Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся.
орфографическая грамотность
Как известно, орфографическая грамотность должна
закладываться в младших классах. Однако во время обучения в
14 классах у большей части детей она не формируется.
Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость
результатов обучения орфографии от его первоначального этапа,
от
способность,
обнаруживать в словах места, которые нужно писать по
правилам.
учителя формировать
орфографическую зоркость учащихся.
того, насколько
учащихся
Значит
задача
развита
у
Главным в обучении правописанию является орфографическое
правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи.
Однако решение орфографической задачи возможно при
условии, если ученик видит объект применения правила –
орфограмму. Значит , умение
орфограммы,
выступает
умением , залогом
грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме
– одно
развитие
орфографического навыка.
причин, тормозящих
орфографическим
обнаруживать
главных
базовым
из
на
Так
Чтобы найти орфограмму , написание, требующее проверки,
необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место.
Значит, слово и орфограмма в нем , воспринимаемые зрительно
или
как
непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии
действуют
анализаторы,
целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового
восприятия.
раздражителями.
зрительный
являются
слуховой
слух,
через
и
При
зрительном
привлекать
внимание детей к отличительным чертам орфограмм , упражнять
их в сравнении , проводить анализ.
необходимо
восприятии
Слуховое восприятие , умение определять последовательность
звуков составляют основу развития не только устной, но и
письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается
решающим условием при постановке орфографической задачи –
нахождения орфограммы и определения ее типа.Как показали исследования наряду со слуховым и
зрительным анализаторами большое значение имеют речевые
кинестезии ( проговаривание ) , они позволяют более тонко и
точно воспринимать речь.
Воспоминания
руки
необходимым условием грамотного письма.
движений
также
выступают
Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное
восприятие младших школьников составляет чувственную базу
орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств,
по К.Д.Ушинском, принимает участие в восприятии какоголибо
впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу
память.
Современный подход к проблеме памяти позволяет
подчеркнуть,что без опоры на понимание никакое усвоение
знаний вообще невозможно. Если понимание поверхностно,
неполно, не складывается в систему, то запоминание слабо и
нестойко и требуются многократные повторения для его
улучшения. Если же в процессе усвоения ученик выделяет в
материале главное смысловое содержание, то у него образуются
сильные и стойкие следы памяти.
Первым этапом решения орфографической задачи выступает
умение увидеть орфограмму при письме, т. е. изначальное
умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму,
словарю.
мотивирующее
Орфографическая
обнаружение
орфограмм и определения их типа.
правилу,
предполагает
обращение
зоркость
к
к
Восприятие включает в свой состав зрительные или
слуховые, артикуляционные или моторные компоненты, процессы
переработки
выделением
существенных признаков, их сопоставлением и создание образа
представления на основе прежнего опыта.
информации
полученной
с
психологической
орфографическую
нам
Анализ
определить
способность
учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и
квалифицировать орфограммы в результате оценки их
основе
признаков
последовательной
на
этапе
отдельных
литературы
зоркость
начальном
фиксации
признаков, а
позволяет
обучения
как
на
наоснове
последующем – на
интегрального образаориентира.
одновременного
нахождения
этапе
со
знакомить
В таком понимании орфографической зоркости содержится
важный для методики обучения вывод о необходимости на
первоначальном
всеми
опознавательными признаками орфограмм и добиваться их
прочного усвоения в деятельности. 14 классы следует
рассматривать в качестве начального этапа развития
орфографической зоркости, на котором основное внимание
уделяется определению всех необходимых и достаточных
признаков для нахождения орфограммы.
детей
В своей работе для повышения орфографической
зоркости у детей я использую следующие способы и приемы.
Провожу диагностику проверочных работ. Затем разбиваю
класс на подгруппы по типам орфографических ошибок. В
группе продленного дня занимаемся с детьми по подгруппам.
Мною были подобраны дидактические задания, формирующие
словообразовательные и грамматические понятия, развивающие
орфографические
заданиями
развлекательного характера, имеющие цель развивать внимание,
логическое мышление, любознательность, воображение и снятие
усталости.
навыки, сочетающиеся
с
Эти виды занятий проводятся с целью более глубокого
обобщения и систематизации знаний учащихся, выполнения
дифференцированных практических заданий с постепенным
наращиванием трудностей.