На этапе произнесения речи именно невербальные приемы воздействия оратора на аудиторию играют чрезвычайно важную роль. В последнее время появилось большое количество работ, посвященных невербальному общению. Это связано с осознанием проблемы соотношения знаковых систем сознательного и бессознательного в процессах коммуникации. Вербальный блок реализует в речи то, что хочет сказать человек, а невербальный - те мотивы, находящихся в бессознательном процессе.
Знаки невербального общения разнообразные Они включают:
- язык жестов и поз;
-язык мимики;
- язык пространства;
- язык одежды и язык цветов т.д.
Почти все эти языки имеют национальную специфику, они отличаются в разных культурах.
Моя контрошка по Риторике.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: Риторика
по теме: «Ораторский образ: невербальная компонента»
Выполнил: Ахтямова З. Л., группа КЗ 12/1
Проверил: Кандидат филологических наук, доцент
Моисеева М. В.
Ульяновск – 2014 Содержание
Введение…………………………………………………………….3
1. Ораторский образ: невербальная компонента ……………....47
1.1 Жесты, позы, мимика……………………………………....712
1.2 Язык пространства, одежды и цвета……………………..1214
Заключение………………………………………………………...16
2 Введение
Термин образ ритора (оратора, говорящего) ввел в русскую науку
В.В.Виноградов в работе 1930 года "О художественной прозе", лишний раз
доказывая, что для честного ученого не существует феномена тоталитарный
язык – он всегда находит с присущим ему вкусом нужное словотермин для
того, чтобы выразить национальную природу описываемого предмета.
В.В.Виноградов отмечает, что построение образа оратора похоже на создание
актером определенной "маски", а подготовка речи и ее исполнение, несмотря
на всю страстность и вдохновение, с которыми выступают иные ораторы, –
процесс сознательный, требующий искусства Создания образа ритора.
Риторика накопила в вопросах воспитания и формирования ритора много
полезных советов и рекомендаций. Прежде всего ритор должен показать себя
человеком, достойным доверия и уважения аудитории (то, что раньше
называли vir bonus человек добродетельный). В риторике всегда обсуждался
вопрос, каким человеком надо быть, чтобы уметь доказать чтолибо? Иначе
говоря, какими качествами должен обладать оратор, воздействующий на
аудиторию не просто словом, но и всем своим обликом? Ведь о каждом
говорящем можно сказать, что у него есть определенный характер, качества
личности, нравственные достоинства или недостатки. Все эти требования
объединялись понятием ораторские нравы, ибо само слово "нрав" изначально
понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека.
Анализ большого количества риторических теорий показал, что
требования аудитории к оратору определяются не только формой правления,
но и исторической эпохой и культурными особенностями слушателей.
Критерии оценки в каждом обществе своеобразны. Они могут включать в себя
помимо нравственных качеств, интеллекта и отношения к слушающим также
компетентность образованность искренность, эмоциональное состояние,
мотивы, убежденность, идеологию и волю.
3 1. Ораторский образ: невербальная компонента
Большинство теоретиков ораторского искусства считают важнейшим
именно пятый этап риторической деятельности произнесения речи.
Действительно, блестяще вынесения может спасти обычного речь, а плохое
испортить замечательную. На этом этапе оратор должен как можно лучше
представить аудитории результат своей работы, выполненной на предыдущих
этапах Человек может очень хорошо писать разнообразные тексты, но совсем
им не уметь подавать их слушателям.
Нужно учитывать особенности восприятия, как речи оратора, так и его
самого. Аудитория воспринимает выступление не только изза того, что
говорит оратор, но в основном и потому, как он говорит.
Вообще в коммуникации выделяют два блока: вербальный и
невербальный.
Вербальный блок это те факторы, которые связаны с речью
(аргументация, критика, структурирования текста, словесное выражение
материала и т.д.)
