ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРОПИИ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ)
В эксперименте приняли участие 17 детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в возрасте 8-9 лет. Перед экспериментальным исследованием мы ознакомились с педагогической документацией, которая была заведена на каждого ребёнка. У всех детей в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) установлена задержка психического развития различной степени (см. Табл. 2.1.).
Таблица 2.1.- Характеристика выборки испытуемых с задержкой психического развития
№ п./п. |
Список |
Показатели
|
Умственная отсталость (на примере легкой степени психического недоразвития) |
Задержка психического развития (на примере ЗПР церебрально-органического происхождения по классификации К.С. Лебединской) |
||
1. |
Н А. |
Особенности развития
|
Стойкое психическое недоразвитие.
|
Отставание во всех сферах психической деятельности к началу школьного обучения |
||
2. |
К Б. |
Речевое развитие |
Отставание. Перенос чаще отсутствует. |
Нарушения (звукопроизношение, грамматический строй, слоговые структуры, лексический запас). Есть перенос при отработке заданий. |
||
3. |
А Б. |
Работоспособность |
Низкий уровень, недост-ть волевых усилий. |
Снижение работоспособности. |
||
4. |
Г Б. |
Речевое развитие |
Отставание. Перенос чаще отсутствует. |
Нарушения (звукопроизношение, грамматический строй, слоговые структуры, лексический запас). Есть перенос при отработке заданий. |
||
5. |
Д Г. |
Память |
Низкая скорость запоминания, мал объём, низкая прочность в фиксации материала. |
Недостаточная продуктивность произвольной памяти, неточность в воспроизведении материала. Ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации |
||
6. |
Я Д. |
Мышление |
Отставание в развитии всех форм мышления. |
Отставание, несформированность основных мыслительных процессов. |
||
7. |
Н К. |
Речевое развитие |
Отставание. Перенос чаще отсутствует. |
Нарушения (звукопроизношение, грамматический строй, слоговые структуры, лексический запас). Есть перенос при отработке заданий. |
||
8. |
А К. |
Эмоционально-волевая сфера |
Недостаточно развита, нарушена. |
Своеобразное развитие |
||
9. |
И К. |
Речевое развитие |
Отставание. Перенос чаще отсутствует. |
Нарушения (звукопроизношение, грамматический строй, слоговые структуры, лексический запас). Есть перенос при отработке заданий. |
||
10. |
М Л. |
Особенности развития
|
Стойкое психическое недоразвитие.
|
Отставание во всех сферах психической деятельности к началу школьного обучения |
||
11. |
К Л. |
Внимание |
Небольшой объём, трудности в концентрации, устойчивости, распределении, переключаемость |
Нарушения внимания: повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация. |
||
12. |
Л М. |
Работоспособность
|
Низкий уровень, недостаточность волевых усилий. |
Снижение работоспособности. |
||
13. |
П П. |
Речевое развитие |
Отставание. Перенос чаще отсутствует. |
Нарушения (звукопроизношение, грамматический строй, слоговые структуры, лексический запас). Есть перенос при отработке заданий. |
||
14. |
В П. |
Речевое развитие |
Отставание. Перенос чаще отсутствует. |
Нарушения (звукопроизношение, грамматический строй, слоговые структуры, лексический запас). Есть перенос при отработке заданий. |
||
15. |
М С. |
Мышление |
Отставание в развитии всех форм мышления. |
Отставание, несформированность основных мыслительных процессов. |
||
16. |
Даниил С. |
Речевое развитие |
Отставание. Перенос чаще отсутствует. |
Нарушения (звукопроизношение, грамматический строй, слоговые структуры, лексический запас). Есть перенос при отработке заданий. |
||
17. |
М С. |
Эмоционально-волевая сфера |
Недостаточно развита, нарушена. |
Своеобразное развитие |
||
Исходя из целей исследования, опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
На первом этапе использовались: метод наблюдения и проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Метод наблюдения – это способ сбора первичной информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.
Методика РНЖ – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей, помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и проанализировать неадекватное поведение ребенка.
Второй этап – формирующий эксперимент. Он заключается в реализации психолого-педагогической программы по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста посредством сказкотерапии.
Третий этап – контрольный эксперимент. В него вошли - метод наблюдения и проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Этот метод и методика позволяют проверить результативность формирующего этапа эксперимента.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.