Опыт работы на тему

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Уровень физической подготовленности учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности. У школьников наметилась тенденция снижения интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, и в частности к уроку. Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов. Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации - интеграция ряда учебныхФизическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Уровень физической подготовленности учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности. У школьников наметилась тенденция снижения интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, и в частности к уроку. Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов. Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации - интеграция ряда учебных
Иконка файла материала Опыт работы.doc
Опыт работы на тему:  «Межпредметные связи физической культуры и необходимости постоянной, целенаправленной  работы учителя физической  культуры и необходимость по расширению своего кругозора, интеллектуальных особенностей личности, с целью повышения интереса школьников к предмету».Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально­экономических, воспитательных и оздоровительных   задач.   Уровень   физической   подготовленности   учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности. У   школьников наметилась   тенденция   снижения   интереса   к физкультурно­оздоровительной деятельности, и в частности к уроку.       Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов.       Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации ­ интеграция ряда учебных дисциплин   и попытка поиска единства различных компонентов образования. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними ­ это отражение  интеграции между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый   объективно   существующий   материальный   мир.   Взаимосвязь   между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся.           Реализация межпредметных связей обеспечивает формирование целостного представления учащихся о явлениях природы, делает их знания более глубокими и действенными.      В основу таких занятий должны быть положены межпредметные связи, которые позволяют вычленять главные элементы содержания образования, предусматривать развитие   системообразующих   идей,   понятий,   приёмов   учебной   деятельности. Интеграция даёт возможность  показать «мир в целом»        Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно ­научного и общественно­гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников.  С помощью межпредметных связей   учитель   в   сотрудничестве   с   учителями   других   предметов   осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно­воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во   внеклассной   работе,     для   этого   ему   необходимо   владеть   теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования   межпредметных  связей в обучении   с учетом новых  программ и требований реформы школы.  Межпредметные   связи   активизируют   познавательную   деятельность   учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических   средств,   компьютеров   на   уроках   повышает   доступность   усвоения связей   между   физическими,   химическими,   биологическими,   географическими   и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обученииобразовательную,   развивающую,   методологическую, ряд   функций: воспитывающую, конструктивную.         Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они: ­способствуют   повышению   мотивации   учения,   формированию   учебной деятельности,   познавательного   интереса   учащихся,   целостной   научной   картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; ­в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать,   обобщать,   делать   выводы,   интенсификации   учебно­воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; ­не   только   углубляют   представление   о   предмете,   расширяют   кругозор,   но   и способствуют   формированию   разносторонне   развитой,   гармонически   и интеллектуально развитой личности; ­интеграция   является   источником   нахождения   новых   связей   между   фактами, которые   подтверждают   или   углубляют   определенные   выводы,   наблюдения учащихся в различных предметах.            Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся.            Межпредметность ­ это современный принцип обучения, который влияет на отбор   и   структуру   учебного   материала   целого   ряда   предметов,   усиливая системность   знаний   учащихся,   активизирует   методы   обучения,   ориентирует   на применение   комплексных   форм   организации   обучения,   обеспечивая   единство учебно­воспитательного процесса.          Обучая учащихся  прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету  (значение  прыжков  в  жизни  человека,   основные  способы  преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно ­ силовых качеств и другие) опираемся   на   законы   физики,   определяющие   наиболее   целесообразные   углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что   эти   знания   дополняет   теорию   физической   культуры,   они   способствуют расширению кругозора учащихся.          С определёнными математическими понятиями  на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три­ (параллельные прямые), в круг ­(окружность) и т.д. Работа над общей физической   подготовкой   невозможна   без   осмысления   таких   биологических понятий как дыхание, обмен веществ. Это   позволяет,   с   одной   стороны,   более   глубоко   изучить   предмет,   а   с   другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт учащегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими   предметами,   что   способствует   формированию   устойчивого   интереса   к физической культуре.Связывая преподавание с историей, учитель реализует принцип историзма. Для характеристики   того   или   иного   периода   школьникам   напоминают   исторические события   этого   периода,   объясняют   историческую   обусловленность   научных событий, взглядов, идей.      