Разнообразные приемы вербального воздействия на аудиторию
рассматривались в предыдущих разделах риторики
Невербальный блок это те факторы, которые присутствуют в общении,
но непосредственно не связанные с текстами (позы, жесты, мимика, речь
пространства, одежды, цветов, манера общаться и тому подобное)
Невербальное поведение это индивидуальная, конкретночувственная
форма действий и поступков, передаваемых индивидом при помощи
невербальных средств общения.
Невербальное поведение личности в общении в межличностном познании
полифункционально. Оно: 1) создает образ партнера по общению; 2)
выполняет функцию опережающей манифестации психологического сознания
общения (относительно речи); 3) выступает в качестве способа регуляции
4) поддерживает
пространственновременных параметров общения;
оптимальный уровень психологической близости между общающимися; 5)
выступает в качестве маскировки «Я личности»; 6) является средством
4 идентификации партнеров по общению; 7) выполняет функцию социальной
стратификации; 8) выступает в качестве показателя статусноролевых
отношений; 9) выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по
общению, формирует эти отношения; 10) является индикатором актуальных
психических состояний личности; 11) выполняет функцию экономии речевого
общения; 12) выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального
сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; 13)
выполняет функцию контроля аффекта, его нейтрализации или создания
социально значимого аффективного отношения; 14) выполняет функцию
разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения; 15) является одним
из показателей общей психомоторной активности субъекта (темп, амплитуда,
интенсивность, гармоничность движений).
На этапе произнесения речи именно невербальные приемы воздействия
оратора на аудиторию играют чрезвычайно важную роль. В последнее время
появилось большое количество работ, посвященных невербальному общению.
Это связано с осознанием проблемы соотношения знаковых систем
сознательного и бессознательного в процессах коммуникации. Вербальный
блок реализует в речи то, что хочет сказать человек, а невербальный те
мотивы, находящихся в бессознательном процессе.
Знаки невербального общения разнообразные Они включают:
язык жестов и поз;
язык мимики;
язык пространства;
язык одежды и язык цветов т.д.
Почти все эти языки имеют национальную специфику, они отличаются в
разных культурах. Поэтому не следует увлекаться однозначной трактовкой
отдельных невербальных сигналов. Следует рассматривать их во всей
совокупности, т. е. с текстом речи.
Знаки невербального общения на сегодняшний день является предметом
изучения такой междисциплинарной науки, как невербальная семиотика.
5 Крейдлин, например, называет такие наиболее значительные отдельные науки,
в входят в невербальной семиотики:
Паралингвистика наука о звуковых кодах невербальной коммуникации
Кинесика наука о жестах или жестовые движения, о жестовые процессы
и жестовые системы
Окулесика наука о языке глаз и визуальное поведение людей в процессе
общения
Аускультация наука о слуховое восприятие звуков и поведение людей в
процессе коммуникации
Гаптика наука о языке прикосновений и тактильную коммуникацию
Гастика наука о знаковых и коммуникативных функциях еды и
напитков, о принятии пищи, угощениях
Ольфакция наука о языке запахов, смыслы, передают с помощью
запахов, и о роли запахов в коммуникации
Проксемика наука о пространстве коммуникации, его структуру и
функции
Хронемика наука о времени коммуникации, о его структурных,
семиотических и культурных функциях
Системология наука о системах объектов, которыми люди окружают
свой мир, о функциях и смыслы, которые эти объекты выражают в процессе
коммуникации.
На современном этапе эти науки находятся на разных ступенях развития.
Основными считают паралингвистика и кинесика. Наименее разработанными
остаются аускультация, гастика, ольфакция, хронемика и системология.
На какие же характеристики невербального общения оратору надо
обратить особое внимание? Первое впечатление. Установлено, например, что
во время лекции изменения в оценке лектора составляют лишь 46%, при этом
по фактору "доверия" не более 1%. Первое впечатление является сильным,
ярким, хорошо запоминается я, есть чрезвычайно устойчивым. Если в
дальнейшем его надо корректировать, изменять, то это потребует от оратора
значительных усилий Вспомним поговорку: "Не будет второго шанса создать
первое впечатление".
