств – не надо думать, воображать, просто сиди и смотри. Дети и их родители мало читают художественную литературу, отсюда незнание детских писателей и их произведений, отсутствие интереса у детей к чтению книг.          В настоящее время перед нами стоит задача приобщить детей к книге, воспитывать интерес к книге, формировать будущего читателя. Для   этого   мы,   педагоги   группы,   решили   помочь   детям   понять, почувствовать   книгу.   Важным   моментом   в   приобщении   ребенка   к художественной литературе является создание условий для общения с книгой. В связи с этим, мы решили в нашей группе создать проект «Ребенок и книга». Актуальность нашей работы обусловлена поиском резерва развития интереса детей к книге, процессу чтения, общению с литературой   через   сотрудничество   с   Самарской   областной   детской библиотекой.Цель нашей работы состоит в том, чтобы сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников через решение следующих задач:  Расширение   круга   читательских   интересов   дошкольников (воспитание разностороннего читателя);  Развивать   интерес   к   художественной   литературе,   словесное творчество, формировать навыки устной речи;  Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников проекта: педагогов, детей, родителей, сотрудников библиотеки;  Сформировать у детей интерес к библиотеке;  Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;  Активизация и обогащение словарного запаса дошкольника;  Воспитывать бережное отношение к книге. Участники   проекта:   педагоги,   дети,   родители   воспитанников, сотрудники  детской областной библиотеки. Сроки реализации: долгосрочный.  Планируемый результат:  Пробудить у детей интерес к общению с книгой;  Бережное отношение к книге;  Повышение   интереса   детей,   родителей   к   художественной литературе.                 Приобщение   детей   к   чтению   художественной   литературы начинается с создания предметно­развивающей среды группы. Поэтому в   группе   мы   красочно   оформили   книжный   уголок   разнообразной литературой   по   жанру   (стихи,   рассказы,   сказки,   познавательные   и развивающие   книги).   В   книжном   уголке   есть   разные   типы   книг (книжки­игрушки,   книжки­картинки,   книжки­панорамы,   книжки­ трафареты);   пазлы   по   сказкам.   Также   мы   создали   «Полочку   умных книг», где мы размещаем справочно­энциклопедическую литературу. С появлением   новой   книги   в   книжном   уголке   мы   вместе   с   детьми знакомимся  с ней, рассматриваем  иллюстрации, напоминаем  правила пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).          С большим интересом дети принимают участие в беседах на темы: «Что   мы   знаем   о   книге»,   «Книга   лучший   наш   друг»,   «Кто   создает книгу», «Путешествие в страну книг», и в дальнейшем мы планируемпроводить беседы с детьми о книгах.               В   нашей   группе   мы   периодически   оформляем   тематические выставки,   посвященные   творчеству   писателей:   «С.   Михалков   », «А.С.Пушкин»,   «Лучший  сказочник», «Веселые   книжки», «Книги   о нашей  стране» и  т.д. В их  организации    принимают   участие  дети  , родители. Герои книг оживали у нас и в художественно­продуктивной деятельности.   Из   лучших   детских   работ   мы   составляли   альбомы «Путешествие   в   сказку»,   «Мой   родной   город»,   готовили   выставки поделок,   прочитанных произведений        макеты,   сделанные   по   мотивам     (   макет   «Гуси­лебеди»,   «Путешествие   в   горы»).   В   вечернее   время периодически   организовываем   мастерские   по   ремонту   книг   ­ «Книжкина больница». Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т.д.         Так же мы широко используем такую форму работы, как конкурс. Наши воспитанники стали активными участниками   Международного конкурса   «Розовый   жираф»,   конкурс   чтецов   к   дню   рождения А.С.Пушкина,   была   организована фотовыставка   «Мама,   папа,   я   ­   читающая   семья»,   «Мой   любимый сказочный герой».   «Страничка   из   книжки»,          Особенностью нашей работы является тесное сотрудничество с детской   областной   библиотекой.   