ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"
Оценка 4.6

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 3
3 кл
24.06.2019
ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время начальное образование России обязано обеспечить формирование познавательной мотивации и интересов учеников. По результатам Всероссийских проверочных работ в начальных классах школ Красноярского края 2018 года, у обучающихся сформированы познавательные универсальные учебные действия на 65%. Небольшой процент является важной педагогической проблемой, требующей решения. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
ВКР.docx
ОГЛАВЛЕНИЕ   Актуальность   темы   исследования   определяется   тем,   что  в   настоящее время   начальное   образование   России   обязано   обеспечить   формирование познавательной мотивации и интересов учеников. По  результатам Всероссийских проверочных работ в начальных классах школ   Красноярского   края   2018   года,   у   обучающихся   сформированы познавательные универсальные учебные действия   на 65%. Небольшой процент является   важной   педагогической   проблемой,   требующей   решения. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и   оказывают   влияние,   как   на   эффективность   самой   деятельности   и коммуникации,  так   и   на   самооценку,   смыслообразование   и   самоопределение учащегося. В настоящее время, в век компьютеров и новых информационных технологий,   для   достижения   результатов,   важно,   в   первую   очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться». Изучение данных вопросов является перспективой   для   дальнейшего   повышения   процента   формирования исследования, познавательных универсальных учебных действии у обучающихся.  Целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса,   т.   е.   развивать   у   учащихся   способности   самостоятельно   ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УДД): личностных, регулятивных,   коммуникативных,   познавательных.   Одним   из   важнейших направлений   коррекционно­развивающей   работы   с   детьми   со   слабо выраженными отклонениями в психическом развитии, является комплекс мер по   коррекции   недостатков   познавательного   развития.   Дети   с   задержкой психического развития в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют  эти  условия.  Фактически  у  них  отсутствуют   подлинные  пробы. Кроме того, проблемные дети отличаются недостаточным включением речи в процесс   решения   мыслительных   задач.   У   нормально   развивающихся   детей имеется   постоянная   потребность   помочь   себе   осмыслить   ситуацию   путём анализа своих действий во внешней речи. Это даёт возможность осознание своих действий,   при   которых   речь   начинает   выполнять   организующую   и регулирующую функции, т. е. позволяет планировать свои действия. У детей с задержкой   психического   развития   такой   потребности   почти   не   возникает. Поэтому   у   них   обращает   на   себя   внимание   недостаточная   связь   между практическими   действиями   и   словесным   обозначением.   Отмечается   явный разрыв между действием и словом. Одним   из   путей   решения   этих   вопросов   является   применение современных   педагогических   технологий   в   образовательном   процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. На   сегодняшний   день   существует   огромное   количество   интерактивной техники. Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых   разных   школьных   предметов.   Она   удобна   в   обращении   и   интересна учащимся. С   учетом   важности   формирования   познавательных   универсальных учебных   действий   у   учащихся   нами   была   определена   тема   исследования: формирования познавательных универсальных учебных действии у учащихся 3 класса с задержкой психического развития посредствам интерактивной доски. Объект   исследования:   процесс   формирования   познавательных универсальных   учебных   действии   у   учащихся   3   класса   с   задержкой психического развития. Предмет исследования: интерактивная доска, как средство формирования познавательных  универсальные   учебные   действия  у   учащихся   3   класса   с задержкой психического развития. Цель:   выявить   роль   использования   интерактивной   доски   на   уроках   в процессе формирование познавательных  универсальные учебные действия       у учащихся 3 класса с задержкой психического развития. С учетом разработанности проблемы в теории и практике педагогического образования,   цели,   объекта,   предмета   исследования   были   определены следующие задачи: 1. Провести   теоретический   анализ   психолого­педагогической литературы   по   формированию   познавательных   универсальных   учебных действий у учащихся 3 классов. 2. Изучить   особенности   процесса   формирования   логических универсальных   действий: классификацию.   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, 3. Выяснить   особенности   формирования   познавательных универсальные   учебные   действия:   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, классификацию у учащихся с задержкой психического развития. 4. Описать   возможности   использования   интерактивной   доски   на уроках. 5. Подобрать   и   провести   диагностику   уровня   сформированности познавательных  универсальные   учебные   действия:   анализ,   синтез,   сравнение, обобщение, классификацию у учащихся 3 класса. 6. Разработать   и   реализовать   серию   уроков   с   использованием интерактивной   доски,   направленных   на   формирование   познавательных универсальные   учебные   действия:   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, классификацию у учащихся 3 класса. 7. Провести   диагностику   уровня   сформированности   познавательных универсальные   учебные   действия  и   описать   динамику   формирования логических   универсальных   действий:   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, классификацию Гипотеза:   задания   с   использованием   интерактивной   доски,   могут способствовать   формированию   познавательных  универсальные   учебные действия у учащихся 3 класса.  Методы   исследования:   теоретический   анализ,   педагогический эксперимент. Этапы исследования: 1 этап (теоретический): включает в себя: уточнение темы и содержания выпускной   квалификационной   работы,   изучение   педагогической,   научной   и методической   литературы,   сбор   материалов   и   составление   плана   выпускной квалификационной работы, выбор методов исследования;  2   этап   (практический):   проведение   констатирующего   эксперимента   по выявлению   уровня   развития   познавательного   интереса   у   учащихся   3   класса. Разработка   и   проведение   уроков   с   использованием   интерактивной   доски, направленных   на   формирование   познавательных   универсальных   учебных действий у учащихся 3 класса с задержкой психического развития, проведение контрольного   эксперимента   по   выявлению   динамики   уровня   развития познавательного   интереса   у   учащихся   3   класса   с   задержкой   психического развития. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанный   комплекс   заданий   с   использованием   интерактивной   доски, направленный   на   формирование   познавательной   УУД   у   учащихся   3   класса, может   быть   использован   в   профессиональной   деятельности   учителями   и студентами педагогических заведений. Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий Задачи: 1. Провести   теоретический   анализ   психолого   –   педагогической литературы   по   формированию   познавательных   универсальных   учебных действий у учащихся 3 классов. 2. Изучить   особенности   процесса   формирования   логических   обобщение,   сравнение,   анализ,   синтез, универсальных   действий: классификацию. 3. Выяснить   познавательных универсальные   учебные   действия:   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение,   формирования особенности   классификацию у учащихся 3 класса  с задержкой психического развития. Описать   возможности   использования   интерактивной   доски   на 4. уроках. § 1. Характеристика   познавательных   универсальных   учебных   действий, способы   их   формирования   в   урочной   деятельности   в   соответствии   с требованиями   федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования При   разработке   Федеральных   государственных   образовательных стандартов   (ФГОС)   второго   поколения   приоритетная   задача   начального школьного образования определяется как формирование у детей  3 класса основ умения учиться, создание условий для более полной реализации возможностей учеников, обеспечивающих их личностный рост. Для реализации этой задачи необходимо использование в образовательном учебном   процессе   методов   и   приемов,   которые   сформируют   у   учащихся младших   классов   умение   самостоятельно   получать   новые   знания,   работать   с полученной информацией, делать собственные выводы и умозаключения, то есть то, что дети смогут сделать вместе сегодня в процессе обучения, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Приоритетная задача начального образования – задача «научить учиться». То   есть,   научить   младших   школьников   комплексным   способам   учебной деятельности,   которые   бы   обеспечивали   дальнейший   успешный   учебный процесс. ФГОС   НОО   определяет   требования   к   формированию   у   школьников метапредметных   результатов   –   универсальных   учебных   действий (познавательных,   личностных,   коммуникативных   и   регулятивных),   которые становятся   основой   для   получения   ключевых   компетенций,   «составляющих основу умения учиться». Универсальные учебные действия    – это обобщенные действия,   обеспечивающие   умение   учиться.   В   соответствии   со   стандартом предусмотрена   отдельная   программа   формирования  универсальных   учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана   основывающегося   на на   основе   системно­деятельностного   подхода, теоретических   положениях   концепции   Л.С.Выготского,   П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева,   Д.Б.Эльконин.   Данная   концепция   раскрывает   основные психологические   закономерности   процесса   развивающего   образования   и структуру   учебной   деятельности   учащихся   с  учетом   общих   закономерностей возрастного   развития   детей   и   подростков.   На   важность   формирования   у школьников   общеучебных   умений   указывали   известные   педагоги   и   деятели науки Ю.К.Бабанский, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий.  Асмолов А. Г. писал, что в широком значении термин «Универсальные учебные   действия»   означает   умение   учиться,   т.   е.   способность   субъекта   к саморазвитию   и   самосовершенствованию   путем   сознательного   и   активного присвоения   нового   социального   опыта.   В   более   узком   смысле   этот   термин можно   определить   как   совокупность   способов   действия   учащегося   (а   также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение   новых   знаний,   формирование   умений,   включая   организацию   этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В   широком   смысле   слова   «универсальные   учебные   действия»   означают саморазвитие   и   самосовершенствование   путем   сознательного   и   активного присвоения нового социального опыта. (А.Г. Асмолов) Формирование   универсальных   учебных   действии   в   образовательном учебном процессе начальной школы происходит в контексте освоения разных предметных дисциплин. При планировании результатов освоения учебных программ по предметам   ценностно­смыслового   и   познавательного, в   отношении   личностного, коммуникативного развития учеников выдвигаются определенные требования к формированию  универсальных учебных действий. В зависимости  от способов организации   учебной   деятельности   учащихся   и   содержания   каждый   учебный предмет   раскрывает   определенные   возможности   для   формирования универсальных учебных действий. Структура универсальных учебных действий включает в себя:     Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Более подробно остановимся на познавательных УУД. Что значит «познавательные»? Обратившись   к   словообразовательному   словарю,   мы   можем   получить ответ   на   вопрос:   от   какого   слова   образовано   слово   познавательный? Познавательный­познавать­познать­знать.   Найдём   в   толковом   словаре   С.   И. Ожегова значения этих слов. Знать – 1. Иметь сведения о ком­чём­нибудь; 2. Обладать какими­нибудь познаниями. Познать – 1. Постигнуть, приобрести знание о ком­чём­нибудь. Познание – 1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. Познавательные   универсальные   учебные   действия   –   это   совокупность различных способов познания окружающего нас мира, а также самостоятельное построение   процесса   исследования,   поиска,   и   совокупность   операций   по   обработке   и   использованию   полученной систематизации,   обобщению, информации (А.Г. Асмолов). Познавательные универсальные учебные действия на уроках в 3 классе предполагают следующие умения учеников: 1. Читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в материалах учебников, тетрадях, дополнительной литературе. 2.   Формулировать   причинно­следственные   связи,   выполнять аналитические, сравнительные, синтезирующие, классификационные  операции, делать выводы, обобщения. 3. Осознавать поставленную задачу. 4.   Осуществлять   познавательные   универсальные   учебные   действия   в умственной и материализованной формах. 5.   Использовать   знаковые   и   символичные   средства   при   решении разнообразных задач учебного процесса, понимать сведения, представленные с модельным, схематичным, изобразительным видах. Предполагается,   что   результатом   формирования   познавательных универсальных учебных действий будут являться следующие умения:     произвольно и осознанно владеть приемами решения задач;  владеть общим приемом решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;   использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;  уметь осуществлять выбор в зависимости от конкретных условий наиболее эффективного способа решения образовательных задач;   осуществлять для выполнения учебных заданий поиск необходимой информации;  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;   учиться   основам   смыслового   чтения   художественных   и познавательных текстов; уметь   выделять   существенную   информацию   из   текстов   разных видов;   уметь осуществлять анализ объектов с   выделением существенных и несущественных признаков;   уметь   осуществлять   сравнение   и   классификацию   по   заданным критериям;    уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об           объекте, его строении, свойствах и связях;  уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;  уметь устанавливать причинно­следственные связи;  уметь устанавливать аналоги;   осуществлять   расширенный   поиск  информации  с использованием ресурсов библиотеки, информационных технологий. Познавательные   УУД   –   это   общеучебные,   логические   универсальные действия,   постановка   и   решение   проблем.   