6 Основой формирования в аудитории первого впечатления об ораторе
является зрительный образ. Что касается специфики поведения оратора в
аудитории в пределах риторики, предлагают несколько основных советов.
1.1 Жесты, позы, мимика
Жесты движение рук или кистей рук. В психологии сложилась
традиция изучения жестов как паралингвистических средств. Но жест в
процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно
сделать заключение об отношении человека к какомуто событию, лицу,
предмету. Жест может также сказать о желании человека, его состоянии.
Оратору следует выступать стоя и использовать жесты открытости
т.
(жесты раскрытыми руками по направлению к слушателям,
е.горизонтальная жестикуляция, а не вертикальная и др.). Они
как,
воспринимаются аудиторией
свидетельствующие о намерении общаться. Соответственно, следует избегать
(в основном подсознательно)
закрытых жестов, которые могут восприниматься не только как
свидетельство нежелания общения, но и агрессии (стиснутые кулаки,
скрещенные руки, скрещенные ноги и т.п.) Аудитория положительно
воспринимает уверенного в себе орать ора, поэтому таких жестов тоже
следует избегать.
В целом жесты выполняют различные функции в процессе общения.
Одним из них как раз является риторическая функция. В таких случаях в
основном значения определенных жестов может быть охарактеризовано в
терминах риторических фигур.
Многие жесты имеют вполне определенное значение:
Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие:
Раскрытые руки ладонями вверх жест, связанный с искренностью и
открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых
рук /обозначает открытость натуры, растегивание пиджака /люди открытые и
дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время
разговора и даже снимают его в вашем присутствии/. Hапример, когда дети
7 гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда
чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за
спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих
переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги,
передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от
собеседника.
Жесты защиты оборонительные. Ими реагируют на возможные угрозы,
конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди
руки, следует пересмотреть то, что мы делаем или говорим, ибо он начинает
уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную
реакцию говорящего.
Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность.
Hапример, жест "рука у щеки" люди, опирающиеся щекой на руку, обычно
погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки подбородок
опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные
пальцы ниже рта позиция "подождемпосмотрим". Человек сидит на краешке
стула, локти на бедрах, руки свободно свисают позиция "это замечательно!".
Hаклоненная голова жест внимательного слушания. Так, если у большинства
слушателей в аудитории головы не наклонены, значит, группа в целом не
заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание
подбородка жест "хорошо, давайте подумаем" используется, когда человек
занят принятием решения. Жесты с очками протирает очки, берет в рот
дужку очков и т. п. это пауза для размышления, обдумывания своего
положения, перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя
пояснений или ставя вопрос.
Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или
щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на
бумаге. Пустой взгляд "Я смотрю на вас, но не слушаю".
Жесты ухаживания, "прихорашивания". У женщин они выглядят как
приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в
8 зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание
и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям,
бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев "в вашем присутствии я
чувствую себя уютно", у мужчин поправление галстука, запонок, пиджака,
выпрямление всего тела, движение подбородком вверхвниз к др.
Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот собеседник
старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в
сторону показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу
верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу.
Потрагивание или потирание носа указательным пальцем знак сомнения
другие разновидности этого жеста потирание указательным пальцем за ухом
или перед ухом, потирание глаз
Жесты доминантностиподчиненности. Превосходство может быть
выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает
вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается
выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он
протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов принять подчиненную роль.
Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а
большой палец при этом снаружи это выражает уверенность человеке в
своем превосходстве.
Жесты готовности. Руки на бедрах первый признак готовности (его
часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать).
Вариация этой позы в положении сидя человек сидит на краешке стула,
локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят
непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем,
как встать и уйти).
Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают
различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения.
Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто
заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой
9 группы переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг
друга; пощипывание кожи; касание спинки стула, перед тем как сесть, при
собрании других людей. Для женщин типичный жест придания внутренней
уверенности медленное и изящное поднятие руки к шее.
Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание,
нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п.
тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и
продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями; тесно
оплетенные, напряженные руки жест недоверия и подозрения тот, кто
пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не
имеет успеха, руки тесно сжимают одна другую значит человек попал в
"переделку" например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное
обвинение против него; поглаживание шеи ладонью во многих случаях, когда
человек защищается женщины, обычно в этих ситуациях поправляют
прическу.
Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма жест
"купол", что означает доверительность и некоторое сам довольство,
эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях
начальникподчиненный/.
Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок
поднят так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие
руководители. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо
всего лишь физически подняться над оппонентом сесть выше него, если вы
разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.
Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла тот, кто часто
делает это, ощущает неуверенность, беспокойство, локти ставятся на стол,
образуя пирамиду, вершина которой кисти рук, расположенные прямо перед
ртом такие люди играют с партнерами в "кошкимышки", пока те не дают им
возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук от рта
на стол, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по
10 поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо признак того,
что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.
Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты.
Другая поза сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в
подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой
группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и
эмоциями.
Позы
Позы положение человеческого тела, типичное для данной культуры,
элементарная единица пространственного поведения человека. Позы могут
выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и
регулировать межличностные отношения в общении. Именно с помощью поз
можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить
ориентацию партнеров относительно друг друга. Когда говорящий
наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность,
видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя
менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или
разваливается в кресле.
Мимика
Мимика (от греч. mimikos подражательный) выразительные движения
мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека, главным
образом его чувства. Выражение лица главный показатель чувств. Легче
всего распознаются положительные эмоции счастье, любовь и удивление.
Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции печаль, гнев и
отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
удивление поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз
кончики губ; приоткрытый рот; страх приподнятые и сведенные над
переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько
отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; гнев
брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и
11 сомкнута с верхней губой; печаль брови сведены, глаза потухшие. Часто
уголки губ слегка опущены; счастье глаза спокойные, уголки губ
приподняты и обычно отведены назад.
Важен зрительный контакт оратора с аудиторией на протяжении всей
речи Он должен смотреть на всех слушателей таким образом, чтобы не
выделять когото персонально. В большой аудитории следует разбить зал на
сектора и в процессе выступления и переводить взгляд медленно по очереди с
одного сектора на другой. Оратору не следует смотреть мимо слушателей (в
пространство), на пол, ноги, потолок, в окно, рассматривать посторонние
предметы. В таких случаях именно предметы, а не слушатели будут
поглощать речь. Не смотря на аудиторию, оратор и не обращается к ней с
другой стороны, долгое пристальный серьезный взгляд в глаза может вызвать
у слушателя ощущение давления беспокойства, Поэтому в течение
длительного времени лучше смотреть в лицо, а не прямо в глаза как
выражение заинтересованности взгляд в глаза воспринимается тогда, когда он
является кратковременным.
1.2 Язык пространства, одежды и цвета
Для оратора при выступлении важное значение имеет также владение
Язык пространства состоит из нескольких компонентов
пространством.
частности выделяют четыре зоны дистанции в общении:
интимная;
личная;
социальная;
публичная
Интимная дистанция (до 50 см) это зона общения между близкими
людьми
При этом столь близкими, что человек готов занять собеседника, т.е.
сократить эту дистанцию ??до 0 В процессах коммуникации не стоит
вмешиваться в интимное пространство, попытка подобных действий
сприймаеть ься как агрессия Дело в том, что человек пытается подчинить
себе окружающий его небольшое пространство и рассматривает его как часть
12 себя Наличие расстоянии не менее 50 см между слушателями во время речи
способных а обеспечить возможность критического восприятия того, что им
говорятять.
