В статье представлен опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности с младшими школьниками. Подробно описана работа на каждом этапе: как выбрать тему проекта, сформулировать цель и задачи, выдвинуть гипотезу, предложен алгоритм планирования работы над проектом, как сделать выводы. Приведены конкретные примеры продуктов проектной деятельности школьников. Предложен опыт публичного выступления- защиты проекта. Указаны результаты проетной деятельности детей.
Бурмистрова_Рязань_ Школа61.docx
« Опыт работы над проектами в начальной школе»
Бурмистрова Нина Викторовна
МБОУ « Школа№61» г. Рязани
В последние годы среди учителей при организации образовательного процесса
исследовательская деятельность становится очень популярной, так как она решает многие
проблемы и задачи современного образования: развития творческого потенциала и
исследовательской компетентности, учебной мотивации, профессионального
самоопределения школьников и др.
Младший школьник – очень любознателен и активен, открыт для всего нового,
поэтому для его обучения актуальны деятельностные технологии. Такие образовательные
технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающими знаниями и
практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.
Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во
внеурочное время, в воспитательной и коррекционноразвивающей работе с группой, классом.
Она выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Предлагаю
статью об организации и
достигнутых результатах проектной
деятельности в начальной школе во внеурочное время.
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Детская
потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок уже рождается
исследователем. Любознательность, неутолимая жажда новых впечатлений, стремление
наблюдать и экспериментировать,
самостоятельно искать новую информацию
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного
познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной
школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные
формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Именно это стремление к
познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Для того
чтобы превратить почемучкудошкольника в юного исследователя необходима реализация
целостной программы.
Наличие проблемы – это начало работы над проектом, стимул, побуждающий ребенка
к деятельности. Из проблемы часто вытекает тема проекта.
Одна из моих третьеклассниц часто жаловалась на нехватку времени, так как посещает
студию моделирования одежды, занимается танцами и английским языком, выполняет
учебные задания. Родилась тема проекта « Можно ли управлять своим временем?». Проблема
приобрела личностную окраску и заинтересовала девочку. Проект был успешно выполнен,
одноклассникам была дана рекомендация: освоить основы науки тайм – менеджмента, чтобы
было свободное время.
На мой взгляд, первоклассникам можно дать и
готовую тему проекта, например, «Поставлен ли
памятник колобку?» после чтения русской народной
сказки « Колобок», сделать по своему замыслу памятник.
Но не принуждать детей
к выполнению проекта,
предложить по желанию найти информацию и с помощью
учителя и родителей оформить проект.
Часто темы проектов задают сами дети. Один из
моих второклассников принес в школу после летних
каникул экзотический овощ армянский огурец со
вкусом дыни и огурца, длина которого было более трёх
метров. Фото 2. Тема проекта « созрела» сама
«Посыпались» проекты: « Выращивание арахиса в открытом грунте» , « Мандарин из
косточки на окне» и др. Формулировка темы проекта должна быть интригующей, поэтому
стали появляться проекты , темы которых « Могут ли летать цветы?», « Кристаллы для моей
сестры сладкоежки» и др.
Дети часто увлекаются темой проекта, переоценивают свои возможности, поэтому
задача учителя на этом этапе помочь ребёнку найти среди его интересов то, что он смог бы
реализовать в проекте. Важно детям предлагать проблемы из реальной жизни и значимые для
них. При решении проблемы ученики должны, опираясь на имеющиеся знания, в ходе работы
над проектом приобретать новые.
Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем
смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном
случае это решение имеет собственное воплощение. Этим воплощением является проектный
продукт.
Для детей самым увлекательным во всей работе над проектом является создание
проектного продукта. Ребята часто проявляют большую активность, действуют
самостоятельно, творчески, иногда процесс создания продукта затягивается изза того, что
эта работа очень увлекает автора, он постоянно чтото совершенствует, придумывает все
более оригинальные решения. Необходимо обращать его внимание на время, оставшееся до
защиты и напоминать ученику о сроках.
Продукты проектной деятельности моих учеников при защите проекта: кофейное
дерево (поделка), выращенные сахарные кристаллы, урожай экзотических для нашего региона
овощей и фруктов, памятки по сортировке мусора, выведенные тропические бабочки в
домашних условиях и др.
Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют ученика
приступить к деятельности, которая должна быть спланирована: указан перечень конкретных
действий с указанием сроков и ответственных.
Планирование – важнейший этап работы над проектом, представляющий
определенную трудность для многих учащихся, поэтому необходима значительная помощь
учителя.
Обычно детям предлагаю следующий алгоритм планирования:
1. Прочитай и осмысли цель.
2.Определи, какие ты должен выполнить задачи для достижения этой цели.
3. Определи способы работы и сроки ( как будешь решать эти задачи?)
4.Выяви имеющиеся и недостающие ресурсы (Выясни, что у тебя есть для выполнения
работы и, что ты уже умеешь делать и что необходимо ещё сделать ).
5. Выдвижение гипотезы проекта.
6.Ожидаемые результаты.
