орфографическая грамотность

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся.
Иконка файла материала орфографическая грамотность.doc
орфографическая  грамотность   Как       известно,   орфографическая     грамотность     должна закладываться  в  младших  классах. Однако  во  время  обучения  в 1­4   классах   у   большей   части   детей   она   не   формируется. Лингвисты,   психологи,   методисты     подчеркивают     зависимость результатов  обучения  орфографии  от  его  первоначального  этапа, от     способность, обнаруживать     в   словах     места,     которые     нужно     писать   по правилам.   учителя   ­   формировать орфографическую  зоркость  учащихся.   того,   насколько     учащихся     Значит     задача     развита     у   Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако     решение     орфографической     задачи     возможно     при условии,    если    ученик    видит    объект     применения    правила  – орфограмму.   Значит   ,   умение     орфограммы, выступает     умением   ,   залогом грамотного  письма. Неумение  выделять  орфограммы  при  письме –   одно     развитие орфографического  навыка.   причин,   тормозящих     орфографическим     обнаруживать     главных     базовым     из     на     Так   Чтобы   найти   орфограмму , написание, требующее   проверки, необходимо воспринять  слово  и  осознать  в  нем  опасное  место. Значит,  слово  и  орфограмма  в  нем , воспринимаемые  зрительно или     как непосредственно   воспринимаемые   раздражители   в   орфографии действуют     анализаторы, целесообразно   рассмотреть   процессы   зрительного и   слухового восприятия.   раздражителями.     зрительный     являются     слуховой     слух,     через     и   При     зрительном     привлекать внимание  детей   к  отличительным  чертам  орфограмм , упражнять их  в  сравнении , проводить  анализ.    необходимо     восприятии   Слуховое  восприятие , умение  определять  последовательность звуков   составляют   основу   развития   не   только   устной,   но   и письменной  речи.  Развитие  фонематического  слуха  оказывается решающим  условием  при  постановке  орфографической  задачи – нахождения  орфограммы  и  определения  ее  типа.Как     показали       исследования       наряду     со     слуховым     и зрительным   анализаторами   большое   значение   имеют   речевые кинестезии ( проговаривание ) , они   позволяют   более   тонко   и точно  воспринимать  речь. Воспоминания     руки   необходимым  условием  грамотного  письма.   движений       также     выступают Зрительное,   слуховое,   кинестезическое     и     рукодвигательное восприятие  младших  школьников  составляет  чувственную  базу орфографического  навыка.  Чем  больше  органов  наших  чувств, по  К.Д.Ушинском,  принимает  участие  в  восприятии  какого­либо впечатления,   тем   прочнее   ложатся   эти   впечатления   на   нашу память. Современный     подход     к     проблеме     памяти     позволяет подчеркнуть,что   без   опоры   на   понимание   никакое   усвоение знаний     вообще     невозможно.   Если     понимание     поверхностно, неполно, не   складывается   в   систему, то   запоминание   слабо   и нестойко     и     требуются     многократные     повторения     для     его улучшения. Если  же  в  процессе  усвоения   ученик  выделяет  в материале  главное  смысловое  содержание, то у  него  образуются сильные  и   стойкие  следы  памяти. Первым  этапом  решения  орфографической  задачи  выступает умение   увидеть   орфограмму    при   письме,   т. е.   изначальное умение,     обеспечивающее     сознательное     отношение   к     письму,   словарю. мотивирующее   Орфографическая     обнаружение орфограмм  и  определения  их  типа.   правилу,     предполагает     обращение     зоркость     к     к   Восприятие     включает     в     свой     состав   зрительные     или слуховые,  артикуляционные  или  моторные  компоненты,  процессы переработки     выделением существенных  признаков,  их  сопоставлением  и  создание  образа­ представления на  основе  прежнего  опыта.   информации     полученной     с     психологической     орфографическую     нам Анализ   определить     способность учащихся     в     опознавательном     процессе     обнаруживать     и квалифицировать     орфограммы       в     результате     оценки     их   основе признаков   последовательной     на   этапе     отдельных     литературы     зоркость     начальном     фиксации     признаков,   а     позволяет     обучения     как     на     наоснове   последующем   –   на   интегрального  образа­ориентира.   одновременного     нахождения   этапе     со     знакомить   В  таком  понимании  орфографической  зоркости  содержится важный   для   методики   обучения   вывод   о   необходимости   на первоначальном     всеми опознавательными     признаками     орфограмм     и     добиваться     их прочного     усвоения     в     деятельности.     1­4     классы     следует рассматривать     в     качестве           начального     этапа     развития орфографической     зоркости,     на     котором     основное     внимание уделяется     определению     всех     необходимых     и     достаточных признаков  для  нахождения  орфограммы.    детей         В     своей     работе     для     повышения       орфографической зоркости  у  детей  я  использую  следующие  способы  и  приемы. Провожу   диагностику  проверочных  работ.  Затем  разбиваю класс   на   подгруппы   по   типам   орфографических   ошибок. В группе  продленного  дня  занимаемся  с  детьми  по  подгруппам. Мною   были   подобраны   дидактические   задания,   формирующие словообразовательные   и   грамматические   понятия,   развивающие орфографические     заданиями развлекательного  характера, имеющие  цель  развивать  внимание, логическое   мышление, любознательность, воображение   и   снятие усталости.   навыки,   сочетающиеся     с     Эти   виды   занятий   проводятся   с   целью   более   глубокого обобщения     и     систематизации     знаний     учащихся,   выполнения дифференцированных     практических     заданий     с     постепенным наращиванием  трудностей.