Связь с литературой. При вы полнении строевых упражнений  можно вспомнить басню : где щука, рак и лебедь действуют по своему.       Учитель  на уроках проводит связь даже с религией. При выполнении сложных или даже простейших упражнений: «Не посылай проклятье другому… Будешь дважды проклят сам…?            Без   знаний   информатики,  учащиеся   не   могут   создавать   свои   работы   на компьютере (презентации, проекты, буклеты).           Полезно   показать   взаимосвязь   биологии,   анатомии   и   физиологии.  Важно раскрыть   учащимся   анатомические   и   физиологические   основы   физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая   работа).   Не   усложняя   материал   учебного   предмета,   преподаватель биологии   должен   формировать   интерес   к   физической   культуре,   и   наоборот, физическая культура должна формировать интерес к физиологии.              Опыт   учителей­энтузиастов   позволяет   привести   такие   примеры.   Давая характеристику   мышц   человека,   учитель   биологии   показывает   их   топографию сначала   на   учащемся,   затем   на   таблице.   Потом   демонстрируются   движения, связанные   с   работой   этих   мышц,   даются   пояснения,   говорится   о   значении   их развития.   На   уроке   физкультуры   закрепляются   знания   анатомии   и   физиологии путем   выполнения   упражнений   и   последующего   выяснения,   какие   мышцы принимали в них участие.            На   уроке   по   теме   "Работа   сердца"   приводятся   данные   об   изменении деятельности   сердечно­сосудистой   системы   при   мышечной   работе   ­   учащаются ритмы   сердца,   увеличивается   скорость   кровообращения,   повышается   кровяное давление.   Так,   частота   пульса   после   интенсивной   мышечной   работы   подростка может достигать 200­220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови ­ 8­ 10 с, кровяное давление 160/80 мм рт.ст. После мышечной работы кровообращение восстанавливается, т.е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений ­   65­75   уд/мин,  время   полного   круга   кровообращения   крови  22­25  с,  кровяное давление ­ 120/70 мм рт. ст.) Еще лучше продемонстрировать пульс и кровяное давление на конкретном ученике, потом дать нагрузку ­ 20 приседаний за 30 с, и снова определить эти показатели.  Совместная   работа   учителей   физкультуры   и   биологии   формирует   интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры,   знание   физиологии   для   здоровья.   Известно,   что   преподаватель физкультуры   часто   не   дает   учащимся   даже   элементарного   физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу "чем больше, тем лучше". При таком подходе кобучению упускается анатомо­физиологический анализ движений учащихся. А ведь именно он раскрывает причины допущенных ошибок при выполнении упражнений. Например, не пояснив, что при прыжке через козла лучше отталкиваться не всей ступней,  а  носками,  так   как   толчок   носками   позволяет   совершать   пружинящие движения не только в коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно.            На   уроках   физкультуры   необходимо  ссылаться   на   известные   школьникам анатомо­физиологические   понятия,   пользоваться   общей   с   курсом   анатомии   и физиологии   терминологией.   Практика   выявляет   недостаточное   понимание учащимися правил тренировки, усвоения навыка самоконтроля нагрузок, отсюда чрезмерные   тренировки   с   гантелями,   езда   на   велосипеде   "до   упаду".   Такое обучение биологии и физической культуре ведет к уменьшению оздоровительного содержания этих предметов.           Использование межпредметных связей на уроках физической культуры дает возможность   учащимся   больше   работать   самостоятельно   и   на   уроке,   и   во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя   в   лидерстве.   У   школьников   появляется   личная   ответственность   за   свои знания,   умения   включать   их   в   реальную   деятельность.   Школьники   учатся самостоятельно   добывать   необходимую   информацию,   пользоваться   различными источниками.   Повышается   результативность   физической   подготовленности   при сдаче контрольных нормативов. У старшеклассников проявляется интерес к сдаче экзамена  по   физической  культуре.  В  своей  работе   я применяю  межпредметные связи, начиная с начальной школы. Я подбираю темы уроков, подвижные игры, эстафеты, из реальной жизни детей и полученных знаний на других уроках.      Применяя  на практике межпредметные связи, убеждаешься, что это является востребованной необходимостью, так как предмет "физическая культура" имеет многоаспектные   связи   с   другими   предметами.   Основная   идея   применения межпредметных   заданий   связана   с   использованием   знаний   и   умений   различных учебных   дисциплин   при   изучении   конкретного   учебного   элемента   (понятия). Актуальность использования межпредметных связей объясняется необходимостью разносторонней   оценки   явлений,   формирования   целостного   представления учащихся об окружающем мире; потребностью в специалистах широкого профиля, умеющих   ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях;   престижностью определенных учебных предметов и необходимостью формирования базового ядра знаний;   перегруженностью   существующих   базовых   программ.   Итак,   решение межпредметных   заданий   позволяет   включить   ученика   в   деятельность   по установлению   и   усвоению   связей   между   структурными   элементами   учебного материала и умениями по разным учебным предметам.        Основная идея применения межпредметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебногоэлемента   (понятия).   