Пример:
Проектноисследовательская работа
«Участие группы волонтеров из Рязани в программе международного экологического
«Миссия Антарктика» на станции Беллинсгаузен в составе Российской
проекта
Антарктической Экспедиции (РАЭ)»
Цель: узнать об участии группы волонтеров из Рязани в программе международного
экологического проекта «Миссия Антарктика» на станции Беллинсгаузен в составе
Российской Антарктической Экспедиции (РАЭ)»
Задачи: • Найти упоминание о данной миссии в интернет и литературных источниках.
• Посетить Рязанский музей путешественников.
• Найти фотографии.
• Подготовить презентацию.
• Подготовить сообщение и познакомить своих одноклассников с моими
•
исследованиями.
Гипотеза: если я изучу материал об участниках проекта « Миссия Антарктида» и
посещу музей путешественников, то получу знания о рязанцах путешественниках,
волонтёрах .
Считаю, что в начальных классах из целеполагания вытекают задачи проекта, которые и
составляют план работы над проектом.
Когда имеется план работы и в наличии необходимые ресурсы , ясна цель, можно
приступать непосредственно к работе. Следующий этап проектного цикла реализация
намеченного план. При осуществлении плана могут возникнуть трудности у детей, тогда
придется внести корректировки в первоначальный план, чтобы не потерять мотив ученика к
работе.
Когда выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо
оформить письменный отчет о работе над проектом.
Задача учителя – помочь ученику корректно и лаконично описать весь ход работы по
выработанному алгоритму. Многие ребята хорошо владеют устной речью, но с трудом
излагают мысли письменно. Чаще всего ученики присылают свои индивидуальные проекты
на мою почту, я их корректирую, затем вместе с ребенком анализирую ошибки в письменном
отчете. Типичные ошибки: обилие теоретической информации и большое количество
фотографий, неточное выполнение инструкции.
В письменной части проекта учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей
работы: анализирует, что удалось и что не удалось; выполняет оценку приобретенного опыта,
сравнивая с эталоном ( критерии оценивания). Оценка эффективности своих действий для
младших школьников – сложный процесс, но в этом заключен воспитательный потенциал
работы над проектом.
Далее следует презентация проекта. Важнейший социальный навык для ученика: в
выгодном свете показать себя, не теряя чувство меры. За пять или семь минут выступающему
необходимо рассказать лаконично и грамотно о своих результатах проекта, справится с
волнением, выдержать регламент, ответить на вопросы. Обычно с учеником задолго до
выступления репетирую презентацию, задаю вопросы, на мой взгляд, необходимые,
настраиваю психологически на реакцию зала.
Фото 2. Защита проекта на городской
конференции учащихся « О родине, о
подвиге, о славе…»
навыка публичного выступления по согласованию с родителями
Из опыта могу отметить, что
дети не предсказуемы и часто
удивляют
при публичном
выступлении. С целью получения
был выполнен третьеклассником проект «Участие группы волонтеров из Рязани в программе
международного экологического проекта «Миссия Антарктика» на станции Беллинсгаузен в
составе Российской Антарктической Экспедиции (РАЭ)». Мальчик стеснителен, молчалив, но
одарен. На очной конференции «О родине, о подвигах, о славе», ученик смог справиться с
волнением, выдержать регламент, лаконично изложить материал, грамотно построить речь,
что с трудом удавалось на репетиции. Занял 1место в номинации «Мы вместе, рязанская
земля».
Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной
деятельности, является навык публичного выступления, поэтому в течение учебного года
обязательно посылаю ребят на очные конференции.
Метод проектов
ориентирован на
парную или групповую,
самостоятельную деятельность
учащихся – индивидуальную,
выполняют в течение определённого времени. Ученики выполняют не только индивидуальные
, но и групповые проекты( « Сколько весит твой портфель ?», « Здоровым быть модно» и др.),
долговременные ( около двух лет) « Мандарин из косточки», кратковременные « Откуда
взялся на столе шоколад?» и др. Тематика проектов разнообразна. Выполненные моими
учениками проекты занимают призовые места на школьном, региональном, областном и
федеральном уровне.
которую учащиеся
Фото 3. Участие в Российской летней турнирконференции «
Юный исследователь юг»
Проектная деятельность развивает
исследовательские и
творческие способности личности. Сущность и ценность
образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей
проектировать собственную траекторию движения при решении
того или иного социокультурного вопроса.
Таким образом, образовательный потенциал проектной
деятельности заключается в возможности: повышения мотивации
в получения дополнительных знаний; изучения методов научного
познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно
поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа
ситуации); рефлексии результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся:
значимых
общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство
ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности.
Список литературы:
1. Губанихина Е. В., Губанихина Е. В. Проектная деятельность как форма индивидуализации
обучения одаренных детей в условиях начальной школы // Молодой ученый. — 2016. — №21.
— С. 864867. — URL https://moluch.ru/archive/125/34842/ (дата обращения: 24.02.2019). 2. Ступницкая М.А.. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и
содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 1–4. – М. : Педагогический
университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.
Опыт работы над проектами в начальной школе
Опыт работы над проектами в начальной школе
Опыт работы над проектами в начальной школе
Опыт работы над проектами в начальной школе
Опыт работы над проектами в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.