Они   включают   действия   поиска, исследования,   отбора   и   структурирования   необходимой   информации, моделирование изучаемого содержания. В рамках нашего исследования остановимся на логических универсальных учебных действиях.  В своих трудах ученые: С. И. Шварцбурд, А. Я. Хинчин, Ж. Адамар, А. Пуанкаре   и   др.,   дают   определение   логического   мышления,   которому свойственны   способности   к   анализу,   пространственным   представлениям, обобщению   и   пр.   Они   наделяют   математическое   мышление   качествами, определяющими   характеристику   мышления   в   любой   предметной   области.   К характерным чертам относят: широту, глубину, абстрактность, гибкость и др. качества. Одними   из   важных   мыслительных   операций   являются   логических   обобщение, универсальных   действий:   сравнение,   анализ,   синтез, классификацию. Анализ – это  мысленное  дробление  предмета, процесса  или  явления на составные   части   с   целью   установления   взаимодействия   этих   частей   и взаимосвязей   между   ними,   а   также   выявления   происходящих   внутри исследуемого объекта процессов. Анализ необходим для получения отражения уже существующего понятия. Синтез – это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса   воедино.   Синтез   –   это   процесс,   обратный   анализу,   и   обычно используется,   когда   последний   уже   проведен.   Зачастую   мысленному   синтезу предшествует,   если   речь   идет   о   предмете,   практическая   сборка   данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей.   Синтез   применяется   для   создания   новых   понятий   на   основе   уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей в понятии, а также внесения в эти понятия изменений. Аналитико­синтетическая   деятельность   включает   в   себя   умения определять   элементы   того   или   иного   объекта,   его   признаки,   объединять   их, выделять новые функции. Операционный   состав   действия   анализа­синтеза:   выделить   предмет (учебный материал, объекты, действия и т.д.), подлежащий анализу; определить цели   анализа;   расчленить   предмет   (целое)   на   составные   части,   элементы   в соответствии с целью анализа (в зависимости от того, какова цель анализа, в предмете   могут   быть   выделены   различные   элементы);   исследовать   отдельно каждый элемент; установить взаимосвязь свойств, качеств, частей, элементов предмета; установить их место и роль в системе целого; если нужно, включить изучаемый предмет в связи и отношения с другими предметами; сделать вывод об основных, существенных частях, элементах, свойствах изучаемого предмета, о   принципе   его   построения;   зафиксировать   полученное   знание   о   предмете   в знаковой форме (модель, схема). Доктор педагогических наук и профессор Н.Б. Истомина отмечает, что способность к аналитико­синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или другого объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции. Сравнение ­ мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Понятно, что сравнение можно осуществить   лишь   между   сходными   то   ли   по   объему,   то   ли   по   содержанию мыслями,   потому   что   о   несравнимых   мыслях   ничего   иного   отметить невозможно.  Сравнение   позволяет   отличить   тот   или   иной   предмет   мысли   от других, ту или иную мысль от другой. Устанавливая общее между предметами мысли, сравнение позволяет приблизиться к открытию самого важного в науке ­ закона,   который,   как   известно,   есть   общее,   устойчивое   и   повторяющееся   в предметах, явлениях, процессах. Устанавливая различие, сравнение позволяет по   определенным   показателям   отличать   тот   или   иной   предмет   (мысль)   от других. Сравнение заметно сложнее анализа и синтеза, если их рассматривать в отдельности. Сравнение — это уже и выделение по какому­то признаку общего в предметах(тождество), и установление различия между ними. Обобщение   ­   мысленное   расширение,   перенесение (экстраполяция)   известного   на   область   неизвестного;   метод   выделения   увеличение, отличительных черт, свойств и признаков, принадлежащих группам известных предметов (явлений, процессов, мыслей о них), и распространение их на другие, еще   не   известные   группы.   Обобщение   —   не   просто   выделение   общего,   а выделение отличительно­специфического для области предметов, для класса, объема, множества, для предмета мысли. Обобщение, кроме того, и подведение   осмысление   накопленного   материала   (знания), итога,   суммирование, формирование на этой основе общего положения (например, определения или закона). Обобщенный взгляд на тот или иной предмет является в то же время и упрощением, поскольку общий взгляд, конечно же, опускает частности, детали; обобщение как бы сводит сложное к простому. Обобщение увеличивает объем мысли.   Обобщение,   как   и   другие   мыслительные,   методы   выполняет многообразные функции в интеллектуальной деятельности человека. Благодаря обобщению,   существенные   признаки,   выявленные   у   отдельных   предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым применимо данное понятие. Сравнение   и   обобщение   позволяют   достичь   большей   точности   в суждениях,   отделить   одно   от   другого   или,   наоборот,   объединить   несколько предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом. Классификация – это распределение каких­нибудь объектов в группы по выделенному признаку, который называют основанием классификации. В логике классификация   —   это   «особый   случай   применения   логической   операции деления   объема   понятия,   представляющий   собой   некоторую   совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.)». Классификация   представляет   собой   одно   из   важнейших   мыслительных умений. Ни один учебный предмет не может быть по­настоящему усвоен, если ученик   не   умет   классифицировать   изучаемый   материал.   С   классификацией учащиеся   встречаются   на   всех   ступенях   обучения   и   при   изучении   всех предметов   учебного   плана.   К   сожалению,   многие   из   них,   как   правило, затрудняются   в   выборе   основания   классификации,   сужают   объем   понятия, подлежащего   делению.   Формирование   умения   классифицировать   изучаемый материал   надо   начинать   как   можно   раньше.   Классификация   в   различных вариантах   присутствует   практически   в   каждом   акте   учебной   деятельности учащихся. Определение им основания, принципа или принципов классификации связано с выделением смыслового "стержня", главного в задании. Классификация   реализует   возможность   сравнения,   дифференциации объектов   и   явлений,   отраженных   в   учебном   материале,   содействует установлению  связей  и  зависимостей, систематизации  знаний.  Необходимость сосредоточения обучаемого на принципе (принципах) классификации в процессе выполнения задания, естественным образом активизирует его внимание и волю, организует действия и деятельность в целом. В процессе классификации учащийся учится:  определять цель классификации,  сравнивать предметы,  выбирать основание (основания) для классификации,  разделять предметы по выбранному основанию (основаниям);  подводить итоги выполненной деятельности Подводя   итоги,   можно   сделать   вывод,   что   важнейшей   задачей современной   системы   начального   школьного   образования   является формирование   у   детей   универсальных   учебных   действий   (УУД), обеспечивающих школьникам начальной школы умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. Качество обучения напрямую зависит от   формирования   и   развития   универсальных   учебных   действий. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. § 2.             Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития Одной   из   задач   преобразования   нашего   общества   является совершенствование   всей   системы   обучения   и   воспитания   подрастающего поколения, формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Для решения этой задачи большое значение имеет преодоление школьной неуспеваемости   путем   оказания   помощи   детям,   испытывающим   особые затруднения в учении. Среди стойко неуспевающих младших школьников около 50 % составляют дети с задержкой психического развития. Понятие «задержка   психического   развития» характеризует   отставание   в развитии психической деятельности ребенка в целом, обусловленное инфекцией, интоксикацией,   травмой   головного   мозга,   перенесенной   внутриутробно,   при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы или другими хроническими   соматическими   заболеваниями.  Исследованиями   отечественных ученых   установлено,   что   задержка   психического   развития   проявляется   у школьников   в   замедлении   скорости   приема   сенсорной   информации, недостаточной   сформированности   умственных   операций   и   действий,   низкой познавательной   активности   и   слабости   интересов,   ограниченности   знаний   и представлений об окружающем. Недостатки в развитии эмоционально­волевой сферы   проявляются   в   эмоциональной   неустойчивости,   возбудимости   или заторможенности, несформированности произвольной регуляции поведения. Как правило,   для   указанной   категории   школьников   характерны   повышенная истощаемость   и   сниженная   работоспособность.   Дети   быстро   утомляются,   не могут   усваивать   стандартный   объем   информации.   Часто   наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики, затруднения в координации движений. Отставание в речевом развитии проявляется чаще всего в бедности словарного запаса,   трудностях   усвоения   логико­грамматических   конструкций,   в   наличии фонетико­фонематической   недостаточности.   Эти   особенности   развития   и вызывают значительные трудности в процессе обучения. У детей с задержкой психического расстройства страдает словесно­логическое мышление. Наглядно­ действенное мышление у них протекает наравне с нормально развивающимися детьми.  Наглядно­образное  мышление  доступно  не всем  детям. Учащиеся  не понимают,   что   в   задании   главное,   а   что   второстепенное.   В   этом   контексте понимания   главное   для   них   –   речевое   наглядно­образное   мышление,   а   не конкретно­понятийное. Задержка психического развития — это замедление темпа формирования познавательной   и   эмоциональной   сфер   с   их   временной   фиксацией   на   более ранних возрастных этапах. В. В. Лебединский Задержка психического расстройства относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При задержки психического расстройства имеет место   неравномерность   формирования   различных   психических   функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций. Требования Федерального образовательного стандарта начального общего образования   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья предполагает,   «что   обучающийся   с   задержкой   психического   расстройства получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту   завершения   обучения   образованию   обучающихся,   не   имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 ­ 4 классы)». (Приказ   Минобрнауки   России   от   19.12.2014   N   1598"Об   утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья") . Приоритетной   целью   школьного   образования   становится   формирование умения учиться. Развивать у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. У детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. У   всех   детей   наблюдаются   недостатки   памяти,  причем   эти   недостатки касаются   всех   видов   запоминания   и   распространяются   на   запоминание   как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией.   Детям   с   задержкой   психического   развития   присущи   дефекты произношения,  что   приводит   к   затруднениям   в  процессе   общения.  У  многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте)   не   могут   самостоятельно   организовывать   свою   деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка   результатов. импульсивность,   Отмечается   выраженное   нарушение   внимания,   отсутствие   заинтересованности   в   улучшении   своих показателей.   Особую   трудность   вызывают   задания,   которые   необходимо выполнить   по   словесной   инструкции.   Дети,   с   одной   стороны,   испытывают повышенную   утомляемость,   а   с   другой   –   очень   раздражительны,   склонны   к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность. Дети с задержкой психического развития, так же как и все другие дети с ограниченными  возможностями  здоровья, «могут  реализовать  свой  потенциал социального   развития   при   условии   вовремя   начатого   и   адекватно организованного   обучения   и   воспитания   –   образования,   обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития»   (Основные   положения   Концепции   специального   федерального образовательного   стандарта   для   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья).                          Особенностью содержания современного начального образования является   не   только   ответ   на   вопрос,   что   ученик   должен   знать,   запоминать, воспроизводить,   но   и   формировать   универсальные   учебные   действия. Образование   в   начальной   школе   является   базой,   фундаментом   всего последующего обучения. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:  формирование универсальных учебных действий на всех этапах учебного процесса;  обучение   детей   (в   процессе   формирования   представлений)   выявлению характерных,   существенных   признаков   предметов,   развитие   умений сопоставлять и сравнивать;  побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью;  и    установление   взаимосвязи   между   воспринимаемым   предметом,   его действием;  словесным   использование   более   медленного   темпа   обучения,   возвращения   к практическим   обозначением   изученному материалу;   максимальное   использование   сохранных   анализаторов   ребенка;  разделение   деятельности   на   отдельные   составные   части,   элементы, операции, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу;  использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.   Еще одним условием успешного обучения детей с задержкой психического развития является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно­развивающую работу, и направлены на преодоление специфических   трудностей   и   недостатков,   характерных   для   учащихся   с задержкой психического развития.   Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об   образовательном   результате:   если   успешно   формируются   универсальные учебные действия, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.   Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:   работа в парах — объясняют друг другу какой­либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища; групповая работа по одной теме — объяснение материала, обсуждение,  выступление, оценка работы;  ученик вместо учителя (объясняют тему);  подготовка сообщения по теме.                    Такое обучение можно использовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения.  Учитель, создающий сценарий урока для детей с задержкой психического следующее:  понимать помнить и   должен   развития,       При   организации   индивидуальной   работы   на   уроке –  выполнения   задания   на карточке, индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание ребенка с задержкой психического развития «быть как все», выполнять задание вместе со своими одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы.   Учитель   может   раздать   карточки   всем   ученикам,   но   с   разными заданиями. Ребенок с задержкой психического развития будет чувствовать себя увереннее,   если   получит   возможность   отвечать   у   доски,   участвовать   во фронтальной работе. В специальных коррекционных классах дети с радостью работают у интерактивной доски. Например, когда в процессе устного счета на уроке   математики   учитель   включает   задания,  доступные   каждому   ребенку   с   а   карточки   с   индивидуальными задержкой   психического   развития, самостоятельными   заданиями   получает   не   только   он,   но   еще   несколько учеников. При этом содержание и форма задания будут соответствовать уровню освоения материала каждым учащимся. Формированию положительной учебной мотивации   способствует   и   выполнение   индивидуальных   заданий   по   выбору, когда ребенок сам определяет их сложность и объем.  Используя   коррекционно­развивающие   задания,   игры   и   упражнения   на уроках и во внеурочной деятельности, экспериментатор постепенно формирует у ребенка познавательные универсальные учебные действия, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни. Программа должна обеспечить:  формирование   опыта   переноса   и   применения   универсальных   учебных действий   в   жизненных   ситуациях   для   решения   задач   общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;  повышение   эффективности   усвоения   обучающимися   знаний   и   учебных действий,   формирование   компетенций   и   компетентностей   в   предметных областях, учебно­исследовательской и проектной деятельности; Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного,   символического,   логического,   творческого   мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Таким образом, при обучении детей с задержкой психического развития и формировании  познавательных  универсальных учебных действий необходимо, применять особые коррекционно­педагогические воздействия. При этом нужно осуществлять индивидуальный   подход   с учётом   характерных   для   каждого ребёнка   затруднений.   Учебный   материал   должен   преподноситься небольшими дозами;   осуществлять постепенно. Необходимо его усложнение следует   приучать   ребёнка   пользоваться   ранее   усвоенными   знаниями.   Так   как   дети   с то задержкой   психического   развития   быстрее целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Кроме того,   утомляются,   надо разнообразить   виды   занятий.   Очень   важно,   чтобы   предлагаемая деятельность   осуществлялась с   интересом   и   эмоциональным подъёмом. Этому способствует   использование   на   уроках красочного   дидактического материала и игровых   моментов.   Очень   важно   говорить   с   ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с задержкой психического развития. Таким образом: необходимо помнить, что все обучающиеся с задержкой психического развития — это особые дети, и траектория их развития может быть различной, в связи с чем важно правильно организовать работу не только на уроке,   но   и   на   коррекционных   занятиях.   Помните,   что   каждый   ребенок   – индивидуален, помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. Помогите   раскрыть   и   развить   в   каждом   ученике   его   сильные   и   позитивные личные   качества,   и   умения,   поддержка   и   развитие   сформированного   уровня оценки, создание ситуации успеха на уроках. § 3.              Возможности   использования   интерактивной   доски   на   уроках,  как средство формирования познавательных универсальных учебных действий   В   общественном   сознании   происходит   переход   к   новому   пониманию функции   школы.   Сегодня   важно   обеспечить   ребёнку   общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. Это и есть главная   задача   федерального   государственного   образовательного   стандарта второго поколения, в которых в качестве методологического подхода заложено требование   к   метапредметным   результатам   обучения   –   формированию универсальных   учебных   действий. Умение   учиться   ­   существенный   фактор повышения   качества   освоения   обучающимися   предметных   знаний   и формирования компетенций. Эффективным   средством,   способствующим   активному   вовлечению обучающихся в процесс обучения, является интерактивная доска Smart Board. Интерактивная доска   — это новейшее техническое средство обучения, объединяющее   в   себе   все   преимущества   современных   компьютерных технологий.   Она   не   только   соответствует   способу   восприятия   информации поколения современных детей, но и позволяет педагогу создать ситуацию успеха для любого ребенка, независимо от его уровня знаний и умений. Интерактивная   доска   вызывает   большой   интерес   у   детей.   Какой бы сложной   и   скучной   ни   была   бы   тема   урока,   ее невозможно   прослушать или просмотреть,   если   урок   сделан   в   красках,   со   звуком   и   многими другими эффектами. Это   позволяет добиться   повышения   мотивации   к изучению предметов в 3 классе.   Галерея Smart Board содержит разнообразные интерактивные средства   и   инструменты   для   целенаправленной   работы   по овладению обучающимися метапредметными способами деятельности. Рассмотрим возможности применения этих ресурсов в учебном процессе для   формирования   познавательных   универсальные   учебные   действия. При первоначальном   формировании   понятий   важна   визуализация   объектов   и процессов. В   отличие   от   традиционных   методов   демонстрации   наглядности  интерактивной   доски   даёт   возможность   поэтапно   воспроизводить   различные   процессы,   учебные ключевых моментах. Обучающиеся   мысленно   могут   совершить   это   действие   вместе   с акцентировать внимание     на   объектом,   «прожить»   его,   «прочувствовать»,   что   способствует   более качественному   усвоению   знаний,   помогает   разнообразить   работу   на   уроке,   а также   использовать   такой   немаловажный   элемент   обучения,   как игра. Разнообразие   видов   информации,   форм,   приемов   работы,   которые реализованы   в   работе   с   одним   устройством   («все   в   одном»),   активизируют разные   органы   восприятия   информации   у   ребенка,   тем   самым   повышается эффективность   усвоения   материала   (вербально   усваивается   только   15% информации, зрительно – 25%, а если использовать оба канала восприятия, то эффект   усвоения   увеличивается   до   65%). Работа   организуется   с   помощью функциональных   возможностей   и   инструментов   ПО Smart Notebook: перетаскивания,   выполнения   надписей   на   заготовленной   заранее   странице, вырезания,   вставки,   множественного   клонирования   и   др.   