Работники   детской   областной библиотеки   разрабатывают   и   проводят   разнообразные   по   форме массовые мероприятия с детьми нашей группы. Наиболее интересные мероприятия,   которые   нашли   отклик   в   сердцах   детей   :   «Добрая, добрая   сказка»   ­   театрализованное   представление,   проведённое сотрудниками   библиотеки   в   нашей   группе;     экскурсия   в   детскую областную   библиотеку,   где     дети   познакомились   с   библиотекой   и узнали где живут книги и   журналы. Ребята нашей группы   приняли активное участие в акции «Читаем детям о войне». Была проведена предварительная работа по ознакомлению детей с произведениями о войне.   Сотрудники   библиотеки   предложили   свою   подборку художественных произведений о жизни, поступках и подвигах юных героев. Дети слушали книги, где на доступном языке излагались факты героизма   детей   войны.   Они   не   просто   слушали,  но   и   беседовали   о запомнившихся моментах.         Тесно ведется работа с родителями. В уголок для родителей мы выставляем   советы,   пожелания   по   поводу   того,     как   организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личнаябиблиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Проводятся консультации на темы: «Книга в жизни ребенка», «Место книги в режиме дня».                Особая роль принадлежит родительским собраниям­ наиболее емкой   форме   педагогического     просвещения   родителей.  На родительских   собраниях   выступали   с   темами:   «Книга   начинается   с детства», «Книга воспитывает», «Как научить ребенка любить книгу», «Через   книги   к   добру».   На   собрание   были   приглашены   работники библиотеки. Они рассказали  родителям  о роли книг в жизни детей,   о важности чтения , заинтересовали родителей. После собрания была организована   совместная   экскурсия   ,   где   все   присутствующие родители   записали   своих   детей   в   библиотеку   и   с   удовольствием посещают ее. Кроме этого мы вместе с родителями оформляли фото выставку   на   тему:   «Мама   папа   я   –читающая   семья».     Проводили совместные конкурсы посвященные прочитанным книгам и творчеству писателей. Благодаря этим мероприятиям дети узнавали и открывали своих   родителей   заново,   с   интересом   выслушивали   их   мнения   и взгляды.         Проводимая  работа нашего проекта  дает ощутимые результаты: пополняется   литературный   багаж,   дети   знают   и   выполняют   правила обращения с книгами, проявляется интерес к книгам. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.           Главная наша задача  не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных   в   нашем   проекте,   на   изменение   своих   представлений   о детской литературе и детском чтении,  установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.  Работа над  этим проектом у нас   будет     продолжаться.   Мы   планируем   теснее   сотрудничать   с детской   областной   библиотекой;   оформлять   выставки;   проводить беседы   с   детьми   о   книгах,   произведениях;   изготовить   книжки­ малышки;   проводить   конкурсы   стихов;   пополнять   информацией   о книгах   родительский   уголок;   проводить   родительские   собрания, круглые столы с родителями.   Новый учебный 2013­2014 год у нас начался   с   увлекательной   экскурсии   в   библиотеку.   Детям   было предложено   путешествие   по   сказочному   городу,   где   живут   буквы. Ребята с удовольствием соревновались на лучшие знания произведений, отгадывали   загадки   и   играли.   На   протяжении   всего   времени сопутствовало   состояние   веселости,   сообразительности,   дружбы, фантазии, творчества.В нашем проекте сотрудничество родителей, библиотеки повысил интерес   детей   к   книге.  Мы   надеемся,  что   этот   интерес   к   книгам   и чтению будет только расти, и мы приложим к этому все свои знания и силы. .    Литература Гриценко   З.А.   Ты   детям   сказку   расскажи…   Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка­Пресс, 2003. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3­6 лет. Изд­во Мозаика­Синтез, Москва 2006. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2­7 лет. Изд­во Мозаика­Синтез, Москва 2006. Дунаева   Н.О   значении   художественной   литературы   в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35­40. Куликовская   Н.   Увлечь   книгой   //   Дошкольное   воспитание.   – 1. 2. 3. 4. 5. 2007. – № 5. – С. 33­41.