Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. Материал содержит фрагменты, иллюстрирующие коррекционные занятия с данной категорией подростков.Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. Материал содержит фрагменты, иллюстрирующие коррекционные занятия с данной категорией подростков.
г риска.doc
«ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА»
1) Дети группы риска выработали определенный комплекс защитного поведения. Цель занятий
психолога с этой категорией детей – снять барьеры и попробовать заменить выработавшиеся
механизмы на социально приемлемые. В ходе занятий решаются такие задачи как: развитие рефлексии своих эмоциональных состояний и поступков, коррекция самооценки, профилактика
ПАВ, снятие психоэмоционального напряжения. В работе с детьми группы риска я исхожу из
индивидуальноличностных особенностей ребенка и форму деятельности выбирают они. Это может
быть:
Работа в песочнице;
Работа с мандалой;
Арттерапия (рисование или лепка на заданные темы);
Беседа;
Использование диагностических методик;
Но какова бы ни была форма, она все равно ведет к первой задаче – развитие рефлексии;
2) Необходимо отметить, что занятия требуют работы над собой, а воспитанникам детского дома легче
плыть по течению, они предпочитают пропускать занятия или предпочитают занятия, не требующие
анализа (а, следовательно, и ничего не меняющие в их поведении). Например, дневник курильщика за
время работы в детском доме, я замотивировала вести только одного подростка, в котором он
указывает, где он курил, с кем курил и сколько выкурил (Приложение1).С помощью выбранных
подростком цветовых пятен я просила изобразить подростка свое состояние до курения, после
курения, а также в том случае, если покурить не удалось. Анализ рисунков показывает, что курение
наполняет подростка позитивными эмоциями, делает мир ярче, а невозможность покурить дает
эмоциональную пустоту (Приложение2, 3, 4).
3) В диагностике с детьми группы риска стараюсь использовать преимущественно проэктивные
методики.
Например, подросток, утверждала, что в ее жизни все прекрасно, что она хорошо себя чувствует в
эмоциональном плане. Она была агрессивно настроена по отношению к психологу и
психологическим занятиям.
После выполнения упражнения «Карта сказочной страны» Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеевой психолог
задал вопрос:
Какие чувства позитивные или негативные занимают большее место в твоем теле?
Подросток ответила, что негативные и расплакалась (Приложение 5).
Содержание занятий с подростками группы риска постоянно активизировано. И начиная беседу с
подростком в какойто момент я соскальзываю на одну из тем.
Возможные темы занятий:
I) Понятие стресса и проблеморазрешающее поведение. Способы решения проблем, личностных
сложностей. Понятие личностных кризисов.
Цель: формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения
II) Понятие группового давления и принятия собственного решения. Как противостоять
групповому давлению. Понятие насилия и право защищать свои границы.
Цель: формирование социальной автономности.
III) Формирования умения говорить «нет!». Альтернативные употреблению психоактивных
веществ способы получения удовольствия, решения проблем и времяпрепровождения.
Цель: формирование навыков заботы о себе и защиты своего «я».
IV)Тренинговое занятие: «Зачем людям законы?», «Умеете ли вы правильно оценивать поступки
людей?»
V) Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие
зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный
способ ухода от проблем.
Цель:
1) Информирование о зависимостях и их последствиях;
2) Определение своей позиции на проблему зависимости.
VI)Тренинг для подростков по профилактике зависимости от психоактивных веществ.
Цель: формирование положительного образа будущего, свободного от употребления ПАВ.
VII) «Я – игра»
Цель: профилактика аддиктивного поведения; стимуляция поиска адекватного поведения в
конфликтной ситуации; профилактика отношения к зависимостям; работа над ценностной ориентацией.
Приложение 5 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
Приложение 4 Источники:
1. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком как? М., 1994.
2. ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
3. Копытин А., Корт Б. Техники телесно ориентированной терапии. М., 2005.
4. Сакович Н.А. Технология игры в песок: игры на мосту. СПб., 2006.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Опыт работы с детьми группы риска для 3-5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.