Все   это   может выполняться   как   учителем   во   время   объяснения   нового   материала,   так   и обучающимися   при  ответе,  в  ходе   урока.  В  процессе   урока  изучение  нового материала   происходит   на   высоком   эмоциональном   уровне,   облегчается   его восприятие. В 3 классе это особенно важно, так как содержание учебников в большой   степени  теоретизировано.   Использование   доски   дает   возможность динамично, структурировано излагать сложный и объемный материал. Интерактивность предполагает возрастание степени участия обучаемых в процессе   обучения.   Использование   ИД   позволяет   значительно   сузить   круг репродуктивной   деятельности   и   расширить   спектр   заданий,   направленных   на формирование познавательных универсальных действий у учащихся с ЗПР. Это означает, что содержание урока должно выстраиваться таким образом, чтобы ученики   сами   могли   работать   с   материалом, инструментарием и возможностями интерактивного оборудования.    пользуясь   богатым Формирование логических учебных действий в начальной школе требует от учителя  организации  следующих условий: создание проблемных ситуаций, активизация   творческого   отношения   учащихся   к   учебе;   формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение   учеников   необходимыми   средствами   решения   задач,   оценивание знаний   учащегося   с   учетом   его   новых   достижений;   организация   форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества». Особую   роль   в   формировании   логических   учебных   действий   играют задания на анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. С   помощью   инструментов   программы   для   интерактивной   доски   с легкостью   можно   передвинуть   объекты   и   надписи,   добавить   комментарии   к текстам, рисункам и диаграммам, выделить ключевые области и добавить цвета. С использованием интерактивной доски очень легко моделировать свой урок вместе   с   учениками   в   режиме   мозгового   штурма,   демонстрируя   учебный материал,   делать   письменные   комментарии   поверх   изображений   на   экране, записывая идеи учащихся и таким образом создавая вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. И всё, что написано на интерактивной доске можно   легко   передать   учащимся,   сохранить   на   магнитных   носителях, распечатать, послать по электронной почте. В работе с младшими школьниками всегда   стоит   вопрос   о   концентрации   внимания   учеников   во   время   урока.   С использованием интерактивной доски легко сохранить концентрацию внимания учащихся во время урока, за счет наглядности и более быстрого темпа урока. Таким образом, учащиеся быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого ученика, что качественно повышает уровень современного образования. Имеется существенный ряд преимуществ работы с интерактивными досками для преподавателей, это:   •   объяснение   нового   материала   из   центра   класса,   работа   в   большой аудитории;  • импровизация и гибкость, позволяющая рисовать и делать записи поверх любых приложений;  • сохранение и распечатка изображений на доске, включая любые записи, сделанные во время занятий, экономя при этом время и силы, упрощая проверку усвоенного материала;  •   возможность   учителей   деления   материалами   друг   с   другом   и возможности их вновь использования;  •   вдохновение   преподавателей   на   поиск   новых   подходов   к   обучению, стимулирование профессиональный рост. Преимущества для учащихся:  •   занятия   становятся   более   интересными,   идет   развитие   мотивации обучения;   •   больше   возможностей   для   участия   в   коллективной   работе, улучшение развития личных и социальных навыков;   • более легкое восприятие и усвоение сложных вопросов в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;  • использование различных стилей обучения, возможность преподавателя обращаться   к   всевозможным   ресурсам,   приспосабливаясь   к   определенным потребностям;  • более творческая работа учащихся на уроке, даёт им уверенность в себе. Выполняя   различные   задания   с   использованием   интерактивной   доски, ученики   учатся   выслушивать   мнения   других,   обосновывать   и   доказывать собственное   мнение.   Некоторые   задания   требуют   согласованных   усилий нескольких   ребят,   работы   в   группе   и   вынос   решения   на   доску,   при   этом учащиеся должны обосновать свой выбор. Логические операции (сравнение, анализ, синтез классификация и др.)– основа   уроков   начальной   школы   по   развивающим   методикам   и   технологиям. Вопросы и задания для этого могут служить следующие: чем похожи, найди закономерность, раздели предметы на несколько групп по разным основаниям и многие другие. Инструменты интерактивной доски позволяют легко создавать задания такого типа. Используя   инструмент «Перо», возможно   делать   различные   пометки   на слайдах, записывать решение задач, примеров, вставлять пропущенные цифры и знаки. Все это может выполняться различными по цвету маркерами, достаточно лишь изменить цвет инструмента. Этот прием наиболее близок к традиционной работе у доски.  Следующий прием «перетаскивание» похож на вписывание информации, но   между   ними   есть   существенные   различия.   Например,   ученикам   дается задание вставить нужную цифру, но не вписать ее, а вставить из расположенной внизу «библиотеки». Такая работа акцентирует внимание на моменте выбора того   или   иного   варианта,   применении   нужного   правила.   Во   время перетаскивания выбранной буквы ученик объясняет свой выбор. Используя прием «перемещение объектов» можно перемещать на странице различные   предметы:   картинки,   схемы,   надписи,   пазлы.   Этот   прием   дает широкое   поле   для   создания   творческих   заданий,   которые   любят   выполнять ученики.   Возможно   создавать   разнообразные   задания   на   установление соответствия,   упорядочивания,   группировку   предметов   по   определенному признаку, классификацию, создание алгоритмов, кластеров.  Более сложный прием «конструктор заданий» также строится на основе перемещения   объектов.   Но   здесь   добавляется   еще   и   проверка   выполнения задания. Например, задание «распредели данные выражения в соответствии с результатом». Даны несколько выражений и на не передвигающихся объектах (картинка,   фигура)   даны   ответы.   Ученик   перемещает   выражения   к   нужному объекту, и если выбор верный, то выражение исчезает, если нет – возвращается на место. Этот прием можно использовать на различных уроках при закреплении изученного материала. Прием «спрятать   –   показать»   или   «выделить   –   убрать информацию» помогает показывать нужный материал в необходимый момент урока. Материал появляется по мере необходимости, как подтверждение сказанного детьми.  Прием «затемнение ячеек» возможно использовать для того, чтобы скрыть от ребят и, по мере необходимости, постепенно открыть информацию.  Одно из наиболее любимых учениками является интерактивное средство «сортировка вихрей изображений или текста». Это средство похоже на прием перетаскивания объектов, но это более интересно детям. При верной сортировке вихри затягивают правильный ответ, а не верной ­ возвращается назад. Для выделения нужного фрагмента на картине или на каком­то объекте возможно   использовать   прием   «подсветка».   Вся   страница   затемняется (прозрачность можно регулировать) и остается светлой лишь та часть экрана, которая нужна в данный момент.  