Опытная работа по организации логоритмических занятий с дошкольниками, имеющих ОНР

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала опыт по ведению логоритмики.docx

Опытная работа по организации логоритмических занятий  с дошкольниками, имеющих ОНР

 

Цель опытной работы: выявить наиболее эффективные педагогические условия проведения занятий по логоритмике в группе дошкольного образовательного учреждения.

База ОР: практическое исследование проводилось _____________________.

Участники: дошкольники старшей логопедической группы, в количестве 8 человек.

Время проведения: ________________ года.

Занятия проводились по 2 раза в неделю 20 -25 минут каждое. Темы занятий: «Семья», «Овощи», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».

Занятие 1 – «Знакомство»

Цель: познакомиться с группой, приобщать дошкольников  к совместной работе, создавать положительную атмосферу.

Материал: Колокольчик, свеча в безопасном подсвечнике, схемы заданий на пространственную ориентацию, 4 пластиковых кувшина, вода,

стулья по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Знакомство с группой. Дошкольники и воспитатель сидят в кругу, безопасный подсвечник со свечой передается по кругу со словами: «Меня зовут …».

3. Пальчиковая игра «Дружба»

4. Подвижная игра «Дождик». Дети под музыку (магнитофон) передвигаются по кругу, руки на поясе. С окончанием музыки дети садятся

на стул, тот, кому не хватило стула, выходит из игры.

5. Релаксационное упражнение «Сдувшийся мяч» (надутие и сдувание щек).

6. Упражнение «Перелей, но не пролей» – переливание из кувшина в кувшин. На подносе дети учатся переливать воду из одного кувшина в другой сначала левой, затем правой рукой.

7. Прощание.

Занятия 2-3 «Моя семья»

Цель: Развитие речи через понятия семья, ее состав и члены.

Материал: Демонстрационные картинки, зеркала по количеству детей, 2 миски, шприцы без иглы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик дедушка»

3. Беседа по картинке о семье, ответы на вопросы про семьи дошкольников  (Как зовут маму? Папу? Бабушку? и т.д.)

4. Рассматривание своего лица перед зеркалом. Показ и обозначение частей тела. Упражнение для развития мышц губ и щек: «Поцелуй маму», «Улыбнись маме», «Надуем шарик».

5. Подвижная игра «Солнышко-тучка». При слове «солнышко» ходьба

с подниманием коленей, при слове «тучка» ходьба на карточках.

6. Упражнения для мимики перед зеркалом: нахмурить брови («Папа

сердится»), улыбнуться маме, удивленно поднять брови.

7. Психогимнастика: продемонстрировать, как папа забивает гвоздь, мама моет посуду, моют руки, поливают цветы, бабушка солит суп.

8. Переливание воды из миски в миску с помощью шприца без иглы.

9. Прощание.

Занятия 4-5 «Овощи»

Цель: – способствовать активизации речи дошкольников с помощью рассказа об овощах, в чем их польза и место где они растут. Составление предложений при помощи вопросов «Где растут овощи?», «Какую пользу приносят людям и животным».

Материал: Демонстрационные картинки, пластиковые миски, крупа, муляжи овощей, сито, зеркала по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Беседа по картинке, повторение овощей, ощупывание и рассматривание муляжей овощей.

3. Пальчиковая гимнастика: «Сколько грядок в огороде?»

4. Речевое упражнение с движением «Заяц шел, шел, шел…»

5. Упражнение для губ и щек перед зеркалами. Продемонстрировать овощи на грядке: помидоры, огурцы, горох, капуста, тыква.

6. Пересыпание крупы из миски в миску с помощью ложки.

7. Игра: «Узнай на ощупь овощи?»

8. Просеивание крупы через сито.

9. Прощание.

Для достижения данной цели нами были использованы следующие материалы: упражнения для губ и щек перед зеркалом, показ овощей, разминка «Огород», речевые упражнения с движением «Заяц», игра «Угадай на  ощупь». Пробовали пересыпать крупу из миски в миску с помощью ложки и просеять крупу через сито – 6 человек выполнили задание.

 

 

Занятие 6-7 «Домашние животные»

Цель: развивать речь, употребляя слова лексических тем «домашние животные», «их детеныши и отвечать на вопрос «Какую пользу приносят домашние животные людям?»

Материал: Демонстрационные картинки, пластиковые тарелки, мяч, емкости с крышками.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Беседа по картинке о домашних животных и их детенышей.

3. Игра «Кто как кричит?». Под демонстрацию записи криков домашних животных, дошкольники определяют, чей это голос.

4. Упражнение для рук со схемами на ориентировку в пространстве.

5. Упражнения для губ и щек: изобразить, как сердиться собака, как мурлыкает кошка, как мычит корова.

6. Игра с мячом. Дошкольники катают мяч друг другу, сидя в кругу, отвечая на вопросы о детенышах. Например: «У коровы – кто? У кошки –кто?»

7. Упражнения «Смастери так же». Дошкольникам демонстрируется образец на карточке, они должны изобразить такую же позу.

8. Подбор крышек к емкостям и закручивание их.

9. Прощание.

Занятия 8-9 «Дикие животные»

Цель: Развивать речь с помощью повторений лесных животных, их повадок, образа жизни, детенышей.

Материал: демонстрационные картинки, фигурки животных,  пластиковые тареки, барабан, рамка с пуговицами.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Беседа по картинке, рассматривание фигурок животных

3. Ходьба на линии с тарелками в руках

4.Счет на слух. Дошкольникам необходимо посчитать удары в барабан с закрытыми и открытыми глазами.

5. Упражнение на формирование речевого дыхания и голоса «Ежики принюхиваются», «Волк воет» (сначала тихо, потом громко)

6. Работа с пуговицами. Закрепить с дошкольникми навык застегивания и расстегивания пуговиц.

7. Упражнение «Сделай так же»

8. Прощание.

Занятие 10-11 «Домашние птицы»

Цель: развивать речь, через прием повторения с дошкольниками домашних птиц и их детенышей, ответить на вопрос «Какую пользу приносят?»

Материал: демонстрационные картинки, разрезные картинки, поднос с манкой.

Ход занятия:

1. Приветствие высокими и низкими голосами.

2. Беседа по картинке о домашних птицах и их детенышах.

3. Игра: «Найди маму детенышу». Нужно подобрать картинку с птенцом к соответствующей птице.

4. Прослушивание аудиозаписи с голосами домашних птиц. Дошкольникам необходимо угадать, чей это голос.

5. Собирание пазлов на тему «Птицы».

6. Ходьба по линии с инструкциями.

7. Рисование на птиц на подносе, используя манную крупу.

8. Прощание.

Занятие 12. Итоговое.

Цель: развивать речь с помощью обобщения и закрепления приобретенного опыта.

Оборудование: Демонстрационные картинки, стульчики по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Пальчиковая гимнастика: «Дружба»

3. Упражнение: «Повтори так же»

4. Ходьба по линии с инструкциями.

5. Подвижная игра: «Карусель»

6. Игра: «Прослушай и угадай голос» (Аудиозапись с пением птиц, животных).

7. Прощание.

Итоговое двенадцатое занятие осуществлялось по принципу «Повтори и обобщи». На этом занятии дошкольники закрепляли уже знакомые игры и  логоритмические упражнения, способствующие устранению ОНР.