Орфографическая грамотность у младших школьников во внеурочной деятельности
Оценка 4.6

Орфографическая грамотность у младших школьников во внеурочной деятельности

Оценка 4.6
docx
06.08.2020
Орфографическая грамотность у младших школьников во внеурочной деятельности
Орфографическая грамотность во внеурочной деятельности Чурсина А.С..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на семинаре

 

«Технологии формирования орфографической грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

 учитель начальных классов

 

Чурсина Анна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Черногорск, 2020г.

Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом по формированию орфографической грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности. Я веду курс внеурочной деятельности «Умники и умницы».

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Умники и умницы”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Данная программа модифицированная, составлена с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Программа реализуется  в рамках раздела учебного плана  «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное».

Особенности программы  «Умники и умницы»

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к данному курсу  должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения.

Для этого на занятиях я использую ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс  “Умники и умницы” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.  Содержание и методы обучения “Умники и умницы” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

  Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке, закрепить ранее изученный материал.

В программу включены национальное региональное и этнокультурное содержание.

Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

 

Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует орфографическую грамотность, стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Основные технологии

технология  разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология  обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

Учебно-тематический план. (33 часа)

1-й класс   «Путешествия по Стране Слов»

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

 

Общее количество часов

Теория

Практика

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1ч

 

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

2

В страну слов. Первые встречи.

1ч

 

3-4

К тайнам волшебных слов.

2ч

5

Выбор друзей в Стране Слов

1ч

 

6

К несметным сокровищам Страны Слов.

1ч

 

7

Чудесные превращения слов.

1ч

 

8-9

 В гости к Алфавиту.

2ч

10

К тайнам звуков и букв.

1ч

 

11

Встреча с Радугой.

1ч

 

12

В Страну Говорящих Скал.

1ч

 

13

В  глубь веков на Машине времени.

1ч

 

14

В Королевстве ошибок.

1ч

 

15

В Страну Слогов.

1ч

 

16

Неожиданная остановка в пути.

1ч

 

17

В удивительном городе Неслове.

1ч

 

1ч

18-19

Чудеса в Стране Слов.

2ч

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1ч

 

21-22

На карнавале слов.

2ч

1ч

23

В Театре близнецов.

1ч

 

24

Конкурс знающих.

1ч

 

25

Новое представление.

1ч

 

26

Необычный урок.

1ч

 

1ч

27

Следопыты развлекают гостей.

1ч

 

28

В Клубе весёлых человечков.

1ч

 

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2ч

31

Экскурсия в прошлое.

1ч

 

32

Полёт в будущее.

1ч

 

33

Итоговое занятие.

1ч

 

1ч

 

Итого

33ч

 

 

 

Методический материал по формированию орфографической грамотности

 

Игра «Продолжи ряд».

1.      Времена года: лето…

2.      Месяцы: январь, февраль…

3.      Дни недели: понедельник…

4.      Время суток: утро…

5.      Деревья: сосна…

6.      Цветы: роза…

7.      Овощи: огурец…

8.      Мебель: шкаф…

9.      Населенные пункты: город…

10. Одежда: пальто…

 

Игра «Слова-братья».

Для игры надо стать в круг. Бросать мяч и назвать слово, которое относится к этой группе слов.

1.       Белый (красный, синий, черный, желтый, зеленый…).

2.      Большой (массивный, громоздкий, неподъемный, маленький, небольшой…)

3.      Городской (сельский, деревенский, дачный, пригородный…).

4.      Деревянный (стеклянный, железный, каменный, глиняный…).

5.      Мамин (папин, дядин, тетин, дедушкин, бабушкин…).

 

Игра с мячом «Противоположности»

Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный - …               сухой - …                печаль - …               быстро - …

Сладкий - …            плохой - …              утро - …                   большой - …

Светло - …               смелый - …             ночь - …                   тихо - …

День - …                  молодой - …            весело - …                начало - …

Жадный - …             сытый - …               больной - …             старый - …

Сильный - …            жарко - …                чёрствый - …          и др.

 

Игра «Добавки».

Добавить к словам по одной букве слева так, чтобы получилось новое слово.

Рот -…(крот), ель - …(мель), вал - …(овал), игры - …(тигры), лень -…(олень),

кол - …(скол),

 

Игра «Склеенные слова»

Учащемуся предлагаются карточки, на которых записаны соединенные  без пробелов слова. Задача – отделить слова друг от друга вертикальной чертой  и посчитать общее количество слов в каждой строке:        

 

Конкурс скороговорок.

1. На дворе трава. На траве дрова. Не руби дрова посреди двора.

2. Чищу щучке чешую.

3. Желтый жирный жадный жук прятал денежки в сундук.

4. Еж с ежихой жили дружно, их ежонок был послушный.