Все эти приемы используются при разработке заданий, направленных на формирование логических универсальных учебных действий. Таким   образом,   использование   интерактивной   доски   на   уроках   в начальной школе позволяет сделать выполнение данного задания наглядным и интересным для учащихся, вносит элементы игры в занятие, что немаловажно для   детей   в   3   классе.   Это   способствует   осознанному   усвоению   знаний учащимися.   Применение   информационно­коммуникативных   технологии   на уроках   усиливает   положительную   мотивацию   обучения,   активизирует познавательную деятельность  обучающихся и формирует логические  учебные действия.    Задания   с   использованием   интерактивной   доски   позволяют   создавать задания, формирующие способность и умение учащихся производить простые логические   действия:   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение,   классификацию (найди   закономерность,   установи   соответствие,   раздели   на   группы,   найди лишнее и т.д.); Выводы по первой главе Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие   широкую   ориентацию   учащихся   в   различных   предметных областях.   В   широком   значении   термин   «универсальные   учебные   действия» означает   умение   учиться,   т.   е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию   путем   сознательного  и   активного   присвоения  нового социального опыта. В более узком   значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также   связанных   с   ними   навыков   учебной   работы),   обеспечивающих   его способность   к   самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и   умений,  включая организацию этого процесса.  Наибольший интерес у нас вызвало формирование логических действий, так   как   младший   школьный   возраст,   а   именно   возраст   учащихся   3   класса является   наиболее   благоприятным   периодом   для   формирования   логических универсальных учебных действий. В этот период все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, способствуют развитию познавательной сферы. Более   того,   в   умственном   плане   осваиваются   классификации,   сравнения,   действия   моделирования, аналитико­синтетический   тип   деятельности, становящиеся   предпосылками   формирования   в   будущем   познавательных универсальных действий.  Основным   средством   формирования   логических   учебных   действий   в   3 классе   являются   вариативные   по   формулировке   учебные   задания   (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков;   выявлять   их   сходство   и   различие;   проводить   сравнение   и классификацию   по   заданным   или   самостоятельно   выделенным   признакам   строить (основаниям); рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об   объекте,   его   структуре,   устанавливать   причинно­следственные   связи; свойствах;   обобщать,   то   есть   осуществлять   генерализацию   для   целого   ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. При использовании на   уроках   заданий,   способствующих   развитию   логического   мышления,   у младших школьников повышается интерес к учебному материалу, расширяется кругозор   и   способствует   активному   использованию   знаний   в   повседневной жизни. Интерактивная доска предоставляет широкий спектр инструментов для создания   такого   рода   заданий   и   помогает   формированию   логических универсальных   учебных   действий   за   счет   предъявления   учебных   заданий   в привлекательной   для   учащихся   визуальной   и   аудиальной   форме,   за   счет интерактивности   заданий,   занимательности   предоставленного   материала, новизны. Глава   2.   Практические   аспекты   изучения   познавательных   универсальных учебных действий Задачи: 1. Подобрать   и   провести   диагностику   уровня   сформированности познавательных   универсальные   учебные   действия:   анализ,   синтез,   сравнение, обобщение, классификацию у учащихся 3 класса. 2. Разработать   и   реализовать   серию   уроков   с   использованием интерактивной   доски,   направленных   на   формирование   познавательных универсальные   учебные   действия:   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, классификацию у учащихся 3 класса. 3. Провести   диагностику   уровня   сформированности   познавательных универсальные   учебные   действия   и   описать   динамику   формирования логических   универсальных   действий:   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, классификацию § 1. Диагностика   уровня   сформированности   познавательных   универсальных учебных   действий   у   учащихся   3   класса   с   задержкой   психического   развития МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6» г. Шарыпово  Изучив   теоретический   аспект   выбранной   темы,   мы   приступили   к проведению педагогического эксперимента. Структура настоящего педагогического эксперимента включает несколько этапов: ­ констатирующий эксперимент (16.04.2019г.) ­ формирующий эксперимент (17.04.2019г. – 08.05.2019г.) ­ контрольный эксперимент (13.05.2019г.)  С целью обоснования правильности выдвинутой проблемы и получения объективных   данных   в   данном   параграфе   мы   представляем   результаты констатирующего   эксперимента,   в   ходе   которого   были   выявлены   уровни сформированности логических универсальных учебных действий у учащихся 3 класса.  Констатирующий   эксперимент   проводился   в   период   преддипломной практики 16.04.2018г. на базе МБОУ  «Основная  общеобразовательная  школа №6» г. Шарыпово в 3 «Б» классе. В исследовании приняло участие 4 учащихся с задержкой психического развития 3 «Б» класса.    В   ходе   диагностики   были   исследованы   логические   универсальные учебные действия:  ‒ ‒ ‒ ‒ умеет анализировать и выполнять синтез; умеет сравнивать; умеет обобщать; умеет классифицировать. Цель   исследования   на   этапе   констатирующего   эксперимента:   выявить уровень   сформированности   логических   универсальных   учебных   действий   у учащихся с ЗПР 3 «Б» класса МБОУ  «Основная  общеобразовательная  школа №6» г. Шарыпово.  Для   выявления   уровня   сформированности  логических   универсальных учебных   действий   у   учащихся   с   ЗПР   3«Б»   класса  МБОУ  «Основная общеобразовательная  школа №6» г. Шарыпово были использованы следующие методики:   методика   «Сравнения   понятий»  авторов   Л.С.   Выготского   и   Л.  С. Сахарова., методика Л.А. Ясюковой «Раздели на группы», методика Е.И. Рогова «Исключение лишнего». Методика   «Сравнения   понятий»   авторов   Л.С.   Выготского   и   Л.   С. Сахарова  направлена   на  выявление   уровня   сформированности   операций логического мышления – анализ, синтеза и сравнение (Приложение 1).  Цель теста, предполагающего сравнение понятий, — исследовать такие  мыслительные операции учащихся 3 класса, как сопоставление, анализ и синтез. Для этого испытуемому предлагается рассмотреть бланк с несколькими  парами слов. Группирование велось авторами по разной степени общности, и  некоторые из них оказались очень тяжело сравнимыми. Именно такие слова, по  мнению психологов, оказываются наиболее показательными для обнаружения  разного рода расстройств. В   рамках   данной   методики  авторы   предложили   26   пар   слов   для проведения   диагностики,   но   можно   выбирать   от   8   до   12   (в   зависимости   от возраста   и   уровня   общей   подготовленности   детей). Тестирование учащихся   3 класса предполагает   устное   обсуждение   слов,   12   пар.   