Опытническо-экспериментальная деятельность
детей старшего дошкольного возраста на прогулке
(теплый период года)
Опыты и эксперименты с воздухом
«Воздух – невидимка» |
|
«Воздух»
|
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. |
«Ветер» |
Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Холодный воздух из форточки спускается вниз, а теплый от батареи поднимается вверх. Значит они встретятся. Что тогда появится? Ветер заставит двигаться полоски бумаги. |
«Буря» |
Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и корабль может потерпеть настоящее кораблекрушение. |
«Летающие семена» |
Дайте детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например, фасолинку и семечку клена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения. Семена клена можно «подкрутить», тогда они будут падать, как в природе. Летающие семена падают медленнее, а если им поможет еще и ветер, то и дальше. |
«Пламя загрязняет воздух» |
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 см) стекло или другой похожий материал, который не горит, не плавится, не греется очень быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти. |
Опыты и эксперименты с песком
«Что у нас под ногами» |
|
«Песок может двигаться» |
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его тонкой струйкой так, чтобы он падал на одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение. |
«Своды и тоннели» |
Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы конец трубочки выступал наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимаем трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми. |
«Свойства мокрого песка» |
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает. Мокрые грани слипаются друг с другом. |
«Как передвигается вода в почве» |
Насыпьте сухой земли в цветочный горшок с отверстием в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из глубоких слоев почвы. |
«Песок и глина» |
С помощью увеличительного стекла рассмотрите, из чего состоит песок. Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки между собой? Чем похожи и чем отличаются? Также внимательно рассмотрите кусочек глины. Видны ли частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, а у глины частички , как будто взялись крепко за руки и прилипли к друг другу. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.