5. Мышек сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубки сразу все сломали.

6. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку – цап!

 

Метаграммы в стихах

С «Д» - меня ты в шашках встретишь,

 С «Р» - вокруг картин заметишь. (Дамка – рамка)

С буквой «Д» - вас в дом пускает,

 С буквой «З» - рычит, кусает. (Дверь – зверь)

На смену мне приходит ночь.

С меня щеглы вспорхнули прочь. (День – пень)

 С «Г» - он ходит по гвоздям,

 С «Д» - помажет ранку вам. (Йог – йод)

С буквой «К» - живу в лесу,

 С буквой «Ч» - овец пасу. (Кабан – чабан)

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «П» от вас не утаю –

Тоже в школе я стою. (Карта – парта)

 С «Ч» - я двери открываю,

С «В» - я червяков хватаю. (Ключ – клюв)

 

Орфографические сказки

Сказка о том, как поссорились два брата глагола. За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида. Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол совершенного вида: "Истопил". Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел. Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит: – Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид. – Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому обидно не было. Так они и сделали. Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает. Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.

 Сказка о разделительных Ь и Ъ знаках.

 Жил – был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе. Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; веду «семку»; забить «коля», - старательно выводил он. - Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут! - А что с вами случилось? – удивился Незнайкин. - Ничего – то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – Ведь в этих словах мы обозначаем два звука [й э], [й о], [й у], [й а], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и. Ты же наших помощников потерял. И теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [у], [а], и читают «сел», «пю», «семка», «коля» вместо СЪЕЛ, ПЬЮ, СЪЁМКА, КОЛЬЯ! Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял звуки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают».

Сказка про букву Ч.  «Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я». Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили ее в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не станет рядом с зазнайками Я и Ю. а будет дружить только с А и У. Запомните, дети! Слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ с буквой У». 89 Сказка о звонких и глухих согласных. «Жили – были парные звонкие и глухие согласные. Жили дру

Сказка о звонких и глухих согласных. «Жили – были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слова. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слова, надо позвать на помощь гласные».

 Сказка о безударных гласных а - о. «Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а и о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышится ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а или о. с тех пор эти дети пишут грамотно».

 

Правила в стихах по русскому языку

Правописание непроизносимых согласных

И ужасно, и опасно

Букву «Т» писать напрасно!

Всем извесТно, как прелесТно

Букву «Т» писать умесТно!

-тся/-ться в глаголах 

В зимний вечер звёздный,

тихий Снег что делаеТ?

 КружиТСЯ.

И пора уже до завтра

Всем что делаТЬ?

 Спать ложиТЬСЯ.

Глаголы-исключения

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

 Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

А еще смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

 И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя.

Правописание большой буквы.

 Реки, горы и равнины,

Имена, фамилии, долины,

Клички всех животных,

Отчества людей – Все с заглавной буквы,

Ты пиши скорей.

Правописание гласных после шипящих. 

Знаем твердо, что ЖИ – ШИ

Пишем только с гласной И,

 А в словах, где ЧА и ЩА

Мы напишем только с А.

Где же встретим мы ЧУ – ЩУ,

То напишем букву У.

Игра  «Третий лишний»

Уберите лишнее слово из каждой строки.

ЛИСА, МЕДВЕДЬ, ПЕНАЛ

РОЗА, САНКИ, ГВОЗДИКА

ОСИНА, СОСНА, ТРАВА

ТЫКВА, ОГУРЕЦ, РЫБА

СТАКАН, СТУЛ, ВИЛКА

 

Игра «Поставь ударение»

1.      В вазе гвоздики. В ящике гвоздики.

2.       Солнце село за горой. Я пойду в село домой.

3.      Для стряпни нужна мука. Для лодыря наука, одна сплошная мука.

4.      Полки книгами полны. В бой с утра идут полки.

5.      Врач сказал, что у меня воспаленье уха. В котелке кипит уха.

6.       Гусята двигались пища. Уже готова пища.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №1»

Добрый день, уважаемые коллеги

Добрый день, уважаемые коллеги

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке, закрепить ранее изученный материал

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке, закрепить ранее изученный материал

Содержание программы. Учебно-тематический план

Содержание программы. Учебно-тематический план

В мире безмолвия и неведомых звуков

В мире безмолвия и неведомых звуков

Цветы: роза… 2. Овощи: огурец… 3

Цветы: роза… 2. Овощи: огурец… 3

Метаграммы в стихах С «Д» - меня ты в шашках встретишь,

Метаграммы в стихах С «Д» - меня ты в шашках встретишь,

Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились

Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились

Об этом узнали дети, которые шли мимо

Об этом узнали дети, которые шли мимо

Имена, фамилии, долины, Клички всех животных,

Имена, фамилии, долины, Клички всех животных,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2020