Актуальность   использования   межпредметных   связей объясняется необходимостью разносторонней оценки явлений,  ­формирования целостного представления учащихся об окружающем мире;  ­потребностью   в специалистах   широкого   профиля,   умеющих   ориентироваться в разнообразных ситуациях;  ­престижностью   определенных   учебных   предметов   и необходимостью формирования базового ядра знаний; ­перегруженностью существующих базовых программ. При конструировании таких уроков необходимо учитывать следующие факторы: — Объект,   для   познания   которого   создается   межпредметный   урок,   должен обладать многоаспектными характеристиками; — Необходимо   обеспечить   разнообразие   не только   содержательной,   но   и операционной стороны’ — Важно   предусмотреть   развитие   логического   мышления   (анализ и   синтез, сравнение, обобщение и т. д.); — Продумать возможность создания у учащихся целостной картины объекта.     Решение   межпредметных   заданий   позволяет   включить   ученика   в деятельность по установлению   и усвоению   связей   между   структурными   элементами   учебного материала и умениями по разным учебным предметам. Возможны три типа межпредметных заданий: — Индуктивные,   когда   обобщению   подвергаются   факты   из различных   учебных предметов; — Частично   индуктивные,   предусматривающие   обобщение уже   обобщенных предметных знаний; — Дедуктивные,   когда   требуется   доказательство   определенных   положений с помощью знаний из различных предметов. Например,   задание   «Процесс   дыхания»   включает   в себя   знания   и умения из учебных предметов: — Физическая культура (ЖЕЛ, режим дыхания при различных нагрузках); — Ботаника (дыхание растений, кислород); — Зоология (дыхание животных); — Химия (состав воздуха, химические свойства газов, в него входящих; — Физика (физические свойства этих газов); — Анатомия (процесс дыхания человека, органы дыхания, экология). С целью   развития   познавательной   деятельности   учащихся   посредством межпредметных   связей   на уроках   физической   культуры   мною   разработаны и применяются карточки задания с физикой, математикой.  Например: Карточка № I Задание: Определить среднюю длину шага. 1. Измерить число своих шагов п.укладывающихся в длину спортивного зала L.2. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = L/n. 3. Измерить число шагов укладывающихся в две длины спортивного зала. 4. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = 2L/n¦ 5. Определить среднюю длину шага по формуле 1 = 1 + 1/2. различают   (А. А. Ятайкина) В межпредметных связях: По   хронологическому   признаку    связи сопутствующие, предшествующие и перспективные по отношению к изучаемому предмету; по информативному признаку – фактические, понятийные, теоретические; по способу организации интеграция имеет следующий вид: конструирование   и   проведение   занятия   двумя   и   более   учителями   разных дисциплин; конструирование   и   проведение   занятия   одним   учителем,   имеющим   базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.       Структура   интегрированных   занятий   отличается   четкостью,   компактностью, сжатостью,  логической   взаимообусловленностью   учебного   материала   на  каждом этапе   занятия,   Закономерности интегрированного занятия следующие:  ­все занятие подчинено авторскому замыслу;  занятие объединяется основной мыслью (стержень занятия);  занятие составляет единое целое;  ­этапы занятия – это фрагменты целого;  ­этапы и компоненты занятия находятся в логико­структурной зависимости;  ­отображенный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;  ­цепочка   сведений   организована   как   «данное»  и  «новое»   и   отражает   не  только структурную, но и смысловую связанность;  ­связанность   структуры   достигается   последовательно,   но   не   исключает параллельную   связь   (в   первом   случае   соблюдается   очередность   действий,   во втором – выполняются сопутствующие задания).         большой   информативной   емкостью. В процессе реализации государственной образовательной политики в области обучения   физической   культуры,   наиболее   актуальными   являются   принципы гуманизации   и   гуманитаризации,   экологизации,   внешней   и   внутренней дифференциации,   межпредметных   связей,   которые   и   положены   в   основу   опыта «Межпредметные связи урока физической культуры с другими предметами». Опыт   имеет   большое   значение   для   совершенствования   учебно­ воспитательного   процесса,   увеличения   количества   специальных   знаний   и   их углубление как по теории и методике физической культуры, так и из смежных сней областей. Позволяет учащимся более полно и глубоко осмыслить изучаемый программный материал. Нетрадиционные формы занятий способствуют плодотворной и эффективной деятельности учащихся, поддерживают интерес к предмету и повышают мотивацию к учению. Использование межпредметных связей на уроках физической культуры дает   возможность   учащимся   больше   работать   самостоятельно   и   на   уроке   и   во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя   в   лидерстве.   У   школьников   появляется   личная   ответственность   за   свои знания,   они   учатся   самостоятельно   добывать   необходимую   информацию, пользоваться различными источниками. Научной   и   методической   основами   опыта   в   процессе   обучения   является необходимость   перестройки   физического   воспитания   и   его   преобразования   в развивающую, открытую, гуманистическую систему в которой высшей степенью является ученик с его индивидуальными особенностями.  Уровень   новизны   носит   творческий   характер.   Обобщенный   передовой педагогической   идеей   опыта   является   не   шаблонность   и   разнообразие   урока,   а именно   воспитание   у   школьников   интереса   к   занятиям   физической   культурой. Автор   использует   сюжетно­игровой   (в   начальной   школе),   соревновательный   (в среднем звене) и интегрированный способ в старшем звене. Данный опыт очень прост и мобилен в использовании, так как доступен и не требует специального оборудования. Таким образом опыт может быть использован в школе на разных этапах   и   уровнях   в   процессе   обучения   на   уроке,   в   группе   продленного   дня   и занятиях во внеурочное время.