Таким   образом, с младшими   школьниками тест организуется индивидуально.   Соответственно, задания, время, выполнение отводится которое на           варьируется: экспериментатор должен исходить из возможностей и способности ребят включаться в работу, но при этом не стоит выделять больше, чем от 3 до 5 минут   для   учащихся   (на   рассмотрение   одной   пары).  Результаты   каждого учащегося представлены в протоколе №1 (Приложение5). На   основании   индивидуальных   результатов   определили   уровень сформированности   операций   анализа,   синтеза   и   сравнения   у   учащихся   с задержкой психического развития 3 класса, которые приведены в таблице 1 и диаграмме1. Таблица 1. ­ Уровни сформированности операций анализа, синтеза и сравнения у учащихся  с задержкой психического развития 3 «Б» класса Высокий уровень Кол-во учащихся 0 Средний уровень Кол-во % 25 учащихся 1 % 0 Низкий уровень Кол-во % 75 учащихся 3 Количественные показатели уровня сформированности операций анализа и сравнения   у   учащихся   с   задержкой   психического   развития   3   «Б»   класса наглядно представлены в диаграмме. 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 75%100% 25% 0% Высокий Средний Низкий   Диаграмма 1.  ­ Результаты сформированности операции анализа, синтеза и сравнения у учащихся с задержкой психического развития 3 «Б» класса Из полученных данных по  методике  «Сравнения понятий» авторов Л. С. Выготского и Л. С. Сахарова мы видим, что у 0% учащихся высокий уровень сформированности логической операции таких как анализ, синтез и сравнение, у 25% ­ средний, у 75% ­ низкий.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что у большинства   ребят   недостаточно   сформировано  логические   мышление   на операции: анализ, синтез и сравнение. Методика Е. И. Рогова «Исключение лишнего» направлена на выявление уровня сформированности логической операции – обобщение (Приложение 2). Учащимся предлагалось  в каждом из 12 рядов слов найти такое, которое не подходит,   лишнее,   и   объяснить   почему.   Результаты   каждого   учащегося представлены в протоколе №1 (Приложение 5).  Количественные   показатели   уровня   сформированности   операции обобщение учащихся 3 «Б» класса представлены в таблице 2 и диаграмме 2. Таблица 2. ­ Уровни сформированности логической операции обобщение у  учащихся с ЗПР 3 «Б» класса Уровень развития логического Количество мышления Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень учащихся 0 2 2 % 0 50 50 На   основании   данной   таблицы   составлена   диаграмма   уровней сформированности   логической   операции   обобщение   у   учащихся   с  задержкой психического развития  3 «Б» класса. 50% 40% 30% 20% 10% 0% 50% 50% 0% Категория 1 Высокий Средний Низкий Диаграмма 2.  ­ Результаты сформированности операции обобщение у учащихся с задержкой психического развития 3 «Б» класса Из полученных данных по методике Е. И. Рогова «Исключение лишнего» мы   видим,   что   0%   учащихся   3   «Б»   класса   имеют   высокий   уровень сформированности   логической   операции   обобщения,   50%   ­   средний   уровень, 50% ­ низкий.    Таким образом,  у большинства  учащихся с ЗПР 3 «Б» класса недостаточно сформировано логическая операция обобщение. Методика  Л.А. Ясюковой «Раздели на группы» направлена на  выявление уровня развития операции логического мышления – умения классифицировать (Приложение 3). В   рамках   данной   методики,   обучающимся   было   предложено   задание: внимательно рассмотреть картинку и разделить  представленные на ней фигуры на как можно большее число групп за 3 минуты. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Индивидуальные   результаты   учащихся   представлены   в  протоколе   №1 (Приложение5). Количественные   показатели   уровня   сформированности   операции классификации   учащихся   с   задержкой   психического   развития   3   «Б»   класса представлены в таблице 3 и диаграмме 3. Таблица 3.  ­ Уровни сформированности логической операции классификация у  учащихся с задержкой психического развития 3 «Б» класса Высокий уровень Средний уровень Кол-во учащихся 1 % 25 Кол-во учащихся 1 Низкий уровень Кол-во учащихся 2 % 25 % 50 На   основании   данной   таблицы   составлена   диаграмма   уровней сформированности   логической   операции   классификация   у   учащихся   с задержкой психического развития 3 «Б» класса.  50% 40% 30% 20% 10% 0% 50% 25% 25% Категория 1 Высокий Средний Низкий Диаграмма 3. ­ Результаты сформированности операции классификация у учащихся с задержкой психического развития 3 «Б» класса Из полученных данных по методике Л.А. Ясюковой «Раздели на группы» мы   видим,   что   25%   учащихся   с   ЗПР   3   «Б»   класса   имеют   высокий   уровень сформированности   логической   операции   классификация,   50%   ­   средний уровень, 25% ­ низкий.    Таким образом,  у большинства  учащихся с задержкой психического развития 3 «Б» класса  недостаточно сформировано  логическая операция классификация. На диаграмме 4 представлены обобщенные данные по трем методикам на определение   уровня   сформированности   логических   универсальных   учебных действий у учащихся с задержкой психического развития 3 «Б» класса. 80 70 60 50 40 30 20 10 0 анализ, синтез и сравнение Высокий средний Низкий обобщение классификация Диаграмма 4. ­ Уровень сформированности логических универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития  3 «Б» класса Полученные   в   ходе   констатирующего   эксперимента   данные свидетельствуют о том, что проблема формирования логических универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития 3«Б» класса действительно существует, следовательно, необходимо проводить с учащимися работу в этом направлении.   § 2. Практическое   применение   интерактивной   доски   как   средства формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса   с   задержкой   психического   развития   МБОУ  «Основная общеобразовательная школа №6» г. Шарыпово  Проанализировав   литературу   по   теме   исследования,   мы   получили сведения, необходимые для формирования логических универсальных учебных действий   с   использованием   заданий   для   интерактивной   доски.   Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что с обучающимися с задержкой психического развития 3 «Б» класса необходимо продолжить работу по формированию логических учебных действий.  Для   проверки   целесообразности   использования   заданий   для интерактивной доски с целью формирования логических учебных действий 3 «Б» класса был организован и проведен формирующий эксперимент.  На   этом   этапе   нами   разработана   серия   заданий   (Приложение   5)   с использованием   интерактивной   доски,   направленный   на   формирование логических учебных действий. Данная серия заданий была реализована в 3 «Б» классе в МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6» г. Шарыпово.  Всего нами было проведено 10 уроков в 3 «Б» классе с использованием интерактивной доски.  Основным   средством   формирования   логических   учебных   действий   на уроках,   которые   мы   реализовали,   являлись   вариативные   по   формулировке учебные   задания   с   использованием   интерактивной   доски   (объясни,   проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай,   сделай   вывод),   которые   нацеливали   обучающихся   на   выполнение

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"

ВКР "Формирование познавательных УУД у учащихся 3 класса с ЗПР посредством интерактивной доски"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019