Личная дистанция (от 50 см до 1,5 м) это зона общения между
друзьями.
Именно на таком расстоянии люди, которые хорошо знают друг друга, у
которых есть общие интересы и т.п., чувствуют себя комфортно в
повседневной коммуникации.
Социальная дистанция (от 1,5 до 3 м) это зона общения между
знакомыми людьми (но не друзьями).
Такое расстояние является оптимальной для формальных контактов на
работе или с малознакомыми людьми.
Публичная дистанция (более 3 м) это открытая зона для выступления
оратора перед аудиторией.
Таким образом, произносить речь нужно с публичной расстояния,
особенно в больших аудиториях. Во время выступления оратору не следует
приближаться к слушателям. Например, если оратор выступает с трибуны, то
он может выходить время от времени изза нее и становиться рядом. Хотя
более удачным вообще стоять рядом с трибуной, а не за ней. Двигаться по
аудитории следует медленно и не очень увлекаться этим приемом, чтобы у
слушателей не создалось впечатление, что оратор бегает, как тигр в клетке.
Что касается языка одежды и языка цветов то оратору для публичного
выступления следует выбрать деловая одежда (для мужчин и женщин это
костюмы преимущественно серого или синего цвета). Такая одежда не
подавляет человека и у слушателей есть возможность сосредоточиться на
самой речи. Если главная цель для оратора это убеждение аудитории, тогда
ему следует избегать одежды ярких насыщенных цветов, слишком модной
одежды, многочисленных украшений и других компонентов которые будут
слишком привлекать к себе внимание слушателей и отвлекать от того, что
говорит оратор.
13 На протяжении публичного выступления слушатели тоже отправляют
оратору невербальные сигналы. В небольшой аудитории ему легче
фиксировать и реагировать соответствующим образом на эти знаки. Они дают
возможность оратору остановить момент, когда он успешно донес свои
мысли до слушателей.
Итак, во время публичного выступления оратору необходимо постоянно
следить за своей аудиторией и самому грамотно применять невербальные
сигналы общения. Конечно, это легче делать, если речь подготовлена заранее.
Заключение
"Образ оратора – не то же самое, что оратор, – пишет
Ю.В.Рождественский, – а то, как оратор представляет себя аудитории. Это
первое условие для понимания оратора как человека. Вторым условием
является то, что оратор в любой своей речи должен быть самим собой, т.е.
держаться в принципе одних и тех же взглядов"
Оценка речи человека в восприятии его образа оратора происходит с
разных сторон. Из них, прежде всего можно выделить оценку нравственно
этическую. Оратор ищет пути к сердцам своих слушателей, находя с ними
общность мыслей и взглядов. Однако не исключено, что какаято сторона
может придерживаться ложных взглядов или интересов. Тогда оратору
приходится защищать свою позицию, иногда расплачиваясь головой за
несовпадение с взглядами аудитории.
14 Интеллектуальная оценка связывается с богатством мыслей оратора или
писателя, его образованностью, способностью аргументировать, рассуждать и
находить мыслительные ходы. Интеллект говорит о знании оратором
предмета речи.
Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и
изяществу выражаемых мыслей, красоте звучания, оригинальности в подборе
слов. Бывает, что одна и та же мысль может быть выражена просто, банально
и никого не заинтересует, но, оформленная в изящную словоформу,
распространенная в нужных и занимательных словах, эта же мысль вдруг
заиграет всеми красками. Простые, выразительные и изящные слова и звуки
вызывают эстетические оценки.
Список литературы
1.Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. 2е издание,
исправленное и дополненное. М., 2002.
2. Виноградов В.В. О художественной прозе // Избранные труды. О языке
художественной прозы. М., 1978. С. 56239.
3. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001.
4. Колотилова Н.А. Риторика
5.Рождественский Ю.В. Теория риторики. 2е изд., М., 1999.
15
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
«Ораторский образ: невербальная компонента»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.